Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие роли и особенностей антимонопольной политики государства. Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего ряда задач:
• рассмотреть понятие монополизма, разобраться с понятием монополии и антимонопольной политики;
• узнать о методах антимонопольного регулирования;
• ознакомиться с антимонопольным законодательством и антимонопольной политикой в России;
• выявить проблемы антимонопольной политики и рассмотреть методы их решения.
Введение
Глава 1. Теоретические основы антимонопольной политики РФ.
Понятие, сущность и виды монополий.
Меры государственного воздействия на монополии.
История возникновения и развития монополии в России.
Глава 2. Анализ антимонопольной политики РФ.
2.1. Становление антимонопольной политики РФ.
2.2. Антимонопольное законодательство РФ.
2.3. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий.
2.4. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.
Глава 3. Предложения по регулированию антимонопольной политики РФ.
Заключение
Если же в отрасли действует,
скажем, более десяти тысяч фирм
равного размера (т.е. фактически сложились
условия совершенной
Обычно рынок считается безопасным с точки зрения монополизации, когда IHH <1000.
Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах: создании картеля, системе участий, личной унии.
• Картель – это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.
• Система участий проявляется в том, что ведущая фирма владеет частью капитала фирм-конкурентов. Или в том, что все основные конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга. Являясь фактически совладельцами единого капитала, подобные фирмы выступают на рынке как одно предприятие.
• Личная уния состоит в том, что одни и те же лица управляют разными компаниями-конкурентами.
Все формы переплетения фирм-конкурентов фактически имеют характер сговора, когда внешне соперничающие друг с другом компании в действительности действуют заодно, как правило, нанося этим ущерб потребителю. Именно поэтому они защищены законами большинства развитых рыночных стран и России. Причем за ряд нарушений, связанных с созданием картелей, во многих странах предусмотрена даже уголовная ответственность.
Сложнее обстоит дело с
государственным регулированием степени
существующей на рынке концентрации
и размера фирм. С одной стороны,
высокая концентрация доли рынка
в руках одной фирмы, способствует
его монополизации. Исходя из этого,
государство должно стремиться к
недопущению слишком большой
концентрации и препятствовать формированию
фирм-гигантов. С другой стороны, только
крупные предприятия могут
В связи с описанным противоречием в практике проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют два подхода, имеющие свои достоинства и недостатки:
- Поведенческий критерий
применения санкций –
Поведенческий подход в принципе
точнее соответствует целям
Доказать, скажем, необоснованное
монополистическое завышение
А) Могут быть исходно весьма велики в силу х-неэффективности,
Б) Искусственно показаны выше фактического уровня с помощью труднопроверяемых бухгалтерских уловок.
Поэтому юридически, на бумаге монопольная цена, скорее всего не будет выглядеть как завышенная по сравнению с затратами. К тому же, даже если завышение цен будет доказано, как отделить нормальное повышение цен в силу благоприятной рыночной конъюнктуры от их искусственного вздувания самим монополистом?
- Структурный критерий
применения санкций –
В свою очередь структурный подход более прост в применении: достаточно установить долю рынка, приходящуюся на ту или иную фирму, и автоматически становиться ясно, следует ли против нее применять антимонопольные меры.
Зато недостатком структурного подхода является неопределенность последствий его применения. Таким механическим образом легко разрушать не только компании, злоупотребляющие своим монопольным положением, но и эффективно действующие крупные фирмы, являющиеся ядром национальной экономики.
Глава 3. Предложения по регулированию антимонопольной политики РФ.
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.
Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.
На Западе демонополизация
предприятий-гигантов возможна путем
их разделения на части. Тамошние монополисты
формировались путем
Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации:
1) прямое разделение монопольных структур;
2) иностранная конкуренция;
3) создание новых предприятий.
Как уже сказано, возможности первого пути в российской реальности сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются. Тем не менее, на уровне надфирменных структур – бывших министерств, главков, а также областных властей – такая работа отчасти уже сделана, а отчасти может быть продолжена, принеся пользу в деле понижения степени монополизации.
Дело в том, что еще
одна специфическая российская разновидность
монополизма состоит в диктате
ведомств и госорганов, продолжающих
и в наше время активно вмешиваться
в деятельность предприятий. Формально-юридических
прав на это они не имеют –
предприятия находятся в
Второй путь – иностранная
конкуренция – явился, вероятно,
самым действенным и
Беда в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности.
Очевидно, что использование
столь сильнодействующего средства
должно быть очень осторожно. Импортные
товары, бесспорно, должны присутствовать
на российском рынке, являясь реальной
угрозой для наших
Третий путь – создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места.
Проблема в том, что в сегодняшних условиях из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Не случайно, при всей ужасающей остроте финансовых проблем в рамках центрального бюджета в последнее время стали выделять так называемый бюджет развития, в который направляются средства на поддержку инвестиций.
В долгосрочной перспективе
все три пути снижения степени
монополизации российской экономики,
несомненно, будут использованы. Описанные
огромные трудности продвижения
по ним, однако, заставляют прогнозировать,
что в близком будущем
Центр тяжести государственной
регулирующей деятельности в России
в первые годы реформ был сосредоточен
на регулировании
Положение резко осложняется и запутывается в результате широкого распространения практики неплатежей. В этих условиях монополисты добиваются установления цен с таки расчетом, чтобы все издержки можно было покрыть за счет реально поступающих средств. Государственные органы обычно считают этот уровень завышенным.
Помимо цен на продукцию естественных монополий на начальных этапах реформы ограничивались и цены предприятий, занимающих доминирующее положение на отдельных товарных рынках, т.е. регулировались цены искусственных монополий. С этой целью для всех производителей, контролирующих более 35% рынка, устанавливались предельные нормы рентабельности.
Российские законы требуют осуществления государственной политики недопущения формирования новых монополий. На Федеральную антимонопольную службу возложены задачи контроля за слияниями крупных предприятий, пересечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий и личной унии. Представляется, однако, что опасность всех этих новых форм монополизации еще недостаточно осознана обществом и работа в этих направлениях ведется недостаточно интенсивно. Во всяком случае, руководители российских предприятий не стесняются публично выступать с такими заявлениями, которые на Западе – даже если бы не были подкреплены практическими действиями – с гарантией привели бы их за тюремную решетку по обвинению в попытке создания картеля.
Наконец, значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Федеральной антимонопольной службы. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований, далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.
В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования.
Заключение.
В процессе данной работы нам удалось определить то, что:
• Монополия — исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.
• Сущность монополии характеризуется следующими моментами:
1. Монополия возникает из господства в производстве;
2. Господствуя в производстве,
монополия господствует на
3. Благодаря монопольным
ценам монополия получает
• Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений;
• Российские монополии в большинстве своем естественные и формировались по кардинально иному пути, нежели зарубежные;
• Прямое дробление монополий на мелкие предприятия ввиду объективных причин не лучший способ борьбы с монополией, тем более естественной;
• Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства;
• В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся;
• Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами;
• Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации в России: прямое разделение монопольных структур; иностранная конкуренция; создание новых предприятий.
• Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Федеральная Антимонопольная Служба.
• Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О защите конкуренции» и закон «О естественных монополиях».
В данной работе были рассмотрели
основные причины возникновения
монополий; особенности современной
монополизации экономики. Подводя
итоги, можно охарактеризовать антимонопольное
законодательство и антимонопольную
политику России как необходимые
атрибуты структурных преобразований
во всех сферах экономики страны. Бесспорно,
в некоторых случаях (но лишь в
малой толике от их общего количества)
существование монополии
Информация о работе Теоретические основы антимонопольной политики РФ