Текущие и перспективные экономические интересы: их содержание и взаимозависимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:01, реферат

Описание

Цель работы: охарактеризовать природу текущих и перспективных экономических интересов, выявить их взаимозависимость.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
1) раскрыть сущность экономических интересов;
2) охарактеризовать систему экономических интересов;
3) выявить взаимосвязь и различие между текущими и перспективными экономическими интересами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность и природа экономических интересов………………….4

1.1. Общая характеристика экономических интересов……………………..4

1.2. Интересы в условиях рыночной экономики……………………………7

Глава 2. Система экономических интересов……………………………….13

2.1. Общая характеристика системности экономических интересов…….13

2.2. Текущие экономические интересы…………………………………….14

2.3. Перспективные экономические интересы…………………………….18

Глава 3. Взаимозависимость текущих и перспективных экономических интересов……………………………………………………………………..23

3.1. Взаимосвязь текущих и перспективных экономических интересов……………………………………………………………………..23

3.2. Различие текущих и перспективных экономических интересов..........................................................................................................25

Заключение…………………………………………………………………...26

Список использованных источников……………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

Текущие и перспективные экономические интересы их содержание и взаимозависимость.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

В каждом из названных случаев предстоит многое сделать, прежде чем экономика России обретет черты социально-ориентированного рыночного хозяйства.

За время реформ проведен ряд преобразований, которые служат утверждению рыночных отношений и делают невозможным возврат к огосударствленной экономике прошлого. Однако преобразования не привели к решению многих проблем переходного периода. Это относится к реструктуризации и преобразованию отношений собственности, когда не завершен процесс ее разграничения. Не произошло обоснованного утверждения роли государства в экономических процессах, должного регулирования деятельности естественных монополий.[11] Государственный монополизм сменился частным, формированием олигархических структур в различных сферах. Стабилизация финансов и проведение соответствующей кредитно-финансовой политики остаются одной из нерешенных задач, отраслевая структура хозяйства и экспорта существенно ухудшились, производство социально значимых товаров сократилось, уступив место импорту.

В целом, можно утверждать, что в стране утвердилась экономика рыночного типа, основы которой сформированы, но которая, вместе с тем, продолжает движение к цивилизованному рынку, завершая решение задач не до конца выполненных в период трансформации.

Если вопрос об объективности природы интересов решается независимо от этапов общественного развития, то их содержание и способы реализации меняются. Эти изменения многогранны, причем одной из граней является реализация интересов посредством сочетания рыночного саморегулирования экономики с государственным регулированием. Это относится как к переходной, так и к рыночной экономике. Но в переходный период рыночное саморегулирование носит ограниченный характер ввиду незавершенности трансформации отношений собственности, формирования конкурентной среды и реформирования сложившейся системы монополизма.

Что касается государственного регулирования, то оно также не обрело еще соответствующих ему форм и носит весьма ограниченный, а порой деформированный характер, когда, с одной стороны, существуют необоснованные льготы, а, с другой, неоправданные ужесточения.

Другая проблема состоит в изменении структуры экономических интересов, когда вместо существовавших в огосударствленной экономике трех основных форм (общественные, коллективные и личные) складываются два типа интересов (общие и частные), что соответствует основным типам собственности, и, формирующимся в их рамках, формам и разновидностям. Следовательно, уже в переходной экономике в системе экономических интересов происходят принципиальные изменения структуры экономических интересов, идет процесс их дифференциации, хотя на этом этапе эти изменения не носят еще завершенного характера, проходя процесс своего становления.

Следующей сложной проблемой, возникшей уже в переходной экономике, является система взаимосвязей между интересами. Если в огосударствленной экономике она характеризовалась строгой иерархичностью, подчиненностью интересов низшего уровня высшему, то в переходный период складывается формальная равнозначность интересов при сохранении приоритетности интересов общей значимости (оборона, экономическая безопасность, общие потребности и т.д.). Вместе с тем в ходе движения к цивилизованному рынку еще не произошло практического закрепления как того, так и другого.

Интересы носят всеобщий характер, охватывая все фазы воспроизводственного прогресса. Эта характеристика, которая является справедливой для любой из экономических систем, в условиях становления рыночной системы обладает определенным оттенком. Поскольку рыночная экономика предполагает всеобщий характер товарно-денежных отношений, то, при сохранении определяющей роли производства, в ней значительно большую роль, чем в огосударствленной, играет фаза обмена и связанные с ней экономические интересы. В российской экономике, при глубочайшем спаде производства произошло смещение занятости в пользу торговли и других отраслей фазы обмена. Распределение доходов, в ущерб производителям, также преимущественно связано с обменом, порой с неоправданной активностью посреднических структур, в результате чего страдают и производители, и потребители.

В период становления рыночной экономики происходят принципиальные изменения в процессе реализации интересов.

В реализации экономических интересов важная роль принадлежит их осознанию, поскольку, будучи объективными, интересы реализуются тем полнее, чем глубже они осознаны их субъектами. Между тем в переходной экономике уровень и глубина осознания интересов и способов их реализации явно недостаточны. Это усиливает значение открытости экономической политики, настойчивой и систематической работы по переквалификации кадров. Процесс подготовки специалистов требует серьезных изменений; чрезвычайно важна также широкая просветительская работа с опорой на средства массовой информации. Необходима принципиальная переориентация школьного образования, учитывающая формирование рынка труда и рыночных отношений в целом.

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ

 

2.1. Общая характеристика системности экономических интересов

 

Экономические интересы, являясь производными от потребностей и экономических отношений, также образуют систему.

Применительно к системе экономических интересов можно выделить ее следующие основные признаки:

•          наличие системообразующего ядра системы (потребностей и экономических отношений);

•          целостность, дифференциацию и качественную определенность системы экономических интересов;

•          совместимость и взаимодействие типов, форм и разновидностей экономических интересов;

•          объективность и устойчивость взаимосвязей между элементами системы;

•          единство и противоречия элементов системы экономических интересов;

•          наличие в рамках системы подсистем экономических интересов, образованных ее различными уровнями.

Система экономических интересов применительно к российской экономике может быть классифицирована:

1) по субъектному признаку:

•         государственные интересы федерального уровня;

•         интересы регионов;

•         интересы муниципалитетов;

•         интересы хозяйствующих субъектов;

•         групповые интересы;

•         личные интересы;

2) по временному признаку и значимости:

•         текущие;

•         перспективные;

•         тактические;

•         стратегические и т.п.

3) по функционально-воспроизводственному признаку:

•         интересы, складывающиеся в сфере производства;

•         интересы, складывающиеся в сфере распределения;

•         интересы, складывающиеся в сфере обмена;

•         интересы, складывающиеся в сфере потребления.

4) по социальному признаку:

•         интересы собственника;

•         интересы арендатора;

•         интересы наемного работника и т.д.

Реализация таких разнонаправленных и разнокачественных векторов интересов возможна лишь путем системной организации экономических отношений.

 

2.2. Текущие экономические интересы

 

Текущие экономические интересы России связаны с развитием экономики инновационного типа, радикальным повышением ее эффективности, формированием широкого среднего класса.[12]

Для развития экономики необходимо, прежде всего, проводить рациональную социальную политику, так как опорой любого государства и экономики является образованная, здоровая нация. Современной российской экономике должна соответствовать современная политика социального развития. Главным ее объектом должны стать не конкретные отрасли социальной сферы, а каждый гражданин, каждая отдельная семья, и вокруг них должны выстраиваться системы здравоохранения, образования и социальной поддержки. Основными задачами на ближайший период являются увеличение продолжительности жизни, снижение смертности. Для решения указанных задач необходимо привлечь в медицину частных инвесторов.

В России необходимо создать систему непрерывного образования, доступного для каждого человека. Для этого необходимо формировать объективную систему оценки знаний, которые получают студенты и школьники. Главным требованием к вузам должны стать высокие результаты обучения, рейтинги этих университетов.

В России необходимо начать массовое производство индивидуальных домов. Стоимость дома должна быть ниже стоимости городской квартиры. Необходимо обеспечить жильем малоимущих граждан. Для решения этой задачи необходимо заниматься реализацией жилищных проектов.

Национальная валюта должна быть удобной для обращения на мировом финансовом рынке. Необходимо построить устойчивую финансовую систему, которая не даст обесцениваться накоплениям граждан и которая имеет достаточные ресурсы для удовлетворения спроса со стороны предприятий, реализующих самые разнообразные проекты, а также со стороны граждан, стремящихся улучшать свое благополучие, рассчитывая не только на текущие, но и на будущие доходы.

В России нужно запустить инструменты долгосрочного рефинансирования банковской системы. Требуется подготовить набор инструментов поддержки банковской системы на случай возникновения кризисных ситуаций. Необходимо также максимально облегчить нормативы деятельности коммерческих банков и требования к банковской отчетности, создать благоприятный режим для размещения ценных бумаг на российском фондовом рынке.

Российское государство должно изменить отношение к частной собственности и принять пакет антирейдерских законов. Следует поменять порядок административных процедур, связанных с открытием и ведением бизнеса в России. Целесообразным будет замена большинства разрешительных порядков на уведомительные. Это единственный способ предоставить реальные шансы для развития малого предпринимательства.

В ближайшее время в налоговой сфере должен быть осуществлен ряд изменений. Необходимо принять закон, определяющий сроки перехода на единую пониженную ставку НДС. Параллельно можно было бы продолжить анализ целесообразности замены НДС на налог с продаж.[13]

Несколько решений также необходимо принять по налогу на прибыль. Прежде всего, необходимо дать налогоплательщикам более гибко определять амортизационную систему, а также ввести механизмы, которые дополнительно стимулируют НИОКРы, например, на основе введения повышающего коэффициента при учете затрат на исследования и разработки.

Необходимо также изменить принцип установления налогов и экспортных пошлин таким образом, чтобы они стимулировали строительство новых производств с высокой глубиной переработки природных ресурсов, в частности, чтобы инвестиции в нефтепереработку были направлены на внедрение новейших технологий и выпуск нефтепродуктов по самым современным мировым стандартам.

Особое решение должно быть принято по малому бизнесу. Необходимо упростить налоговую отчетность. Ее объем должен быть соразмерен масштабу бизнеса. Фазовые налоговые декларации должны помещаться на одну страницу.

Принятие решения по НДС позволит продвинуться и в вопросах налогового администрирования. Речь идет о минимизации возможностей для регистрации компаний на подставные лица и адреса, о борьбе с неправомерным использованием налоговых льгот и специальных режимов, а также с занижением базы налогообложения.

Необходимо освободить от ЕСН в максимально возможной степени часть налогов на образование, здравоохранение и пенсии. Такие стимулы могут быть созданы за счет применения активных мер налогового стимулирования. Часть налогов на образование, здравоохранение и пенсии должны относиться на затраты для целей налога на прибыль, а также быть освобождены от ЕСН и НДФЛ в социально разумной и максимально возможной степени.

Следует развить законопроекты, направленные на создание комфортных налоговых условий для благотворительной деятельности.

Значительное увеличение государственных и частных инвестиций в социальное развитие позволит создать предпосылки для раскрытия потенциала граждан и развития нового общества, в котором каждый человек мотивирован на создание и потребление товаров и услуг самых высоких, самых передовых стандартов

Необходимо перейти на оплату в рублях российского сырьевого экспорта. В частности, нужно запустить биржевую торговлю соответствующими товарами, предусмотрев расчеты по новым контрактам исключительно в национальной валюте.

Необходимо значительное расширение мер поддержки экспорта и инвестиций российских компаний за рубежом, улучшение имиджа российского бизнеса за рубежом.

Надо скорректировать политику управления бюджетными и валютными резервами таким образом, чтобы результатом управления была не только их сохранность, но и более ощутимая польза для российской экономики.

Необходимо радикально повысить качество управления компаниями, которые контролируются государством. На смену большинства государственных чиновников в советах директоров этих компаний должны прийти по-настоящему независимые директора, нанимаемые государством для реализации своих интересов.

Необходимо провести модернизацию транспортной и энергетической инфраструктуры, создать новую телекоммуникационную инфраструктуру будущего.

Для того чтобы реализовать указанные текущие экономические интересы необходимо, прежде всего, создать равные возможности для людей, всячески способствовать их самореализации.

Информация о работе Текущие и перспективные экономические интересы: их содержание и взаимозависимость