Теневая экономика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 23:43, реферат

Описание

Главной целью данной курсовой ,является задача выявить основные причины и предложить способы ограничения роста «теневой»экономики России. Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Проанализировать уровень «теневой» экономики в России.
2. Выявить формы теневых операций.
3. Установить долю негативного эффекта “теневой” деятельности на экономику России.
4. Предложить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1.Анализ уровня развития “теневой” экономики в России…………5
1.1.Причины развития “теневой” экономики……………………………….5
1.2.Классификация теневых экономических явлений………………………9
Глава 2.Формы теневой деятельности………………………………………11
2.1Виды «теневой» экономики………………………………………………11
2.2.Формирование “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере…………………………………………………………………………..13
2.3. Рынок ценных бумаг…………………………………………………….14
2.4. Пенсионное обеспечение………………………………………………..15
Глава3.Оценка влияния “теневой” деятельности на экономику России…………………………………………………………………………16
3.1.Причины ухода предприятий в теневую экономику…………………16
3.2Методы выявления и оценки параметров теневой и криминальной экономики……………………………………………………………………..20
3.3Фундаментальные детерминанты криминальной экономической деятельности в условиях рыночной хозяйственной системы……………..23
3.4Социально-экономические последствия теневой и криминальной
экономической деятельности………………………………………………..24
3.5.Зарубежный опыт искоренения «теневой» экономики и применение его в России…………………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………28
Сноски…………………………………………………………………………29
Список использованной литературы………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 63.86 Кб (Скачать документ)

других  рынках (информации, технологий, интеллектуальной собственности).

В литературе, с точки зрения данного критерия, развиваются следующие концепции.

Потребительская совокупность точек зрения, при которой сфера теневой экономики ограничивается в основном нелегальным потребительским рынком. Данный подход был реализован Т.И. Корягиной(3). Среди зарубежных авторов данной позиции придерживались Welish и Findlay.

Трудовая  концепция теневой экономики  ограничивает последнюю нерегистрируемой и нерегулируемой трудовой деятельностью.

Обе названные  выше концепции были эффективны при  изучении теневых явлений в условиях административно-командной системы. Для условий рыночной а так же переходной экономики отмеченные подходы являются ограниченными.Предпринимательская концепция теневой экономики развивалась А.А.Крыловым и была основана на соотношении теневой экономики с теневым предпринимательством (бизнесом)(4).

Названные концепции являются плодотворными  для решения конкретных исследовательских задач, однако, не могут рассматриваться в качестве основы для создания универсального определения теневой экономики, которая охватывает сегодня практически все виды рынков и экономических ресурсов.

Понимание теневой экономики определяется также типом хозяйственной системы. В условиях административно-командной экономики это понимание имеет ряд особенностей.

Гроссман (Grossman) (1977 г.) определяет теневую экономику  в СССР как все производство и  обмен, для которых выполняется  хотя бы одно из следующих свойств: производство для частной выгоды; деятельность, нарушающая существующее законодательство(5). Данное определение исходит из того, что, поскольку экономика не может служить частной выгоде, оба эти свойства достаточно надежно определяют сферу теневой экономической деятельности.

В работах  других исследователей рассматривается  теневой сектор, который ограничивается производством продукции исключительно  потребительского назначения.

Особое  внимание в работах зарубежных исследователей уделяется анализу важнейшего сектора советской теневой экономики - "черного рынка", то есть отношениям, связанным с перепродажей по рыночным ценам товаров, выпущенных государственным сектором.

Таким образом, для зарубежных исследователей было характерно понимание теневой  экономики в нерыночной хозяйственной  системе как производительного  сектора, скрытого от учета и контроля государством - теневого рынка. Отличительной особенностью теневого сектора в условиях командной экономики признается также его узкая направленность в сферах потребительского рынка и занятости населения.

Среди теневых операций в сфере легальной  экономики можно выделить:

а) хозяйственные  операции (технологические, производственные, трудовые, маркетинговые, сбытовые, операции по материально-техническому обеспечению, торговые и ряд других);

б) финансовые операции (расчетные, кредитные, фондовые, валютные, страховые);

в) учетные  операции, связанные с осуществлением бухгалтерского, управленческого, статистического  учета экономической деятельности.

В зависимости  от цели теневые операции в легальной  экономике могут быть направлены на достижение различных целей, среди  которых наиболее важны:

а)уменьшение налоговой нагрузки;

б) ограничение  конкуренции;

в) получение  всевозможных льгот, привилегий, исключительных прав у государства, в том числе путем коррупции и лоббирования законопроектов;

г) снижение риска;

д) «отмывание»  денежных средств

е) незаконное присвоение прав на экономические блага.

Среди теневых операций в легальном  секторе экономики, направленных на уклонение от налогов, выделяют: неучтенные, сокрытие части оборота, псевдооперации, незаконные операции(6).

Наиболее  общим признаком теневых экономических  отношений является их неконтролируемость. При этом следует выделить различные  сферы неконтролируемых экономических  отношений.

Во-первых, это экономическая деятельность, операции в легальном секторе, скрываемая от учета и контроля;

Во-вторых, к данной сфере может быть отнесена экономическая деятельность, за осуществление  которой предусмотрена юридическая  ответственность. Это экономическая  деятельность в нелегальном секторе.

В-третьих, в состав указанной сферы следует  включать экономическую деятельность, осуществляемую без специальных  операций по сокрытию от контроля. Это  деятельность, формально не скрываемая от контроля, но осуществляемая в расчете  на бездействие либо неадекватную реакцию  контролирующих и правоохранительных органов.

Такое понимание неконтролируемого характера  теневой экономики не изменяет объем  данного понятия, однако обогащает  знание о его структуре, что имеет  значение для выработки мер по контролю над анализируемой сферой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.Формы теневой деятельности.

2.1Виды  «теневой» экономики

В структуре  теневой экономики с известной  степенью условности могут быть выделены следующие основные сферы или  блоки.

Производительный  сектор (нелегальная экономика), обеспечивающий реальный вклад в производство валового внутреннего продукта:

а) легальные  виды деятельности, осуществляемые нелегально, например, без лицензии или специального разрешения; скрытое производство в  легальной экономике;

б) нелегальная  занятость, работа по найму;

в) запрещенная  законодательством экономическая  деятельность.

Перераспределительный сектор теневой экономики включает различные преступления экономической  направленности. В литературе для  обозначения отдельных элементов  этого сектора теневой экономики  используется различные понятия.

Т.И.Корягина использовала термин "фиктивная  экономика" - экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и всякого рода мошенничеств, связанных  с получением и передачей денег(7).

В.О.Исправников  включает в этот сектор также деятельность, направленную на получение необоснованных выгод и льгот субъектами хозяйствования на основе организованных коррупционных связей(8).

Существую два особых сектора экономики, которые  также являются неконтролируемыми  и нерегламентированными, не отражаемыми, как правило, в статистическом учете. Это сектор домашней и сектор общинной экономики.

Домашняя  экономика представлена сферой общественнонеобходимого  производительного домашнего труда, который не оплачивается и находится  вне сферы товарного обмена. В  домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству продуктов, которые заменяют товары, приобретаемые  за деньги в сфере официальной  экономики.

Общинная  экономика представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая  основана на обмене в не денежной форме. Она действует в рамках сообществ, складывающихся на базе различных форм социальных связей: родственных, соседских, дружественных отношений, близости культур, религиозных взглядов, профессии, идеологической ориентации и т.п.

Общинная  экономика - это форма развития домашней экономики при выходе домашней экономики за пределы семьи. Если обмен благами в рамках различного рода общин начинает осуществляться в денежной форме, общинная экономика переходит в нелегальную.

Данные  сектора, на наш взгляд, не следует  относить к теневой экономике. Связано  это с тем, что сокрытие от учета  и налогообложения в этих сферах не происходит,поскольку обязанности официальной регистрации и уплаты налогов законодательство не предусматривает. Такая деятельность не носит, как правило, противоправного характера. Данное понимание теневой экономики оправдано и с криминологических позиций при рассмотрении ее в качестве фактора экономической преступности. Сферы домашней и общинной экономики не связаны с выходом за рамки правового поля и не являются факторами криминализации экономических отношений.

Некоторые авторы относят эти сферы экономической  деятельности к легальной части неформальной экономики(9). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Формирование “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере

В  финансовой  и  банковской   сфере   развитию   “теневой”   экономики

способствует  ряд  факторов  экономического   и   нормативно   -   правового

характера. К числу основных из них можно  отнести следующие.

     1. Хозяйствующие субъекты РФ имеют свободный доступ к наличным деньгам  вусловиях отсутствия контроля  за  использованием  денежных  средствклиента.

2. По  настоящее время  отсутствуют   меры    финансовой    и

        административной  ответственности   за   нарушения   предприятиями,

        организациями и учреждениями  условий работы с денежной  наличностью и порядка ведения  кассовых операций в Российской Федерации, включая ответственность:

     а).за ведение расчетов наличными денежными средствами с  другими юридическими лицами сверх установленного  в Российской  Федерациипредельного размера расчетов  наличными  средствами  в двустороннем порядке;

     4. Предприятия и организации   имеют  возможность  открывать   множествосчетов  в  банках  (расчетные,  текущие,   бюджетные,   депозитные, аккредитивные,  ссудные,  валютные,  по  капитальным   вложениям   идругие),   что   создает   дополнительную   возможность   нарушенияочередности  платежей.

     5. Существуют  широкие  возможности   эмиссии  денежных  суррогатов,  в

        частности долговых обязательств.

     6. Отсутствуют законодательные акты,  создающие  правовую  основу  для функционирования экономически эффективных механизмов залога земли  и объектов  недвижимости,  принимаемых   в   обеспечение   банковских кредитов.

     7.  Недостаточно  разработаны   правовые   механизмы   организации   и

        проведения расчетов в условиях  электронных платежных систем.

     8. Отсутствует единая база данных  о юридических  и  физических  лицах,

        причастных   к   совершению    экономических    преступлений    или

        правонарушений.

     9. В значительной  степени не  ограниченно обращение капиталов

        внутри финансово-промышленных групп.

Сохраняется распространение мошеннических операций в кредитно- финансовой  сфере,  в  том  числе  связанных  с  незаконным  предоставлениембанковских кредитов  и  гарантий,  куплей  - продажей  иностранной валюты, оформлением разрешений физическим лицам  на  ее  практически  неограниченный вывоз за рубеж, необоснованными переводами (трансфертами)  валютных  средств в зарубежные банки, использованием для  этих целей кредитных карточек,  а также   прямыми   хищениями   денежных   средств,    включая    компьютерные преступления.

 Следует   отметить,  что  Банк  России,  последовательно  реализует свои законодательно установленные функции, такие как банковский надзор,  валютноерегулирование, валютный надзор  и  др.,  активно  противодействует  развитию “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере.

    В  целях  защиты  интересов   инвесторов,  банков  и их  клиентов  и в соответствии с банковским законодательством и федеральным законом  “О  рынкеценных бумаг“ Банк России приказом от 28.08.97 N 02-372  утвердил  Положение “Об   организации   внутреннего   контроля   в   банках“.    Его    действие распространяется на коммерческие банки и небанковские кредитные  организации- профессиональные участники финансовых рынков.

    Вместе  с  тем  возникает   необходимость   в   принятии   ряда   других законодательных  актов,  препятствующих  развитию  “теневой”   экономики   в финансовой и банковской сфере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Теневая экономика России