Теория потребительского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы дать описание теории потребительского поведения. В работе представлены взгляды четырех выдающихся экономистов в порядке, отражающем хронологию развития теории.
В первом разделе рассматривается экономическая модель Кейнса.
В следующих разделах продолжено изучение моделей поведения потребителей, разработанных Ирвингом Фишером, Франко Модильяни и Милтоном Фридманом, которые дают возможность сравнить различные подходы в анализе закономерностей потребления.

Содержание

Введение..................................................................................................................2


1. Экономическая модель Джона Мейнарда Кейнса ..................................4
1.1 Кругооборот доходов и продуктов .......................................................4
1.2 Равновесие и мультипликатор ............................................................5
1.3 Определение уравня равновесия национального дохода......................12


2.Ирвинг Фишер и межвременной выбор............................................14
2.1 Межвременное бюджетное потребление...................................................14

2.2 Предпочтение потребителя .........................................................................18

2.3 Оптимизация..................................................................................................23
2.4 Влияние изменений дохода на потребление.....................................24
2.5 Влияние изменения реальной процентной ставки на потребление....25
2.6 Ограничения по заимствованию ...............................................................27



3. Теории…………………………………………………………………………28
3.1 Франко Модильяни и теория жизненного цикла ..................................28
3.2 Милтон Фридман и теория постоянного дохода ...................................30
3.3 Теория……………………………………………………………..………...30
3.4 Рациональные ожидания и потребления ……………............................33


Заключение .......................................................................................................36

Список использованной литературы..............................................................38

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 663.00 Кб (Скачать документ)

Экономист Роберт Холл первым применил концепцию рациональных ожиданий для анализа потребления. Он показал, что если теория постоянного дохода верна и если ожидания потребителей рациональны, то изменения в потреблении с течением времени должны быть непредсказуемыми. Для описания значений переменной, изменения которой непредсказуемы, экономисты используют термин случайное блуждание.

По Холлу, сочетание  теории постоянного дохода и рациональных ожиданий предполагает, что потребление  следует траектории случайного блуждания.

Холл строил свои рассуждения следующим образом. Согласно гипотезе постоянного дохода, потребители сталкиваются с колебаниями дохода и прилагают все усилия для того, чтобы сделать свое потребление на протяжении жизни более или менее равномерным.

В каждый конкретный момент потребители выбирают уровень потребления на основании их текущих ожиданий в отношении будущего дохода. Получая новую информацию, они перестраивают свои планы и изменяют уровень потребления. Например, человек, получивший неожиданное повышение по службе, увеличивает потребление, а человек, неожиданно пониженный по службе, сокращает потребление. Если потребители оптимально пользуются всей имеющейся информацией, то пресмотр их ожиданий в отношении будущих доходов в течение жизни должен быть непредсказуемым.

Поэтому изменения  в их потреблении также непредсказуемы. 
Опыт показывает, что теорема случайного блуждания не совсем точно описывает экономическую реальность. Изменения совокупного потребления в какой-то мере поддаются прогнозированию.

Однако из-за того, что точность такого процесса невелика, некоторые экономисты считают теорему случайного блуждания, а, значит, и концепцию рациональных ожиданий хорошим приближением к реальному положению дел. Подход к потреблению с точки зрения концепции рациональных ожиданий имеет значение не только для прогнозирования, но и для анализа того, как экономическая политика влияет на экономику.

Итак, если потребители  имеют рациональные ожидания политики оказывают влияние на экономику  не только своими действиями, но и через  формирование у населения ожиданий таких действий. Однако непосредственно наблюдать ожидания невозможно, поэтому сложно узнать, когда и как изменения бюджетно-налоговой политики повлияют на совокупный спрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На примере  работ Кейнса, Фишера, Модильяни и Фридмана прослеживается развитие взглядов на поведение потребителя. Кейнс считал, что потребление в значительной степени зависит от текущего дохода. Позже экономисты стали полагать, что потребители понимают, что они стоят перед принятием решения, затрагивающим межвременной выбор. Потребители заглядывают вперед, прогнозируя свои будущие ресурсы и потребности, что предполагает использование более сложной функции потребления, чем предлагаемая Кейнсом. Кейнс предложил такую форму функции потребления:

Потребление = f (текущий доход).

Последние исследования вместо этой формы предлагают другую: 
Потребление = f (текцщий доход, накопленное богатство, ожидаемый доход в будущем, порцентная ставка).

Иными словами, совокупное потребление определяется не только размером текущего дохода.

Экономисты  продолжают споры об относительной  значимости этих факторов для определения  потребления. Например, остаются разногласия  по вопросу о влиянии процентных ставок и ограничений по заимствованию.

Одной из причин, по которой экономисты иногда расходятся в мнениях по поводу эффекта той или иной экономичекой политики, является то, что они рассматривают разные функции потребления.

Недавние исследования потребления основываются на модели поведения потребителя Ирвинга  Фишера. В этой модели исследуется межврменной выбор и то, как потребитель выбирает уровень потребления для настоящего времени и для будущего, достигая наивысшего возможного уровня благосостояния на всем протяжении жизни. Пока потребитель имеет возможность занимать средства и накапливать сбережения, уровень потребления зависит от количества ресурсов, которыми потребитель располагает в течение жизни.

Гипотеза жизненного цикла подчеркивает, что доход  на протяжении жизни человека меняется предсказуемым образом и что потребители используют сбережения и заемные средства для сглаживания колебаний потребления на протяжении жизни. Гипотеза предполагает, что потребление зависит как от дохода, так и от накопленного богатства.

В соответствии с гипотезой постоянного дохода колебания дохода могут быть как постоянные, так и временные. Поскольку потребители могут занимать средства или делать сбережения и потому что они желают сгладить колебания уровня своего потребления, потребление слабо реагирует на временные изменения дохода. В основном потребление зависит от постоянного дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Список использованной литературы

 
1.   Долан Э. Дж. и  др. "Деньги, банковское дело и  денежно - кредитная политика" Под ред. В. Лукашевича, М. Ярцева. - СПб., 2004. - 496 с.

2.    Дорнбуш Р., Фишер С. "Макроэкономика" - М., Издательство МГУ: ИНФРА - М, 2000. - 784 с.

3.     Менкью М.Г. "Макроэкономика" Пер  с англ. - М.:Издательство МГУ,  
2001.-736 с.

4.     Гальперин В.М., Гребенников П.  И.,Леусский А. И., Тарасевич Л.С. 
"Макроэкономика: Учебник"/Общая редакция Л.С. Тарасевича, Издательство 2-е, переработка и дополнение СПб., Издательство СПбГУЭФ,2000. - 719 с.

5.       Усоскин В. М. Денежный мир Милтона Фридмана. — М.: Наука, 2000.

6.      Курс экономической теории: учебник  - 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание. - Киров: "АСА", 2009. - 848 с.

7.        Солодков В.М. Экономическая теория Милтона Фридмена // США: экономи-ка, политика, идеология. 2002. № 6.

8.        Костюк В.Н. История экономических учений: Учебное пособие. - М.: Центр, 2001. -Тема 15.

9.         Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику. — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. — С. 28-29. — 511 с.

10.      История экономических учений: учебное  пособие / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. — М.: ИНФРА-М, 2004

 

 

 


Информация о работе Теория потребительского поведения