Текущие и перспективные экономические интересы: их содержание и взаимозависимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:01, реферат

Описание

Цель работы: охарактеризовать природу текущих и перспективных экономических интересов, выявить их взаимозависимость.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
1) раскрыть сущность экономических интересов;
2) охарактеризовать систему экономических интересов;
3) выявить взаимосвязь и различие между текущими и перспективными экономическими интересами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность и природа экономических интересов………………….4

1.1. Общая характеристика экономических интересов……………………..4

1.2. Интересы в условиях рыночной экономики……………………………7

Глава 2. Система экономических интересов……………………………….13

2.1. Общая характеристика системности экономических интересов…….13

2.2. Текущие экономические интересы…………………………………….14

2.3. Перспективные экономические интересы…………………………….18

Глава 3. Взаимозависимость текущих и перспективных экономических интересов……………………………………………………………………..23

3.1. Взаимосвязь текущих и перспективных экономических интересов……………………………………………………………………..23

3.2. Различие текущих и перспективных экономических интересов..........................................................................................................25

Заключение…………………………………………………………………...26

Список использованных источников……………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

Текущие и перспективные экономические интересы их содержание и взаимозависимость.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

 

2.3. Перспективные экономические интересы

 

Перспективные экономические интересы России связаны, прежде всего, с модернизацией экономики.

Главная проблема сегодняшней российской экономики — это ее крайняя неэффективность. Производительность труда в России остается недопустимо низкой. Те же затраты труда, что и в наиболее развитых странах, приносят в России в несколько раз меньшую отдачу. И это вдвойне опасно в условиях растущей глобальной конкуренции и увеличивающихся затрат на квалифицированный труд, на энергоносители.

Для решения указанной проблемы необходимо перейти на инновационный путь развития страны с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Реализация инновационного сценария развития позволит добиться кардинального повышения производительности труда.

Решая задачу радикального повышения эффективности экономики, необходимо создать стимулы и условия для продвижения целого ряда направлений.[14]

Это, прежде всего, формирование национальной инновационной системы. Она должна базироваться на всей совокупности государственных и частных институтов, поддерживающих инновации.

Это - закрепление и расширение естественных преимуществ России. Развитие базовых секторов экономики, включая глубокую переработку природных ресурсов, использование энергетических, транспортных и сельскохозяйственных возможностей России.

Это - масштабная модернизация существующих производств во всех сферах экономики. Для этого потребуется и принципиально иное качество управления предприятиями, и изменение практически всех используемых в России технологий, почти всего парка машин и оборудования. Причем лучшие технологии - это в большинстве случаев и самые энергоэффективные, энергосберегающие технологии, самые экономичные и экологически чистые.

Важнейшее направление — это развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях, которые являются лидерами в «экономике знаний» - это авиакосмическая отрасль, судостроение, в сфере энергетики. А также - развитие информационных, медицинских и других новейших технологий.

Необходимо дальнейшее строительство новых и модернизация действующих дорог, вокзалов, портов, аэропортов, электростанций и систем коммуникаций.

Крайне важно развитие финансовой инфраструктуры - до уровня, адекватного растущим потребностям экономики. В конечном счете, в России должен сложиться один из мировых финансовых центров.

В целом, необходимо развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей.

Необходимо создать сотни тысяч рабочих мест, требующих высокой квалификации и связанных с использованием интеллектуального потенциала людей.

И одновременно - государство должно активно содействовать людям в смене профессии, в трудоустройстве или начале собственного бизнеса. И это напрямую зависит от эффективности системы непрерывного обучения и переподготовки кадров, от того, насколько комфортными будут условия для занятия малым бизнесом.

Занимаясь всеми этими конкретными направлениями социально-экономической политики, необходимо сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем.

Первое, создание равных возможностей для людей.

Второе, формирование мотивации к инновационному поведению.

Третье, радикальное повышение эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда.

Результатом решения всех этих задач должно стать вхождение России в число мировых технологических лидеров.[15]

Для реализации поставленных целей нужны и совершенно новые требования к государственному управлению. Оно должно способствовать формулированию четких целей развития и создать систему, ориентированную на их достижение.

Необходимо устранить чрезмерное административное давление на экономику, которое стало одним из главных тормозов развития, и за счет оптимизации функций и изменения системы финансирования должны создать мотивацию эффективной деятельности ведомств и отдельных чиновников, должны создать конкурентные условия для привлечения на государственную службу лучших кадров, при этом повысить их ответственность перед обществом.

Правительство должно быть центром выработки идеологии и стратегических планов. И утверждать федеральные программы с четкой постановкой задач, критериями оценки, объемом необходимых ресурсов.

Министерства должны реально управлять вверенными им ресурсами, самостоятельно издавать необходимые для этого нормативные правовые акты.

Чертами завтрашней системы государственного управления должны стать самостоятельность и ответственность, динамичное движение вперед, следование общей идеологии развития страны, эффективное использование ресурсов, смелые и неординарные решения, поддержка инициативы и инноваций, сменяемость кадров, и их компетенции, и кругозор.

Причем эти подходы должны стать основой функционирования не только государственного управления, но и всей бюджетной сети и предприятий, контролируемых государством и органами местного самоуправления.

Многочисленные учреждения и организации должны быть адекватны рынку, должны получать оплату за результат, а не за факт своего существования.

По возможности надо активнее привлекать частный капитал в государственный сектор, будь то промышленность или социальная сфера.

Требуется также упростить налоговую систему, минимизировав возможности произвольного толкования законодательства, вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики. И в целом необходимо стремиться к дальнейшему снижению налогового бремени.

Необходимо продолжить работу по формированию независимой и высокоэффективной судебной власти как безусловного гаранта защиты прав предпринимательства, в том числе от произвола чиновников.

Государство должно найти достаточные инструменты для обеспечения макроэкономической стабильности в условиях неустойчивости ситуации на мировых рынках.

Как результат - в России должна быть создана максимально комфортная конкурентная среда: и для привлечения инвестиций, прежде всего в высокотехнологичные отрасли, и для ведения бизнеса.

Важнейшим аспектом модернизации государственного управления является проведение эффективной региональной политики.

Для сегодняшнего дня характерна большая и все усиливающаяся дифференциация между социально-экономическим развитием регионов - с преобладанием количества субъектов Российской Федерации, имеющих низкие показатели. Разница между субъектами Федерации практически по большинству основных параметров достигает десятки раз.

Уже в ближайшие годы необходимо перейти к новому этапу региональной политики, направленному на обеспечение равноправия субъектов Российской Федерации - равноправия, позволяющего каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и диверсификации экономики территорий.

Важную роль здесь играет работа по формированию новых центров социально-экономического развития: в Поволжье, на Урале, Юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке, - а также создание сети инновационных территориально-производственных комплексов, совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры. Только сбалансированная территориальная политика позволит обеспечить гармоничное развитие всей страны.

Россия заинтересована в самом активном участии в глобальных и региональных интеграционных процессах, в тесном торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве, продвижении высоких технологий, внедрении их в повседневную жизнь. Все это отвечает стратегическим целям страны. И для решения национальных задач нужна мирная, позитивная повестка международных отношений. В будущем к этому необходимо стремиться.[16]

У России есть колоссальные природные ресурсы и богатый научный потенциал, с помощью которых в долгосрочной перспективе можно реализовать самые амбициозные экономические интересы.

 

 

 

ГЛАВА 3. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ТЕКУЩИХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ

 

3.1. Взаимосвязь текущих и перспективных экономических интересов

 

Взаимосвязь текущих и перспективных экономических интересов проявляется прежде всего в их зависимости друг от друга, то есть от уровня реализации текущих экономических интересов зависит возможность качественной реализации перспективных экономических интересов, а также от характера перспективных экономических интересов зависит сущность текущих экономических интересов.

Взаимосвязь текущих и перспективных экономических интересов России заключается в необходимости реализации стратегии инновационного развития страны. Данная стратегия предполагает всестороннюю реализацию человеческого потенциала. Развитие человека – это основная цель, и необходимое условие прогресса современного российского общества.

Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Безусловно только высоко квалифицированные специалисты смогут поднять национальную экономику на конкурентоспособный уровень. Данное направление развития является основополагающим как при реализации текущих экономических интересов, так и при реализации перспективных экономических интересов.

Реализация текущих и перспективных экономических интересов связана в первую очередь с радикальным  повышением эффективности национальной экономики. Решая данную задачу, необходимо создать национальную инновационную систему, которая будет базироваться на всей совокупности государственных и частных институтов, поддерживающих инновации.

Как текущие, так и перспективные экономические интересы страны неразрывно связаны со степенью открытости национальной экономики. Растущая открытость российской экономики является безусловным благом, но приносит не только значительные выгоды, но и риски, например рост цен на продовольствие, спад на фондовом рынке. Для сохранения стабильного экономического развития необходимо построить самостоятельную мощную, но открытую финансовую систему. Для достижения поставленной цели необходимо развивать корпоративное и налоговое законодательство, способствовать росту новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях.

В целом, для реализации как текущих, так и перспективных экономических интересов, необходимо развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия на получение максимально возможных доходов законными методами. Необходимо способствовать формированию широкого среднего класса, создать равные возможности для людей, формировать мотивации к инновационному поведению.

Качество реализации и текущих, и перспективных экономических интересов страны во многом зависит от государственного управления. Необходимо устранить чрезмерное административное давление на экономику, продолжить работу по формированию независимой и высокоэффективной судебной системы, которая будет защищать права предпринимательства от различного рода произвола.

Анализируя взаимосвязь текущих и перспективных экономических интересов, можно сделать вывод о том, что их конечной целью является стремление укрепить национальные позиции России как одного из мировых лидеров.

 

 

 

3.2. Различие текущих и перспективных экономических интересов

 

Текущие и перспективные экономические интересы различаются, прежде всего, по временному признаку. Текущим экономическим интересам свойственно заключать в себе насущные интересы и нужды общества, а перспективные экономические интересы отражают интересы общества в долгосрочной перспективе, реализация которых во многом определяется характером и уровнем достижения текущих экономических интересов.

Текущие экономические интересы России в настоящее время определяются, во многом, энергосырьевым сценарием развития, что неизбежно ведет к росту зависимости от сырьевого экспорта, к закреплению за Россией роли сырьевого придатка мировой экономики. Это обстоятельство в дальнейшем может повлечь за собой отставание от ведущих экономик мира. Соответственно перспективные экономические интересы России необходимо связывать с модернизацией экономики, которая обеспечит независимость от импорта товаров и технологий, ценовых колебаний на мировом энергосырьевом рынке.

Реализация перспективных экономических интересов представляет собой наиболее рискованное действие по сравнению с реализацией текущих экономических интересов.

Направления по реализации перспективных экономических интересов требуют наиболее крупных и долговременных затрат по сравнению с реализацией текущих экономических интересов.

Достижение в долгосрочной перспективе намеченных целей путем реализации экономических интересов представляет собой амбициозную и очень сложную задачу не только для экономики, но и в целом для государства. Однако эффективная и ответственная работа в этом направлении станет гарантом светлого будущего России.

Информация о работе Текущие и перспективные экономические интересы: их содержание и взаимозависимость