Теоретические основы антимонопольной политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие роли и особенностей антимонопольной политики государства. Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего ряда задач:
• рассмотреть понятие монополизма, разобраться с понятием монополии и антимонопольной политики;
• узнать о методах антимонопольного регулирования;
• ознакомиться с антимонопольным законодательством и антимонопольной политикой в России;
• выявить проблемы антимонопольной политики и рассмотреть методы их решения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы антимонопольной политики РФ.
Понятие, сущность и виды монополий.
Меры государственного воздействия на монополии.
История возникновения и развития монополии в России.
Глава 2. Анализ антимонопольной политики РФ.
2.1. Становление антимонопольной политики РФ.
2.2. Антимонопольное законодательство РФ.
2.3. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий.
2.4. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.
Глава 3. Предложения по регулированию антимонопольной политики РФ.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya.docx

— 54.32 Кб (Скачать документ)

Глава 1. Теоретические основы антимонопольной политики РФ.

    1. Понятие, сущность и виды монополий.
    2. Меры государственного воздействия на монополии.
    3. История возникновения и развития монополии в России.

Глава 2. Анализ антимонопольной  политики РФ.

2.1. Становление антимонопольной  политики РФ.

2.2. Антимонопольное законодательство РФ.

2.3. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий.

2.4. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.

Глава 3. Предложения по регулированию  антимонопольной политики РФ.

 

Введение.

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает  монополию, которая меняет условия  конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы. И становится очевидным, что  монополии оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на экономику страны. Исходя из этого, государства, пытаясь компенсировать несовершенства рынка, прибегают к  различным методам и приемам  антимонопольного регулирования. Для  противодействия монополизации  рынков и защиты конкуренции государства:

1) разрабатывают законы, на основе которых можно выявлять  и наказывать фирмы, уличенные  в монополизации; 

2) создают организации,  которые следят за развитием  событий на рынках и выявляют  случаи их монополизации;

3) помогают созданию новых  фирм, которые могут противодействовать  монополизации рынков.

В связи с этим, проблема антимонопольного регулирования и  разработка методов государственной  поддержки конкуренции очень  значима для решения важнейших  экономических проблем, возникающих  в процессе развития любой страны. Таким образом, изучение вопроса  антимонопольной политики представляется актуальным для всех государств.

Целью данной работы является раскрытие роли и особенностей антимонопольной  политики государства. Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего ряда задач:

• рассмотреть понятие монополизма, разобраться с понятием монополии и антимонопольной политики;  

• узнать о методах антимонопольного регулирования;

• ознакомиться с антимонопольным законодательством и антимонопольной политикой в России;

•        выявить проблемы антимонопольной политики и рассмотреть методы их решения.

В данной работе представлены различные взгляды специалистов на антимонопольное регулирование  и поддержку конкуренции.Были использованы материалы периодической печати, посвященные рассматриваемой тематике и информация специализированных Интернет-сайтов.

 

Глава 1. Теоретические  основы антимонопольной политики.

    1. Понятие, сущность и виды монополий.

Существуют два вида антимонопольной  политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий  и антимонопольная политика в  отношении искусственных монополий. Для того, чтобы разобраться в  вопросах, связанных с антимонопольной  политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой  монополии.

Существует большое количество определений монополии, ведь это  – многоаспектное понятие. Причём это  понятие является настолько важным, что в мировой экономической  теории есть даже такое понятие, как  теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через  призму трёх аспектов:

  1. С точки зрения рыночной структуры
  2. С точки зрения рыночного поведения
  3. С точки зрения рыночных итогов

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует  уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее  определение: монополия – это  форма рынка, в условиях которой  весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию  через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению  пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого  субъекта. Такое пространство принято  называть отраслью.

Здесь, я считаю уместным привести ещё одно определение монополии:

Монополия – это такое  явление, при котором в отрасли  господствует только одна фирма и  где границы фирмы и отрасли  совпадают.

Давая же определение монополии  с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование  субъектом основныхинструментов (таких, как цена, реклама). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём  внимания рыночным итогам, теория монополии  отмечает то, что при монополии  итоги связаны со следующими факторами:

• монопольно высокими ценами

• ограниченной готовностью монополии к инновациям.

      Но так  как понятие монополии очень  важно для основного предмета  моей работы – антимонопольной  политики, необходимо, по-моему, описать  это понятие более детально.

Итак, можно привести следующие  признаки монополии:

1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).

3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:

• Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

• Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.

• Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).

• При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.

• Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия –  это монополия, защищённая от конкуренции  юридическими ограничениями, патентной  защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить  монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом.

Естественная монополия  возникает в отрасли, в которой  долгосрочные средние издержки достигают  минимума только тогда, когда одна фирма  обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный  эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит  то, на которое рынок предъявляет  спрос по любой цене, достаточной  для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска  между двумя или большим количеством  фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в  основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны  монополии, базирующиеся на владении уникальными  природными ресурсами, о чём говорилось ранее.

Открытая монополия –  это монополия, при которой одна фирма (по крайней мере на определённый срок) является единственным поставщиком  продукции, но не имеет специальной  юридической защиты от конкуренции.

Примером таких фирм можно  считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

Но такое деление не означает, что все предприятия-монополисты  должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация  в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к  примеру фирмы, обслуживающие систему  телефонной связи, а также электрические  и газовые компании, которые могут  быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так  и к закрытой монополии (так как  присутствуют юридические барьеры  для конкуренции).

Фактически все монополии  могут считаться открытыми, так  как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут  быть сведены на нет изменениями  в технологии. А так же все монополии  подвержены влиянию конкуренции  со стороны возможных товаров-субститутов.

Так же немаловажным, по моему  мнению, является определение простой  монополии, то есть монополии, которая  в каждый конкретный момент времени  продаёт свой продукт по одной  и той же цене своим покупателям.

Учёными выделяются несколько  последствий монополизации, на которые  я буду ссылаться в своей работе в дальнейшем, как-то:

1. недопроизводство товаров

2. завышение цен

3. предприятия-монополисты не получали высокой монопольной прибыли.

4. х-неэффективность, то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.

1.2. Меры государственного воздействия на монополии.

Учитывая свойство монополий  стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства  практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех  или иных формах и масштабах вмешательства  в деятельность монополий, сообразуясь  со своими представлениями о степени  общественной опасности тех или  иных монопольных структур. Более  того, эта политика в последние  десятилетия всё чаще выступает  не в форме отдельных разовых  мероприятий, а в качестве одной  из постоянных функций государства.

В разных странах и в  различные периоды преобладают  те или иные государственные воздействия  на монополии. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с  рыночным типом экономики выделяется три основных направления:

1) активизация конкурентных  рыночных структур, противостоящих  монополии, с помощью тех или  иных мер по либерализации  рынков;

2) государственное регулирование  монополий путем контроля над  ценами и уровнем рентабельности;

3) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий  с помощью специального антимонополистического  законодательства.

Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений:

  1. Либеризация рынков. Данное направление не связано с подавлением монополий непосредственно. Оно исходит из такого очевидного факта, что сила монополии тем слабее, чем эффективнее работают конкурентные рыночные механизмы и чем, соответственно, более развитыми являются конкурентные рыночные структуры. Соответственно, главная задача данного направления сводится к тому, чтобы создать в экономике обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную профилактику в экономике и обществе. Подрыву монополизма с помощью активизации конкурентных рыночных механизмов нередко способствует процесс ускорения развития науки и техники, т.к. благодаря некоторым достижениям НТП отдельные естественные монополии перестают быть таковыми. В последние годы особенно заметной была данная тенденция в отрасли связи. Например, если еще двадцать лет назад передачу информации на сверхдальние расстояния могли осуществлять только немногие особо крупные компании, то затем, благодаря появлению спутниковой связи реализация подобных функций стала доступной многим фирмам, избавившимся таким образом от необходимости прибегать к услугам компаний-монополистов.
  2. Государственное регулирование. Немаловажным направлением государственного вмешательства в деятельность монополий в условиях экономики рыночного типа является государственное регулирование фирм, обладающих монопольной властью, с помощью фиксации верхнего уровня цены, установления “справедливой” цены или “справедливой нормы прибыли”. Как правило, регулированию подвергаются, прежде всего, и главным образом, естественные монополии. К естественным монополиям, как уже отмечалось, относятся в первую очередь различные коммунальные услуги: почта, телеграф, телефонные станции, местные электрические или газовые компании и т.п. Поскольку технологически невозможно и экономически бессмысленно формирование конкурентных рынков подобных коммунальных услуг, то для обеспечения удовлетворения потребностей населения в данных услугах в необходимых объемах и по приемлемым ценам, остается только один путь - государственное регулирование естественных монополий, главным образом путём воздействия на их цены (тарифы) и уровни прибыльности. Хотя государственное регулирование объективно необходимо только в отношении естественных монополий, оно нередко применяется и в отраслях, структура рынков которых не исключает конкуренцию.
  3. Антимонопольное законодательство. Очевидное зло, приносимое чрезмерной экономической властью тех или иных монополий, заставляет страны с рыночным типом экономики прибегать нередко к прямому недопущению, подавлению или устранению монополистических структур с помощью специального антимонопольного законодательства.Основные различия в антимонопольной политике и практике “рыночных” стран связаны с неодинаковыми акцентами в использовании направлений регулирования монополий и прямого недопущения, подавления или устранения их в форме дробления на отдельные самостоятельные предприятия. В этой связи различают особенности европейского и американского подходов в антимонопольной политике. Антимонопольная политика в европейских странах в большей мере направлена на регулирование уже сложившихся монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причем данное регулирование не предполагает структурных изменений, т.е. не содержит требований о деконцентрации, дроблении фирм на самостоятельные предприятия.
      1. История возникновения и развития монополии в России.

      Первые  монополии образовались в 80-х  годах 19 века. Своеобразие развития  заключалось в непосредственном  вмешательстве государственных  органов в создание и деятельность  монополий в отраслях, обеспечивавших  нужды государственного хозяйства,  или имевших особое значение  в его системе (металлургия,  транспорт, машиностроение, нефтяная  и сахарная промышленность). Это  привело к раннему возникновению  государственно-монополистических  тенденций. Монополистическая концентрация  происходила и в банковском  деле. Ускоряющее воздействие на  процесс монополизации оказал  иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике  была не велика. Монополии постепенно  охватывали важнейшие отрасли  промышленности и чаще всего  образовывались в виде картелей  и синдикатов, в которых был  монополизирован сбыт при сохранении  их участниками производственной  и финансовой самостоятельности.  Возникали и объединения трестовского  типа. Отсутствие законодательных  и административных норм, регулирующих  порядок оформления и деятельности  монополий, делало возможным использование  против них государством законодательства  формально запрещавшего деятельность  монополий. Это привело к распространению  официально не регистрируемых  монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при  прямой поддержке правительства  (военнопромышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений.

Многие крупные синдикаты  – «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», РОСТ и др.  – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. В период промышленного подъема происходил дальнейший рост монополий. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник»). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) -  уровень монополизации был невысок.

Информация о работе Теоретические основы антимонопольной политики РФ