Теория потребительского выбора, ее практическое значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:45, курсовая работа

Описание

Цель работы рассмотреть теорию потребительского выбора и ее практическое применение в жизни.
Для достижение цели в работе выделены следующие задачи, исходя из плана работы:
найти необходимую литературу;
выяснить в чем заключается смысл теории потребительского выбора;
определить основные факторы, влияющие на потребительский выбор;
исследовать ее на практике.

Содержание

Введение. 4
Глава 1. Теория потребительского выбора. 5
1.1 Теория потребительского выбора. 5
1.2 Склонность к потреблению. 6
1.2.1 Объективные факторы. 7
1.2.3 Субъективные факторы. 8
1.3 Суверенитет и рациональность потребителя. 9
1.4 Модель потребления и классификация издержек. 10
Глава 2. Потребительский рынок России, в сравнении с потребительскими рынками других стран.
12
2.1 Выбор покупки: мотивация и издержки. 12
2.2 Российский рынок йогуртов и потребительский выбор. 14
2.3 Потребительский бум в России несовместим со сбережениями. 16
2.4 Потребительские предпочтения современных российских граждан. 16
Глава 3. Исследование потребительского рынка Пермского края. 19
3.1 Высокая плотность сетевого ритейла и его влияние на выбор пермских потребителей. 19
3.2 Рейтинг Пермского края среди республик и областей Приволжского федерального округа в январе 2006 года. 20
Заключение. 23
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Пермский  институт (филиал) ГОУ ВПО

«Российский государственный торгово-экономический  университет» 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему: «Теория  потребительского выбора, ее практическое значение» 
 
 
 
 
 

. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь 2008 

  Аннотация.

  Суть  данной курсовой работы состоит в  том, чтоб рассмотреть теорию потребительского выбора, ее практическое применение в жизни на примере потребительского рынка Пермского края, выяснить факторы, влияющие на потребительский выбор, а также проанализировать Российский потребительский рынок в сравнении с другими странами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ.

    Введение. 4
    Глава 1. Теория потребительского выбора. 5
        1.1   Теория потребительского  выбора. 5
        1.2  Склонность к потреблению. 6
          1.2.1 Объективные факторы. 7
              1.2.3  Субъективные факторы. 8
        1.3 Суверенитет и рациональность потребителя. 9
        1.4 Модель потребления и классификация издержек. 10
    Глава 2. Потребительский рынок России, в сравнении с потребительскими рынками других стран.  
    12
         2.1  Выбор покупки: мотивация  и издержки. 12
         2.2 Российский рынок йогуртов и потребительский выбор. 14
         2.3 Потребительский бум в России несовместим со сбережениями. 16
         2.4 Потребительские предпочтения современных российских граждан. 16
    Глава 3. Исследование потребительского рынка Пермского края. 19
         3.1 Высокая плотность сетевого ритейла и его влияние на выбор пермских потребителей. 19
         3.2 Рейтинг Пермского края среди республик и областей Приволжского федерального округа в январе 2006 года. 20
    Заключение. 23
    Список  использованной литературы. 25
    Приложение. 26
       
       
       
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

  Актуальность  темы. Эта тема актуальна во все  времена. Ведь желания потребителя  все время меняются, растут, так как само общество постоянно развивается, прогрессирует, а вот то, что касается возможностей в приобретении того или иного блага, они не редко оказываются ограниченными. Какими мотивами потребитель руководствуется, делая выбор, в пользу того или иного, товара, существуют ли критерии, по которым он делает свой выбор. На все эти вопросы дает ответ теория потребительского выбора.

  Цель  работы рассмотреть теорию потребительского выбора и ее практическое применение в жизни.

  Для достижение цели в работе выделены следующие задачи, исходя из плана работы:

  1. найти необходимую литературу;
  2. выяснить в чем заключается смысл теории потребительского выбора;
  3. определить основные факторы, влияющие на потребительский выбор;
  4. исследовать ее на практике.

  Научная база. Работа написана на основе монографий Кейнса Дж. и Скитовски Т., учебников Иохина В.Я., Нуреева Р.М., Грязновой А.Г., Камаева В.Д. в основном за 2000 – 2008 гг., анализа периодики Российская торговля и использования также Internet-ресурсов в работе.

  Структура. Работа состоит из введения, теоретической  части в первой главе, в которой  рассказывается суть Теории потребительского выбора, аналитической части во второй главе, происходит анализ потребительского рынка России и сравнение его  с зарубежными рынками, и практической части в третьей главе, в которой исследуется Теория потребительского выбора на конкретном примере, в частности на потребительском рынке Пермского края. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Теория потребительского выбора.

    1. Теория потребительского выбора.

  Теория  потребительского выбора представляет собой раздел микроэкономики, в котором  изучается вопрос о том, какой  товар или набор товаров выбирает потребитель при заданных ограничениях. Изучение выбора отдельно взятого потребителя  имеет своей целью выведение индивидуальной функции спроса. Конечной целью анализа данной проблемы является теория спроса, устанавливающая основные зависимости между ценовыми и неценовыми факторами и рыночным спросом. В основе современной теории потребительского выбора лежит неоклассическая теория [10].

  Покупатели, осуществляющие выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов, в результате чего формируется потребительский спрос, все это называется потребительским поведением. Известно, что денежные доходы оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены – на  количество покупаемых товаров. Это влияние прослеживается через особенности потребительского поведения. Поведение покупателей, их выбор в мире товаров имеет сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, отношением к моде, дизайну товаров и иными субъективными предпочтениями. Теория потребительского выбора логично и закономерно рассматривает, прежде всего, категорию ресурсных ограничений и возможностей денежного дохода, определяющего платежеспособность покупателя. В данном случае речь идет о категории личного бюджета, основой которого выступают денежные доходы и расходы каждого потребителя. Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потребление, называют бюджетными ограничениями. Товары, покупаемые на денежные доходы, являются ресурсом потребления, ограниченным по сравнению с безграничной потребностью в нем. Функция бюджетного ограничения представленная в виде графика (см. приложение график 1) [3, c.112], имеет вид кривой, которая подобна линии производственных возможностей. Разница лишь в том, что на графике бюджетных ограничений линия ресурсных возможностей очерчивает предел покупательной способности данного дохода. Соответственно, ее называют линией, или кривой бюджетных ограничений [3, c.108].

  Графическая интерпретация выбора потребителя того или иного набора товаров может быть представлена с помощью кривых безразличия. Кривые безразличия в графическом изображении представляют собой местоположения точек на плоскости, которые для покупателя равноценны. Совокупность кривых безразличия образует карту безразличия (см. приложение график 2) [2, c.173]. На осях координат откладываются количества товара X и товара Y, либо X и Y могут представлять целые корзины (наборы) потребительских благ. Например, точка A и B на кривой безразличия I указывает на то, что потребителю безразлично, покупать 2 ед. товара X и 5 ед. Y или 4 ед. товара X и 3 ед. товара Y. Сокращение (увеличение) одного блага компенсируется увеличением (сокращением) другого [2, c.173].

  Любая кривая, лежащая выше и правее (ниже и левее) по отношению к определенной кривой, показывает более (менее) полезный набор товаров для потребителя. Если брать за исходную кривую безразличия I, то все потребители предпочли бы остановить свой выбор на кривой безразличия II, нежели на кривой безразличия III.

  Рост  и снижение бюджетных ограничений потребителя представляет собой изменения, которые обычно называют номинальным и реальным уровнем дохода. Если цены обгоняют рост номинальных денежных доходов, то уровень благосостояния будет снижаться. Реальный доход и благосостояние будут возрастать в основном в двух случаях: либо при неизменном номинальных доходах и неизменных ценах товаров; либо при неизменном номинальном доходе и снижающихся ценах [3, c. 113].

  Ограниченность  личного бюджета и стремление более рационального его распределить при различных и подвижных  ценах вынуждают покупателя делать выбор: одни товары покупать, а от других отказываться. Из многочисленных альтернатив потребитель выбирает такие варианты и сочетание товаров, которые соответствуют его представлениям о полезности покупки, соизмеренных с возможностями личного бюджета [3, c.144]. Для потребителя также имеет немаловажное значение и тот факт, что для удовлетворения одной и той же потребности можно использовать различные блага. Необходимо, также различать товары-заменители (субституты) и товары-дополнители (комплементы). Товары – субституты, например, чай и кофе; ручка и карандаш; книга и фильм и т.п. Товары – комплементы, например, кассеты (для магнитофона); бензин (для автомобиля); пленка (для кинокамеры и фотоаппарата) [2, c.164].

  1.2  Склонность к потреблению.

  Сумма, которую общество затрачивает на потребление, зависит: 1) частично от величины дохода; 2) частично от других сопутствующих обстоятельств и 3) частично от субъективных потребностей и психологических склонностей и привычек отдельных членов общества, а также от принципов, на основании которых совокупных доход распределяется между участниками хозяйственного процесса. Мотивы к расходованию сплетаются между собой, и при попытке классифицировать их легко допустить ошибку. Эти мотивы расчленены на две большие группы: в первую входят объективные, а во вторую – субъективные факторы. Субъективные факторы описывают те психологические особенности человеческого характера, а также те общественные привычки и институты, которые, хотя и не являются неизменными, все же едва ли подвержены существенным переменам в течение коротких промежутков времени. В историческом исследовании или при сопоставлении одной социальной системы с системой другого типа необходимо принимать во внимание характер возможного воздействия, оказываемого в субъективных факторах на склонность к потреблению. Но в последующем изложении мы будем полагать субъективные факторы заранее данными и будем исходить из того, что склонность к потреблению зависит только от изменений  объективных факторов [6, c.91].

  1.2.1 Объективные факторы.

  Изменение единицы заработной платы.

  В тех случаях, когда меняется единица  заработной платы, расходы на потребление, соответствующие данному уровню занятости, будут, подобно ценам, изменяться  в той же самой пропорции. И все же при некоторых обстоятельствах может оказаться необходимым принять во внимание и влияние на совокупное потребление, которое могут оказать изменения в распределении данного реального дохода между предпринимателями и изменения, происходящие в результате перехода от одной единицы заработной платы к другой [6, c.91].

  Изменения в разнице между  доходом и чистым доходом.

  Соотношение между обоими видами дохода может  быть довольно устойчивым в том смысле, что будет существовать однозначная  функция, связывающая различные  уровни дохода с соответствующими величинами чистого дохода. Если, однако, дело будет обстоять иначе, то той частью изменения в доходе, которая не отражается на размерах чистого дохода, следует пренебречь, поскольку она не окажет влияния на потребление; с другой стороны, надо учитывать изменения в чисто доходе, которые не влекут за собой изменений в величине дохода.

  Непредвиденные  изменения в ценности капитала, не принятые в расчет при исчислении чистого дохода.

  Эти изменения оказывают более важное воздействие на склонность к потреблению, так как они не обнаруживают постоянного или устойчивого отношения к величине дохода. Потребление имущих групп может чрезвычайно сильно реагировать на непредвиденные изменения в денежной ценности их богатства. Непосредственные изменения в ценности капитала следует отнести к числу важнейших факторов, способных вызывать изменения в склонности к потреблению в рамках коротких периодов.

  Изменение в пропорции обмена настоящих благ на будущее.

  Действие  этого фактора несколько отличается от влияния, оказываемого нормой процента, так как в первом случае учитываются и будущее изменение покупательной силы денег. Все же в порядке приближения можно отождествить действие этого фактора с влиянием нормы процента. Влияние этого фактора на величину потребительских расходов при данном уровне доходов, довольно сомнительно. Кратковременные колебания нормы процента вряд ли оказывают каким-либо путем сильное непосредственное влияние на величину расходов. Немногие люди решат изменить свой образ жизни по той причине, что норма процента упала с 5 до 4%, если их совокупный доход остается таким же, как и раньше.

Информация о работе Теория потребительского выбора, ее практическое значение