Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 23:43, реферат
Главной целью данной курсовой ,является задача выявить основные причины и предложить способы ограничения роста «теневой»экономики России. Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Проанализировать уровень «теневой» экономики в России.
2. Выявить формы теневых операций.
3. Установить долю негативного эффекта “теневой” деятельности на экономику России.
4. Предложить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1.Анализ уровня развития “теневой” экономики в России…………5
1.1.Причины развития “теневой” экономики……………………………….5
1.2.Классификация теневых экономических явлений………………………9
Глава 2.Формы теневой деятельности………………………………………11
2.1Виды «теневой» экономики………………………………………………11
2.2.Формирование “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере…………………………………………………………………………..13
2.3. Рынок ценных бумаг…………………………………………………….14
2.4. Пенсионное обеспечение………………………………………………..15
Глава3.Оценка влияния “теневой” деятельности на экономику России…………………………………………………………………………16
3.1.Причины ухода предприятий в теневую экономику…………………16
3.2Методы выявления и оценки параметров теневой и криминальной экономики……………………………………………………………………..20
3.3Фундаментальные детерминанты криминальной экономической деятельности в условиях рыночной хозяйственной системы……………..23
3.4Социально-экономические последствия теневой и криминальной
экономической деятельности………………………………………………..24
3.5.Зарубежный опыт искоренения «теневой» экономики и применение его в России…………………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………28
Сноски…………………………………………………………………………29
Список использованной литературы………………………………………...30
3.3Фундаментальные детерминанты криминальной экономической деятельности в условиях рыночной хозяйственной системы.
Важной категорией детерминант криминальной экономической деятельности, имманентных (внутренне присущих) рыночной хозяйственной системе, являются дисфункции ее базовых институтов. Рассмотрим причины и условия криминализации экономики с точки зрения дисфункций двух основных институтов: рынка и государства. К ним относятся:
-Тенденция к установлению монопольного контроля
-Неполнота информации
-Неспособность рынка производить общественные блага
-Неспособность рынка устранить внешние эффекты (экстерналии)
-Неспособность рынка обеспечить социально приемлемые границы неравенства в рыночной экономике
-Ограниченность объективной информации для принятия решений
-Несовершенство политического процесса
-Недостаток мотивации к эффективному и рациональному ведению дел в государственной управленческой или производственной структуре
-Ограниченные возможности контроля над государственным аппаратом
-Самодетерминация криминальной экономической деятельности
-Анонимность и коллективность жертв
Устройство
рыночной экономической системы, создающее
возможность практически
Дисфункции
рынка. Рынок, являясь одним из важнейших
механизмов координации экономической
деятельности, призван обеспечивать
эффективное распределение
Изъянами
рынка называются внутренне присущие
проявления его функционирования, которые
побуждают субъектов рынка
Изъяны
рынка создают объективные
Экономические
преступления, эксплуатирующие изъяны
рыночных институтов, видимо, полностью
неискоренимы. Задачей государственных
органов может быть ограничение,
предотвращение негативных эффектов,
нейтрализация последствий
Внешние эффекты - это дополнительные выгоды или издержки, возникающие как побочный эффект от деятельности других лиц или организаций. Экстерналии не являются результатом деятельности тех, кто их получает.
Таким
образом, рынок и государство
обладают принципиально неустранимыми
изъянами (несовершенствами), которые
создают возможность для
Отмеченные неустранимые несовершенства рынка и государства усиливаются как в условиях чрезмерного усиления роли государства, так и при необоснованном устранении государства от осуществления присущих ему функций.
Поскольку
сокрытие от государственного контроля
также является криминогенным фактором,
то среди причин криминализации экономики
следует изучать и те, которые
способствуют выталкиванию экономической
деятельности за пределы контролируемой
государством сферы.
3.4Социально-экономические
последствия теневой и
экономической деятельности
Теневая и криминальная
экономика является сегодня составным
элементом хозяйственной
При определенных условиях криминальная экономика превращается в доминирующий, системообразующий сектор экономических отношений, определяющий направленность развития всей социально-экономической системы и создающий условия для своего функционирования. В наиболее сложных случаях криминализации подвергаются и государственные институты, органы власти и управления, демократические учреждения, контролирующая, правоохранительная система. Известны случаи, когда криминальная экономическая деятельность становится основой международной специализации, определяющей место страны в международном разделении труда. Конкретные социально-экономические последствия криминальной экономики крайне многообразны как многообразна и разнопланова самая эта деятельность. Рассмотрим наиболее значимые ее последствия.
Негативные последствия теневой и криминальной экономической деятельности проявляются в различных социально-экономических деформациях:
деформация налоговой сферы;
деформация бюджетной сферы;
влияние на эффективность макроэкономической политики;
воздействие на кредитно-денежную сферу;
деформация структуры экономики;
влияние на экономический рост и развитие;
влияние на инвестиционный процесс;
влияние на состояние природной среды;
деформация структуры потребления.
3.5.Зарубежный опыт искоренения «теневой» экономики и применение его в России.
К моменту обретения
независимости в 1965 году Сингапур оказался
в ситуации, чем-то напоминавшей картину
постсоветской России. Страна находилось
в крайне тяжелом экономическом
положении и была насквозь пронизана
беззаконием. Законодательство было
импортировано британскими
Лидеры страны
пришли к пониманию насущной необходимости
обуздать коррупцию и произвол, сознавая,
что без этого страна не имеет
будущего. Это послужило основанием
для принятия целой системы мер,
отличавшихся строгостью и последовательностью.
Действия чиновников были регламентированы,
бюрократические процедуры
Одновременно с этим было ужесточены меры уголовного наказания за коррупционные действия, повышена независимость судебной системы, резко поднята зарплата судей и обеспечен их привилегированный статус, введены чувствительные экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях. Жёсткие акции (вплоть до увольнения всех сотрудников таможни) были проведены во многих государственных ведомствах. Эти меры сочетались с уменьшением вмешательства государства в экономику, повышением зарплат чиновников и подготовкой квалифицированных административных кадров(12).
«Процент», «вознаграждение», «бакшиш»– как бы ни называли коррупцию на местном жаргоне, она является одной из черт азиатского образа жизни. Министры и должностные лица не могут прожить на свое жалование так, как того требует их положение. Чем выше должность, тем больше их дома, тем более многочисленны их жены, любовницы, украшенные драгоценностями в соответствии с положением и влиянием их мужчин. Сингапурцы, которые занимаются бизнесом в таких странах, должны быть начеку, чтобы не занести подобные привычки домой»(13), писал Ли КуанЮ, премьер министр страны, один из инициаторов реформ в Сингапуре.
В настоящее
время Сингапур, жёсткое авторитарное
государство, занимает лидирующие места
в мировых рейтингах по отсутствию
коррупции, экономической свободе
и уровню развития. Конечно, сложно
сравнить маленькое островное
Достижения Сингапура в сфере борьбы с коррупцией впечатляют. Авторитарными методами правительство держит под контролем бюрократию, успешно справляется с задачей предупреждения коррупции. И во многом за счет этого обеспечивает благоприятный инвестиционный климат Сингапура. Но заработают ли эти методы в России?
Как правило,
агентства, подобные сингапурскому
Бюро по расследованию случаев
Поэтому обычно
такие органы независимы от других
правоохранительных структур, и напрямую
подчиняется высшему
Вряд ли возможно воспроизвести сингапурскую антикоррупционную стратегию целиком, так как город-государство имеет свою неповторимую историю, географическое расположение и особенности политического управления. Сравнивать Россию с Сингапуром и перенимать его методы контрпродуктивно. Нужно учесть разные масштабы не только явления, но и государств. Если бы Россия была величиной с Сингапур, что равносильно одному району Москвы, то авторитарные методы борьбы с коррупцией возможны. В масштабах всей России это нереально.