Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:11, реферат
Начало фундаментальных исследований по проблеме транс-
формационных кризисов относится к концу 80-х годов и связа-
но с экономическими потрясениями в ходе реформирования по-
стсоциалистических стран.
структурные сдвиги направлены на выравнивание диспропорций
плановой экономики и выражаются как в относительном, так и
в абсолютном росте доли сферы услуг и сокращении доли про-
мышленности. Так, в России ВВП, созданный в кредитно-фи-
нансовой сфере и в страховании, вырос на 57 % в 1991-1994
годах12, а занятость в сфере услуг увеличилась с 45 % в 1989 г. до
47 % в 1995 г. на фоне падения занятости в промышленности с
42 % до 38 %13.
На завершающей стадии — стадии выхода из состояния транс-
формационной несбалансированности — определяющая роль в
экономической динамике переходит к факторам развертывания
кризиса адаптации: институциональная, структурная перестрой-
ка с проявлением элементов циклического кризиса (обновление
производственной базы). Так, в Польше за 1993-1996 гг. произош-
ли позитивные структурные сдвиги: сокращение доли сырьевых
отраслей и электроэнергетики на 7,5 % на фоне роста доли отрас-
лей средней и высокой степени переработки на 1,6 % и 5 %
соответственно14. При этом потребление угля, а угольная про-
мышленность Польши обеспечивает более 60 % общего первич-
ного потребления электроэнергии страны и составляет 4 % ВВП15,
в 1993 г. стало на 35 % ниже, чем в 1989 г.16 , что свидетельствует
о развертывании структурной перестройки. Динамика инвести-
ций в Польше (рост в их структуре доли закупок машин и обо-
рудования с 35 % в 1992 г. до 60 % в 1996 г.)17 свидетельствует о
начавшемся обновлении производственной базы, ибо за 1989-1991 гг.
были полностью изношены 30 % машин и оборудования 18. В ходе
институциональной
и структурной перестройки
номического оживления становятся новые рыночные структуры
(предприятия частного сектора) и отрасли экономики (высоко-
технологичные производства). Так, в Польше в 1994—1997 гг.
около 1 млн. человек получили работу в новом частном секторе,
а в 1998 г. малый и средний бизнес обеспечивал третью часть
ВВП и примерно 60 % рабочих мест19, что свидетельствует о роли
саморегулирующихся механизмов рыночной экономики в пре-
одолении кризисных явлений.
Направления антикризисной политики должны определяться
в соответствии
с обозначенными формами
формационного кризиса на различных стадиях. На острой стадии
трансформационного кризиса формы его проявления и меры по
преодолению обусловлены характером накопившихся на латент-
ной стадии объективных противоречий. На переход к следующей
стадии и форме проявления трансформационного кризиса ока-
зывает возрастающее воздействие субъективный фактор, что под-
тверждается компаративным анализом развертывания трансфор-
мационного кризиса в постсоциалистических странах и в России.
Значительная роль субъективного фактора была предопределена
спровоцированным характером трансформационного кризиса.
В
условиях трансформационного
номического, социального,
политического и
кризисов, высока
степень вероятности
емых правительством антикризисных мер формам его проявле-
ния. Àнализ взаимосвязи между стадиями трансформационного
кризиса, формами его проявления и антикризисными мерами в
России выявил нарушение их соответствия на острой стадии,
что и определило
последующую специфику его
Она заключается, во-первых, в том, что жизненный цикл пред-
ставлен 4 стадиями: латентной, острой, хронической и завершаю-
щей (в сравнении с трехфазным жизненным циклом трансфор-
мационного кризиса в постсоциалистических странах). Во-вто-
рых, трансформационный кризис в России характеризуется ря-
дом особенных черт форм его проявления на различных стадиях.
На латентной стадии
сии явно проявился его спровоцированный характер. Он заклю-
чался в проведении рыночных реформ, нацеленных на модифи-
кацию или попытку разрешить противоречия социалистической
экономики в рамках централизованного управления. Модифика-
ция, углубив противоречия, приблизила момент наступления
трансформационного кризиса.
На острой стадии ряд
ре и динамике трансформационного спада (значительная доля в
промышленном спаде отраслей ВПК, инвестиционный спад, по
глубине превышающий падение ВВП и промышленный спад,
незначительное снижение розничного товарооборота, обеспечен-
ного импортом товаров массового спроса и т. п.) и инфляции
(роль структурной составляющей, отражающей «нерыночное по-
ведение» предприятий ТЭК, реагирующих на изменение спроса
ростом цен, а не изменением объемов производства).
Характерной чертой хронической стадии трансформацион-
ного кризиса является отсутствие у хозяйствующих субъектов
мотивации к созданию условий эффективного рыночного хо-
зяйствования. Это нашло отражение в создании и закреплении в
хозяйственных взаимоотношениях неэффективных устойчивых
норм экономического поведения предприятий: неплатежи, бар-
тер, взаимозачеты,
которые первоначально
честве инструмента приспособления к спровоцированному либе-
рализацией цен
и ограничительной кредитно-
кой обесценению оборотного капитала.
В основе перехода России к хронической стадии трансфор-
мационного кризиса лежит кризис экономической политики,
спровоцированный ее проведением в условиях наложения эко-
номического, политического, идеологического и социального
кризисов. Поэтому в определенной степени правы и экономисты
либерального толка (В. Мау, Е. Гайдар, À. Улюкаев, À.Н. Иллари-
онов), подчеркивающие влияние внеэкономических факторов на
эффективность (точнее неэффективность) экономической по-
литики, и оппозиционные к ним экономисты (Д. Львов, À. Буз-
галин, К.Х. Зоидов), полагающие несоответствие антикризисных
мер особенностям форм проявления трансформационного кри-
зиса в России.
Появление в 1999 г. признаков экономического (прежде все-
го, промышленного) оживления на макроуровне позволяет обо-
значить переход трансформационного кризиса в России в завер-
шающую стадию жизненного цикла. В его основе лежит комплекс
факторов: девальвация рубля и связанный с ней процесс импор-
тозамещения, расширение банковского кредитования реального
сектора, отражающего в том числе уход банковских институтов
с рынка ГКО, рост экспорта, поддержанный благоприятной конъ-
юнктурой на мировых рынках.
Вместе с тем противоречивый характер формирования ин-
ституциональных предпосылок преодоления трансформационно-
го кризиса пока не дает оснований констатировать приближение
российской экономики к современным рыночным отношениям
и институтам. На современном этапе российская экономика ха-
рактеризуется
несовершенством
ее нормативной и правовой базы, государственного регулирова-
ния, неразвитостью рыночной инфраструктуры. Хозяйственное
поведение экономических субъектов продолжает определяться
неэффективными нормами, нарушающими формальные правила
(уклонение от уплаты налогов, несоблюдение деловых контрактов).
Вступление
российской экономики на
из трансформационного кризиса означает переломный момент
не только в его развертывании, но и в характере реализуемой
антикризисной экономической политики. Сохраняющаяся дис-
куссионность
проблемы путей преодоления
кризиса в России нашла отражение в разработке альтернативных
антикризисных программ: правительственной программы «Стра-
тегия развития РФ до 2010 года» и ее переработанного варианта
— «Основные
направления социально-
вительства РФ на долгосрочную перспективу» и «Программа раз-
вития реального сектора экономики», составленной на основе пред-
ложений отечественных товаропроизводителей.
Сторонники правительственной программы исходят из при-
знания рыночного характера российской экономики по наличию
рыночных атрибутов: «сформировались рыночные структуры, соот-
ветствующее поведение хозяйствующих субъектов», господство ча-
стного сектора (доля приватизированного сектора в ВВП в 1998 г.
оценивалась в 70 %), свободное ценообразование и торговля. От-
сюда экономическое оживление в России, начавшееся в 1999 г.,
связывается с «окрепшим частным сектором» как движущей си-
лой по выходу из трансформационного кризиса. Как отмечает
Е. Ясин, «Россия … стала, пусть и в несовершенном виде,
демократической страной с рыночной экономикой» 20 . Несо-
вершенство рыночной
экономики проявляется в
вании неблагоприятного делового климата и общих усло-
вий хозяйствования в рамках излишнего вмешательства госу-
дарства в хозяйственную деятельность: чрезмерный администра-
тивный контроль, когда лишь на половине предприятий (51 %)
проверки проводятся не чаще одного раза в месяц, на 22 %
предприятий — 1,5—2 раза, и на 21 % предприятий — 3—5 раз21.
Ставя задачу совершенствования рыночной экономики, разра-
ботчики правительственной
антикризисной программы
акцент делают
на высвобождении частной
рократизации, ограничивая роль государства созданием благо-