Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:17, курсовая работа
Целью данной работы является изложение основных теорий возникновения безработицы, их сравнение, критический анализ. Данная работа построена таким образом, чтобы раскрыть явление безработицы в эволюционном развитии. Также будет рассмотрено влияние данных теорий на современную экономику и применение их на рынке труда.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть безработицу как экономическое явление;
- изучить понятие и виды безработицы;
- рассмотреть основные теории безработицы;
- изучить, рассмотреть и проанализировать пути государственного регулирования занятости и снижения безработицы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЕЗРАБОТИЦА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 5
1.1. Виды безработицы 6
2.ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ БЕЗРАБОТИЦЫ 9
2.1. Классическая теория занятости 9
2.2. Неоклассическая теория занятости 11
2.3. Кейнсианская теория занятости 13
2.4. Неокейнсианская теория заняости 18
3. ПУТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И СНИЖЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ 20
3.1. Причины безработицы на современном этапе 20
3.2. Основные инструменты регулирования занятости 21
3.3. Проблемы в обеспечении занятости 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
С одной стороны, - это осуществление сбалансированной фискальной и инвестиционной политики, которая будет способствовать более полному использованию имеющихся рабочих мест. Также от правильной налоговой и инвестиционной политики зависит развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в инновационные отрасли, так и в отрасли традиционной занятости, введение системы стимулирования развития предпринимательства малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности.
С другой стороны, - структуру спроса на рабочую силу можно изменить путем сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест. Профподготовка, переподготовка, переквалификация, перемещение и трудоустройство экономически активных и трудоспособных слоёв населения, может способствовать регулированию и повышению качества рабочей силы. И естественно нельзя забывать об обеспечение социальной защищенности и материальной поддержки оставшихся без работы.
В Российской Федреации разриабатываются и проводятся разлачные программы, которые нацелены на реализацию политики занятости и снижение уровня безработицы. К данным программам относятся: формирование новых рабочих мест, как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики, содействие занятости населения и помощь безработным.
Важную роль в регулировании рынка труда занимает служба занятости. Её основными функциями являются: трудоустройство граждан, организация сезонных или общественных работ, квотирование рабочих мест для слабо защищенных категорий граждан, профориентация, профессиональное обучение и переобучение, выплата пособий по безработице.
Биржи труда также занимаются трудоустройством экономически активных и трудоспособных граждан, оставшихся без работы. Основными направлениями деятельности бирж труда являются изучение рынка труда, а также определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения в конъюнктуре рынка труда возможны в будущем.
Рис.5 - Направления государственной политики на рынке труда
При рассмотрении задач регулирования рынка труда на региональном уровне, следует заметить, что основные направления этого регулирования определены на общегосударственном, или макроуровне.
Во-первых, регулирование рынка труда и здесь не может не входить в число основных приоритетов всей региональной политики. Но оно должно осуществляться в рамках своей компетенции при установленном Конституцией Российской Федерации порядке разграничения полномочий между федеральными и местными органами управления.
Во-вторых, в регионах субъектами регулирования выступают теперь не высшие, а муниципальные органы законодательной и исполнительной власти. В-третьих, поскольку региональный уровень регулирования в иерархии занимает среднее положение между макро- и микроуровнями, следовательно устанавливаемые ими правила регулирования не только взаимосвязаны с ними в порядке соподчинения, но также идут в противоречивом процессе взаимодействия этих уровней по корректировке предпринимаемых мер при столкновении интересов. В усилении процессов регионализации просматривается и другая сторона, которая весьма нежелательна для развития рынка труда.
В конце 90-х годов одновременно с регионализацией происходит «размывание» централизованных основ национального рынка и становится реальным фактом изолированность основ региональных. Ослабляется действие принципа федерализма в регулировании. Происходит ломка вертикальной связи в управлении рыночными процессами. Это является своего рода следствием усиления неравномерности социально-экономического уровня развития регионов. В случае успешного решения этих проблем политика занятости на российском рынке труда может постепенно трансформироваться в форму, свойственную высокоразвитым странам9.
На региональном уровне состав элементов регулирования рынка труда уже, чем на федеральном уровне. Названные выше направления регулирования осуществляется преимущественно властями федерального уровня: это в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической политики (курс рубля, уровни пошлин, лицензии и квоты). В значительной мере на общегосударственном уровне регулируются основные направления финанасово-кредитной политики. Регионы же могут регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни, т.е. через уровень предложения рабочей силы в регионе; могут регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, повышение рождаемости, уменьшение травматизма, пьянства и, в конечном счете, снижение смертности трудоспособного населения), миграционные процессы. На региональном уровне в интересах рынка труда осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства. Проводятся государственные закупки продукции предприятий всех форм собственности; предприятиям предоставляются целевые кредиты, дотации и налоговые льготы (региональные налоги), которые направлены на поддержание и развитие производства и рабочих мест в приоритетных отраслях. На региональном уровне в большинстве случаев более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального и малого бизнеса. Региональное регулирование наравне с регулированием на федеральном уровне должно сделать проблемы рынка приоритетными вместе с ведущими направлениями реформ. Региональное регулирование должно не просто учитывать интересы рынка труда, а сделать их равными с другими приоритетами региональной политики.
В число задач данного блока на региональном уровне входит следующие: информационное обеспечение, повышение эффективности трудоустройства, в том числе за счет развития временных и общественных работ, развитие систем подготовки и переподготовки рабочей силы, совершенствование социальной поддержки безработных, самой структуры органов регулирования. Региональный уровень регулирования рынка труда в отличие от государственного накладывает отпечаток местных специфических особенностей.
3.3. Проблемы в обеспечении занятости
Независимо от различного социально-экономическокого состояния и положения региональных рынков труда, сохраняется множество проблем в обеспечении занятости. К этим проблемам относятся:
Таким образом, объективная реальность, обязывает пересмотреть не только основные позиции в регулировании рынка труда, но и найти такие решения, которые позволили бы привести в действие формы экономической активности в сфере занятости:
И в заключение я ещё раз хочу выделить основные задачи и направления регулирования рынка труда. На первое место этом списке следует поставить трудоустройство незанятых граждан, далее их подготовка или переподготовка к современным видам деятельности и, а затем материальная поддержка безработных и нетрудоспособных граждан.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике. И без решения этой проблемы невозможно будет наладить эффективную деятельность экономики. В России проблема безработицы особенно актуальна, т.к. состояние российской экономики находится на этапе восстановления и реформирования.
Безработица – это явление далеко не новое, которое стало играть особую роль при переходе к рыночной и смешанной системам в экономике. Дж. М Кейнс, А.Смит и Д. Рикардо и другие великие экономисты изучали этот процесс. Безработица – это явление, свойственное стадии товарного производства. Уровень безработицы значительно повышается при переходе к рыночной системе. Об этом свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.
Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени.
В условиях современной экономики тема безработицы приобретает всё большую актуальность. Появляются всё новые и новые причины безработицы. Они возникают из-за постоянных изменений в условиях жизни, а также из-за изменений на рынке труда.
Безработица вызывает самые серьёзные изменения не только в экономике, но и в социальной сфере. Эти изменения могут быть как отрицательными, так и положительными. В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. В современной экономической теории существуют различные подходы к регулированию занятости. Традиционно выделяются следующие основные направления регулирования уровня безработицы: классическое, неоклассическое, кейнсианское и неокейнсианское.
Основным в неоклассическом направлении является то, что рынок труда способен к автоматическому саморегулированию, и остается устойчивым и равновесным в долгосрочном периоде в условиях полной занятости. Поэтому правительство должно не вмешиваться в самонастраивающийся механизм рынка труда и дать ему возможность развиваться по рыночным законам. Представители неокейнсианского направления уверены, что экономика не может саморегулироваться, а тем более преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса". Таким образом, кейнсианцы, показав на несостоятельность и неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического вмешательства для обеспечения полной занятости.
Инструментами активной политики занятости являются: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественные работы. Опыт развитых стран показывает, что именно малый и средний бизнес способны обеспечить рабочими местами более половины всех занятых в народном хозяйстве. Создание новых рабочих мест - важнейшая макроэкономическая мера, которая в контексте инвестиционной и налоговой политики является индикатором процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике в целом.
Стратегические решения в области государственного регулирования занятости должны носить комплексный характер и лежать в плоскости обеспечения роста производства и создания новых рабочих мест с одновременным развертыванием программы переобучения и повышения квалификации работников.
Очевидно, что при этом необходимо учитывать опыт развитых стран, социальные и национальные особенности России, реально сложившуюся на сегодняшний день в стране ситуацию с учетом тенденций развития.