Свободные экономические зоны:сущность, возможности, сложившаяся практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: выявить особенности функционирования свободных экономических зон.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
изучение теоретических основ свободных экономических зон;
рассмотрение практики функционирования свободных экономических
зон в некоторых странах Центральной и Восточной Европы;
анализ деятельности свободных экономических зон на территории Оренбургской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Свободные экономические зоны и их классификация………….…...5
1.1 Цели, задачи и предпосылки создания свободных экономических зон…………………..………………………………………………….…...5
1.2 Общие сведения о свободных экономических зонах..…………..….…..7
1.3 Классификация свободных экономических зон………………….……..8
Глава2. Место и роль свободных экономических зон в России…………...…14
2.1 Типы свободных экономических зон существующих в России…..….14
2.2 Свободные экономические зоны России, современное состояние…..16
2.3 Свободные экономические зоны Оренбургской области………..…....18
Глава3. Свободные экономические зоны в Оренбургской области.................20
3.1.Современное состояние свободных экономических зон Оренбургской области………………………………………..………………………….….20
3.2 Проблемы и перспективы развития…………………..………………..22
3.3 Цели создания свободных экономических зон……………………….24
Заключение………………………………………………………………….……28
Списки используемых источников……..………….…………………………...30

Работа состоит из  1 файл

курсач пример.docx

— 303.84 Кб (Скачать документ)

 

             В условиях мирового финансового кризиса одним из самых эффективных инструментов антикризисной политики являются особые экономические зоны (ОЭЗ). Они позволяют минимизировать затраты инвестора за счет государственного финансирования инфраструктуры и создания режима делового благоприятствования.[1]

Рисунок 2.2. Система администрирования  «одно окно».

 

                2.3 Свободные экономические зоны Оренбургской области.

             На территории нашей области уже в этом году, возможно, появятся особые экономические зоны.

             В этих территориях создаётся особый налоговый режим для новых промышленных, сельскохозяйственных, инновационных и туристических предприятий.

             Сегодня в России существуют 24 федеральных особых экономических зоны (ОЭЗ) и 12 региональных. Ближайшая к нам - это ОЭЗ «Елабуга» в Татарстане, на территории которой находятся автосборочные и автокомпонентные производства.

          Главное условие участия в ОЭЗ - это создание предприятий «с нуля», причём будущие заводы и фабрики не могут заниматься добычей и переработкой углеводородных ресурсов и минерального сырья. [4]

Приветствуется создание агропромышленных ОЭЗ, а так же зон  с особыми льготными условиями  для развития регионального туризма.

               Сейчас в области создаётся Экспертный совет, который и будет принимать решение о создании ОЭЗ в Оренбуржье, а так же определит список приоритетных для этого территорий.[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Свободные  экономические зоны в Оренбургской области.

          

                3.1.Современное состояние свободных экономических зон Оренбургской области.

              В целях развития территорий Оренбургской области, привлечения ивесторов ( в том числе и иностранных) с целью улучшения экономики области и создания новых рабочих мест, предлагается рассмотреть возможность создания Медногорского округа областного подчинения с одновременным созданием свободной экономической зоны под названием - «Медкув», (МООП СЭЗ «Медкув») на территории в границах Медногорска, Идельбаево, Рысаево, Первомайка, Сарбаево, Ишмуратово, Кувандыка, Ибрагимово с расположением центра управления в Медногорске. [9].

             Думается экономически это обоснованно. Сильный промышленный Медногорск, объединить с сельскохозяйственным слабым, сверх дотационным Кувандыком, имеющим большие, выведенные из оборота, неиспользуемые производственные площади бывших цехов на заводе Криолит и здание недостроенного сахарного завода.

              Предоставить при этом Особые ощутимые льготы по налогам и сборам, субсидии, производствам, построенным (открытым) малыми предприятиями вдоль трассы Медногорск – Кувандык, на новой инновационной основе, в том числе и на основе нанотехнологий.

              Здесь возможны разработка новых месторождений медной руды для ММСК; добыча глины и производство отличного кирпича на месторождениях Идельбаево, Рысаево и кирпичного посёлка в Кувандыке; щебня на не доразработанном месторождении Рысаево – Сарбаево, природного плоского камня в районе Первомайки – Сарбаево; длинноволокнистого, особо ценного «голубого» асбеста в районе северо-восточнее Ишмуратово, поставка дешёвой воды для нужд Кувандыка из Ибрагимово, открытие лыжного курорта на Рысаевской горе с топографическим знаком, более пологие и безопасные живописные склоны которой, привлекут больше простых туристов, чем профессиональная горнолыжка в Кувандыке, и многое другое.

              При существующем уровне налогообложения, эти возможности инвесторами игнорируются, как местными молодыми предпринимателями, так и иностранными, ввиду непривлекательности с чисто экономической стороны и очень жёсткого отношения местных властей, лоббирующих интересы только местных уже состоявшихся олигархов.[9]

              В Оренбургской области в настоящее время формируется состав рабочей группы по разработке и внедрению проекта создания особой экономической приграничной зоны в Соль-Илецке, размещающей транспортно-логистический центр, инфраструктуру туристической индустрии.

                Данная концепция будет основана на генеральном плане города, который в настоящее время проходит согласовательные процедуры. Глава Соль-Илецка Николай Першин обсудил с представителями регионального отделения "ОПОРА России" вопросы развития города, а также сообщил об "изюминке" города - выращенном искусственно сосновом боре и объяснил инвестиционную привлекательность данной местности.[2]

                Глава города говорил и о возможности организации круглогодичного отдыха на территории Соль-Илецка, не только на близлежащих оздоровительных соленых озерах, но и на территории соснового бора.

                Особое значение уделено проблемам создания благоприятных условий для развития экономических составляющих города в связи с увеличивающимся потоком туристов. С установившимися постоянными отношениями с приграничными территориями Казахстана, новыми складывающимися отношениями с близлежащими регионами, активной торговлей бахчевыми и другими сельскохозяйственными культурами.

               Председатель ОРО "ОПОРА России" Виктор Коршунов поддержал предложение главы Соль-Илецка о разработке концепции. Создание условий для развития предпринимательства в городе увеличит доходную часть бюджета и позволит инвестировать средства в инфраструктурные объекты, в целом улучшить благосостояние жителей, что, конечно, должно привлечь не только инвесторов, но и федеральных властей, так как город находится на границе с соседствующим Казахстаном .[2]

 

 3.2 Проблемы и перспективы развития.

              Существующие, в настоящее время, в Российской Федерации свободные (особые) экономические зоны функционируют с 2005 года, то есть с момента вступления в силу Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Поэтому современные ОЭЗ делают только первые шаги, согласно новым, разработанным нормативно - правовым актам и Федеральным законам, разработанным с учетом ошибок предшествующего периода.

              Проблемы свободных экономических зон, созданных в 90-х годах, привели к их полной ликвидации. При этом специалисты говорят о следующих проблемах, которые были связанны с функционированием СЭЗ:

· Программно-целевые проблемы:

  • отсутствие государственной концепции создания СЭЗ;
  • отсутствие законодательной и нормативной базы.

             Недостаточность законодательного обеспечения деятельности иностранного капитала привела к низкому объему инвестиций в СЭЗ - в 2004г. 2% от общего объема прямых иностранных инвестиций в России

· Организационные проблемы состоят в том, что отсутствует  эффективная система управления зонами на федеральном и местном  уровнях.[3]

· Социально-экономические  проблемы:

  • Разрыв и перераспределение хозяйственных связей предприятий;
  • Отсутствие защиты отечественных товаропроизводителей на международном рынке со стороны государства;
  • Наличие на пути развития свободного предпринимательства препятствий бюрократического характера;
  • Проблема уровня квалификации российских кадров, как рабочих, так и управленческих, недостаток опыта;
  • Проблема доверия к власти.


 


 

 


 

 



 



 



 

 

 

 

Рисунок 3.1. Структура Концепции  развития ОЭЗ в Российской Федерации.

            Правовое регулирование создания и функционирования этих зон проводилось не законами, а подзаконными актами, что не смогло обеспечить надлежащий уровень правовой защиты инвестиций. Так, общие вопросы, касающиеся режима предыдущих экономических зон, находили отражение в правительственных распоряжениях и постановлениях, президентских указах, международных договорах и других нормативных актах.

             По сути, созданные в Российской Федерации свободные экономические зоны трансформировались в оффшоры. Компании регистрировались на соответствующих территориях, пользовались предоставляемыми им привилегиями, а деятельность свою вели за ее пределами. Большинство из этих зон так и не стали функционировать в полной степени, а их деятельность во многом нарушала федеральное законодательство.

            Таким образом, цели, поставленные при создании этих зон, не были достигнуты, вследствие чего зоны ликвидировали. [11]

 

3.3 Цели создания  свободных экономических зон.

      Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов. [15. c.97]

     Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона -- это в той или иной степени обособленная географическая территория. В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин "свободные экономические зоны". Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.

Рисунок 3.2. Этапы создания особых экономических зон в Российской Федерации.

     Для некоторых стран "свободные зоны" по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. Для таких зон больше подходит термин "специальные экономические зоны". Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. [4]

              Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

              Со сходной целью создавались свободные экономические зоны и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании СЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

              Помимо названных целей и причин создание свободных экономических зон увязывается с тремя основными задачами:

   - стимулированием  промышленного экспорта и получением  на этой основе валютных средств;

- ростом занятости;

- превращением зон в  полигоны по опробованию новых  методов хозяйствования, полюса  роста национального хозяйства. 

     Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В свободных экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.[17. c.45-47.]

     В то же время образование свободной экономической зоны может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот, предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название "налоговой революции". Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль. Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга.[16. c.45.]

Информация о работе Свободные экономические зоны:сущность, возможности, сложившаяся практика