Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:30, курсовая работа
Тема данной курсовой работы является актуальной сегодня потому, что в ней
изложены основные аспекты положения потребительской кооперации и ее роли в
экономической и социальной жизни разных стран. Россия только начинает входить
в новую стадию своего развития. И эта стадия кординально отличается от той, в
которой Россия была последние десятилетия. Она характеризуется становлением
новых экономических и политических отношений, как в структурах власти, так и
в повседневной жизни. Многие организации и учреждения прекратили свое
Введение..........................3
1. Предмет и метод дисциплины. Её связь с другими
общественными науками..................5
2. Основные понятия курса.....................9
3. Виды потребительских кооперативов..............15
4. Идеологические основы потребительской кооперации.......20
Заключение..........................32
Список использованной литературы...............35
Приложения.........................36
Введение
Содержание
Введение......................
1. Предмет и метод дисциплины. Её связь с другими
общественными науками..................5
2. Основные понятия курса.....................9
3. Виды потребительских кооперативов..............15
4. Идеологические
основы потребительской
Заключение....................
Список использованной литературы...............35
Приложения....................
Введение
Тема данной курсовой работы является актуальной сегодня потому, что в ней
изложены основные
аспекты положения
экономической и социальной жизни разных стран. Россия только начинает входить
в новую стадию своего развития. И эта стадия кординально отличается от той, в
которой Россия была последние десятилетия. Она характеризуется становлением
новых экономических и политических отношений, как в структурах власти, так и
в повседневной жизни. Многие организации и учреждения прекратили свое
существование после распада СССР, так и не сумев приспособиться к новым
условиям российской экономики. И лишь немногие остались и смогли
функционировать на должном уровне. К ним относятся и различного вида
кооперативы, в частности – потребительские.
Кооперация в конце XX века представляет собой весьма распространенное
общественное явление.
Слово "кооперация" можно в самом общем виде перевести как сотрудничество,
совместную деятельность, объединенное действие. Универсальное, сложное
понятие кооперации
имеет как очень широкое
узкую трактовку.
В самом широком смысле под кооперацией наука подразумевает в одном
случае всеобщее свойство окружающего нас мира с его связями и отношениями, в
другом - синоним самого человеческого общества, в третьем - основной
социальный механизм, созданный людьми для поддержания общественной жизни, либо
общественное взаимодействие, взаимопомощь, трудовую ассоциацию, солидарность.
Как очень точно выразился русский художник и ученый Николай
Рерих, "все создается лишь истинной кооперацией".
Зачатки, зародыши кооперации людей в форме их совместной жизни, а затем и
совместного труда
появились в первобытном
примитивном виде тогда возникла и стала развиваться, а вот кооперативов (и,
понятно, слова "кооперация") в те доисторические времена не существовало.
Значит, то была кооперация без кооперативов. Она в возрастающих масштабах
применяется во все последующие эпохи. Без кооперации нет самого общества.
Под кооперацией понимается совокупность особых общественно-хозяйственных
объединений. Иначе говоря, в данном случае собирательное понятие "кооперация"
включает прежде всего кооперативы (кооперативные общества). Это понятие
охватывает также кооперативные союзы, другие кооперативные объединения,
организации, предприятия и учреждения. Такая кооперация появилась лишь на
определенной ступени развития кооперации как формы труда, когда лишь
полтора-два столетия тому назад в английских городах начали возникать самые
ранние кооперативы.
С тех пор кооперация как "сумма кооперативов" получила практически во всех
странах значительное развитие. Одним из ее старейших и наиболее
распространенных видов является потребительская кооперация.
Сегодня в Российской Федерации существуют три разновидности
потребительских кооперативных обществ:
во-первых, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, занимающиеся
переработкой и сбытом продукции растениеводства и животноводства, снабжением
сельскохозяйственных товаропроизводителей средствами
производства, и т.д.;
во-вторых, специализированные потребительские кооперативы, которые для своих
участников строят дома и гаражи, предоставляют им кредиты, оказывают
медицинские, консультационные и прочие услуги;
в-третьих, потребительские общества, осуществляющие торговлю и общественное
питание, производственную и другую деятельность в интересах своих членов.
Предмет и метод дисциплины. Её связь с другими
общественными науками
Система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения
материальных и иных потребностей их членов, образует потребительскую
кооперацию. Именно она и только она является предметом курса "История и
история потребительской кооперации". Потребительская кооперация изучается под
определенным, историческим углом зрения. Конечно, главное внимание уделяется
закономерностям ее возникновения, становления и развития; но в поле зрения
находятся и те случайные события, зигзаги в истории потребительской
кооперации, которые имели для нее наиболее серьезные последствия.
Данная учебная дисциплина суть общественная, гуманитарная, потому что история
кооперации вообще и потребительской кооперации в частности представляет собой
одну из областей обществознания. Основными участниками потребительских обществ
являются простые люди труда - кооператоры, которые в своем стремлении к
самопомощи и взаимопомощи добровольно объединяются в потребительские общества,
самостоятельно управляют ими, совершенствуют их деятельность, пользуются их
услугами. Они, кооперированные потребители, вдохнули жизнь в свои
потребительские общества, совместно ведут морально оправданную хозяйственную и
нехозяйственную кооперативную работу, были и остаются подлинными творцами
потребительской кооперации.
В курсе "История потребительской кооперации России" основное внимание
уделяется тому особенному, что составляет отличительную черту отечественной
потребительской кооперации. При этом прослеживается преимущественно ее
экономическая и организационная история.
Ядро курса составляют три темы, посвященные соответственно трем
историческим этапам потребительской кооперации страны:
на первом этапе (30-е годы XIX века - 1917 г.) потребительские общества
возникли и развивались в естественных для них условиях складывающегося
внутреннего рынка, причем кооператоры учитывали как зарубежный опыт, так и
самобытные российские традиции;
на втором этапе (1917 г. - конец 80-х годов XX века) потребительская
кооперация продолжала существовать, но функционировала в условиях плановой
(командной) экономики и была в значительной степени огосударствлена;
третий, современный этап (с начала 90-х годов) характеризуется как этап
возрождения кооперации в ходе нынешних рыночных, демократических реформ и ее
возвращения к продолжению пути, прерванного в 1917 г.
Кроме истории, кратко излагаются основы общей теории кооперации всех видов,
составляющим элементом которой является частная теория кооперации
потребительской. В связи с этим рассматриваются и присущие кооперации
понятия, например, такие, как кооперативное движение, потребительское
общество, кооперативные ценности и принципы, кооперативные выплаты и др.
Раскрытие содержания подобных понятий, равно как и объяснение исторических
фактов, одна из задач данного курса.
В 10-х и 20-х годах нынешнего столетия теория, история и практика кооперации
как учебная дисциплина в нашей стране изучалась в университетах, институтах,
техникумах и школах. Но очень скоро полезный опыт был отброшен. Только в
конце 50-ых годов в учебных заведениях потребительской кооперации эта
дисциплина вновь "обрела гражданство". Между тем во многих странах курс
кооперации уже
давно изучается в
колледжах, во всех общеобразовательных школах.
Как учебная дисциплина "История потребительской кооперации России" призвана
выполнять две важнейшие функции - познавательную и прикладную.
Познавательная функция заключается в том, что в курсе даются
систематизированные научные знания, объективные представления об историческом
прошлом потребительской кооперации нашей страны. А знание истории необходимо
для того, чтобы не повторить ошибки прошлого и использовать положительный опыт
кооператоров предыдущих поколений в настоящем и будущем.
Прикладная функция состоит в том, что в курсе рассматриваются некоторые
актуальные вопросы практики российской потребительской кооперации и проблемы
выхода ее экономики из глубокого кризиса в наши дни. Таким образом, история
"стыкуется" с современностью.
В конечном счете, указанные функции нацелены на приобщение учащихся студентов
к этическим ценностям кооперации, ориентированы на воспитание деятельного
кооператора, знатока кооперативного дела; участника рыночных преобразований
в России.
Задача формирования современного специалиста для кооперативных организаций и
предприятий имеет
большое самостоятельное
заведениях первым шагом на пути ее осуществления является изучение истории
потребительской кооперации нашего отечества.
Основные понятия курса
Под кооперацией обычно подразумевают всю совокупность кооперативов.
Вместе с тем какую-то часть кооперативов тоже именуют кооперацией.
Действительно, существует не только мировая кооперация, но и ее части, а
именно кооперация, например, европейская, российская, сибирская, рязанская и
т.д. Более того, каждый отдельно взятый кооператив тоже может
Информация о работе Теория и история потребительской кооперации