Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 17:50, курсовая работа
Цель моего исследования - выявить особенностей теневой экономики. Исследовать её на примере Российской Федерации.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Сформулировать понятие теневой экономики
Определить структуру теневой экономики
Выявить особенности теневой экономики в России
Введение………………………………………………………………………. 3
1.Теневая экономика: понятие, сущность, структура.
1.1Определение теневой экономики………….……………………………...5
1.2Структура теневой экономики и её институционализация……….......14
2.Особенности теневой экономики в России…………………………........22
2.1 Функции и масштабы теневой экономики в современной России…..28
2.2 Стабилизирующая функция теневой экономики……………………..29
2.3 Дестабилизирующая функция теневой экономики…………………...31
2.4. Пути снижения объёмов теневой экономики………………………….36
Заключение…………………………………………………………………...40
Список используемой литературы…………………………………………43
Вывод.
В
настоящее время теневая
Во-первых, вытеснение официальных механизмов налогообложения и, соответственно, пропорциональное снижение объемов собираемых налогов. Именно это явилось одной из главных причин кризиса, разразившегося после 17 августа 1998 г. Этот кризис - следствие несостоятельности официальных механизмов налогообложения, которые оказались не в состоянии обеспечить фискальные потребности государства, не сумевшего (и не могущего) выполнить свои элементарные функции. Альтернативные теневые механизмы налогообложения (плата "крышам", прямые выплаты чиновникам за выполнение ими своих функций и т.п.) оказались той альтернативой, которая вытеснила официальное налогообложение.
Во-вторых, теневая деятельность оказывает дезорганизующее влияние на производственный процесс в рамках официальной экономики, ухудшает положение и препятствует созданию нормально работающих, "здоровых" экономических организаций. Она приводит к снижению управляемости работников, ослабляет их трудовую мотивацию, иногда ведет к их деквалификации, затрудняет освоение инноваций, которые часто требуют сверхнормативных трудовых усилий, и в конечном итоге может вызвать дезинтеграцию коллектива и предприятия.
В-третьих, частично связанная с криминальной деятельностью, теневая экономика порождает многочисленные конфликты, часть которых разрешается с применением насилия. Судя по результатам конкретных исследований, масштабы насилия в российской экономике в целом довольно велики - по данным социологических опросов от 30 до 40% руководителей предприятий лично сталкивались со случаями рэкета, вымогательства, попытками поставить предприятие под контроль криминальных групп.
В-четвертых,
теневая экономика - важнейших фактор
формирования деловой этики, и, более того,
социальных норм в целом. Расширение и
укрепление теневой экономики привели
к "размытости" социальных норм -
люди перестали различать, что можно, а
что нельзя в хозяйственной жизни, каковы
критерии оценки того или иного хозяйственного
действия. Например, большая часть хозяйственных
руководителей осуществляет перевод безналичных
денег в наличные с использованием фиктивных
контрактов (т.н. "обналичивание").
В принципе - это незаконная операция,
участники которой должны были бы быть
наказаны. Однако случаи наказания за
эту операцию крайне редки.
2.4. Пути снижения объемов теневой экономики.
В настоящее время трудно отрицать необходимость срочной разработки концепции и программы государственной политики в отношении теневой экономики. Доктор экономических наук, руководитель Фонда социально-экономических исследований "Перспективные технологии" В. О. Исправников в своей статье "Как вывести капиталы из "тени"" предлагает следующее. Важно ответить на два вопроса, - считает он, - Во-первых, сегодня в отряд теневиков переходят не только сугубо криминальные, но и обыкновенные отечественные предприниматели, задушенные налогами, замученные постоянной сменой "правил экономической игры".
Позволительно ли отождествлять тех и других или подход государства должен быть дифференцированным?
Во-вторых, в теневой экономике увязли огромные капиталы. По экспертным
оценкам, лишь в чулках у населения России находится до 70млрд. долл. - это
примерно три сегодняшних госбюджета, да за границу за годы реформы ушло до 300млрд. долл. [Вопросы статистики-1999 №12] Вместе с тем только "челноками" в последние годы импортируется товаров в объеме ежегодного нефтяного экспорта страны. Происходят это в условиях разразившегося кризиса капиталовложений, когда инвестиционная деятельность неуклонно приближается к точке полного затухания. Необходимо выработать стратегию привлечения этих ресурсов на нужды экономического роста.
Формируя концептуальную основу линии в отношении теневой экономики, следует иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, возврат к монополии
государственной
собственности и
С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой - осуществлять социальную программу интеграции на здоровой основе теневой и легальной экономики. Надо выработать нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.
В целях создания и поддержания благоприятной хозяйственно-правовой среды для бизнеса нужна постоянная корректировка легитимных условий деятельности предпринимателей, приоритетная по отношению к ужесточению репрессивных, уголовно-правовых методов. Прежде всего это относится к налоговому режиму.
Представляется уместным обратиться к опыту новой экономической политики 20-х гг., которая, как известно, включала и линию на легализацию скрытых капиталов. Существенную роль тогда сыграла разумная налоговая политика: налог составил 25% дохода частника, который сразу же активизировался, причем в первую очередь в сферах, работающих на потребителя. Когда же было решено вытеснить частника, налоги начали повышать: начала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, до 90% и более.
Согласно же нынешнему Налоговому кодексу, суммарная налоговая ставка остается выше 30% ВВП. А с социальными выплатами (пенсионный, дорожный фонды и т.п.) - до 50%. Тогда как необходимо сокращение налогооблагаемой базы до 26-28% ВВП (без учета социальных выплат); реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей и легкой промышленности; освобождение от налогового пресса части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест; перенос центра тяжести налогового бремени из сферы производства в сферу личного потребления, на доходы и имущество граждан, применение рентных платежей. Также предстоит разработать и реализовать действенные меры защиты населения со стороны государства от финансового мошенничества, обеспечить гарантии защищенности сбережений и капиталов (как, разумеется, и самого института частной собственности).
А главное, конечно же, создать благоприятное экономическое и правовое
пространство на территории нашей страны. Любому бизнесу свойственны подъемы и падения. Если подъем переживается сравнительно легко, то любое падение в "теневом бизнесе" - катастрофа. Каждый из участников станет доказывать, что другие своровали больше. Хорошо если это кончится только разводом. С каждым днем все весомее и значимее становится такое понятие, как репутация фирмы.
Недаром с 2000 года этот актив включен в баланс предприятия. Кое-кто из
бывших теневиков уже в полной мере осознал это и изо всех сил старается
отмыть свою сомнительную, в недалеком прошлом, репутацию. Это и участие в шумных благотворительных акциях и интервью, в которых говорится о выплаченных в бюджет страны суммах налогов и так далее. Вчерашние нелегальные бизнесмены строят гигантские торговые комплексы, разворачивают рекламные компании, вслух
говорят о своих высоких оборотах. Подчас складывается впечатление, что
некоторые
сознательно провоцируют
Это и есть борьба за репутацию. Сегодня они считают, что выгоднее переплатить налоги государству, чтобы завтра о нем говорили, как о добропорядочном бизнесмене, исправно платящем налоги. Не за горами время, когда не платить налоги будет считаться дурным тоном. Ничего удивительного в этом нет. Россия постепенно осваивается в мировом экономическом и юридическом пространстве, в котором нет места компаниям, имеющим сомнительную репутацию на родине. По крайней мере, очень хочется на это надеяться.
Вывод.
К сожалению, полностью уничтожить теневой бизнес невозможно. Если есть
открытая экономика – будет и скрытая. Это в натуре человека. Другое дело, что снизить ее объемы можно.
Но для этого России необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленная работа. И не только честных правоохранителей, законодателей, но и самих граждан. Если не учитывать это, бороться с теневой экономикой бесполезно.
Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела — задача, достойная истинных реформаторов.
Заключение.
Теневые процессы – это такие перемены в жизни общества, которые не оставляют никаких официальных следов. Здесь нет таких документальных следов, как, например, официальные отчеты, которые Комитет по статистике РФ получает от предприятий страны. Нет финансовых следов в виде уплаты налогов. Нет и психологических реакций в виде массовых реакций людей (таких как забастовки, демонстрации, пикеты). То есть процесс идет, и, надо сказать немалыми темпами, но для общества его «как бы» нет. «Тень» находится вне информационной доступности.
Подводя
итоги всему вышесказанному, можно
сделать вывод, что в настоящее
время роль неформальных отношений
существенно возросла. Новые неформальные
отношения создали крупные
Российской экономике, уникальной по масштабам сферы неформальной
хозяйственной
деятельности, присуще многообразие
субъектов неформальных отношений.
Наряду с особыми социальными
группами наблюдалась и в советское
время и имеет место до сих
пор повседневная причастность практически
каждого жителя страны к неформальным
отношениям. Покупка товаров у
спекулянтов, отдых «дикарем», оплата
медицинских услуг при
низкая заработная плата продавцов и работников общепита, а также неформальные способы ее компенсации и т. д. сопровождали жизнь каждого советского человека.
Сейчас, естественно многое изменилось, но многое остается по-прежнему.
Добавились новые деформирующие экономику и укрепляющие ее теневой характер отношения: бартер; уход от налогов; завышенная оценка натуральных продуктов, выдаваемых вместо зарплаты, и необходимость реализации этой продукции; поиск дополнительных заработков.
Вообще теневая экономика оказывает двойственное влияние на
социально-экономическое положение в стране: стабилизирующее и
дестабилизирующее. Степень проявления той или иной формы воздействия в
значительной мере определяется состоянием экономики в целом. Считается, что основными направлениями стабилизирующего влияния теневой экономики на российское общество и его экономику являются: формирование более эффективных форм экономической деятельности, создание в период спада и падения уровня жизни населения новых рыночных ниш, формирование негосударственной финансовой базы для решения социальных задач. К основным дестабилизирующим направлениям влияния
теневой экономики относят: вытеснение официальных механизмов налогообложения, дезорганизация производственных процессов в официальной экономике, усиление криминальной обстановки в обществе.
По оценкам специалистов в России завершилось два этапа: 1991-1994 гг., когда имело место стабилизирующее воздействие теневой экономики, и 1995-1998 гг., когда преобладали дестабилизирующие факторы.
В настоящее же время идет третий этап процесса развития теневой экономики. Это институционализация связи теневой экономики с официальными структурами. Речь идет о выработке определенных правил взаимодействия теневой экономики и официальной политики, что может привести к криминализации властных структур.