Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:45, курсовая работа
Цель работы рассмотреть теорию потребительского выбора и ее практическое применение в жизни.
Для достижение цели в работе выделены следующие задачи, исходя из плана работы:
найти необходимую литературу;
выяснить в чем заключается смысл теории потребительского выбора;
определить основные факторы, влияющие на потребительский выбор;
исследовать ее на практике.
Введение. 4
Глава 1. Теория потребительского выбора. 5
1.1 Теория потребительского выбора. 5
1.2 Склонность к потреблению. 6
1.2.1 Объективные факторы. 7
1.2.3 Субъективные факторы. 8
1.3 Суверенитет и рациональность потребителя. 9
1.4 Модель потребления и классификация издержек. 10
Глава 2. Потребительский рынок России, в сравнении с потребительскими рынками других стран.
12
2.1 Выбор покупки: мотивация и издержки. 12
2.2 Российский рынок йогуртов и потребительский выбор. 14
2.3 Потребительский бум в России несовместим со сбережениями. 16
2.4 Потребительские предпочтения современных российских граждан. 16
Глава 3. Исследование потребительского рынка Пермского края. 19
3.1 Высокая плотность сетевого ритейла и его влияние на выбор пермских потребителей. 19
3.2 Рейтинг Пермского края среди республик и областей Приволжского федерального округа в январе 2006 года. 20
Заключение. 23
Список использованной литературы.
Изменения в налоговой политике.
Поскольку на стимулы участников экономического процесса к сбережению влияет предполагаемый доход, указанные стимулы зависят не только от нормы процента, но и от налоговой политики правительства. Подоходный налог, особенно в тех случаях, когда существуют резкие различия в ставках обложения «заработных» и «не заработных» доходов, налог на приносимую капиталом прибыль, налог с наследств и другие налоги играют не менее важную роль, чем норма процента. К тому же амплитуда возможных перемен в налоговой политике может быть большей, чем изменения в норме процента. Если налоговая политика преднамеренно используется в качестве инструмента, с помощью которого должно достигнуто быть более справедливое распределение доходов, она будет, конечно, оказывать еще более сильное влияние на увеличение склонности к потреблению.
1.2.2 Субъективные факторы.
Существует восемь основных стимулов или целей, которые носят субъективный характер; все они побуждают людей воздерживаться от расходования получаемого ими дохода, т.е. это стремления [6, c.107]:
Эти восемь стимулов могут быть названы Осторожностью, Предусмотрительностью, Расчетливостью, Стремлением к лучшему, Независимостью, Предприимчивостью, Гордостью и Скупостью.
1.3 Суверенитет и рациональность потребителя.
Основная идея экономики заключается в том, что потребитель сам знает, что ему нужно, и что экономическая система действует лучше всего тогда, когда удовлетворяет желаниям потребителя, которые проявляются в его поведении на рынке.
Основная причина, почему мы считаем, что сам потребитель лучше всех может оценить свое благополучие, состоит в том, что в ином случае возникает явно неразрешимая проблема. Даже если мы выбираем объективный стандарт потребления для каждой группы населения согласно доходам и величине семьи, мы вряд ли сможем сказать точно, когда отклонения отдельно взятого потребителя от нормы оправдано его особыми потребностями, его личными желаниями, а когда такое отклонение свидетельствует о его нерациональном поведении[5, c.370].
Любая попытка предписания чего-либо или установления стандартов в этом смысле могла бы назваться в лучшем случае деспотической, а в худшем – вмешательство в сугубо личные дела индивида.
Было бы и опасным принимать и другую крайность, предположив, что все, что бы не сделал потребитель, наилучшим образом удовлетворяет его. Так как существует множество правдоподобных и веских причин тому, чтобы поведение потребителя на рынке отличалось недостатком рациональности. Некоторые виды потребления не только удовлетворяют желания потребителя и связаны с затратами, но и влияют на самого потребителя. Причиной, почему потребитель может поступить нерационально в таком случае, может быть то, что сиюминутное удовольствие и наступающая после этого боль разнесены во времени, и он не ожидает этой боли, либо не готов к ней в полной мере.
Вторым возможным источником нерационального поведения потребителя может быть случайный конфликт между инстинктом и удовольствием. Инстинктивное поведение не всегда приносит величайшее удовольствие, и для получения большего удовольствия требуется идти против своих инстинктов, проявляя самодисциплину и искушенность в житейских делах.
Когда потребитель имеет выбор между удовольствием и комфортом, он зачастую не может сделать рациональный выбор, потому что и его инстинкт, и все современное общество склоняют его к выбору комфорта как более легкой альтернативе, а не к удовольствию, что может потребовать дисциплины, искушенности и предусмотрительности.
Третья причина, почему потребитель ведет себя нерационально, это то, что приобретенный конкретным потребителем товар требует навыков, которые приходят не просто так. В данном случае, как и в первом упомянутом выше, потребление связано с удовольствием и болезненностью приобретения необходимых навыков.
Вот две причины, которые свидетельствуют, почему и из-за чего трудно ждать формирования рационального потребителя. Приходится иметь дело с потребителем, обладающим неверными или не полными знаниями относительно процесса потребления – как, каким образом и при каких условиях получить большее удовлетворение. Другой причиной, из-за чего потребитель может вести себя нерационально, может быть его неосведомленность о природе, качестве и источниках потребительских товаров и услуг.
1.4 Модель потребления и классификация издержек.
Основные очевидные издержки потребителя можно будет выделить, анализируя акт потребления. Примерная модель (см. приложение схему 1) [7, c.17]. Акт потребления разделен на два этапа: покупки и послепокупочное потребление. В свою очередь для потребителя они состоят из физического действия: механического акта покупки и потребления (прийти, прочитать контракт, достать ручку, подписаться и проч.); и покупки, и потребления как действия, совершаемого и воспринимаемого в обществе. Эти этапы и включают в себя группы трансакционных издержек. Анализируя каждую из них, можно найти возможности для их снижения в случаи каждого конкретного продукта [7, c.17].
Подобная
модель может быть одним из инструментов,
позволяющих унифицировать
Таким
образом, Теория потребительского выбора
это такой раздел микроэкономики,
который изучает поведение
Глава 2. Потребительский рынок России, в сравнении с потребительскими рынками других стран.
2.1 Выбор покупки: мотивация и издержки.
Современные компании все большее внимания уделяют изучению потребителя, ведь успех зачастую зависит от того, насколько четко они смогли понять (или создать) и удовлетворить его потребности. И если побеждал тот, кто умел лучше продать, то теперь только «искусством продаж» не обойдешься. Надо понимать не только, какие продукты нужны потребителю, но и то, как он их потребляет. Правильно управляя этим процессом, можно сделать продукт еще более востребованным. В то же время из-за сложности процесса приобретения многие продукты не находят своего покупателя.
Перед нами всегда есть набор альтернатив – пойти в кино или в магазин, просто погулять на свежем воздухе, поехать на работу на метро или на автобусе и т.д. Необходимость выбора сопровождает нас всю жизнь. Наш выбор - результат воздействия тысячи факторов: от воспитания и физического развития до влажности воздуха и наших целей.
Процессом выбора управляет соотношение двух глобальных переменных, аккумулирующие в себе все эти факторы: мотивация к совершению действия и затраты, необходимые для его совершения, т.е. потребность в некотором продукте и необходимость потратить некоторую сумму денег. Также возможна некая универсальная мера этих двух факторов – если мотивация к действию повышает необходимые для его совершения затраты, то действие неизбежно.
Потребитель находится под действием двух комплексных сил: мотивации к совершению трансакции и необходимостью понести трансакционные издержки. Соответственно, снижая трансакционные издержки, мы повышаем вероятность совершения трансакции. Побудить к совершению покупки можно, либо повышая мотивацию потребителя, либо снижая издержки потребления.
Издержки потребления, как и мотивация, - комплексный фактор. Его очевидная составляющая – цена продукции. Но это далеко не единственный показатель. Более того, на рынках с глобальной конкуренцией, со стремительной скоростью развития технологий и других детерминант, влияющих на себестоимость, достичь ценового преимущества все сложнее, и важную роль начинают играть другие факторы.
Ключевой момент – учет неценовых издержек потребления. Принимая решение, купить или нет, мы взвешиваем весь комплекс затрат, сопровождающих акт покупки: время и физические силы, интеллектуальные усилия, мнение окружающих, дополнительные денежные издержки и многое другое. Значительная часть этих издержек носит скорее не объективный, а воспринимаемый, субъективный характер. То есть потребитель далеко не всегда способен дать им точную оценку в неких реальных, денежных, например, единицах, но при этом может воспринять их через чувство внутреннего дискомфорта.
Задача концепции воспринимаемых издержек потребления – классифицировать эти затраты.
Если мотивация слабее издержек потребления, у потребителя образуется скрытая потребность. Многие покупки не совершаются из-за того, что мотивация сделать их просто неочевидна за множеством барьеров. К примеру, до последнего времени в России было немного пользователей кредитных карт (до 2005 г. менее 1% от всех пластиковых карт по данным ЦБ) из-за сложности и высоких издержек их оформления, доказательств собственного дохода, новизны технического средства как такового. Это и есть воспринимаемые издержки потребления, останавливающие покупателей, кому данный продукт мог бы быть полезен и по карману.
В середине прошлого века с этой проблемой столкнулся Bank of America. Решение оказалось простым: за один день в провинциальном городке Фресно, штат Калифорния, банк разослал по почте 60 тыс. кредитных карт – всем имеющимся в городе домохозяйствам. Никто из получивших в то утро письмо с квадратным кусочком пластика сам об этом не просил и не осознавал, что ему это нужно. Уже через год оборот операций по кредитным картам в городке составил 59 млн. долл. Этот момент считается днем рождения системы Visa и современного американского общества потребления.
Сегодня на рынке предоставлено множество продуктов со сходными потребительскими качествами, и покупателю сложно на чем-то остановиться. Иногда издержки выбора можно убрать простым сокращением количества альтернатив. В данном случае выбор делается за покупателя. Это можно назвать «опережающими продажами». К примеру, в канун Нового года компания МТС совместно с «Евросетью» провела акцию: каждый покупатель сотового телефона получал в подарок контракт на услуги сотовой связи «Джинс» с балансом на 5 долларов. Это позволило увеличить свою абонентскую базу на 40 тыс. и обойти своего главного конкурента в московском регионе [7,c.18].
Широкий диапазон вариантов затрудняет принятие решения. Как на бытовом, так и на профессиональном уровне, и лица, принимающие решения, и продавцы часто стараются упростить ситуацию или внести в нее какие-то особенности, которые облегчат их выбор.
Информация о работе Теория потребительского выбора, ее практическое значение