Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:29, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть сущность транснационального капитала на современном этапе.
Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть концептуальные основы возникновения и
функционирования транснационального капитала;
- дать характеристику современным тенденциям развития транснационального капитала;
- выявить факторы обеспечения конкурентоспособности ТНК.
Введение…………………………………………………………….............….....3
1.Концептуальные основы транс национального капитала… …………..........7
1.1Понятие и сущность транс национального капитала….……………………7
1.2Теоретические концепции транснациональных корпораций………….….11
2.Современные тенденции развития транснационального капитала ……....18
2.1.Изменение характера конкуренции ТНК в современной экономике…...18
2.2 Общие проблемы конкурентоспособности на микро уровне……………24
3. Основные факторы обеспечения конкурентоспособности ТНК….............29
Заключение…………………………………………………………..……….…40
Список использованной источников……………………………………….….43
— наличие густой и широкой сети филиалов, дочерних компаний, представительств, связей;
— присутствие ТНК в экономике принимающих стран, в их инфраструктуре и внешней торговле;
— распространение ТНК своего контроля на средства массовой информации, коммуникации, связи, что означает обладание мощным оружием формирования местного общественного мнения;
— создание в зависимых странах силы в лице представителей местных политических, общественных кругов [6, с. 4].
Перечислим следующие основные источники эффективной деятельности ТНК (по сравнению с национальными компаниями) [6, с.5]:
—
использование преимуществ
— возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учетом размеров их внутреннего рынка, темпов экономического роста, цены и квалификации рабочей силы, цен и доступности остальных экономических ресурсов, развитости инфраструктуры, а также политико-правовых факторов, среди которых важнейшим является политическая стабильность;
—
возможность аккумулирования
— постоянная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах, что позволяет оперативно переводить потоки капиталов в те государства, где складываются условия для получения максимальной прибыли, и одновременно распределять финансовые ресурсы с минимальными рисками (включая риски от колебания курсов национальных валют);
—
рациональная организационная структура,
которая находится под
— опыт международного менеджмента, включая оптимальную организацию производства и сбыта, поддержание высокой репутации фирмы. Источники эффективной деятельности этого типа динамичны: они обычно увеличиваются по мере роста активов компании и диверсификации ее деятельности. При этом необходимыми условиями реализации этих источников выступают надежная и недорогая связь головной компании с зарубежными филиалами, широкая сеть деловых контактов зарубежного филиала с местными фирмами принимающей страны, умелое использование им возможностей, предоставляемых законодательством этой страны;
—
диверсификация производства. Диверсификация
облегчает использование несоответствия
экономических ситуаций в разных странах
в интересах антикризисной стратегии
международных монополий. В начале ХХI
века происходит существенная трансформация
роли и места отдельных субъектов мирового
хозяйства в современной системе международных
экономических отношений. Транснациональные
корпорации, как и прежде, остаются ключевыми
игроками на основных мировых товарных
рынках и в сфере услуг, по-прежнему контролируют
большую часть международной торговли.
1.2 Теоретические концепции транснациональных
корпораций
Поскольку
на момент возникновения ТПК действовали,
прежде всего, как экономические
организации, большая часть определений
и критериев
В
частности, согласно одному из первых
определений, данному в 1960
г. Лиенталем, ТНК представляют собой фирму,
действующую более чем в одной стране.
Что же касается критериев транснационализации,
то в их числе различные специалисты выделяют
[7, с. 28]:
— число охваченных деятельностью ТНК стран;
— процент денежной массы, выплачиваемой за рубежом; процент иностранных капиталовложений;
— число занятых за рубежом;
— процент прибыли, получаемой в других государствах;
— процентное соотношение продукции и прибыли, получаемой от ее реализации в странах базирования и за рубежом;
— общий уровень продаж за рубежом и т.д.
Современные концепции ТНК базируются на теории фирмы как предприятия для организации производства и сбыта товаров и услуг. Большинство международных компаний начинало свою деятельность с обслуживания национальных рынков. Затем, используя сравнительные преимущества страны базирования и конкурентные преимущества своей компании, они расширяли масштабы своего функционирования на международных рынках, вывозя продукцию за границу или осуществляя зарубежные инвестиции с целью организации производства в принимающих странах.
Отмечая главную особенность ТНК — наличие зарубежных филиалов по производству и сбыту товаров и услуг на основе прямых инвестиций, исследователи транснациональных корпораций разработали ряд моделей прямых иностранных инвестиций [1, с. 277].
Американский экономист Дж. Гэлбрейт обосновал происхождение ТПК технологическими причинами. По его мнению, организация зарубежных филиалов международных компаний во многом обусловлена необходимостью сбыта и технического обслуживания за рубежом сложной современной продукции, требующей товаро- и услугопроводящей системы (сети) предприятий в принимающих странах. Такая стратегия позволяет ТНК увеличить свою долю на мировом рынке [9, с. 83].
Модель монополистических (уникальных) преимуществ была разработана американцем С. Хаймером, в последующем ее развили Ч. П. Киндлебергер и др.
В соответствии с теорией монополистических преимуществ иностранному инвестору необходимы преимущества перед местными фирмами принимающей страны, которые хорошо знают “правила игры” на своем рынке, обладают обширными связями с местной администрацией и не несут больших трансакционных расходов, т.е. расходов по сделкам по сравнению с иностранным инвестором.
Монополистические преимущества для иностранной фирмы могут возникать за счет использования оригинальной продукции, которую не выпускают местные фирмы; наличия совершенной технологии; «эффекта масштаба», дающего возможность получать большую массу прибыли; благоприятного для иностранных инвесторов государственного регулирования в принимающей стране и др.
Модель жизненного цикла продукта разработана американским экономистом Р. Верноном на базе теории роста фирмы. По этой модели любой продукт проходит четыре стадии цикла жизни: I - внедрение на рынок, II - рост продаж, III - насыщение рынка, IV - спад продаж [9, с. 83].
Выходом из положения при спаде продаж на внутреннем рынке служит экспорт или налаживание производства за рубежом, что продлит жизненный цикл продукта. При этом на стадиях роста и насыщения рынка издержки производства и сбыта обычно сокращаются, что позволяет снизить цену продукта и, следовательно, повысить возможности расширения экспорта и увеличения объема выпуска продукции за рубежом.
В
большинстве ТНК представляют собой
крупные предприятия
Используя идею Р. Коуза о том, что внутри большой корпорации между ее подразделениями действует особый регулируемый руководством корпорации внутренний рынок, английские экономисты П. Бакли, М. Кэссон, Дж. Макманус и др. создали модель интернализации, в соответствии с которой значительная часть международных экономических операций является фактически внутрифирменными операциями между подразделениями больших хозяйственных комплексов [9, с. 84].
Все элементы интернациональной структуры корпорации функционируют как единый, согласованный механизм в соответствии с глобальной стратегией головной компании, направленной на достижение главной цели деятельности ТПК — получение прибыли от функционирования комплекса предприятий в целом, а не каждого из его звеньев.
Многие
из вышеописанных моделей
Согласно этой модели фирма начинает производство товаров и услуг за рубежом при условии совпадения трех предпосылок:
— наличие конкурентных (монополистических) преимуществ по сравнению с другими фирмами в принимающей стране (специфические преимущества собственника);
— условия в принимающей стране способствуют организации там производства товаров и услуг вместо их экспорта (преимущества интернационализации производства);
— возможность использовать производственные ресурсы в принимающей стране более эффективно, чем у себя дома (преимущества месторасположения) [1, с. 278].
В
зависимости от экономических и политических
факторов процесс
формирования и развития ТНК в России
можно разделить на несколько
основных этапов, представленных в таблице
1.
Таблица
1 - Этапы формирования и развития
российских ТНК [5,
с. 17]
Этап | Факторы этапа | Характеристика этапа |
1 | 2 | 3 |
1991-1998 гг. | Распад СССР,
образование Российской Федерации, процессы приватизации |
Создание крупнейших государственных концернов: предприятий нефтегазового сектора, машиностроения научно-производственных объединений естественных монополий Приватизация государственных активов; интернационализация бизнеса российских предприятий; активизация деятельности интегрированных бизнес - групп; проведение российскими компаниями первых продаж акций по программе IPO |
1998-2002 гг. | Финансовый кризис 1998 г., девальвация национальной валюты | Закрытие / затруднение
деятельности юридических лиц,
имевших крупные активы в Повышение эффективности производства Оптимизация логистических процессов Диверсификация деятельности компаний |
Продолжение Таблицы 1
Этап | Факторы этапа | Характеристика этапа |
1 | 2 | 3 |
2002-2008 гг. | Проведение
гос/ политики интеграции России в мировую экономику |
Активизация отношений
крупных российских компаний с зарубежным
капиталом и национальным государством
Увеличение числа слияний и поглощений
Распространение практики IРО! Появление идеи социальной ответственности бизнеса Государственная поддержка зарубежной экспансии российских компаний |
2008-2011 | Мировой финансовый
кризис, девальвация национальной валюты |
Снижение доходов
и прибыльности компаний
Сокращение
объемов производства, продолжительности
рабочего дня, численности персонала |
Анализ
деятельности ТНК и теорий прямых иностранных
инвестиций позволяет выделить следующие
основные источники эффективной деятельности
ТНК (по сравнению с чисто национальными
компаниями) [5, с.
19]:
—
использование преимуществ
—
возможность оптимального расположения
своих предприятий в разных странах
с учетом размеров их внутреннего
рынка, темпов экономического роста, цены
и квалификации рабочей силы, цен
и доступности остальных