Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:08, курсовая работа
Главной целью работы является попытка изучить непосредственно сам рынок труда в Российской Федерации, а так же более подробно рассмотреть вопрос предложения на современном российском рынке труда.
Для достижения указанной цели автором были поставлены следующие задачи:
1) Изучение рынка труда. Его структуры, сущности, основных характеристик. Анализ состояния рынка труда Российской Федерации.
2) Анализ сектора предложения на современном российском рынке труда.
Введение……………………………………………………………..……..……..3
Глава 1. Теоретические аспекты рынка труда………………………….….……5
1.1 Понятия, структура, сущность рынка труда…………………..….…..5
1.2. Виды рынка труда…........................................................................…10
Глава 2. Предложение на современном рынке труда в России………….……15
2.1. Институт предложения на рынке труда в России………………….15
2.2. Основные характеристики рынка предложения в России….….…21
Глава 3. Перспективы существования и развития рынка предложения труда в России…………………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………….…...….40
Список использованных источников………………………………………...…43
Численность работников, числившихся в списочном составе весь предыдущий год;
Численность работающих инвалидов;
Численность находящихся в вынужденных отпусках по инициативе администрации;
Численность добровольно работающих неполное рабочее время (день, неделю);
Половозрастная структура занятого населения;
Структура занятых в материальном производстве/ непроизводственной сфере;
Структура занятых по секторам экономики;
Структура занятых по отраслям экономики;
Структура занятых трудовой деятельностью по статусу занятости;
Численность экономически активного населения;
Структура экономически активного населения по отношению к занятости;
Половозрастная структура экономически активного населения;
Половозрастная структура реальных безработных;
Структура реальных безработных по социальным группам, к которым они относились до начала периода безработицы. Имеются данные по следующим социальным группам: рабочие, служащие, без квалификации;
Уровень экономической активности населения - это доля численности экономически активного населения в общей численности населения;
Уровень экономической активности по половозрастным группам;
Уровень безработицы - удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения;
Уровень безработицы по половозрастным группам;
Структура реальных безработных по продолжительности безработицы;
Половозрастная структура безработных, зарегистрированных в службе занятости;
Структура зарегистрированных безработных по причинам не занятости;
Структура зарегистрированных безработных по продолжительности безработицы;
Численность высвобожденных по инициативе администрации за квартал по данным отчетности по труду;
Состав зарегистрированных безработных по группам, требующим особой социальной защиты;
Структура высвобожденных по инициативе администрации по секторам экономики за квартал;
Структура высвобожденных по инициативе администрации по отраслям экономики за квартал;
Изменение численности занятых в народном хозяйстве за квартал - это разность между численностями принятых на работу и выбывших из числа работающих по данным отчетности по труду;
Структура выбывших из числа работающих по причинам выбытия за квартал по данным отчетности по труду (по собственному желанию);
Движение рабочей силы на официальном рынке труда за квартал по данным службы занятости;
Участие службы занятости в трудоустройстве населения за квартал;
Естественный уровень безработицы - это сумма численностей фрикционных и структурных безработных. Фрикционные безработные - это люди, не занятые в данный момент времени из-за добровольного перехода с одной работы на другую по всевозможным причинам. Структурная безработица обусловлена изменением спроса на товары и услуги и соответствующей этому трансформацией профессиональной и отраслевой структуры занятости населения.
в) Показатели профессионального аспекта:
Профессиональный состав экономически активного населения по укрупненным группам;
Профессиональный состав незанятых, обратившихся в службу занятости, по укрупненным группам с указанием распределения по полу в каждой группе;
Структура экономически активного населения по уровню образования;
Структура обратившихся в службу занятости по уровню образования;
Численность учащихся ПТУ, техникумов и ВУЗов очной формы обучения;
Уровень безработицы по укрупненным профессиональным группам;
Структура профессионального обучения зарегистрированных безработных по типу учебного заведения за период;
Профподготовка обратившихся в службу занятости за период;
Численность выпускников дневных отделений ВУЗов и техникумов за год;
Численность выпускников ПТУ за год;
Профессиональный состав иммигрантов и эмигрантов за период;
Профессиональный состав привлеченных на работу из других регионов за период;
Профессиональный состав выехавших на работу за пределы региона за период (для тех регионов, где это существенно);
Структура иммигрантов и эмигрантов за период по уровню образования.
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации. [6,104]
2.2.Становление эффективного рынка предложения является необходимым условием успешной трансформации российской экономики в рыночную. На нем формируется «нормальная» цена труда, которая определяет уровень и пропорции относительных цен, совокупного спроса, характер и уровень равновесия в экономике в целом. Рынок предложения отличается по своим механизмам функционирования от других рынков очных факторов, на нем нет обычного для других рынков равновесия спроса и предложения. [10,98] В условиях эффективно функционирующего рынка труда предложение всегда превышает спрос. Неравновесие на рынке труда не может быть ликвидировано путем простого снижения или повышения продажных цен.
Для такого товара как рабочая сила такой механизм приведения в соответствие спроса и предложения не работает. Для нормального функционирования рынка предложения необходимо значительное участие государства и социальных институтов в механизмах его координации.
Помимо этого не стоит недооценивать работу высших учебных заведений, которые значительно влияют на поддержание нормального спроса на труд. Предприниматели, как более «сильная сторона» в условиях избыточного предложения, получают возможность экономить свои расходы, снижая доходы работника ниже уровня его стоимости воспроизводства. Это вынуждает работников увеличивать предложение труда, чтобы компенсировать снижение дохода. При этом формируется крайне низкая цена труда, которая делает невозможной замену дешевых рабочих рук более дорогостоящей техникой. Создается порочный круг. Чем ниже цена труда, тем выше предложение, тем и меньше стимулов у предпринимателей замещать труд капиталом, рационализировать использование ресурсов и организацию производства и больше спрос на труд. Поэтому завершение формирования рынка предложения как части воспроизводственного механизма труда, как правило, совпадает с формированием нормального спроса, который ограничивается за счет ужесточения предложения и стабилизации цены труда. [2]
Конечно, предложение и цена труда не должны быть абсолютно жесткими. Более того, нет такого универсального уровня жесткости предложения и цены труда, которые обеспечивают эффективное функционирование и развитие национальной экономики. Существуют значительные исторические и страновые различия. Так рост относительной жесткости предложения и цены труда в период после второй мировой войны были фактором, обеспечивающим успешное развитие стран. Наоборот, в начале 80-х годов, рост гибкости и глобализации производства потребовал некоторого смягчения этих параметров рынка труда. Но можно смело утверждать, что без создания «нормальных границ» предложения и колебания цены труда нормальное функционирование рыночной экономики невозможно и большую роль в их обеспечении играют государство и социальные институты.
Государство, как правило, фиксирует минимальный уровень заработной платы. Законы о минимальном уровне заработной платы и нормальной продолжительности рабочего дня существуют во многих странах. Они появились вследствие длительной борьбы трудящихся за свои права, и, как правило, фиксируют продолжительность рабочей недели и минимальную месячную зарплату (для работающих полный рабочий день), либо минимальную оплату за один час, как это существует в США. Эти законы ограничивают возможности работодателей увеличивать найм рабочей силы, не изменяя общего фонда заработной платы и минимизировать свои издержки за счет экстенсивного использования рабочей силы. Такую же функцию по стабилизации цены труда и объемов его предложения играют профсоюзы и другие рабочие организации. Особенно активно их участие в регулировании предложения и цены труда проявились в послевоенное время. Ограничивая найм на фирмы универсальных работников и работников не охваченных коллективными договорами, они поддерживали нормальное соотношение спроса и предложение на рынке труда и тем самым стабильный рост во всей экономике.
Социальные институты стабилизируют предложение и цену не только ограничивая действия рыночных механизмов, но и за счет активного вмешательства в воспроизводство работника. В отличие от всех остальных товаров, рабочая сила не может полностью нормально воспроизводиться только на основе частного дохода, получаемого от продажи фактора труд. Армия безработных это необходимый для экономики резерв. Но такой фактор, как труд, не может «храниться» - резервироваться в обычном смысле этого слова. [5,201]
Для предпринимателя значительный излишек рабочей силы, как правило, слишком расточителен. Для поддержания его в нормальном состоянии требуются значительные затраты, связанные с оплатой его текущих расходов, создание условий для смены места и вида деятельности, повышения квалификации и т.д. Предприниматель покупает труд лишь на время работы человека, свойства рабочей силы – человеческий капитал, неразрывно связаны с самим работником, и не могут остаться у нанимателя в случае увольнения работника. Уход работника автоматически ведет к утрате предпринимателем всех выгод от вложений в его долговременное развитие и значительным внешним эффектам (деловые связи работника, ассоциация данного человека с “лицом” фирмы). Поэтому предприниматель не заинтересован, а работник соответственно не в состоянии полностью оплачивать долговременные расходы по воспроизводству рабочей силы. В такой ситуации объективно часть расходов по оплате расходов работника и предоставлении ему части услуг, связанных с поддержанием его рабочей силы в нормальном состоянии вынуждено брать на себя государство и социальные институты. Среди них наиболее важными являются создание системы социального страхования, оплата части расходов на образование, медицинское обслуживание, покупку жилья и т.д. Все эти затраты не только позволяют поддерживать текущее воспроизводство рабочей силы, но и поддерживают долговременное соответствие спроса и предложения, устойчивость относительной цены труда в долговременной перспективе, обеспечивают эффективную мобильность всех факторов, создают условия для экономического роста и социальной стабильности в экономике.
Институты в рыночной экономики активно вмешиваются и в непосредственное регулирования цены труда. Это происходит за счет установления стандартов национальной цены труда. Под единой национальной ценой труда мы будем понимать наличие в экономике единых национальных принципов воспроизводства рабочей силы, которые находят отражение в установлении принципов и границ дифференциации и структуре цены труда. В рамках единой цены труда сохраняются значительные различия в оплате труда. Они зависят от характера сложности, условий и престижности работы и т.д. [5,212]
Для рыночной экономики крайне опасны значительные устойчивые различия в уровне доходов и как следствие, существование различных социальных групп. Они формируют не конкурирующие между собой замкнутые анклавы с обособленными циклами воспроизводства, препятствующими нормальной мобильности труда и других ресурсов. Значительные барьеры между отдельными сегментами рынка труда консервируют его структуру и разрушают нормальное воспроизводство всей экономики. Наиболее опасными формами проявления этих процессов являются: избыточная неэффективная занятость (избыток предложения) в отстающих отраслях, которая чаще всего имеет форму «скрытой безработицы»; и резкий избыток спроса (недостаток предложения) в наиболее перспективных отраслях. Такая диспропорциональность рынка труда была характерна для Западной Европы и Японии в 30-50 гг. ХХ века. Великая депрессия и последствия двух мировых войн удерживали непропорционально высокую численность рабочей силы в наиболее отсталых секторах экономики. Соответственно, крайне низкими были и доходы занятых в этих секторах экономики. К ним относились маленькие фермы, традиционная розничная торговля, ремесленные мастерские. Шансы для перехода в категорию работников с высокой оплатой труда, для занятых на этих предприятиях были ничтожными из-за низкой территориальной и вертикальной мобильности труда, значительной роли натурального хозяйства и патернализма.
Избыток предложения труда в низкопроизводительных отраслях производства тормозит развитие не только их самих, но и в обществе в целом. В обществе активно формируются различные формы рентных доходов, позволяющих получать большой доход за счет различий в условиях производства. Этот доход, как правило, превосходит размеры экономической прибыли, получаемой в результате простой рационализации производства, и, как следствие, делает невыгодным инвестиции в развитие производства. Создается ситуация, при которой имеющиеся свободные деньги не могут прибыльно вложены в реальный сектор. Как правило, чем больше различий в цене труда, тем ниже мобильность ресурсов и разрыв в условиях производства, тем выше рентные доходы, и ниже стимулы к инвестированию в развитие производства. Все эти проблемы в рамках развитых рыночных экономик также решаются с помощью активного государственного и институционального регулирования воспроизводственных процессов на рынке труда. [18]
Таким образом, можно сделать вывод, что для формирования нормально функционирующего рынка предложения необходимо активное вмешательство в воспроизводственные и рыночные процессы государства и социальных институтов.
2.2. Российский рынок предложения можно отнести к категории типичных формирующихся рынков (emerging market). Для него характерны: крайне нестабильная цена труда, почти абсолютно эластичное предложение труда на большей части сегментов рынка, решающее влияние неэффективного спроса на формирование структуры предложения и величины цены труда. Наконец, на российском рынке предложения труда малоэффективны инструменты государственного и социального регулирования его параметров. Все это превращает рынок предложения труда в один из самых больших источников экономических и социально-политических рисков в отечественной экономике.