Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:30, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы дать описание теории потребительского поведения. В работе представлены взгляды четырех выдающихся экономистов в порядке, отражающем хронологию развития теории.
В первом разделе рассматривается экономическая модель Кейнса.
В следующих разделах продолжено изучение моделей поведения потребителей, разработанных Ирвингом Фишером, Франко Модильяни и Милтоном Фридманом, которые дают возможность сравнить различные подходы в анализе закономерностей потребления.
Введение..................................................................................................................2
1. Экономическая модель Джона Мейнарда Кейнса ..................................4
1.1 Кругооборот доходов и продуктов .......................................................4
1.2 Равновесие и мультипликатор ............................................................5
1.3 Определение уравня равновесия национального дохода......................12
2.Ирвинг Фишер и межвременной выбор............................................14
2.1 Межвременное бюджетное потребление...................................................14
2.2 Предпочтение потребителя .........................................................................18
2.3 Оптимизация..................................................................................................23
2.4 Влияние изменений дохода на потребление.....................................24
2.5 Влияние изменения реальной процентной ставки на потребление....25
2.6 Ограничения по заимствованию ...............................................................27
3. Теории…………………………………………………………………………28
3.1 Франко Модильяни и теория жизненного цикла ..................................28
3.2 Милтон Фридман и теория постоянного дохода ...................................30
3.3 Теория……………………………………………………………..………...30
3.4 Рациональные ожидания и потребления ……………............................33
Заключение .......................................................................................................36
Список использованной литературы..............................................................38
Заштрихованная площадь ниже линии бюджетного ограничения показывает другие варианты потребления первого и второго периодов, которые может выбрать потребитель. Эти точки ниже линии бюджетного ограничения входят в потребительское множество потому, что потребитель имеет возможность использовать лишь часть своего дохода [8,с.112]. Однако самые важные точки лежат на линии бюджетного ограничения. До тех пор, пока большее потребление предпочитается меньшему, потребитель всегда будет выбирать точку на этой линии, а не ниже ее.
2.2. Предпочтения потребителя
- «Кривые безразличия» и бюджетная линия
Здесь мы будем анализировать уже известные нам категории потребительского поведения и выбора товаров, но с помощью иного теоретического инструментария — категорий ординализма. Они представлены понятиями, графиками и кривыми безразличия. В конечном итоге нашего анализа мы должны получить те же результаты.
Рассмотрим теорию потребительского поведения и потребительского равновесия на основе анализа: 1) бюджетной линии потребителя и 2) кривых безразличия.
Бюджетная линия потребителя показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода (рис. 5)
Рисунок 5 Бюджетная линия потребителя
Еще два свойства
бюджетной линии заслуживают вн
Кривые безразличия воплощают в себе «субъективную» информацию о предпочтениях, отдаваемых потребителем продукта A или продукта B. По определению, кривые безразличия демонстрируют все возможные комбинации продуктов A и B, дающие потребителю равный объем удовлетворения потребности, или полезности.
На рисунке 6 представлена гипотетическая кривая безразличия, включающая продукты A и B [4,с.144]. Субъективные предпочтения потребителя таковы, что он реализует одинаковую совокупную полезность A и B при любой их комбинации, показанной на графике; следовательно, потребителю будет безразлично, какую именно комбинацию продуктов он действительно приобретет.
Рисунок 6 Кривая потребительского безразличия
Характерные черты кривых безразличия
Кривые безразличия имеют вид нисходящих по той простой причине, что как продукт A, так и продукт B обладают полезностью для потребителя. Следовательно, двигаясь от комбинации j к комбинации k, потребитель приобретает больше продукта B, тем самым увеличивая для себя его совокупную полезность; соответственно для уменьшения совокупной полезности на точно такую же величину потребитель должен отказаться от некоторого количества продукта A. Иначе говоря, чем больше B, тем меньше A, так что между количествами A и B существует обратная связь, а любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет нисходящий вид.
Чем можно объяснить выпуклость кривой безразличия? Ответ заключается в том, что субъективная готовность потребителя к замещению продукта A продуктом B (или наоборот) зависит от начальных количеств продуктов A и B. В общем, чем больше количество продукта B, тем меньше предельная полезность его дополнительных единиц.
Аналогичным образом, чем меньше количество продукта A, тем больше его предельная полезность. Это значит (рис. 6), что при перемещении вниз по кривой потребитель будет готов отказаться от все меньшего и меньшего количества продукта A в порядке компенсации на приобретение каждой дополнительной единицы B. В результате получаем кривую с убывающим наклоном, т.е. выпуклую по отношению к началу координат. Иначе можно сказать, что MRS снижается по мере продвижения вправо вдоль кривой безразличия.
Кривая безразличия на рисунке 6 соответствует некой постоянной величине совокупной полезности, или удовлетворения. В то же время существует возможность — и весьма полезная для нашего анализа — изобразить целую серию кривых безразличия, или, другими словами, карту безразличия, как показано на рисунке 7
Рисунок 7 Карта безразличия
Определить
равновесное положение
Итак, комбинация, максимизирующая полезность, будет соответствовать точке, лежащей на наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия (рис. 8).
Рисунок 8 Равновесное положение потребителя
Существует одно важное различие между объяснением потребительского спроса с помощью теории предельной полезности и с помощью теории кривых безразличия. Теория предельной полезности предполагает, что полезность количественно измерима. Это означает, что потребитель предполагает, сколько именно добавочной полезности извлекается из добавочной единицы продукта А или В. Для равновесного положения, необходимо, чтобы:
Теория кривых безразличия, рассуждая о свойствах бюджетной линии, утверждает, что при данной цене продукта A повышение цены продукта B приведет к перемещению кривой бюджетной линии влево, ближе к началу координат
Рисунок 9 а Положение равновесия
Рисунок 9 б Кривая продукта
Благодаря манипулированию ценой продукта B при помощи кривых безразличия и бюджетных линий можно построить нисходящую кривую спроса на продукт B. Заметим, что изменению подвергалась только цена продукта B. Цена продукта A, так же как и величина дохода потребителя и его вкусы, оставались неизменными на протяжении всего процесса построения кривой потребительского спроса на продукт B [2,с.198].
Итак: объяснение потребительского поведения с позиций теории кривых безразличия основывается на использовании бюджетной линии и кривых безразличия; бюджетная линия показывает все комбинации двух продуктов, которые может купить потребитель при данной величине его денежного дохода и данном уровне цен на продукты. Изменение цен на продукты или величины денежного дохода приведет к перемещению бюджетной линии; кривая безразличия показывает все комбинации двух продуктов, которые принесут потребителю одинаковый объем совокупной полезности. Кривые безразличия являются нисходящими и выпуклыми по отношению к началу координат; потребитель выберет такую точку на бюджетной линии, которая поставит его на наиболее высокую изо всех доступных ему кривую безразличия; изменение цены одного из продуктов приводит к смещению бюджетной линии и выявлению нового положения равновесия. Нисходящая кривая спроса может быть построена путем нанесения на график комбинаций цены и количества спрашиваемой продукции, соответствующих старому и новому положениям равновесия.
2.3 Оптимизация
Теперь перейдем к рассмотрению предпочтений потребителя. Разумнее всего будет рассмотрение промежуточного случая стандартных предпочтений. Потребитель готов заместить некоторое количество завтрашнего потребления сегодняшним, и то, сколько именно потребления он готов заместить, зависит от конкретной структуры его потребления. Иными словами, потребитель предпочел бы скорее иметь "средний" уровень потребления в каждом периоде, нежели потреблять очень много сегодня и ничего завтра, и наоборот.
На рисунке 10 ниже показано, что линию бюджетного ограничения пересекают несколько кривых безразличия. Наивысшая кривая безразличия, которой может достичь потребитель, не выходя за рамки бюджетного ограничения, есть кривая, которая лишь касается линии ограничения. Точка, в которой эта кривая соприкасается с линией бюджетного ограничения - точка О (для обозначения оптимума) - и есть наилучшее сочетание потребления в первом и во втором периоде, доступное при данном бюджетном ограничении.
Ричсунок 10 Пересечение кривых безразличия с бюджетным ограничением
- Оптимум потребителя.
Потребитель достигает наивысшего уровня благосостояния, когда он выбирает точку на линии бюджетного ограничения, в которой ее касается наивысшая кривая безразличия.
При оптимуме кривая безразличия является касательной к линии бюджетного ограничения. Отметим, что в точке оптимума наклон кривой безразличия совпадает с наклоном линии бюджетного ограничения. Мы говорим, что кривая безразличия является касательной к линии бюджетного ограничения. Наклон кривой безразличия выражает предельную норму замещения, наклон линии бюджетного ограничения равен единице плюс значение реальной процентной ставки. Е получаем, что в точке О
MRS=1+r.
Потребитель распределяет потребление между двумя периодами таким образом, чтобы предельная норма замещения равнялась единице плюс реальная ставка процента.
2.4. Влияние изменений дохода на потребление
Теперь, когда стало ясно, как потребители принимают решения о потреблении, давайте рассмотрим, как они реагируют на увеличение дохода. Рост либо Ylt либо Y2 сдвигает линию бюджетного ограничения вправо, как показано на рисунке 11 ниже. Более высокая линия бюджетного ограничения позволяет потребителю выбрать лучшее сочетание потребления в первый и второй I периоды, т.е. потребитель может достичь более высокой кривой безразличия [3,с.245].
Отметим, что на рисунке 11 потребитель в оба периода выбирает больший объем потребления. Хотя данная ситуация не является единственно возможной, она, тем не менее, встречается чаще всего. Если потребитель желает получать больше какого-либо блага по мере роста своего дохода, экономисты называют такое благо нормальным. Кривые безразличия на данном рисунке построены исходя из того, что потребление и в первом и во втором периодах является нормальным благом.
Рисунок 11 Влияние изменеий дохода на потребеление
- Увеличение дохода.
Увеличение дохода либо в первом, либо во втором периодах сдвигает линию бюджетного ограничения вправо. Если потребление в первый период и потребление во второй период являются нормальными благами, то рост дохода увеличивает потребление в обоих периодах. Становится очевидным, что независимо от того, в какой период наблюдается рост дохода - в первый или во второй, - потребитель распределяет это приращение между обоими периодами. Поскольку потребитель может занимать средства и давать их взаймы в течение обоих периодов, время поступления доходов не имеет отношения к тому, сколько потребляется в каждый данный момент времени (за исключением того, разумеется, что будущий доход дисконтируется по реальной ставке процента) [6,с.345]. Итак, потребление зависит от текущей стоимости дохода в данном периоде и дисконтированной стоимости будущего дохода, т.е.
текущая стоимость дохода = Y1 + [Y2/(l+r)].
2.5.Влияние изменения
Если заданы бюджетное ограничение потребителя и его предпочтения в отношении потребления в каждом из двух периодов, то можно исследовать оптимальный потребительский выбор (c1, c2). Если потребитель выбирает точку, в которой С1<m1, мы говорим, что он является кредитором, а если он выбирает точку, в которой С1 > m1, то мы говорим, что он является заемщиком. Рассмотрим графическое изображение данных ситуаций (рисунок 12)
Рисунок 12 Оптимальный потребительский выбор
Теперь рассмотрим, как потребитель будет реагировать на изменение процентной ставки. Из приведенного выше уравнения мы отчетливо видим, что возрастание ставки процента должно делать бюджетную линию круче: при данном сокращении с1 ваше потребление во втором периоде будет больше, если процентная ставка будет выше [9,с.127].
Разумеется, потребление в размере начального запаса всегда остается доступным, так что увеличение наклона бюджетной линии в действительности есть ее поворот вокруг точки начального запаса.
Если индивид является кредитором и процентная ставка растет, он останется кредитором.
Если индивид — заемщик и процентная ставка убывает, он останется заемщиком.
Однако, если индивид — кредитор и процентная ставка снижается, он вполне может принять решение стать заемщиком; подобным же образом рост процентной ставки может побудить заемщика превратиться в кредитора.
В отличие от потребления Кейнса, модель Фишера утверждает, что потребление зависит не только от текущего дохода. Потребление определяется тем, сколько потребитель ожидает получать доходов в течение всей своей жизни.