Теория инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:22, курсовая работа

Описание

Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
"Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену".

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теория инфляции………………………………………………………………7
1.1Сущность и виды инфляции. Виды инфляции …………………………….7
1.2 Инфляции спроса и издержек……………………………………………….9
1.3Кривая Филлипса……………………………………………………………..11
1.4 Монетарные и немонетарные концепции инфляции ……………………..12
1.5 Социально-экономические последствия инфляции ………………………15
2 Стратегия и тактика антиинфляционного регулирования…………………..19
2.1. Кредитная политика и совокупный спрос…………………………………20
2.2 Бюджетно-налоговая политика и совокупный спрос……………………...25
3. Антиинфляционная политика России……………………………………….32
3.1 Особенности борьбы с инфляцией в России…………………………….32
3.1 Антиинфляционная политика государства в 2009 году…………………..36
3.2 Антиинфляционная политика государства в 2010 году…………………..37
3.3 Антиинфляционная политика государства в 2011 году…………………..41
Заключение……………………………………………………………………….48
Список используемых источников……………………………………………..50

Работа состоит из  1 файл

макроэкономика.docx

— 493.96 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Стратегия и тактика антиинфляционного регулирования

Негативные социальные и  экономические последствия инфляции  вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – "ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах  решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т. п.)".

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней  два подхода. В рамках первого  подхода (его разрабатывают представители  современного кейнсианства) предусматривается  активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы  инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может  привести к застою и даже кризисным  явлениям в экономике, к расширению безработицы.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется  экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Современная рыночная экономика  инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

2.1. Кредитная политика и совокупный спрос

Эффекты, объясняющие отрицательный  наклон кривой совокупного спроса, далеко не равнозначны. Так как деньги – небольшая часть активов  домашних хозяйств, эффект богатства  оказывает незначительное воздействие  на совокупный спрос. Основная причина  отрицательного наклона кривой совокупного спроса – эффект процентной ставки Кейнса.

Согласно Дж. Кейнсу, процентная ставка изменяется таким образом, чтобы уравновесить спрос на деньги и их предложение. Рассмотрим спрос и предложение денег, и их зависимость от процентной ставки.

Предложение денег. Предложением денег управляет Центральный  банк. Количество денег, предлагаемых в экономике, может быть установлено  на любом уровне в соответствии с  решением Центрального банка и не зависит от других экономических  переменных, в частности, от процентной ставки. Фиксированное предложение  денег отражает вертикальная кривая предложения (рис. 2.1).

Спрос на деньги. Ликвидность  денег объясняет спрос на них: деньги предпочтительнее других активов, которые предлагают более высокий  доход от владения ими, поскольку  непосредственно используются для  покупки товаров и услуг.

Спрос на деньги определяют множество факторов, но теория предпочтения ликвидности считает, что самый важный – процентная ставка, которая представляет собой альтернативные издержки хранения денег. Увеличение процентной ставки ведет к повышению издержек хранения наличных денег и уменьшению предъявляемого на них спроса. Следовательно, кривая спроса на деньги имеет отрицательный наклон (рис. 2.1).

Равновесие на рынке денег. Согласно теории предпочтения ликвидности, процентная ставка изменяется таким образом, чтобы уравновесить спрос и предложение денег. Существует единственная ставка процента, называемая равновесной, при которой объем спроса на деньги в точности уравновешивается количеством предлагаемых денежных средств. Если процентная ставка имеет любое другое значение, субъекты экономики стремятся скорректировать содержимое портфелей активов, в результате чего процентная ставка смещается в точку равновесия.

 

Рис. 2.1 Равновесие на денежном рынке

Предположим, что процентная ставка находится выше равновесного уровня (г2 на рис. 2.1). В этом случае спрос на деньги (М1d), меньше предложения. Субъекты, имеющие избыточное количество денег, попытаются избавиться от них, приобретая ценные бумаги или помещая деньги на приносящие процентный доход банковские счета. По мере того как процентная ставка снижается, желание индивидов держать деньги на руках возрастает, пока, наконец, при процентной ставке, равной равновесной, они носят в бумажниках именно то количество наличности, которое предлагает Центральный банк.

При процентных ставках ниже равновесного уровня (r1 на рис. 2.1) количество денег, которые население желает держать на руках (М2), превышает предложение. Субъекты экономики стремятся увеличить запасы денег, избавляясь от облигаций и других приносящих процентный доход активов. В результате процентная ставка повышается и приближается к равновесному уровню.

Отрицательный наклон кривой совокупного спроса. Предположим, что  общий уровень цен в экономике  повышается. Что произойдет со спросом  на деньги? При высоких ценах требуется  большее количество денег, вследствие чего спрос на деньги при каждой данной процентной ставке растет. Как  показано на графике (а) рис. 2.2, повышение уровня цен с Р1 до Р2 означает сдвиг кривой спроса на деньги вправо, от MD1, до MD2.

При фиксированном предложении  денег процентная ставка должна повыситься, чтобы уравновесить неизменное предложение денег и возросший спрос. Высокий уровень цен означает, что субъекты экономики желали бы иметь на руках большие суммы денег, что приводит к сдвигу кривой спроса вправо. Однако объем предложения денег не изменяется, поэтому процентная ставка должна повыситься от г1 к r2.

 

Рис. 2.2 Рынок денег и наклон кривой совокупного спроса

 

Возрастание процентной ставки сказывается на объеме спроса на товары и услуги (график (б) рис. 2.2). При более высокой процентной ставке стоимость заимствования и доходы от сбережений возрастают. Уменьшается и количество фирм, получающих кредиты на строительство новых производств и покупку оборудования, что ведет к снижению объемов производственных инвестиций. Домашние хозяйства сокращают расходы на потребительские товары. Все это уменьшает спрос на товары и услуги с Y1 до Y2.

Следовательно, кривая совокупного  спроса имеет отрицательный наклон, поскольку:

1. Повышение уровня цен  ведет к увеличению спроса  на деньги.

2. Увеличение спроса на  деньги вызывает рост процентной  ставки.

3. Рост ставки процента  предопределяет уменьшение объема  спроса на товары и услуги.

Изменения предложения денег. Мы использовали теорию предпочтения ликвидности для более полного  объяснения отрицательного наклона  кривой совокупного спроса. Но эта  теория позволяет нам проанализировать и воздействие денежно-кредитной политики на кривую совокупного спроса.

Если Центральный банк, приобретая государственные облигации, увеличивает предложение денег, в краткосрочном периоде уровень цен не реагирует на денежную инъекцию. Повлияет ли дополнительное количество денег в обращении на равновесную ставку процента и кривую совокупного спроса?

Как показано на графике (а) рис. 2.3, увеличение предложения денег ведет к смещению кривой предложения денег вправо, из МS1 к MS2 . Так как положение кривой спроса на деньги не изменяется, процентная ставка снижается от г1, к r2, чтобы уравновесить спрос и предложение денег. Уменьшение процентной ставки означает снижение цены заимствования и доходов от сбережений. Фирмы увеличивают вложения в строительство и закупки оборудования, что оказывает положительное воздействие на производственные инвестиции. Норма сбережений домашних хозяйств уменьшается, а расходы на приобретение потребительских товаров возрастают. Взаимодействие этих факторов обусловливает увеличение объема спроса на товары и услуги при данном уровне цен с Y1, до Y2.

 

Рис. 2.3 Денежная инъекция

Подведем итоги: Увеличение предложения денег для каждого  данного уровня цен предопределяет снижение процентной ставки, что, в  свою очередь, увеличивает объем спроса на товары и услуги. Таким образом, дополнительная инъекция денег ведет к сдвигу кривой совокупного спроса вправо.

2.2 Бюджетно-налоговая политика и совокупный спрос

Правительство имеет возможность  воздействовать на экономическую ситуацию посредством не только денежно-кредитной, но и бюджетно-налоговой политики. Под бюджетно-налоговой политикой  понимаются решения, принимаемые правительством относительно общего уровня государственных закупок или налогов.

Изменения в государственных  закупках. Когда правительство изменяет государственные закупки товаров  и услуг, оно непосредственно  воздействует на кривую совокупного  спроса. Предположим, к примеру, что  Министерство обороны размещает  заказ на 20 млрд. рублей на новые  истребители. Компания, получившая государственный заказ, увеличивает производство. Увеличение спроса на продукцию компании отражается в увеличении совокупного спроса на товары и услуги, и кривая совокупного спроса перемещается вправо.

Оказывается, что кривая совокупного спроса сместится вправо не на 20 млрд. рублей. Существуют два  эффекта, которые делают величину сдвига совокупного спроса отличной от изменений в государственных закупках: эффект мультипликатора и эффект вытеснения.

Эффект мультипликатора. Когда правительство принимает  решение о новом заказе на 20 млрд.рублей, непосредственный эффект повышения  объема спроса – рост занятости и прибыли исполнителя госзаказа. Но поскольку увеличиваются заработки рабочих и прибыль владельцев фирмы, возрастут расходы на потребительские товары. Государственные закупки увеличивают спрос на продукцию фирм, выпускающих предметы потребления. Поскольку каждый рубль, израсходованный правительством, повышает совокупный спрос на товары и услуги больше, чем на рубль, говорят, что государственные закупки обладают эффектом мультипликатора в отношении совокупного спроса.

Однако на этом действие эффекта мультипликатора не заканчивается. Поскольку потребительские расходы  возрастают, фирмы-производители нанимают большее количество работников, и их прибыль возрастает. Высокие заработки и прибыли обусловливают увеличение потребительских расходов и т. д. Таким образом, более высокий спрос ведет к возрастанию доходов, что, в свою очередь, ведет к еще более значительному спросу. Суммарный эффект в отношении количества товаров и услуг, на которое предъявляется спрос, окажется намного больше первоначального эффекта, вызванного непосредственным увеличением государственных закупок.

Эффект мультипликатора  представлен на рис. 2.4. Увеличение правительственных закупок на 20 млрд. рублей первоначально перемещает кривую совокупного спроса вправо из AD1 к AD2 ровно на 20 млрд. рублей. Но когда потребители реагируют на этот сдвиг, увеличивая свои расходы, кривая совокупного спроса перемещается еще дальше, к AD3.

Эффект мультипликатора, возникающий вследствие реакции  потребительских расходов на повышение уровня спроса, может быть усилен реакцией со стороны инвестиций. Например, самолетостроительная фирма могла бы в ответ на повышенный спрос на самолеты принять решение о покупке большего количества оборудования или строительстве еще одного завода. В таком случае повышение спроса со стороны правительства способствует возрастанию потребности в инвестиционных товарах. Такая положительная обратная связь между спросом и инвестициями называется инвестиционным акселератором.

 

Рис. 2.4 Эффект мультипликатора

 

Вычисление мультипликатора  государственных закупок. Предельная склонность к потреблению (МРС) –  та часть дополнительного дохода, которую домашнее хозяйство направляет на потребление, а не на сбережения. Предположим, что предельная склонность к потреблению равна 3/4. Это означает, что из каждого заработанного рубля домашнее хозяйство сберегает 25 копеек и расходует 75 копеек.

Информация о работе Теория инфляции