Теория инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:22, курсовая работа

Описание

Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
"Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену".

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теория инфляции………………………………………………………………7
1.1Сущность и виды инфляции. Виды инфляции …………………………….7
1.2 Инфляции спроса и издержек……………………………………………….9
1.3Кривая Филлипса……………………………………………………………..11
1.4 Монетарные и немонетарные концепции инфляции ……………………..12
1.5 Социально-экономические последствия инфляции ………………………15
2 Стратегия и тактика антиинфляционного регулирования…………………..19
2.1. Кредитная политика и совокупный спрос…………………………………20
2.2 Бюджетно-налоговая политика и совокупный спрос……………………...25
3. Антиинфляционная политика России……………………………………….32
3.1 Особенности борьбы с инфляцией в России…………………………….32
3.1 Антиинфляционная политика государства в 2009 году…………………..36
3.2 Антиинфляционная политика государства в 2010 году…………………..37
3.3 Антиинфляционная политика государства в 2011 году…………………..41
Заключение……………………………………………………………………….48
Список используемых источников……………………………………………..50

Работа состоит из  1 файл

макроэкономика.docx

— 493.96 Кб (Скачать документ)

Чтобы измерить суммарный  эффект, оказываемый на совокупный спрос увеличением государственных  закупок, мы проанализируем отдельные  этапы процесса, который начинается, когда правительство принимает  решение о финансировании закупок (20 млрд. рублей). На эту же сумму возрастают доходы (заработки и прибыли). Увеличение доходов, в свою очередь, ведет к повышению потребительских расходов на МРС × 20. Следовательно, на эту сумму (15 млрд. рублей) возрастают доходы рабочих и владельцев фирм-производителей потребительских товаров. Второе увеличение доходов означает новое повышение потребительских расходов на МРС × (МРС × 20). Эти приращения доходов вследствие обратной связи продолжаются и далее.

Чтобы найти суммарный  эффект правительственных расходов в отношении спроса на товары и услуги, мы складываем все приращения:

Изменение государственных  закупок = 20 млрд.

 

Первое изменение потребления = МРС × 20 млрд.

Второе изменение = MPC × MPC × 20 млрд. = MPC2 × 20 млрд.

Общее изменение спроса = (1 + МРС + МРС2 + ...) × 20 млрд.

Здесь «...» означает бесконечное  число слагаемых. Используя формулу  суммы членов геометрической прогрессии, получим:

Мультипликатор = 1 + МРС + МРС2 + МРС3 + .... = 1/(1 – МРС).

Данный мультипликатор дает нам значение дополнительного спроса на товары и услуги, порождаемого каждым дополнительным рублем государственных закупок.

Например, если МРС = 3/4, мультипликатор государственных закупок равен 1/(1 – 3/4), то есть равняется 4. В этом случае 20 млрд. рублей государственных закупок увеличивают совокупный спрос на 80 млрд. рублей.

Эффект вытеснения. Эффект мультипликатора предполагает, что  следствием бюджетно-налоговой политики может быть большее, в сравнении с изменением объема государственных закупок, увеличение совокупного спроса. Однако экономическая политика государства может сопровождаться эффектом, действующим в противоположном направлении. Увеличение государственных закупок стимулирует спрос на товары и услуги, но оно же вызывает повышение процентной ставки, следствием чего становится сокращение спроса на товары и услуги. Уменьшение спроса, вызванное бюджетной экспансией, называется эффектом вытеснения.

Увеличение спроса со стороны  правительства ведет к повышению  доходов рабочих и владельцев фирм. С ростом доходов домашние хозяйства планируют покупать большее количество товаров и услуг и, как результат, решают увеличить долю своего богатства в ликвидной форме. То есть увеличение доходов, вызванное бюджетной экспансией, приводит к повышению спроса на деньги.

Последствия увеличения спроса на деньги представлены на графике (а) рис. 2. 5. Когда увеличение уровня доходов вызывает сдвиг кривой спроса на деньги вправо, из MD1, к MD2, для сохранения равновесия спроса и предложения процентная ставка должна повыситься от г1 до r2.

 

Рис. 2.5 Эффект вытеснения

 

Увеличение процентной ставки, в свою очередь, ведет к уменьшению объема спроса на товары и услуги. В  частности, снижается спрос на производственные капиталовложения и инвестиции в жилищное строительство. Итак, рост государственных закупок, увеличивая спрос на товары и услуги, вытесняет инвестиции, что сокращает воздействие государственных закупок на совокупный спрос (график (б) рис.2.5). Увеличение правительственных расходов приводит к сдвигу кривой совокупного спроса из AD1 к AD2, но вследствие эффекта вытеснения она возвращается к AD3.

Подведем итоги. Когда  правительство принимает решение  о новых государственных закупках, совокупный спрос на товары и услуги возрастает, но величина прироста определяется соотношением значений эффектов мультипликатора и вытеснения.

Изменения налогообложения. Другой важный инструмент бюджетно-налоговой  политики – изменение уровня налогообложения. Когда правительство сокращает налоги, реальные доходы домашних хозяйств увеличиваются, часть прироста расходуется на приобретение потребительских товаров. В результате кривая совокупного спроса сдвигается вправо. Увеличение налогов ведет к снижению расходов домохозяйств и смещению кривой совокупного спроса влево.

Величина изменения совокупного  спроса, возникающего вследствие изменения уровня налогообложения, также зависит от эффектов мультипликатора и вытеснения. Когда правительство снижает налоги, заработная плата и прибыли растут, что стимулирует увеличение потребительских расходов (эффект мультипликатора). В то же время рост доходов означает повышение спроса на деньги и, соответственно, процентных ставок. Высокие процентные ставки удорожают заимствования, что ведет к снижению инвестиционных расходов (эффект вытеснения). В зависимости от соотношения эффекта мультипликатора и эффекта вытеснения смещение совокупного спроса может быть большим или меньшим, чем вызвавшее его изменение в налогообложении.

Еще одна важная детерминанта величины изменения совокупного  спроса, вызываемого введением новых налогов, – представления домашних хозяйств об устойчивости изменений в налогообложении. Предположим, что правительство объявляет о сокращении подоходного налога. Принимая решение об использовании дополнительных доходов, домашние хозяйства должны представлять, являются ли они долгосрочными. В этом случае сокращение налогов оказывает существенное воздействие на совокупный спрос. Напротив, если домашние хозяйства оценивают изменения в налогообложении как временные, их расходы возрастут несущественно. В этом случае влияние сокращения налогообложения на совокупный спрос невелико.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Антиинфляционная  политика России

3.1  Особенности  борьбы с инфляцией в России

Многочисленные концепции  инфляции, разработанные за рубежом, можно с некоторой долей условности разделить на однофакторные и многофакторные. В первом случае акцент делается на изучении того фактора, чье влияние признается преобладающим: денежной массы, издержек на заработную плату, уровня налогов, предложения мировых денег, валютного курса и т.п.

Однофакторные теории инфляции полезны для объяснения воздействия отдельных факторов на ситуацию в России. Так, очевидно влияние неадекватных налоговых ставок. У нас в больших масштабах, чем в развитых странах, неудачная система налогообложения привела к инфляционному перераспределению прибыли промышленных и других производственных корпораций в пользу теневого и финансово-банковского секторов. Если за рубежом велись длительные дискуссии по поводу оптимальной ставки налогообложения, то в нашей стране эта проблема решалась без необходимых профессиональных и политических обсуждений.

"Инфляционный рост  цен в СССР начинался с расширения  самостоятельности предприятий. Нынешняя либерализация экономики лишь продолжает реформы 1987 г., в соответствии с которыми предприятия получили беспрецедентные экономические свободы по законам о либерализации внешнеэкономических связей, об отмене директивного планирования, о коммерциализации банков, о кооперативах, акционерных обществах и т.п." Поскольку экономические свободы предоставлялись без создания адекватных эффективному рынку институтов регулирования, они привели к расширению инфляционных явлений, препятствующих развитию экономики. Прежде всего, инфляцию провоцировали:

спекуляции на рынке ресурсов, получаемых по фиксированным ценам и реализуемых по свободным ценам;

проедание накоплений путем расходования прибыли и амортизации на непроизводственные нужды;

деградация кредитно-денежной системы в результате перевода безналичного оборота в наличный.

Для борьбы с инфляцией  правительство выбрало либерализацию  цен и сокращение денежной массы. Предположение о том, при ликвидации фиксированных цен “ невидимая рука” установит равновесные цены, которые не будут затем расти, оправдалось с точностью да наоборот. После того, как ценообразование освободилось от “якоря” фиксируемых цен, инфляция из контролируемой превратилась в неконтролируемую.

Что касается политики сокращения денежной массы, то она лишь завершила процесс ликвидации необходимого для развития экономики безналичного оборота.

Антиинфляционная политика ведущих промышленно развитых стран  включает в себя регулирование процентной ставки и денежной массы. При слишком  низкой номинальной процентной ставке реальная процентная ставка в условиях инфляции становится отрицательной. При чрезмерно высокой процентной ставке удорожание кредитов провоцирует рост товарных цен. Кейнсианская доктрина исходит из регулирования процентной ставки, монетаристы акцентируют внимание на регулировании денежной массы. Причем западные монетаристы, отстаивая необходимость ограничения денежной массы, никогда не рекомендовали сжатие денежной массы. Знаменитое “денежное правило” Фридмана гласит: денежную массу следует наращивать с постоянным темпом независимо от динамики и циклических колебаний конъюнктуры рынка, т.е. следует ограничивать рост денежной массы постоянным темпом, но отнюдь не сокращать денежную массу.

Важным направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках является регулирование валютного курса. Рост инфляции ведет к снижению курса национальных валют. Задача регулирования состоит в том, чтобы не допустить обратного воздействия обесценения национальной валюты на рост внутренних цен, т.е. не допустить возникновения инфляционной спирали: цены – валютный курс – цены.

Положение в экономике  России достаточно очевидно объясняется  при сравнении с экономической  политикой промышленно развитых стран. Их антиинфляционная политика в отличие от российской строится не просто на снижении индексов абсолютных цен, а на одновременном устранении диспропорций относительных цен. В России отход от мирового опыта состоит в отрыве проблемы подавления инфляции от задач борьбы диспаритетами относительных цен. Можно снизить уровень инфляции до нуля, но это не приведет к оживлению экономики, если не будут ликвидированы непомерно большие диспаритеты товарных цен – цены труда, процентной ставки – цен инвестиционных ресурсов – рентабельности реального сектора и т.д. В развитии Российской Федерации выделяют четыре различных периода антиинфляционной политики.

Первый (1992-1994 г.г.) - это период гиперинфляции или почти полного отсутствия антиинфляционной политики, в следующий период (1995-1996 гг.) происходит резкое и многократное снижение инфляции, явно свидетельствующее об осуществлении в Российской Федерации некоторых антиинфляционных мер; затем, и это уже третий период (1997-1999 гг.) - антиинфляционная политика постепенно и неуклонно слабеет, а темпы инфляции, соответственно, ежегодно возрастают, и, наконец, нынешний период активизации антиинфляционной борьбы, начавшейся в 2000 году, характеризуется ежегодным снижением инфляции.

Реализация комплекса  антиинфляционных мер позволила  существенно замедлить рост потребительских  цен в стране.

Можно выделить следующие  направления антиинфляционной политики в Российской Федерации:

1. Выдавать кредиты исключительно после возврата старых. Однако это осуществимо только в том случае, если при невозможности возврата кредита неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства.

2. Восстановление доверия к государственным облигациям. Исследования показывают, что замещение кредитов Центрального банка на покрытие дефицита бюджета государственными краткосрочными облигациями - существенный фактор снижения инфляции.

3. Повышение эффективности банковского сектора путем снижения затрат, ранняя санация и банкротство неэффективных банков и консолидация банковского капитала путем слияния и привлечения новых акционеров. Снижение эмиссии и инфляции снизит доходность банковского сектора, что создаст значительные проблемы с ликвидностью у не слишком хорошо работающих банков.

4. Центральному банку очень важно удерживать намеченную траекторию обменного курса и инфляции. Ценообразование предприятий ориентированно на интуитивный обменный курс, который будет, по их мнению, на момент сделки. Тем самым предприятия сами формируют некоторый «панический» курс и в ценообразовании ориентируются на него.

5. Поощрение конкуренции и отмена правил, ограничивающих развитие рынка. Решительные сдвиги в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечение инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг. Быстро растущий разрыв между расходами населения на потребительские товары и их производством для отечественного рынка покрывается импортными товарами, что усиливает давление на валютный рынок и вытесняет инвестиционные товары из импорта.

6. Снижение норм обязательных резервов и их формирование в белорусских рублях. В этом случае банки не заинтересованы в спекулятивном понижении курса белорусского рубля, так как выигрыш на курсовых спекуляциях будет съеден необходимостью пополнения резервов, снижение которых резко уменьшит разрыв между стоимостью ресурсов и ставками кредитов.

Подводя итог, отметим, что  антиинфляционная политика находится  в настоящее время на четвертом  этапе развития, когда необходимо дальнейшее использование мер противодействия  инфляции. Система мер должна включать решение таких задач, как повышения эффективности банковского сектора, определение либеральной тактики в области валютной, бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политик и т.д.

3.2 Антиинфляционная политика государства в 2009 году [14]

Антиинфляционная политика — система мер по предупреждению и преодолению инфляции. Принимаемые государством меры зависят от характера и уровня инфляции.

Информация о работе Теория инфляции