Теоретические основы антимонопольной политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие роли и особенностей антимонопольной политики государства. Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего ряда задач:
• рассмотреть понятие монополизма, разобраться с понятием монополии и антимонопольной политики;
• узнать о методах антимонопольного регулирования;
• ознакомиться с антимонопольным законодательством и антимонопольной политикой в России;
• выявить проблемы антимонопольной политики и рассмотреть методы их решения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы антимонопольной политики РФ.
Понятие, сущность и виды монополий.
Меры государственного воздействия на монополии.
История возникновения и развития монополии в России.
Глава 2. Анализ антимонопольной политики РФ.
2.1. Становление антимонопольной политики РФ.
2.2. Антимонопольное законодательство РФ.
2.3. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий.
2.4. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.
Глава 3. Предложения по регулированию антимонопольной политики РФ.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya.docx

— 54.32 Кб (Скачать документ)

В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом  война увеличила число монополий  и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участие правительства (Киевская организация производства колючей проволоки). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.

 

 

Глава 2. Анализ антимонопольной политики РФ.

2.1. Становление  антимонопольной политики РФ.

Антимонопольная политика имеет  несколько основных направлений:

1. Стимулирование предпринимательства

2. Развитие конкурентных начал

3. Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики

Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие  монопольное положение отдельных  субъектов на рынке. А к мерам  косвенного регулирования относятся  преимущественно финансово-кредитные  методы предупреждения и преодоления  монополистических явлений в  экономике.

 Таким образом суть  фактически любой антимонопольной  политики заключается в использовании  выгод крупномасштабной экономики  и в нейтрализации её побочных  последствий, связанных с ослаблением  конкуренции на товарных и  иных рынках.

Специфика российских монополий  сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о  конкуренции разрабатывалось при  сильных монополиях и лишь формирующихся  рыночных отношениях. Поэтому для  нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики  появился в России в 1991 году – закон  «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года.

С 1991 года по 1999 год было введено  большое количество объективно необходимых  законов, составивших организационно-правовую базу для регулирования монополий. К примеру, законы "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г., "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г., "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., "О рекламе" от 18 июля 1996 г., "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и другие, а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства .

Но в 1999 году, через восемь лет после начала реформ, антимонопольное  законодательство остро нуждалось  в совершенствовании, преимущественно  на основе обобщения правоприменительной  практики. Появилась необходимость  в обновлении всей правовой базы, чтобы  она позволила надежнее пресекать  злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих  субъектов, применять штрафные санкции  к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных  и региональных органов исполнительной власти, и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг.

           В результате такой необходимости,  российским правительством в  1999 году было создано Министерство  по антимонопольной политике  и поддержке предпринимательства  (МАП). Создано оно было на основе  уже существовавшего к тому  времени Государственного комитета  по антимонопольной политике, которому, по-моему, не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.

МАП состоит из нескольких органов – в него входят Федеральная  служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная  служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке  и развитию малого предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная  энергетическая комиссия (ФЭК).

Но, несмотря на все предпринятые меры, уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Специалисты называют причины невысокого уровня развития конкуренции в Р. Ф.:

• приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;

•  принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;

•  малый бизнес так и не получил должного развития.

Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания  венчурных технологических и  экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного  риска малые предприятия охотно берутся за новации, которые они  затем могут передать на тиражирование  промышленным гигантам.

Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий  в общем числе хозяйствующих  субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и выше конкуренция. Однако сегодня темпы  роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.

         Для развития малого бизнеса  необходимы доступные кредиты  и льготное налогообложение, создание  лизинговых компаний, информационных, консалтинговых и учебно-деловых  центров, а также вовлечение  малых предприятий в новые  сферы деятельности, международные  программы сотрудничества. Пока  же все это остается благим  пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли  у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных  реформ.

Специалисты по антимонопольной  политики предлагают следующие меры для демонополизации экономики  и развития конкуренции:

А) наладить антимонопольный  контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе  при размещении заказов на поставки продукции для государственных  и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах  и торгах достигли 122 млрд. рублей);

Б) ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров  и капитала по всей России;

В) совершенствовать правовое регулирование использования государственных  средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

Г) согласовать антимонопольное  законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным  принципам и правилам.

2.2.    Антимонопольное законодательство в РФ.

Антимонопольное законодательство — совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы  предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто  ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания  цен и раздела рынков; крупные  слияния и действия, которые могут  существенно увеличить возможность  продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.

По мнению сторонников  антимонопольного законодательства, оно  защищает экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию. По мнению противников, антимонопольное  законодательство является системой нарушения  прав собственности и нередко  или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и  экономики в целом.

Современное антимонопольное  регулирование со стороны государственных  органов можно свести к трем группам  мер:

Первая группа мер —  административно-правовое воздействие  в виде;

- запрета монополии в  какой-либо отрасли хозяйства;

- роспуска существующих  монополистических объединений;

- расчленения монополий  на ряд самостоятельных производств.

Вторая группа мер —  административно-экономическое воздействие, направленное на:

- преследование государством  торговцев, осуществляющих ценовую  дискриминацию (завышение цен,  не обусловленное издержками  производства);

- преследование торговцев,  осуществляющих фальсификацию товаров  путем использования рекламы;

- запрещение внеэкономического  воздействия на контрагентов  путем сговора с целью оказания  совместного влияния на изменение  рыночной ситуации.

Третья группа мер —  экономическое воздействие, проводимое государством:

- использование разных  приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию  назначать цены на выпускаемую  продукцию, близкие к условиям  свободной конкуренции;

- поощрение выпуска товаров-субститутов,  т.е. товаров-заменителей. Разнообразие  товаров личного и производительного  потребления снижает спрос на  товары монопольного производства;

- расширение рынка за  счет установления международных  экономических связей и увеличения  импорта; распространение научных  и технологических знаний.

Для понимания антимонопольной  политики современного Российского  государства и перспектив ее дальнейшего  развития важно исследовать процессы, происходившие в антимонопольной  политике в 1990 – х годах – в  период ее возникновения, становления  и развития.

Масштабность трансформации  российской политической системы привела  к смене политического режима, правящих элит, формированию многопартийной системы и определению новых  направлений и приоритетов государственной  политики. Одним из таких направлений  стала политика содействия конкуренции  и антимонопольное регулирование  хозяйственных процессов вошли  в число приоритетных направлений  экономической политики страны, а  органом осуществляющим контроль за монополистами является ФАС –  Федеральная антимонопольная Служба.

Основой российского антимонопольного законодательства является федеральный  закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред.от 27.12.2009) «О защите конкуренции» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) (с изм. и доп., вступающими  в силу с 29.01.2010).

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической  деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий  для эффективного функционирования товарных рынков.

Закон содержит ограничения  свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих  субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается  на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Таким субъектам при некоторых  исключениях запрещается:

1) установление, поддержание  монопольно высокой или монопольно  низкой цены товара;

2) изъятие товара из  обращения, если результатом такого  изъятия явилось повышение цены  товара;

3) навязывание контрагенту  условий договора, невыгодных для  него или не относящихся к  предмету договора;

4) экономически или технологически  не обоснованные сокращение или  прекращение производства товара, если на этот товар имеется  спрос или размещены заказы  на его поставки при наличии  возможности его рентабельного  производства;

Информация о работе Теоретические основы антимонопольной политики РФ