Технологии управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:15, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучение технологии управления персоналом, разработка технологии управления персоналом на примере организации малого бизнеса.
В ходе выполнения курсовой работы предполагается решение ряда задач:
1. исследовать особенности функционирования малого предприятия, его коллектива, рассмотрев как общие аспекты, так и организационную структуру конкретного предприятия малого бизнеса.
2. выявить проблемы в кадровой политике фирмы, проводя детальный анализ существующей структуры.
3. попытаться решить эти проблемы и разработать пути усовершенствования работы с персоналом в конкретной организации.

Содержание

Введение
Глава 1
Теоретические основы управления персоналом в организации малого бизнеса.
1.1. Понятие и значение управления персоналом в деятельности предприятия.
Особенности управления персоналом малого предприятия.
1.2. Функции управления персоналом на малом предприятии
1.3. Взаимоотношения руководителя малого предприятия с персоналом
Глава 2
Аналитическая основа совершенствования системы управления персоналом малого предприятия.
2.1. Характеристика ИП Иванов С.А.
2.2. Анализ существующей структуры управления
2.3. Анализ действующей кадровой службы
Глава 3
Совершенствование методов управления персоналом малого предприятия.
3.2. Разработка плана работы с персоналом предприятия
3.2. Предложения по совершенствованию управления персоналом
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по эконом..doc

— 284.00 Кб (Скачать документ)

     - быстро, качественно и персонально  оценивать результаты деятельности  предприятия;

     - точно и своевременно находить  и учитывать факторы, влияющие  на получаемую прибыль;

     - определить расходы и тенденцию  их изменения, что необходимо  для определения продажной цены и расчета рентабельности;

     - находить оптимальные пути решения  различных проблем и получение  достаточной прибыли.

       Для всесторонней оценки эффективности  торговой деятельности используются  различные показатели: товарооборот, прибыль, рентабельность, издержки обращения и др.

     При планировании прибыли выявляется влияние  на размер прибыли ряда факторов: определяется процент прибыли по товарной продукции  в базовом году и увеличение прибыли  вследствие увеличения объема закупок  товарной продукции; увеличение или уменьшение прибыли в связи с увеличением или уменьшением себестоимости товарной продукции, увеличение прибыли за счет изменения цен и ряда других факторов.

     Информационной  основой анализа хозяйственной  деятельности комбината являются данные бухгалтерской и статистической отчетности, бухгалтерские балансы.

     Документооборот на комбинате играет очень важную роль. Здесь очень важным является документальное оформление сделок (договоров). Очень важным аспектом является оформление платежных документов (счета-фактуры и др.)

     Документация  оформляется менеджерским составом (оформление сделок) и операторами (платежные  документы), заверяется печатью. Процесс  оформления документации контролируется бухгалтерией. Организация работы с  документами – это создание оптимальных условий для всех видов работ с документами. К таким работам относятся: прием и регистрация, рассмотрение документов руководителем, порядок прохождения документов в организации и в исполнении, контроль исполнения, формирование дел, подготовка и передача дел в архив.

     Другой  вид деятельности – розничный  продуктовый магазин в спальном районе города. Ассортимент магазина – 700 наименований продукции. Магазин  функционирует с 2001 года, за этот период, дважды проводился капитальный ремонт с перестройкой торгового зала и заменой оборудования, сформировался круг постоянных покупателей. 

     Продажа продукции происходит с открытой выкладкой. Покупатель имеет возможность  отобрать выложенные на рабочем месте  продовольственные товары (на прилавках, стеллажах). Функции продавца сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию и упаковке. Метод позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить производительность труда. При продаже товаров по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их на рабочем месте продавца. Товары группируются по видам и по ценам. В магазине действует расчетно-кассовое обслуживание.

     Деятельность  фирмы обеспечивается подобранным  квалифицированным персоналом, действующим  в рамках прав и обязанностей, определённых организационной структурой управления персоналом (приложение  1). Общая численность сотрудников предприятия на данный момент – 44 человек. Из них администрация – 8 человека, специалисты (ИТР) – 12 человек, рабочие – 24 человек. Анализ соотношения сотрудников по возрасту и полу – приложение 2. 

 

      2.2. Анализ существующей структуры управления 

     Основу  управления составляют отношения найма. В этой фирме собственник имеет  возможность командовать, в связи с тем, что он, открывая работнику доступ к средствам труда, выступает в роли хозяина и нанимателя.

     Принятая  организационная структура (линейная) совершенствуется в течение многих лет и вполне устраивает фирму  и её руководителей. Анализируя работу за длительный промежуток времени нужно  отметить достоинства работы по принятой организационной системе:

  1. Единство и чёткость распорядительства (даже при выполнении несвойственной или незапланированной работы);
  2. Чётко выраженная ответственность (так за невыполненные обязательства по поставкам товаров полностью отвечает старший менеджер по продажам);
  3. Оперативность в принятии решений (получивший задание руководитель подразделения в силу своего профессионализма, навыков руководителя немедленно принимает решение);
  4. Простота управления (выдача задания, распоряжения от одного руководителя и сдача выполненного заказа  в один адрес);
  5. Личная ответственность руководителя подразделения за результат проделанной работы (если не выполнена работа по какой-либо причине, то отвечает исполнитель работы, не принявший своевременных мер по устранению недоработок).

     В то же время у этой структуры есть и отрицательные факторы:

  1. очень высокие требования к руководителю подразделения, который должен быть всесторонне подготовлен для выполнения порученной работы (в том числе – частично несвойственные функции, но необходимые в данный момент);
  2. нет участков по планированию и подготовке решений (задание дано, а детали планирует и согласовывает сам);
  3. перегрузка информацией;
  4. концентрация власти в управляющей верхушке (это очень существенно, особенно в финансовых условиях и в условиях рынка).

     Ввиду указанной кадровой структуры обязанности по подбору персонала в большей степени возложены на офис-менеджера и далее на непосредственного руководителя того участка, куда необходим новый сотрудник.

     Первая  беседа – консультация, просмотр трудовой книжки проходит с офис-менеджером; если по квалификации (документально) кандидат устраивает фирму (отсутствие замечаний по трудовой дисциплине), то он направляется на участок для беседы с его руководителем и при положительном отзыве направляется на приём к генеральному директору, где объясняются правила внутреннего распорядка, система оплаты, льгот и др.

     В фирме всех работников принимает  лично генеральный директор; что  говорит об изначальном отношении  к подбору кадров в фирме.

     При положительном решении вопроса  о приёме на работу работник проходит медицинское обследование и инструктаж на рабочем месте, производится ознакомление нового работника с должностной инструкцией (пример – приложение  3).

     После всех указанных процедур подписывается  приказ о приёме на работу с трёхмесячным испытательным сроком (для ИТР и рабочих), перед окончанием испытательного срока вопрос о целесообразности продолжения работы инженерно-технического работника обсуждается в администрации.

     На  предприятии с момента зачисления на работу большое внимание уделяется  адаптации (взаимного приспособления работника и организации, на основе постепенной работы сотрудника в новых профессиональных условиях труда).

     Работника знакомят с коллективом, указывают  рабочее место, выдают под роспись  должностную инструкцию для изучения и исполнения. В течение испытательного срока нового работника контролирует и консультирует непосредственно руководитель его участка, а также наиболее опытные сотрудники со схожими должностными обязанностями. 

     
    1. Анализ  действующей кадровой службы.
 

     Функция делопроизводителя в ИП Иванов С.А. возложена на офис-менеджера. Ведутся дела:

     - Приказы по личному составу;

     - Личные дело на каждого работника;

     В личное дело работника включается: заявление, личная карточка, анкета и дополнение к ней, свидетельства о рождении детей до 14 лет, необходимые для расчета заработной платы, трудовая книжка, копии документов об образовании, трудовой договор, копия приказа о приеме на работу (приложение 4). Стандартный трудовой договор с работником ИП Иванова С.А.  – приложение 5.

     Решения о приеме на работу, увольнении, предоставлении внеочередного отпуска принимается непосредственно руководителем. Приказы и договоры составляются офис-менеджером и передаются директору на подпись.

     Набор представляет собой создание определенного  резерва на планируемые должности, как из внешних, так и из внутренних источников. Организация использует внешние и внутренние источники для приема на работу. Внешние источники – это и кадровые агентства, и центры занятости, также предприятие помещает объявления в СМИ о своих потребностях в специалистах. Или организация предлагает людям, уже работающим на предприятии порекомендовать своих близких и знакомых. Такой способ является не только дешевым, но и дает возможность работникам поучаствовать в решении проблем фирмы. Внутренними источниками являются люди, уже работающие на определенных должностях, но имеющие большие способности, чем могут проявить в данный момент. Продвижение по службе сильно мотивирует работника, а организации не приходится обучать нового специалиста многим нюансам работы в организации. Риск при внутренней кадровой политике может заключаться в том, что в организацию не поступают новые люди со свежими взглядами и идеями и это может привести к застою.

     По  причине отсутствия кадровой службы обучение персонала проводится непосредственно на рабочем месте. Менеджер может предупредить отсутствие профессиональных умений только на собеседовании, хотя даже наличие свидетельств о дополнительной подготовке не всегда может свидетельствовать о практических навыках соискателя. К сожалению,  это приводит к тому, что очень большое значение имеют рекомендации с предыдущих мест работы, то есть субъективные показатели. Аттестация на предприятии проводится только в менеджерском составе – по личной инициативе руководителя участка – старшего менеджера. Оценка трудовой деятельности остальных работников происходит по результатам их работы.

     К плюсам кадровой службы предприятия  можно отнести:

  1. Высокая скорость оформления документации, за счет простоты устройства кадровой службы
  2. Отсутствие административных барьеров
  3. Близкое сотрудничество руководства и персонала. Коллектив лично знает своего руководителя
  4. Низкие расходы предпринимателя на данную сферу

     Основные  минусы кадровой политики предприятия:

  1. Социальная незащищенность персонала
  2. Высокая вероятность ошибок по причине сосредоточения всех обязанностей в одних руках не специалиста кадрового профиля
  3. Необъективность подбора персонала в следствие невозможности применения специальных методик (тестирований, аттестаций и прочего). Немалую роль играют личные симпатии руководства
  4. Отсутствие обучения и курсов повышения квалификации

     Однако, несмотря на некоторый сумбур в кадровой политике, коллектив на предприятии  сохраняет устойчивость и неизменный состав на протяжении нескольких лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3

     Совершенствование методов управления персоналом малого предприятия 

     
  1. Разработка  плана работы с  персоналом предприятия
 

     Концепцию как долгосрочной, так и текущей  кадровой политики можно реализовать  с помощью кадрового планирования, которое позволяет согласовывать и уравновешивать интересы работодателей и работников.

     Целью кадрового планирования является обеспечение  работников рабочими местами в нужное время и в необходимом количестве в соответствии как с их способностями  и склонностями, так и с требованиями производства.

     Кадровое  планирование на предприятии необходимо для определения:

  1. Сколько работников, какой квалификации, когда и где необходимо    принять на работу;
  2. Можно ли провести сокращение персонала;
  3. Как лучше решить вопросы повышения квалификации работников;
  4. Какие потребуются затраты на указанные выше мероприятия.

Информация о работе Технологии управления персоналом