Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие роли и особенностей антимонопольной политики государства. Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего ряда задач:
• рассмотреть понятие монополизма, разобраться с понятием монополии и антимонопольной политики;
• узнать о методах антимонопольного регулирования;
• ознакомиться с антимонопольным законодательством и антимонопольной политикой в России;
• выявить проблемы антимонопольной политики и рассмотреть методы их решения.
Введение
Глава 1. Теоретические основы антимонопольной политики РФ.
Понятие, сущность и виды монополий.
Меры государственного воздействия на монополии.
История возникновения и развития монополии в России.
Глава 2. Анализ антимонопольной политики РФ.
2.1. Становление антимонопольной политики РФ.
2.2. Антимонопольное законодательство РФ.
2.3. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий.
2.4. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.
Глава 3. Предложения по регулированию антимонопольной политики РФ.
Заключение
В годы первой мировой войны
1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда
локальных монополий, но в целом
война увеличила число
Глава 2. Анализ антимонопольной политики РФ.
2.1. Становление антимонопольной политики РФ.
Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:
1. Стимулирование предпринимательства
2. Развитие конкурентных начал
3. Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики
Выделяют два метода антимонопольного
регулирования: прямой и косвенный.
Прямой метод регулирования включает
меры, устраняющие или
Таким образом суть
фактически любой
Специфика российских монополий
сказалась и на особенностях законодательного
регулирования их деятельности. В
капиталистических странах
Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики появился в России в 1991 году – закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года.
С 1991 года по 1999 год было введено
большое количество объективно необходимых
законов, составивших организационно-
Но в 1999 году, через восемь
лет после начала реформ, антимонопольное
законодательство остро нуждалось
в совершенствовании, преимущественно
на основе обобщения правоприменительной
практики. Появилась необходимость
в обновлении всей правовой базы, чтобы
она позволила надежнее пресекать
злоупотребления рыночной властью,
ущемление интересов
В результате такой
МАП состоит из нескольких органов – в него входят Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК).
Но, несмотря на все предпринятые меры, уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Специалисты называют причины невысокого уровня развития конкуренции в Р. Ф.:
• приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;
• принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;
• малый бизнес так и не получил должного развития.
Во многих странах именно
малый бизнес является естественной
основой формирования конкурентной
среды, полигоном для испытания
венчурных технологических и
экономических проектов. У него больше
возможностей маневрировать капиталом,
переключаясь с одного вида деятельности
на другой, ниже операционные расходы,
у работников выше чувство причастности
к делам фирмы и
Как показывает зарубежный
опыт, чем выше доля малых предприятий
в общем числе хозяйствующих
субъектов и численности
Для развития малого бизнеса
необходимы доступные кредиты
и льготное налогообложение,
Специалисты по антимонопольной политики предлагают следующие меры для демонополизации экономики и развития конкуренции:
А) наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);
Б) ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;
В) совершенствовать правовое
регулирование использования
Г) согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.
2.2. Антимонопольное законодательство в РФ.
Антимонопольное законодательство
— совокупность нормативных актов,
направленных на ограничение свободы
предпринимательской
По мнению сторонников антимонопольного законодательства, оно защищает экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию. По мнению противников, антимонопольное законодательство является системой нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом.
Современное антимонопольное регулирование со стороны государственных органов можно свести к трем группам мер:
Первая группа мер — административно-правовое воздействие в виде;
- запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;
- роспуска существующих монополистических объединений;
- расчленения монополий
на ряд самостоятельных
Вторая группа мер —
административно-экономическое
- преследование государством
торговцев, осуществляющих
- преследование торговцев,
осуществляющих фальсификацию
- запрещение внеэкономического
воздействия на контрагентов
путем сговора с целью
Третья группа мер — экономическое воздействие, проводимое государством:
- использование разных
приемов ведения налоговой
- поощрение выпуска товаров-
- расширение рынка за
счет установления
Для понимания антимонопольной
политики современного Российского
государства и перспектив ее дальнейшего
развития важно исследовать процессы,
происходившие в
Масштабность трансформации
российской политической системы привела
к смене политического режима,
правящих элит, формированию многопартийной
системы и определению новых
направлений и приоритетов
Основой российского антимонопольного законодательства является федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред.от 27.12.2009) «О защите конкуренции» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010).
Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Закон содержит ограничения
свободы предпринимательской
Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:
1) установление, поддержание
монопольно высокой или
2) изъятие товара из
обращения, если результатом
3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
4) экономически или
Информация о работе Теоретические основы антимонопольной политики РФ