Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:30, курсовая работа
Тема данной курсовой работы является актуальной сегодня потому, что в ней
изложены основные аспекты положения потребительской кооперации и ее роли в
экономической и социальной жизни разных стран. Россия только начинает входить
в новую стадию своего развития. И эта стадия кординально отличается от той, в
которой Россия была последние десятилетия. Она характеризуется становлением
новых экономических и политических отношений, как в структурах власти, так и
в повседневной жизни. Многие организации и учреждения прекратили свое
Введение..........................3
1. Предмет и метод дисциплины. Её связь с другими
общественными науками..................5
2. Основные понятия курса.....................9
3. Виды потребительских кооперативов..............15
4. Идеологические основы потребительской кооперации.......20
Заключение..........................32
Список использованной литературы...............35
Приложения.........................36
Введение
много сторонников. Отметим лишь тот факт, что за более чем столетний период
осуществить идею "кооперативной республики" не удалось ни в одной стране она
привлекательна, как и сама кооперация.
В день 25-летия Центросоюза в 1923 г. старый профессор выступил с речью перед
кооператорами нашей страны в Москве: "Французы и русские, - сказал Жид, - мы
можем с двух различных концов созерцать одну и ту же звезду, звезду
кооперации, несущую благую весть справедливости и мира между всеми народами",
был поэтом кооперации.
КООПЕРАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ В
Кооперативные взгляды, которые существовали в России в различные периоды,
достаточно мозаичны. Одни из них заимствованы у зарубежных авторов и
приспособлены к российским условиям, другие порождены этими самыми условиями
внутри страны чужды подражательности.
Наибольшее распространение получил русский "кооперативный социализм" на
почве потребительской кооперации. Видными представителями этого направления
кооперативной мысли были московский кооператор Николай Гибнер (1858—1924),
кооперативный деятель Владимир Поссе (1864-1940), историк и кооперативный
библиограф Александр Меркулов (годы жизни не установлены), профессор Ваан
Тотомианц (1875-после 1922) и многие др. Был близок к теории "кооперативного
социализма" бывший марксист Михаил Туган-Барановский (1856-1919), крупный
ученый-экономист, автор фундаментального исследования "Социальные основы
кооперации".
Гибнер, чьи заслуги перед кооперативным движением потребителей огромны, в
книге "Система кооперации" (1911) выражал надежду, что в более или менее
близком будущем кооперация несомненно достигнет цели - организует на
справедливых началах труд, с подчинением ему капитала. Кооперацию он
рассматривал как экономическую систему, обеспечивающую, при прочих
благоприятных обстоятельствах, социальное равенство.
Другой кооператор, Поссе, утверждал, что дух кооперации - созидающий, но тем
самым он и разрушающий гнет человека над человеком. В своей брошюре "Идеалы
кооперации" (1918) он явил: "это разрушающее созидание сильнее и ярче всего
проявляется в том, что мы называем товарищеской кооперацией".
В том же 1918г. сотрудник Центросоюза Меркулов в журнале "Союз потребителей"
опубликовал обширную статью с выразительным названием "Кооперация, как
творческий социализм", в котором развивал кооперативную концепцию
общественной эволюции, в которой утверждал, что потребительская кооперация
сможет овладеть промышленностью (и доказывал эту возможность), а крестьянские
хозяйства объявлял сферой сельскохозяйственной кооперации. Меркулов признавал
правомерность национализации и муниципализации частных предприятий, но
подчеркивал, что кооперативное обобществление выгодно отличается от
"социализма партийно-политического". Остро критиковал он "диктатуру
пролетариата" за веру "в силу приказа, распоряжения, схемы", за "дождь
декретов" и заведомо невыполнимые обещания. Он считал, что кооперация
подготавливает переход к царству труда, в ее рядах выковывается демократ-
гражданин.
Отечественные представители “кооперативного социализма” отстаивали идею
независимости кооперации от государства, выступали против втягивания ее в
политическую борьбу и надеялись, кооперация сумеет найти свое место в
процессе преобразования общества. Важным элементом кооперативной идеологии
была тема гражданского мира и согласия. Вот как начинался "Гимн кооперации",
написанный малоизвестными
кооператорами Алтая и
незадолго до первой мировой войны.
Не меч, а мир, не рознь, а единенье
И радостно творящий труд -
Вот наш девиз и наше вдохновенье.
Мы безымянный люд.
Русский "кооперативный социализм" базировался на известном успехе
дореволюционной кооперации, хотя и содержал в себе моменты несбыточного,
фантастического. Вместе с тем эта тема выражала веру в творческие способности
широких масс кооператоров.
В заключение курсовой работы подведем некоторые итоги. Потребительский
кооператив (некоммерческое партнерство) как некоммерческое объединение
граждан (а также и юридических лиц, в том числе и совместно с гражданами),
основанное на членстве участников и их паевых взносов, не предполагает
обязательного личного участия в его делах. Поэтому здесь нет ограничений на
круг участников, если они прямо не установлены специальным законом или
уставом конкретного кооператива. Соответственно этому не исключается
возможность одновременного участия одного и того же гражданина в нескольких
кооперативах, даже в однородных. Участниками таких кооперативов могут быть
юридические лица, в том числе и некоммерческие организации (с ограничениями,
предусмотренными для унитарных предприятий и учреждений, не являющихся
собственниками своего имущества (ст. 295-298 ГК).
Кодекс предусматривает,
что особенности правового
кооперативов должны определятся специальными законами об отдельных видах
таких кооперативов - о потребительской, жилищной и жилищно-строительной,
садоводческой и иной кооперации (п. 6 ст. 116 ГК). В отсутствие таких законов
в соответствии со ст. 4 Закона о введении в действие части первой ГК
применяются ранее действовавшие акты, но лишь в части, не противоречащей
правилам ГК.
Закон и устав потребительского кооператива могут предусматривать
осуществление
им некоторых видов
полученные от этой деятельности доходы могут распределяться между членами
кооператива либо идти на иные нужды, определенные его общим собранием. Такого
рода деятельность не меняет в целом основных уставных задач и объема целевой
правоспособности потребительского кооператива, а потому и не ведет к
превращению его в производственный кооператив.
Потребительские кооперативы могут создаваться для достижения социальных,
благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих
целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и
спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан,
защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и
конфликтов, а также в иных целях, направленных на достижение общественных
благ.
Предметом исследования нашей курсовой работы является потребительская
кооперация, изучением которой и занимается курс “Теория и история
потребительской кооперации”. Он рассматривает потребительскую кооперацию с
разных позиций. Необходимо заметить, что кооператив представляет собой не
только хозяйственную единицу, но и обединение граждан с целью самопомощи и
взаимопомощи. Хотя
пайщики в потребительском
дивиденды, потребительские кооперативы во многом отличаются от коммерческих
предприятий, основная цель деятельности которых – получение максимальной
прибыли.
Участники являются не пайщиками, ожидающими прибыли с вложенного капитала, а
кооператорами, которые приняли решение о выполнении некоторых специфических
аспектов деятельности своих хозяйств через кооператив, как, к примеру,
снабжение средствами производства и техникой, сбыт продукции, и которые
ожидают значительных результатов от совместной деятельности.
Таким образом, кооператив основывается на некоторых принципах, которые
требуют внедрения
специфических методов
В Европе по прошествии многих лет кооперативы стали лидирующими
предприятиями. Постепенно они адаптировали свои методы управления к объемам и
запросам рынка.
Конкуренция между
уменьшила различия между ними: для того, чтобы привлечь производителей,
коммерческие фирмы начинают предлагать такие же выгодные условия, что и
кооперативы. Некоторые производители жалуются, что кооперативы не всегда
действуют в интересах своих участников. Однако, в большинстве случаев,
кооперативы следуют духу кооперативного движения, даже если требуется
некоторая гибкость. Производители, имеющие значительный демократический опыт,
следят за этим.
Потребительские кооперативы делятся на жилищные, рыболовецкие, крестьянские и
т.д. Вообще, потребительские кооперативы могут создавать пракически все слои
населения, так как эти кооперативы обладают широким спектром интересов,
которые они могут удовлетворить. Так, для улучшения своего материальных,
духовных и иных потребностей люди могут обединяться в потребительские
общества, не преследуя при этом получения прибыли. Их основная задача – через
обединение общих усилий и средств облегчить свою жизнь.
Как известно, практика без теории мертва. Поэтому зарождению и развитию
потребительской кооперации предшествовал цел ряд научных трудов многих
кооператоров-теоретиков. Они создали базу для более успешной и подотворной
работы потребительских обществ всей стран. Наиболее видными представителями
были: социалисты-утописты Роберт Оуэн и француз Шарль Фурье, Уильям Кинг,
Филипп Бюше, Эдуард Нин, Шарль Жид и многие другие. Занимались вопросом
кооперации и отечественные ученые такие как: В. И. Ленин, Николай Гибнер,
Ваан Тотомианц, Михаимл Туган-Барановский. На их счету много книг и статей о
кооперации и ее роли в обществе. Они отстаивали идею независимости
потребительской кооперации от государственных структур. Они хотели видеть
кооперацию отдельной ячейкой общества, объединяющей людей, помогающей им
Информация о работе Теория и история потребительской кооперации