Таможенный союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 06:28, курсовая работа

Описание

Экономические потрясения, возникающие в последние годы то в одной, то в другой стране на постсоветском пространстве, отсутствие сколько-нибудь ощутимых результатов в преодолении кризисных явлений вынуждают политиков все чаще обращаться к опыту совместного ведения хозяйства в условиях управляемой интеграции. Даже благополучные в экономическом отношении страны давно уже избрали для себя путь многоступенчатой интеграции, ведущей в конечном итоге, по замыслу ее инициаторов, к политическому сближению. Именно межгосударственным, экономическим, торговым, валютно-финансовым объединениям западные страны в немалой степени обязаны своим стабильным и поступательным развитием. Первейшим шагом к объединению национальных хозяйств для решения важнейших задач экономики явилась выработка единой таможенной политики.

Содержание

1. Таможенный союз: история, признаки и последствия создания
1.1. Таможенные союзы в мировой истории
1.2. Экономические последствия создания таможенного союза
2. Таможенный союз как этап мировой интеграции
3. Перспективы существования таможенного союза на примере сотрудничества России и Белоруссии
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 38.42 Кб (Скачать документ)

Введение

1. Таможенный  союз: история, признаки и последствия  создания

1.1. Таможенные  союзы в мировой истории

1.2. Экономические  последствия создания таможенного  союза

2. Таможенный  союз как этап мировой интеграции

3. Перспективы  существования таможенного союза  на примере сотрудничества России  и Белоруссии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Экономические потрясения, возникающие в последние  годы то в одной, то в другой стране на постсоветском пространстве, отсутствие сколько-нибудь ощутимых результатов  в преодолении кризисных явлений  вынуждают политиков все чаще обращаться к опыту совместного  ведения хозяйства в условиях управляемой интеграции. Даже благополучные  в экономическом отношении страны давно уже избрали для себя путь многоступенчатой интеграции, ведущей  в конечном итоге, по замыслу ее инициаторов, к политическому сближению. Именно межгосударственным, экономическим, торговым, валютно-финансовым объединениям западные страны в немалой степени обязаны  своим стабильным и поступательным развитием. Первейшим шагом к  объединению национальных хозяйств для решения важнейших задач  экономики явилась выработка  единой таможенной политики.

Мировой опыт свидетельствует, что таможенные союзы создают  благоприятные условия для развития торговли, производства, способствуют укреплению не только экономических, но и политических связей государств, которые объединены общими экономическими интересами. Европейский союз, достигший  высокого уровня экономической и  политической интеграции, имеет в  своей основе таможенный союз. Именно образование в соответствии с  Парижским (1951) и Римским (1957) договорами таможенного союза ЕЭС стало  стартовой площадкой процесса европейской  интеграции и началом создания единой Европы. Ермак Д. Таможенный союз - хорошо, но реально ли… // Экономическая  газета. - №77(1096). - 2007. Этот процесс не был гладким и лишенным противоречий, но политическая воля, стремление к  поиску компромиссов, общие экономические  цели обеспечили в конце концов успех. Это позволило достичь поставленных перед таможенным союзом целей досрочно, к 1 июля 1968 г.

В данной работе мы попытаемся показать место таможенных союзов в мировой интеграции государств. Для этого прежде всего необходимо обратится к истории вопроса - выяснить, когда возникли первые образования  таможенных союзов. Второй задачей  является выделение конкретных признаков  таможенного союза как явления  современной мировой экономики. И, наконец, на заключительном этапе  работы мы покажем перспективы создания таможенных союзов на примере сотрудничества России и Белоруссии.

1. Таможенный союз: история, признаки  и последствия  создания

Российская Федерация  участвует во многих международных  договорах, образующие правовую основу межгосударственных отношений, которые  содействуют поддержанию мира и  безопасности, развитию международного сотрудничества, в том числе в  области внешней торговли товарами.

Международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы и выступают в качестве существенного элемента стабильности международного правопорядка и отношений  России с зарубежными странами.

Заключение международных  договоров регламентируется Федеральным  законом «О международных договорах  Российской Федерации» Собрание законодательства РФ, 17.07.95, ст.2757., в соответствии с  которым под международным договором  Российской Федерации понимается международное  соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной  организацией в письменной форме  и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое  соглашение в одном документе  или в нескольких связанных между  собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международные договоры Российской Федерации классифицируются в зависимости от уровня государственного органа, заключившего такой договор: межгосударственный, когда договор  заключен от имени Российской Федерации, межправительственный, заключаемый  от имени Правительства Российской Федерации, договор межведомственного  характера, заключаемый от имени  федерального органа исполнительной власти.

Вступившие в  силу для Российской Федерации международные  договоры подлежат официальному опубликованию.

Следует отметить, что в таможенной сфере находят  применение все три вида международных  договоров, указанных выше.

Международное сотрудничество Российской Федерации  с зарубежными странами подразделяют на сотрудничество со странами ближнего зарубежья (Содружества Независимых  Государств) и со странами дальнего зарубежья.

Сотрудничество  Российской Федерации с другими  странами строится на основе двусторонних и многосторонних договоров, при  участии в международных экономических  образованиях: зоне свободной торговли, таможенном союзе.

1.1 Таможенные союзы  в мировой истории

Международное право, политику и экономику трудно представить вне связи с явлениями  объединения наций. В условиях, когда  на общемировом уровне говорится  о взаимозависимости экономик и  глобализации хозяйственных связей, а на региональном - об общих исторических корнях, длительном совместном хозяйствовании, нельзя обойти вниманием вопросы  о международно-правовых средствах  и способах сближения, интеграции, под  которой обычно понимают экономическое  и политическое объединение государств. Этот процесс охватил все континенты, бывшие республики СССР также не оказались  в стороне от них.

Сам термин «интеграция» был введен в общественный и научный  оборот сравнительно недавно, однако объединительные, интеграционные тенденции возникли в мире не сегодня. На протяжении всей истории государственного развития страны находили общие экономические, политические и военные интересы, однако это не означало их объединения.

Объединение материальных и финансовых ресурсов для решения  общих задач, создание надгосударственных органов управления и передача им части полномочий, - все это характерно для политического развития второй половины ХХ века.

Взаимоотношения народов, населявших бывший СССР, претерпели коренные изменения: столкнулись два  противоречивых явления. С одной  стороны, отчетливо обозначилось стремление обособиться, самостоятельно проводить  внутреннюю и внешнюю политику, которое  проявилось в распаде СССР. С другой - понимание необходимости налаживать новые связи, основанные на нормах международного права, рыночных экономических отношениях и учете взаимных интересов.

Таможенный союз является одной из наиболее распространенных форм международной интеграции, которыми являются, в частности, зоны свободной  торговли, «общие рынки», экономические  и политические союзы. Участие государств в том или ином интеграционном образовании предполагает различную  степень сближения. Если участники  зоны свободной торговли ограничиваются частичной или неполной отменой  количественных ограничений и тарифных барьеров во взаимной торговле, то страны-члены  полного политического и экономического союза постоянно ведут поиск  решений по важнейшим вопросам с  помощью разветвленной системы  межгосударственных органов. Развивается  интеграция в соответствии с общими закономерностями: путем постепенного перехода от одной ступени к другой, более высокой.

Таможенные союзы  возникли в Западной Европе в начале и середине XVIII века не на пустом месте. До этого имели место негосударственные  образования.

Так, в средневековой  Европе были нередки случаи, когда  феодалы заключали друг с другом союзы, чтобы облегчить взимание сборов с въезжающих на их территории торговцев. Истомин С.И. Таможенное право. - М.: Софт Издат, 2005. - 448 с. Такие объединения были направлены исключительно на ужесточение существовавших тогда режимов.

Сборы за право  торговли в городе (или на рынке) и за право проезда по дорогам, рекам и мостам взимались везде, где угодно, по мнению исследователей, они не имели пограничного характера. Естественно, что такие условия  сдерживали торговлю и производство.

Для нарождавшейся  капиталистической промышленности и развивавшейся торговли был  необходим более благоприятный  фискальный режим с ликвидацией, хотя бы частичной, внутренних таможенных барьеров и созданием в будущем  более обширных таможенных территорий.

В течение долгого  времени количество внутренних таможен  постепенно уменьшалось, территории объединялись, однако и тогда еще продолжали сосуществовать приграничные и внутренние сборы.

Одним из путей, с помощью которых общегосударственная  таможенная политика вытесняет местную, явилось заключение договоров между  городами в рамках свобод и вольностей, дарованных или признаваемых монархами. Большое распространение они  имели в Англии, где уже в XIII столетии появляются интермуниципальные торговые договоры, в соответствии с которыми граждане одного города, приезжая с торговыми целями в другой город, освобождались от уплаты таможенных пошлин. Договоры между французскими городами для облегчения ввоза товаров получили распространение в XV веке.

Особый интерес  представляют союзы городов, расположенных  на территориях разных государств, имевших целью охрану своей торговли - ганзы (с немецкого - «союз»). Международно-правовое сотрудничество в таможенной сфере [Электронный ресурс]: http://www.tsmi.ru/ show_left.php?b=4&pp=1&idCh=19&idP=1. Известны Лондонская ганза, впервые упоминаемая в 1240 году и объединившая 17 городов Франции и Англии, Кельнская ганза, сведения о которой есть с 1157 года, созданная германскими городами. Последняя во второй половине XIII века утратила свое значение и составлявшие ее города присоединились к более мощному союзу, называемому Тевтонская (Ливонская) или Великая немецкая ганза с центром в Любеке (1267 г.). Началом Великой немецкой ганзы послужил договор о сотрудничестве между гильдиями Любека и Гамбурга. Одним из основных принципов сотрудничества явилась беспошлинная торговля. Источником поступлений в городскую казну были налоги с членов местной Ганзы, что позволяло отказаться от взимания таможенных сборов.

К 1367 году, когда  состоялся первый съезд всех представителей Ганзы, в ее состав входило 77 городов. В состав Любекской ганзы входили и русские города Новгород, Псков и Смоленск. Там же.

Торговые отношения  между Новгородом и Ганзой изначально регулировались договорами, имевшими международный характер.

При всех особенностях ганзейских отношений с таможенными  союзами их сближает то, что они  устанавливают особый торгово-таможенный режим, который не применяется к  другим городам, не являющимися членами  Ганзы.

Особенностью  таможенного права является такое  обстоятельство, как совмещение в  своем содержании норм национального  права, так и международного. Данное обстоятельство вызвано тем, что  возникающие во внешней торговле правоотношения всегда подвергаются воздействию  со стороны таможенного права  иностранного партнера.

Международный обмен товаров приводит к усилению взаимозависимости государств, что  в свою очередь вызывает все большее  значение норм международных договоров, которые регулируют вопросы таможенного  контроля.

Расширяющиеся международные торговые связи вызывают необходимость разработки общей  практики применения таможенных правил. Уже в ХVIII веке ученые и практики стали приходить к пониманию  того, что общие таможенные правила  приведут к тому, что произойдет объединение торгующих между  собой стран в одну страну, то есть единая таможенная политика предшествует политическому объединению. Данный вывод был подтвержден в 1834 году, когда был создан Германский таможенный союз, который явился основой объединения  Германии, являющейся одной из самых  развитых промышленных стран мира.

Германский таможенный союз представляет интерес, поскольку  впервые была создана и прошла проверку на практике такая форма  организации как таможенный союз, объединивший суверенные государства  и образовавший единую таможенную территорию.

Истоки понятия  «таможенный союз» можно найти  в соглашении о Таможенном союзе 1867 г., Французско-Монакском соглашении 1865 г., Бельгийско-Люксембургском соглашении 1921 г., Таможенно-экономическом союзе Бенилюкса 1958 г. (в его основе Таможенная конвенция 5 сентября 1944 г.). История возникновения и признаки таможенных союзов [Электронный ресурс]: http://www.tsmi.ru/show_ left.php?b=4&pp=1#ogl Конечно, нельзя не упомянуть о самом успешном европейском Экономическом союзе, в основе которого «Римский трактат» 1957 года, учреждающий в главе 1 раздела 1 Таможенный союз. Кроме него в современном мире существует Центрально-американский общий рынок, функционирует таможенный и экономический союз Центральной Африки и другие.

Информация о работе Таможенный союз