Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:45, курсовая работа
Цель работы рассмотреть теорию потребительского выбора и ее практическое применение в жизни.
Для достижение цели в работе выделены следующие задачи, исходя из плана работы:
найти необходимую литературу;
выяснить в чем заключается смысл теории потребительского выбора;
определить основные факторы, влияющие на потребительский выбор;
исследовать ее на практике.
Введение. 4
Глава 1. Теория потребительского выбора. 5
1.1 Теория потребительского выбора. 5
1.2 Склонность к потреблению. 6
1.2.1 Объективные факторы. 7
1.2.3 Субъективные факторы. 8
1.3 Суверенитет и рациональность потребителя. 9
1.4 Модель потребления и классификация издержек. 10
Глава 2. Потребительский рынок России, в сравнении с потребительскими рынками других стран.
12
2.1 Выбор покупки: мотивация и издержки. 12
2.2 Российский рынок йогуртов и потребительский выбор. 14
2.3 Потребительский бум в России несовместим со сбережениями. 16
2.4 Потребительские предпочтения современных российских граждан. 16
Глава 3. Исследование потребительского рынка Пермского края. 19
3.1 Высокая плотность сетевого ритейла и его влияние на выбор пермских потребителей. 19
3.2 Рейтинг Пермского края среди республик и областей Приволжского федерального округа в январе 2006 года. 20
Заключение. 23
Список использованной литературы.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Пермский институт (филиал) ГОУ ВПО
«Российский
государственный торгово-
Курсовая
работа на тему: «Теория
потребительского выбора,
ее практическое значение»
.
Пермь 2008
Аннотация.
Суть
данной курсовой работы состоит в
том, чтоб рассмотреть теорию потребительского
выбора, ее практическое применение в
жизни на примере потребительского рынка
Пермского края, выяснить факторы, влияющие
на потребительский выбор, а также проанализировать
Российский потребительский рынок в сравнении
с другими странами.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение. | 4 |
Глава 1. Теория потребительского выбора. | 5 |
1.1 Теория потребительского выбора. | 5 |
1.2 Склонность к потреблению. | 6 |
1.2.1 Объективные факторы. | 7 |
1.2.3 Субъективные факторы. | 8 |
1.3 Суверенитет и рациональность потребителя. | 9 |
1.4 Модель потребления и классификация издержек. | 10 |
Глава 2. Потребительский рынок России, в сравнении с потребительскими рынками других стран. | 12 |
2.1 Выбор покупки: мотивация и издержки. | 12 |
2.2 Российский рынок йогуртов и потребительский выбор. | 14 |
2.3 Потребительский бум в России несовместим со сбережениями. | 16 |
2.4 Потребительские предпочтения современных российских граждан. | 16 |
Глава 3. Исследование потребительского рынка Пермского края. | 19 |
3.1 Высокая плотность сетевого ритейла и его влияние на выбор пермских потребителей. | 19 |
3.2 Рейтинг Пермского края среди республик и областей Приволжского федерального округа в январе 2006 года. | 20 |
Заключение. | 23 |
Список использованной литературы. | 25 |
Приложение. | 26 |
Введение.
Актуальность темы. Эта тема актуальна во все времена. Ведь желания потребителя все время меняются, растут, так как само общество постоянно развивается, прогрессирует, а вот то, что касается возможностей в приобретении того или иного блага, они не редко оказываются ограниченными. Какими мотивами потребитель руководствуется, делая выбор, в пользу того или иного, товара, существуют ли критерии, по которым он делает свой выбор. На все эти вопросы дает ответ теория потребительского выбора.
Цель работы рассмотреть теорию потребительского выбора и ее практическое применение в жизни.
Для достижение цели в работе выделены следующие задачи, исходя из плана работы:
Научная база. Работа написана на основе монографий Кейнса Дж. и Скитовски Т., учебников Иохина В.Я., Нуреева Р.М., Грязновой А.Г., Камаева В.Д. в основном за 2000 – 2008 гг., анализа периодики Российская торговля и использования также Internet-ресурсов в работе.
Структура.
Работа состоит из введения, теоретической
части в первой главе, в которой
рассказывается суть Теории потребительского
выбора, аналитической части во второй
главе, происходит анализ потребительского
рынка России и сравнение его
с зарубежными рынками, и практической
части в третьей главе, в которой исследуется
Теория потребительского выбора на конкретном
примере, в частности на потребительском
рынке Пермского края.
Глава 1. Теория потребительского выбора.
Теория
потребительского выбора представляет
собой раздел микроэкономики, в котором
изучается вопрос о том, какой
товар или набор товаров
Покупатели, осуществляющие выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов, в результате чего формируется потребительский спрос, все это называется потребительским поведением. Известно, что денежные доходы оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены – на количество покупаемых товаров. Это влияние прослеживается через особенности потребительского поведения. Поведение покупателей, их выбор в мире товаров имеет сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, отношением к моде, дизайну товаров и иными субъективными предпочтениями. Теория потребительского выбора логично и закономерно рассматривает, прежде всего, категорию ресурсных ограничений и возможностей денежного дохода, определяющего платежеспособность покупателя. В данном случае речь идет о категории личного бюджета, основой которого выступают денежные доходы и расходы каждого потребителя. Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потребление, называют бюджетными ограничениями. Товары, покупаемые на денежные доходы, являются ресурсом потребления, ограниченным по сравнению с безграничной потребностью в нем. Функция бюджетного ограничения представленная в виде графика (см. приложение график 1) [3, c.112], имеет вид кривой, которая подобна линии производственных возможностей. Разница лишь в том, что на графике бюджетных ограничений линия ресурсных возможностей очерчивает предел покупательной способности данного дохода. Соответственно, ее называют линией, или кривой бюджетных ограничений [3, c.108].
Графическая интерпретация выбора потребителя того или иного набора товаров может быть представлена с помощью кривых безразличия. Кривые безразличия в графическом изображении представляют собой местоположения точек на плоскости, которые для покупателя равноценны. Совокупность кривых безразличия образует карту безразличия (см. приложение график 2) [2, c.173]. На осях координат откладываются количества товара X и товара Y, либо X и Y могут представлять целые корзины (наборы) потребительских благ. Например, точка A и B на кривой безразличия I указывает на то, что потребителю безразлично, покупать 2 ед. товара X и 5 ед. Y или 4 ед. товара X и 3 ед. товара Y. Сокращение (увеличение) одного блага компенсируется увеличением (сокращением) другого [2, c.173].
Любая кривая, лежащая выше и правее (ниже и левее) по отношению к определенной кривой, показывает более (менее) полезный набор товаров для потребителя. Если брать за исходную кривую безразличия I, то все потребители предпочли бы остановить свой выбор на кривой безразличия II, нежели на кривой безразличия III.
Рост и снижение бюджетных ограничений потребителя представляет собой изменения, которые обычно называют номинальным и реальным уровнем дохода. Если цены обгоняют рост номинальных денежных доходов, то уровень благосостояния будет снижаться. Реальный доход и благосостояние будут возрастать в основном в двух случаях: либо при неизменном номинальных доходах и неизменных ценах товаров; либо при неизменном номинальном доходе и снижающихся ценах [3, c. 113].
Ограниченность
личного бюджета и стремление
более рационального его
1.2 Склонность к потреблению.
Сумма, которую общество затрачивает на потребление, зависит: 1) частично от величины дохода; 2) частично от других сопутствующих обстоятельств и 3) частично от субъективных потребностей и психологических склонностей и привычек отдельных членов общества, а также от принципов, на основании которых совокупных доход распределяется между участниками хозяйственного процесса. Мотивы к расходованию сплетаются между собой, и при попытке классифицировать их легко допустить ошибку. Эти мотивы расчленены на две большие группы: в первую входят объективные, а во вторую – субъективные факторы. Субъективные факторы описывают те психологические особенности человеческого характера, а также те общественные привычки и институты, которые, хотя и не являются неизменными, все же едва ли подвержены существенным переменам в течение коротких промежутков времени. В историческом исследовании или при сопоставлении одной социальной системы с системой другого типа необходимо принимать во внимание характер возможного воздействия, оказываемого в субъективных факторах на склонность к потреблению. Но в последующем изложении мы будем полагать субъективные факторы заранее данными и будем исходить из того, что склонность к потреблению зависит только от изменений объективных факторов [6, c.91].
1.2.1 Объективные факторы.
Изменение единицы заработной платы.
В тех случаях, когда меняется единица заработной платы, расходы на потребление, соответствующие данному уровню занятости, будут, подобно ценам, изменяться в той же самой пропорции. И все же при некоторых обстоятельствах может оказаться необходимым принять во внимание и влияние на совокупное потребление, которое могут оказать изменения в распределении данного реального дохода между предпринимателями и изменения, происходящие в результате перехода от одной единицы заработной платы к другой [6, c.91].
Изменения в разнице между доходом и чистым доходом.
Соотношение между обоими видами дохода может быть довольно устойчивым в том смысле, что будет существовать однозначная функция, связывающая различные уровни дохода с соответствующими величинами чистого дохода. Если, однако, дело будет обстоять иначе, то той частью изменения в доходе, которая не отражается на размерах чистого дохода, следует пренебречь, поскольку она не окажет влияния на потребление; с другой стороны, надо учитывать изменения в чисто доходе, которые не влекут за собой изменений в величине дохода.
Непредвиденные изменения в ценности капитала, не принятые в расчет при исчислении чистого дохода.
Эти
изменения оказывают более
Изменение в пропорции обмена настоящих благ на будущее.
Действие
этого фактора несколько
Информация о работе Теория потребительского выбора, ее практическое значение