Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 06:28, курсовая работа
Экономические потрясения, возникающие в последние годы то в одной, то в другой стране на постсоветском пространстве, отсутствие сколько-нибудь ощутимых результатов в преодолении кризисных явлений вынуждают политиков все чаще обращаться к опыту совместного ведения хозяйства в условиях управляемой интеграции. Даже благополучные в экономическом отношении страны давно уже избрали для себя путь многоступенчатой интеграции, ведущей в конечном итоге, по замыслу ее инициаторов, к политическому сближению. Именно межгосударственным, экономическим, торговым, валютно-финансовым объединениям западные страны в немалой степени обязаны своим стабильным и поступательным развитием. Первейшим шагом к объединению национальных хозяйств для решения важнейших задач экономики явилась выработка единой таможенной политики.
1. Таможенный союз: история, признаки и последствия создания
1.1. Таможенные союзы в мировой истории
1.2. Экономические последствия создания таможенного союза
2. Таможенный союз как этап мировой интеграции
3. Перспективы существования таможенного союза на примере сотрудничества России и Белоруссии
Заключение
Список использованной литературы
Формирование Таможенного союза России и Беларуси создает благоприятные условия для приоритетного развития торговли между государствами, более полного обеспечения необходимыми видами энергоносителей, сырьевых ресурсов, машино-технической продукцией, продовольствием и потребительскими товарами, что, в конечном счете, явится существенным шагом на пути к созданию общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Важным приоритетным
направлением внешнеполитической и
внешнеэкономической
Началом объединения
таможенных систем стран СНГ стало
подписание 13 марта 1992 г. Соглашения о
принципах таможенной политики. Таможенное
сотрудничество в рамках Россиско-Белорусского
интеграционного процесса [Электронный
ресурс]: http://evolutio.info/index.
Основополагающим межгосударственным документом белорусско-российского таможенного сотрудничества является Соглашение о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией Там же., подписанное правительствами двух стран 6 января 1995 г. и вступившее в силу 30 декабря 1995 г. 10 января 1995 г. к Таможенному союзу Беларуси и России присоединилась Республика Казахстан, 29 марта 1996 г. - Кыргызстан, а 28 марта 1998 г. - Таджикистан. «Создание Таможенного союза пяти государств - это первый шаг международной интеграции в области таможенного дела в рамках СНГ. Возник принципиально новый тип взаимоотношений на постсоветском пространстве, отвечающий мировым нормам и требованиям» Мансуров Т. Таможенный союз - реальная интеграция // Известия. -25.03.08.. Подписание таких соглашений отражает стремление сторон к развитию сбалансированных и взаимовыгодных отношений, признанию международных общепринятых норм в экономических отношениях, ориентированных на правила ГАТТ/ВТО, и созданию благоприятных условий для активного выхода государств-членов Таможенного союза на мировой рынок.
Таможенный союз
стал первой формой интеграционного
сотрудничества в истории межгосударственного
союза двух государств. В соответствии
со статьей 1 Соглашения о Таможенном союзе
Беларуси и России «Договаривающиеся
Стороны определяют Таможенный союз как
экономическое объединение двух государств,
основывающееся на следующих принципах:
Таможенное сотрудничество в рамках Россиско-Белорусского
интеграционного процесса [Электронный
ресурс]: http://evolutio.info/index.
а) наличие единой таможенной территории государств - участников Таможенного союза. Формирование единой таможенной территории осуществляется путем:
отмены в торговле
между государствами
установления
и применения в отношении с
третьими странами одинакового торгового
режима, общих таможенных тарифов
и мер нетарифного
формирования
механизма взаимоотношений
б) наличия однотипного
механизма регулирования
Данное Соглашение
регулирует также вопросы распределения
таможенных пошлин, налогов и сборов,
имеющих эквивалентное
«Именно Таможенный
союз Беларуси и России является одним
из краеугольных камней, на которых
строится вся система экономической
интеграции Беларуси и России. Это
вытекает из самого определения его
как экономического объединения, основывающегося
на наличии единой таможенной территории
и однотипного механизма
Первым закрепленным
в Соглашении принципом функционирования
таможенного союза является «отмена
во взаимной торговле таможенных пошлин,
налогов и сборов, а также количественных
ограничений». По существу, речь идет о
создании зоны свободной торговли между
двумя странами. В соответствии с
Соглашением о свободной
Второй принцип
функционирования таможенного союза
- установление и применение в отношениях
с третьими странами одинакового
торгового режима, общих таможенных
тарифов и мер нетарифного
регулирования внешней
Третьим принципом
функционирования Таможенного союза
является унификация таможенного и
иного законодательства, затрагивающего
внешнеэкономическую
Конечной стадией
создания Таможенного союза является
формирование единой таможенной территории
и согласованной системы
Таким образом, Таможенный союз Беларуси и России создает благоприятные условия для развития торговли, производства, способствует укреплению не только экономических, но и политических связей двух государств, которые объединены общими экономическими интересами.
О взаимовыгодном
белорусско-российском сотрудничестве
в рамках Таможенного союза
Итак, Таможенный союз Беларуси и России является основой, на которой строится система белорусско-российской экономической интеграции.
Таможенная политика, проводимая в рамках белорусско-российского Таможенного союза, направлена на тесное взаимодействие двух государств в отношении наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на территории Таможенного союза, участие в решении торгово-политических задач по защите Таможенного союза, стимулирование национальных экономик в период их структурной перестройки, обеспечение равных условий производителям продукции, создание единого механизма организационно-правового развития экономического сотрудничества в рамках Таможенного союза.
Однако политика Таможенного союза Беларуси и России должна соответствовать национальной экономической политике каждого из государств и при этом являться их эквивалентом. Несмотря на то, что экономическая политика союза затрагивает проблемы, которые выходят за пределы контроля национальных правительств, национальная экономическая политика должна регламентировать такие отношения и контролировать их выполнение.
Процесс таможенного
сотрудничества Беларуси и России,
наряду с достигнутыми в рамках Таможенного
союза позитивными результатами
(отменой таможенного контроля на
общей границе, неприменением таможенно-
В связи с
существующими проблемами некоторые
белорусские и российские исследователи
отрицают реальное существование Таможенного
союза Беларуси и России. «Союз
Беларуси и России был создан лидерами
двух стран в апреле 1995 г. де-юре
как интеграционный союз с экономическим
названием «таможенный». Затем, под
давлением реальности и экономической
целесообразности преобразований переходного
периода, данный союз трансформировался
де-факто в зону свободной торговли,
которая в настоящее время
и функционирует на экономическом
пространстве двух государств-участников».
В условиях динамической трансформации
экономик двух стран, когда движение
к рынку у Беларуси по сравнению
с Россией практически
В настоящее время развитие белорусско-российской интеграции на политическом и экономическом уровнях осуществляется на основе Договора о создании Союзного государства Беларуси и России, подписанного президентами двух государств 8 декабря 1999 г. и вступившего в силу 26 января 2000 г. Одной из целей белорусско-российского Союзного государства является формирование единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников, использование рыночных механизмов функционирования экономики. Союзное государство основано на разграничении предметов и пределов ведения между Союзным государством и государствами-участниками. К исключительному ведению Союзного государства относятся создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающих свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов, единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений. Государства-участники применяют единые ставки ввозных и вывозных пошлин, единые таможенные режимы и единый порядок таможенного оформления и контроля.
Подписание Соглашения о Таможенном союзе Беларуси и России является лишь первым шагом на пути поэтапного создания белорусско-российского Таможенного союза, предусматривающего реализацию целого комплекса взаимосвязанных мероприятий. Таможенный союз предполагает достаточно высокий уровень интеграции и согласованности действий в экономической и политической сферах государств, которые должны иметь схожие структуры экономики, согласованные цели и синхронизированную экономическую политику, обеспечивающую стабильность и относительную устойчивость развития. Экономическая интеграция в целом предполагает взаимодополнение, сближение и взаимное приспособление национальных хозяйств.