Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:29, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть сущность транснационального капитала на современном этапе.
Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть концептуальные основы возникновения и
функционирования транснационального капитала;
- дать характеристику современным тенденциям развития транснационального капитала;
- выявить факторы обеспечения конкурентоспособности ТНК.
Введение…………………………………………………………….............….....3
1.Концептуальные основы транс национального капитала… …………..........7
1.1Понятие и сущность транс национального капитала….……………………7
1.2Теоретические концепции транснациональных корпораций………….….11
2.Современные тенденции развития транснационального капитала ……....18
2.1.Изменение характера конкуренции ТНК в современной экономике…...18
2.2 Общие проблемы конкурентоспособности на микро уровне……………24
3. Основные факторы обеспечения конкурентоспособности ТНК….............29
Заключение…………………………………………………………..……….…40
Список использованной источников……………………………………….….43
В наиболее прибыльных и перспективных секторах экономики новые технологии и глобализация приводят к появлению нетрадиционных конкурентов, которые ломают сложившееся годами соотношение сил между ТНК. Зачастую формирование новых рынков, привычек и потребностей покупателей сопровождается изменением параметров конкурентной борьбы. На наиболее важных товарных и географических рынках конкуренция обостряется и становится очень динамичной.
Формирование
международной
Глобализация конкуренции приводит к уменьшению значения экономии на масштабах деятельности ТНК, меняет значение рынков отдельных стран (в частности, США) в приоритетных направлениях развития фирм, усиливает их взаимосвязь с мировым финансовым рынком, обусловливает негласный раздел рынков между ТНК, координацию их инвестиционных программ и планов.
Глобализация
конкуренции в сфере спроса выражается
в его стандартизации. В условиях
постепенного формирования единой мировой
культуры потребления, единых стереотипов
поведения, непрерывно растет количество
глобально действующих
На
состояние конкуренции
Изменения во внешней среде приводят к появлению компаний, реализующих глобальные стратегии и использующих глобальные конкурентные преимущества. По мере усложнения предпринимательской среды происходит эволюция конкурентных стратегий международных фирм, которые становятся все более многовариантными, нацелены на максимальное снижение издержек, увеличение инновационности и достижение оперативной гибкости всеми подразделениями ТНК.
2.2 Общие проблемы конкурентоспособности на микроуровне
Основные
современные теории конкурентоспособности
фирмы связаны с разными
Другое направление научной мысли охватывает теории конкурентоспособности фирмы, увязывающие ее конкурентоспособность с внутренними, присущими фирме, факторами.
Третье
направление научной мысли
Более широкий подход к оценке действий компаний, в которых одинаково важны как конкуренция, так и сотрудничество, характерен для теории предпринимательских экосистем Дж.Ф. Мура. Попытку объяснить часто встречающееся в настоящее время явление одновременного соперничества и сотрудничества фирм предприняли А.М. Бранденбургер и Б.Дж. Нейлбафф, выдвинувшие теорию «соконкуренции» на основе теории игр.
В современных условиях на рынках, имеющих различную степень зрелости и консолидации, различные входные барьеры и степень дифференциации предлагаемых товаров и услуг, имеют место разные состояния конкуренции и взаимодействия компаний.
Конкурентоспособность
ТНК — более широкая категория,
чем эффективность или
Успех компании в конкурентной борьбе на мировом рынке определяется ключевыми факторами конкурентоспособности и для большинства промышленных крупнейших ТНК все меньше зависит от имеющихся материальных активов и определяется внутренними и внешними компетенциями и динамическими способностями. Ключевые факторы конкурентоспособности (ключевые компетенции) ТНК — это главные способности, навыки, ресурсы, приемы, деловая культура и другие характеристики компании, которые влияют на ее конкурентоспособность. Эти факторы для ТНК разных отраслей могут отличаться.
Важной особенностью конкурентной борьбы ТНК является то, что за последние 15-20 лет активизировался процесс межотраслевого перелива капитала, в том числе в сферу услуг. Конкурентоспособность ТНК обеспечивается оптимизацией отдельных видов деятельности и управлением всей цепочкой создания стоимости, выходящей далеко за рамки самой ТНК, но жестко ею контролируемой. Сама диверсификация деятельности ТНК, если она оправданна и оптимальна, порождает эффект синергии и ведет к росту конкурентоспособности ТНК.
Существует
связь между
Основными критериями конкурентоспособности являются [7, с.29]:
— доля глобального рынка;
— динамика объемов продаж;
— объем и норму чистой прибыли на одного работника компании;
— степень финансовой устойчивости;
— рыночная капитализация.
Конкурентоспособность ТНК с учетом специфики отраслей можно охарактеризовать следующим образом [7, с. 29]:
—
для конкурентоспособности
— для ТНК традиционных отраслей важнейшими конкурентными компетенциями являются инновационные технологии, финансовые ресурсы, нематериальные активы, бренды и успешная дифференциация продукции;
—
для высокотехнологичных ТНК
ключевыми конкурентными
Нельзя не отметить тесную взаимосвязь между конкурентоспособностью ТНК и регулирующей, в частности, антимонопольной деятельностью государств. Глобальный финансовый кризис высветил не только проблемы глобального финансового рынка, но и привел к росту роли и значения государства в организации и регулировании экономической деятельности, что неизбежно приведет к изменению соотношения сил в конкурентной борьбе ТНК.
Для достижения победы над конкурентами ТНК достаточно широко используют различные методы недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики.
К ним, в частности, относятся [15, с. 22]:
— установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности;
— злоупотребление господствующим положением на рынке; навязывание дискриминационных коммерческих условий;
— установление зависимости поставок конкретных товаров или услуг от принятия ограничений в отношении производства или распределения конкурирующих товаров; ценовой сговор;
—
согласование объемов инвестиций; негласный
раздел рынков;
создание картелей; распространение ложной
информации о конкурентах;
— заимствование торговых марок, копирование (имитация) продуктов конкурентов;
— нарушение условий лицензионных соглашений и т.д.
Для обеспечения превосходства над национальными компаниями ТНК широко применяют трансфертное ценообразование. Активно используется экономический шпионаж, время от времени на поверхность всплывают громкие скандалы, связанные с широким применением взяток крупнейшими компаниями.
Важной
характеристикой
Конкурентные
позиции ТНК связаны с
Острота конкуренции во время кризиса обостряется, имевшие проблемы ТНК разоряются или поглощаются конкурентами. В ряде отраслей обостряется конкурентная борьба между ТНК развитых стран, прежде всего в энергетической сфере, производстве черных и цветных металлов, потребительских товаров длительного пользования. Рост конкурентоспособности ТНК в условиях кризиса связан с минимизацией издержек, оптимизацией объемов производства, повышением производительности и реструктуризацией деятельности прежде всего за счет аутсорсинга, консолидации активов и использования новых технологий.
В
условиях глобализации мировые финансовые
рынки меняют механизм международной
конкуренции, значительно возрастает
влияние финансовой деятельности на конкурентоспособность
ТПК. В связи с этим наибольшей конкурентоспособностью
обладают в настоящее время те ТНК, которые
эффективно управляют рисками, своей ликвидностью
в кратко- и долгосрочном плане на основе
тщательно продуманных финансовых показателей.
С учетом кризиса важнейшими характеристиками
конкурентоспособности ТПК следует признать
такие, как состояние оборотного капитала,
платежеспособность и ликвидность.
3. Основные факторы обеспечения конкурентоспособности ТНК
В настоящее время чрезвычайно большое значение для конкурентоспособности промышленных ТНК имеет разработка и выведение на рынок новых товаров и услуг. Нововведения и способность к их внедрению становятся важнейшим условием долгосрочной конкурентоспособности международных компаний. В формирующейся глобальной экономике весьма важным для международной конкурентоспособности компаний является доступ к глобальным источникам знаний и инноваций.
Конкурентоспособные
международные компании обладают высоким
инновационным потенциалом в важнейших
сферах деятельности: в
маркетинге, в разработке продуктов, в
управлении взаимоотношениями с
клиентами, в производстве, логистике,
управлении персоналом и т.д.
Важнейшим
для конкурентоспособности ТНК направлением
инновационной деятельности является
проведение НИОКР, на которые фирмы выделяют
значительные средства.
Таблица 4 - Затраты на НИОКР крупнейших ТНК (млрд. долл.)
|