Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 06:28, курсовая работа
Экономические потрясения, возникающие в последние годы то в одной, то в другой стране на постсоветском пространстве, отсутствие сколько-нибудь ощутимых результатов в преодолении кризисных явлений вынуждают политиков все чаще обращаться к опыту совместного ведения хозяйства в условиях управляемой интеграции. Даже благополучные в экономическом отношении страны давно уже избрали для себя путь многоступенчатой интеграции, ведущей в конечном итоге, по замыслу ее инициаторов, к политическому сближению. Именно межгосударственным, экономическим, торговым, валютно-финансовым объединениям западные страны в немалой степени обязаны своим стабильным и поступательным развитием. Первейшим шагом к объединению национальных хозяйств для решения важнейших задач экономики явилась выработка единой таможенной политики.
1. Таможенный союз: история, признаки и последствия создания
1.1. Таможенные союзы в мировой истории
1.2. Экономические последствия создания таможенного союза
2. Таможенный союз как этап мировой интеграции
3. Перспективы существования таможенного союза на примере сотрудничества России и Белоруссии
Заключение
Список использованной литературы
В Западной Европе
были созданы следующие
Опыт работы
этих межгосударственных образований
был позаимствован при
1.2 Экономические последствия создания таможенного союза
Одной из разновидностей оптимизации таможенной политики является вступление страны в таможенный союз, внутри которого ведется беспошлинная торговля, в то время как на продукцию не входящих в союз стран установлена импортная пошлина. Прежде чем вступить в таможенный союз стране приходится взвесить противоречивые последствия этого шага. Рассмотрим их на основе частичного и общего анализа.
Частичный
анализ. На рис. 1. линии SA и DA представляют
предложение и спрос на некоторое благо
в стране А, а линии SB и SC совершенно
эластичное по цене предложение на этом
же рынке стран В и С. Микроэкономика
внешней торговли [Электронный ресурс]:
http://www.spbki.ru/rus/parts/
Допустим, что в исходном положении страна А взимает пошлину в размере t ден. ед. с единицы ввозимого товара, т.е. страна В может предлагать его на рынке по цене PB + t, а страна С по цене PC + t. В этом случае на внутреннем рынке установится цена РЕ = PC + t при объеме спроса Q1. Отечественные производители предлагают Q0, a Q1 - Q0 ввозится из страны С.
Рассмотрим последствия создания таможенного союза между странами А и В для страны А. Поскольку РЕ > РB, то импорт из страны С будет заменен импортом из страны В и цена снизится до РB. В результате этого излишки потребителей возрастут на площадь РBnmРЕ, излишки производителей сократятся на площадь РBlkРЕ, а таможенные сборы уменьшатся на площадь edml. Следовательно, получит ли страна А чистый выигрыш от создания таможенного союза со страной В зависит от разности между площадью прямоугольника edhg и суммой площадей треугольников klg и mnh. Выигрыш тем вероятней будет превышать потери, чем:
1) меньше наклон кривых SA и DA;
2) больше разность между РЕ и РB;
3) меньше разность между РB и РC.
Первый и третий факторы объясняют, почему с большей вероятностью можно ожидать выигрыша при объединении в таможенный союз стран с примерно одинаковыми условиями производства и структурой спроса, чем при объединении стран с существенно различными уровнями экономического развития.
Общий анализ. Более полное представление о последствиях образования таможенного союза в мировом хозяйстве, состоящем из экономик трех названных выше стран, можно получить, используя инструменты общего анализа.
На рис. 2. точки
E0 и C0 представляют соответственно
структуру производства и потребления
в стране А при свободной торговле
со странами В и С. Микроэкономика
внешней торговли [Электронный ресурс]:
http://www.spbki.ru/rus/parts/
С введением пошлины для жителей страны А продукция F дорожает, что отображается уменьшением наклона бюджетной линии с tg до tg. Структуру производства в стране А теперь представляет точка Е1, структуру потребления частного сектора точка C1, а структуру потребления страны в целом (населения и государства) точка С'1, так как для страны пропорция обмена со страной С не изменилась.
Если страна А объединится со страной В в таможенный союз, то жители страны А смогут покупать благо F по более низкой цене у страны В (tg >tg). В результате страна А окажется на более низкой кривой безразличия, чем до образования таможенного союза. Но страна А могла бы и выиграть от образования таможенного союза со страной В, если бы РF,B была такой, что наклон бюджетной линии страны А при беспошлинной торговле со страной В превышал tg (прерывистая линия).
2. Таможенный союз как этап мировой интеграции
Мировой опыт показывает, что экономическая интеграция эволюционирует посредством следующих основных уровней. Юрик В. Союз Беларуси и России: первая пятилетка -- с таможенным союзом, а вторая? // Белорусский банковский бюллетень. - № 40 (99). - 2005, С. 33-39.
Первый - заключение преференциальных торговых соглашений. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем третьим странам. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов, часто рассматриваются как подготовительный этап интеграционного процесса, приобретающего впоследствии более развитые формы. Для управления преференциальными соглашениями межгосударственные органы не создаются.
Второй - создание зоны свободной торговли, то есть преференциальной зоны, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Зона свободной торговли предусматривает полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сокращении национальных тарифов в отношениях с третьими странами, причем данные условия не распространяются на продукты сельского хозяйства. Соглашения о зонах свободной торговли придают торговой политике стран-участниц более стабильный и предсказуемый характер. Функционирование зоны свободной торговли позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства в рамках подписанных соглашений, совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике. Однако создание зоны свободной торговли приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что зачастую оказывает неблагоприятное воздействие на качество и технический уровень отечественного товара. Либерализация импорта создает угрозу для национальных производителей: увеличивается опасность вытеснения отечественных производителей с внутреннего рынка, повышается возможность банкротства из-за неконкурентоспособности и некачественности производимых товаров.
Взаимодействие
государств - участников зоны свободной
торговли, регулирование их деятельности
происходят без создания постоянно
действующих наднациональных
Третий - образование таможенного союза. Таможенный союз предполагает согласованную отмену национальных таможенных тарифов, введение общего таможенного тарифа, единую систему нетарифного регулирования в отношении третьих стран.
Основное различие
между зоной свободной торговли
и таможенным союзом состоит в
том, что в зоне свободной торговли
предусматривается постепенное
снижение таможенных пошлин, устранение
тарифных барьеров и т. п. Таким образом,
зона свободной торговли призвана обеспечить
беспошлинную торговлю товарами между
государствами-участниками. В таможенном
союзе существует беспошлинная торговля
между странами-членами и
Функционирование
таможенного союза требует
Таможенный союз способствует сохранению и укреплению экономического пространства в отношениях между государствами, обеспечению свободного движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, проведению согласованной политики в таможенных связях в отношении третьих стран и унификации таможенного законодательства и таможенных процедур в целях защиты внутреннего рынка.
Четвертый - создание общего рынка. Таможенный союз, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами и разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки для перехода к качественно более высокому уровню интеграции - общему рынку. В пределах общего рынка интегрирующиеся страны закрепляют свободу движения не только товаров и услуг, но и факторов производства, что требует более высокого уровня координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях глав государств и правительств участвующих стран.
Пятый - формирование экономического союза. Экономический союз предусматривает, наряду с общим таможенным тарифом и свободой передвижения товаров и факторов производства, координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях - валютной, бюджетной, денежной. На данном этапе возникает потребность создания органов, наделенных не только способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения. Правительства государств - участников экономического союза отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие межгосударственные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами государств-членов.
Шестой - формирование политического союза. Политический союз предусматривает передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Данный уровень является самым высоким, однако ни одна интеграционная группировка не достигла подобного.
В целом достаточно сложно определить, на каком уровне развития находится то или иное интеграционное объединение, в силу как отсутствия достаточной информации, так и возникающих сильных различий между провозглашенными целями и реальными достижениями.
3. Перспективы существования таможенного союза на примере сотрудничества России и Белоруссии