Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:37, курсовая работа
Целью работы является изучение качественного и количественного измерения труда.
Достижение указанной цели обеспечивалось решением следующих задач:
Изучением понятия процесса труда, его основных категорий;
Содержание
Введение………………………………………………………………………..……..3
1. Понятие процесса труда……………………………………………………..…5
1.1. Основные категории труда……………………………………………...5
1.2. Особенности и закономерности формирования трудового процесса....21
2. Анализ формирования процесса труда в современных условиях…….…25
2.1. Основные тенденции развития………………………………………....25
2.2. Специфика проявления в современных условиях………………….…31
3. Проблемы повышения эффективности процессов труда в современной экономике……………………………………………………………………..34
3.1. Повышение производительности и эффективности труда………..…34
3.2. Значение роста производительности труда для развития социально ориентированной рыночной экономики………………………………35
Заключение………………………………………………………………………..38
Библиографический список…………………………………………………...…40
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………...…
ВВЕДЕНИЕ
Труд является основой жизнедеятельности и развития человека. Потребность трудиться, как необходимое естественное условие существования, изначально заложена в самой человеческой природе.
Выполняя определенный вид деятельности, предусматривающий производство продукции или материальных услуг, человек взаимодействует с другими элементами трудового процесса – предметами и средствами труда, а также с окружающей средой.
На протяжении всей своей жизни люди познают способы взаимодействия с природой, находят более совершенные формы организации производства, пытаются получить больший эффект от своей трудовой деятельности. При этом и сами люди постоянно совершенствуются, наращивая знания, опыт, производственные навыки. Диалектика этого процесса такова: сначала люди видоизменяют и совершенствуют орудия труда, а затем изменяются и совершенствуются сами.
Процесс развития человечества состоит в непрерывном обновлении и совершенствовании орудий труда и самих людей. Каждое поколение передает последующему в полном объеме запас знаний и производственного опыта. Это новое поколение, в свою очередь, приобретает новые знания и опыт и передает их последующему поколению. Все это происходит по восходящей линии.
Развитие предметов и орудий труда представляет собой лишь необходимое условие осуществления самого процесса труда, но решающим элементом этого процесса выступает сам человек.
Таким образом, труд является основой жизни и деятельности не только отдельного человека, но и общества в целом.
В связи с вышесказанным тема работы «Труд. Его качественное и количественное измерение» является актуальной.
Целью работы является изучение
качественного и
Достижение указанной цели обеспечивалось решением следующих задач:
Предметом исследования является труд, его количественное и качественное измерение.
1.1. Понятие процесса труда, основные категории труда
Понятие «труд» нельзя рассматривать упрощенно, поскольку оно включает не только экономический, но и физиологический, социальный и социологический компоненты.
С экономической точки зрения труд – это любая общественно полезная деятельность человека; с физиологической точки зрения трудовая деятельность есть нервно-мышечный процесс за счет накопления в организме потенциальной энергии.
Следовательно, труд можно рассматривать как процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек, производя определенную деятельность, опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.
Из приведенных определений вытекает, что труд – это деятельность. Однако понятие «деятельность» значительно шире понятия «труд», поэтому его приходится ограничивать.
С равным правом можно говорить о деятельности и человека, и естественных сил природы (разрушительная деятельность морских прибоев, ветров), и техники (локомобиль, конвейер, выполняющий механическую работу), и животных (о деятельности лошади, например, которая тоже работает).
Но слово «труд» по отношению к деятелям такого рода совсем неприменимо: сказать, что они «трудятся», можно лишь не иначе как в поэтической метафоре, поскольку это противоречит и нашим представлениям, и правилам словоупотребления.
Только про человека одинаково правомерно говорить, что он трудится и что он работает. Отсюда следует первое ограничение: трудом мы называем лишь деятельность человека.
С физиологической точки зрения все проявления деятельности здорового и больного человека представляют собой вполне тождественные нервно-мышечные процессы, которые совершаются за счет накопленной в организме потенциальной энергии. Но далеко не все из них относятся понятию «труд», ибо трудом мы называем лишь общественно полезную деятельность человека. Таково второе ограничение. Значение его весьма условно: один и тот же гравер может изготовлять, используя одни и те же приемы, и полноценные денежные знаки, и фальшивые кредитки. В первом случае это будет труд, ибо это полезная обществу работа, во втором – преступная деятельность, ибо она вредна для общества [2, с.177].
Следует отметить, что в разные эпохи общество различно расценивало те или иные виды человеческой деятельности.
Некогда различные гадания, снятие порчи и сглаза, проституция, спекуляция считались полезным для общества и даже богоугодным делом; в советскую же эпоху эти явления осуждались и даже карались по закону; в современных условиях в странах с рыночной экономикой в ряде случаев такие виды деятельности признаются трудовым промыслом, легализуются как своеобразный бизнес, хотя и презираются общественностью.
Эти примеры подчеркивают, что определение труда содержит социологический момент: признание обществом полезности той деятельности, которую мы именуем трудом.
Следовательно, в самом общем виде труд можно определить как объективно присущую человеку сферу целенаправленной полезной деятельности по превращению природных, материальных и интеллектуальных ресурсов, которыми он располагает, в продукт, необходимый для личного и общественного потребления.
Каждое производство, рассматриваемое в общем виде, имеет три обязательных элемента: предмет труда, средства труда и сам труд. Органическое соединение этих элементов представляет собой производственный процесс, в результате которого создается готовая продукция или выполняются услуги, имеющие потребительскую ценность.
По отношению к предмету труда производственный процесс представляет собой изменения его формы, размеров, агрегатного состояния, внешнего вида, расположения, качественной основы.
По отношению к орудиям труда производственный процесс включает работу, загрузку, разгрузку оборудования и технологической оснастки и перерывы в их работе.
По отношению к исполнителю содержанием производственного процесса является его воздействие на предмет труда путем физических и умственных усилий, вручную или с помощью орудий труда. Это воздействие состоит в выполнении рабочими определенных трудовых действий, направленных на непосредственное преобразование предмета труда, а также на выполнение вспомогательных работ по поддержанию в рабочем состоянии средств труда, приспособлений и инструментов, контроль качества продукции или работ, перемещение или складирование сырья, материалов или готовой продукции. Все эти действия представляют собой трудовые процессы, осуществляемые на рабочих местах основными, вспомогательными и обслуживающими рабочими [5, с.126].
Таким образом, трудовой процесс – это совокупность действий исполнителей по целесообразному изменению предмета труда. Его организация призвана обеспечить выполнение заданной работы с минимальными затратами рабочего времени, эффективное использование оборудования, оснастки и инструментов, высокое качество продукции.
Любая отрасль науки оперирует определенными сложившимися понятиями, категориями, единое понимание и трактовка которых позволяют специалистам с одинаковых позиций объяснять ее событие и явления. К таким категориям науки о труде относят: содержание и характер труда, формы общественного разделения труда, рынок рабочей силы, трудовые ресурсы, занятость населения, производительность и эффективность труда и др.
К основным категориям труда относят содержание и характер труда.
Содержание труда – это взаимодействие работника с предметами и средствами труда. Так, швея, используя швейную машинку, работает с тканью, повар при приготовлении блюд использует сырье и продукты питания, а также необходимые ему для производства жарочные шкафы, мармиты и плиты. Содержание труда характеризуется такими признаками, как:
1) сложность труда;
2) профессиональная пригодность работника;
3) степень самостоятельности работника.
Рассмотрим названные признаки подробнее. Виды труда различаются по степени сложности. Понятно, что труд ученого сложнее труда токаря, а директора магазина – труда кассира. Но для обоснования меры оплаты различных видов труда требуется их сравнение. Для соизмерения сложного и простого труда применяют понятие «редукция труда». Редукция труда – это процесс сведения сложного труда к простому для определения меры оплаты труда различной сложности. С развитием общества увеличивается доля сложного труда, что объясняется повышением уровня технической оснащенности предприятий и требований к образованию и развитию работников.
Сложный труд в отличие от простого имеет ряд особенностей:
- выполнение работником таких функций умственного труда, как планирование, анализ, контроль и координация действий;
- концентрация активного мышления и целеустремленное сосредоточение работника;
- последовательность в принятии решений и действий;
- точная и адекватная реакция организма работника на внешние раздражители;
- быстрые, ловкие и разнообразные трудовые движения;
- ответственность за результаты труда.
Второй признак содержания труда – профессиональная пригодность работника. Ее влияние на результаты труда обусловлено способностями человека, формированием и развитием его генетических задатков, удачным выбором профессии, условиями развития и отбора кадров. Существенную роль в профессиональном отборе играют специальные методы определения профессиональной пригодности, например профессиография.
Третий признак содержания труда – степень самостоятельности работника – зависит как от внешних ограничений, связанных с формой собственности, так и внутренних, диктуемых масштабом и уровнем сложности работы. Уменьшение ограничений в принятии решения при повышении меры ответственности означает большую свободу действий, творчество и возможность неформального подхода к решению проблем. Как и любая свобода, повышение степени самостоятельности не означает вседозволенности. Самостоятельность работника выступает критерием уровня самосознания развитой личности, ее меры ответственности за результаты работы [12, с.89].
Характер труда как
категория науки о труде
Характер труда оказывает большое влияние на его производительность. Различия в характере труда должны учитываться в его организации. Особого внимания требуют такие характеристики труда, как сложность, самостоятельность, ответственность, стимулы труда и т.д.
Общественное разделение труда обусловлено эволюцией общества. За счет накопления навыков, знаний и умений применение тех или иных форм разделения труда позволяет добиваться более высокой его производительности. В соответствии с применяемыми формами общественного разделения труд может быть: простым и сложным, физическим и умственным, живым и овеществленным, монотонным и творческим.
В настоящее время трудно
указать профессии, в которых
та или иная форма разделения труда
существует в чистом виде, можно
говорить лишь о преобладании той
или иной формы в данной профессии.
Так, труд грузчика является простым, физическим,
монотонным, может быть как живым,
так и овеществленным. Для труда
учителя более характерен труд умственный,
живой и творческий. Большинство
профессий можно назвать
Информация о работе Труд. Его качественное и количественное измерение