Труд. Его качественное и количественное измерение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:37, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение качественного и количественного измерения труда.
Достижение указанной цели обеспечивалось решением следующих задач:
Изучением понятия процесса труда, его основных категорий;

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………………..……..3
1. Понятие процесса труда……………………………………………………..…5
1.1. Основные категории труда……………………………………………...5
1.2. Особенности и закономерности формирования трудового процесса....21
2. Анализ формирования процесса труда в современных условиях…….…25
2.1. Основные тенденции развития………………………………………....25
2.2. Специфика проявления в современных условиях………………….…31
3. Проблемы повышения эффективности процессов труда в современной экономике……………………………………………………………………..34
3.1. Повышение производительности и эффективности труда………..…34
3.2. Значение роста производительности труда для развития социально ориентированной рыночной экономики………………………………35
Заключение………………………………………………………………………..38
Библиографический список…………………………………………………...…40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа на тему Труд. Его качественное и количественное измерение.docx

— 80.94 Кб (Скачать документ)

С 1993 г. состав и статус трудовых ресурсов в России классифицируется по международной системе на «экономически активное и экономически неактивное население».

К занятым относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также младших возрастов, которые в рассматриваемый период: выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу; временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовки и других подобных причин; выполняли работу без оплаты на семейном предприятии

К безработным относят лиц в  возрасте 16 лет и старше, которые  в рассматриваемом периоде не имели работы (доходного занятия); занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческие службы занятости, к администрации  предприятий, помещали объявления в печати или предпринимали шаги к организации собственного дела; были готовы приступить к работе; проходили обучение или переподготовку по направлению службы занятости [9, с.85].

Новые методы статистического учета  занятости используют в качестве основного источника информации само население. Опросы населения по проблемам занятости с 1995 г. проводятся два раза в год, что само по себе прогрессивное явление, соответствующее международной практике. Вместе с тем возрастной диапазон опрашиваемого населения выведен за рамки трудоспособного возраста: опрашиваются члены семей, попавших в выборку; в возрасте от 15 до 72 лет. Это не отвечает принципу преемственности статистического учета занятости и порождает ряд некорректных сопоставлений, невозможность достоверного распространения результатов обследований на всю совокупность показателей трудовых ресурсов.

Население – это совокупность людей, живущих на вполне определенной территории (в районе, городе, регионе, стране). Особенностью этой совокупности является то, что она непрерывно возобновляется в процессе воспроизводства жизни и находится в состоянии саморазвития, образуя, с одной стороны, главный материальный компонент человеческого сообщества, субъект социальных связей, а с другой стороны – источник трудовых ресурсов и носитель Определенных социально-экономических отношений.

Воспроизводство населения обусловлено  демографической ситуацией, которая определяется структурой населения, характером его движения, видами, типами и режимом воспроизводства. Все эти процессы зависят от социально-экономического положения в стране.

Виды воспроизводства выражаются в естественном, миграционном (механическом) и социальном движении состава и численности населения.

Естественное движение есть следствие рождаемости и смертности людей. В зависимости оттого, что из них преобладает, образуется естественный прирост или естественная убыль населения. Миграционное движение (механическое прибытие и выбытие населения) вызывается различными экономическими, политическими религиозными и другими причинами и связано с серьезными изменениями в положении людей, их статусе, перспективах жизни в России (обладающей огромной территорией) миграционное движение связано главным образом с перемещением населения из трудоизбыточных районов в трудодефицитные.

Социальное движение населения – это изменение различных социальных структур (образовательной, профессиональной, национальной и др.).

Воспроизводство населения может  осуществляться в трех режимах – расширенном, простом и суженном. Для расширенного воспроизводства характерно превышение числа рождений над числом смертей на 1000 человек населения. Такой режим обеспечивается в том случае, если с учетом сложившегося в нашей стране уровня дожития на каждые 100 семей будет приходиться 260 рождений детей и более. Простое воспроизводство характеризуется отсутствием прироста численности населения, когда число рождений равно числу смертей на 1000 человек населения. При этом режиме воспроизводства образуется численное равенство родительского и детского поколений. Режим суженного воспроизводства (депопуляция) образуется, когда не только отсутствует естественный прирост населения, но и происходит его абсолютное сокращение.

Основным источником пополнения трудовых ресурсов является молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; ее численность  зависит от режима воспроизводства  населения, уровня брачности и рождаемости в стране, а также от величины детской смертности. При расширенном воспроизводстве населения и повышении уровня рождаемости будет расти число вступающих в трудоспособный возраст. Но каждый скачок рождаемости отразится на трудовых ресурсах лишь через 15 лет.

Существуют два типа воспроизводства  населения и трудовых ресурсов: экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный тип воспроизводства населения характеризуется высокой смертностью, преобладанием в структуре населения его молодой части, низкой долей старшего возраста, пожилых, невысокими общими темпами роста населения. Экстенсивный тип воспроизводства трудовых ресурсов означает увеличение их численности в отдельных регионах или в стране без изменения качественных характеристик экономически активного населения.

Интенсивный (современный) тип воспроизводства населения обусловлен повышением уровня и качества жизни людей, ростом доли пожилого населения и средней продолжительности жизни на основе прогрессивных изменений в обществе. Интенсивный тип воспроизводства трудовых ресурсов связан с изменением их качества — ростом образовательного уровня, квалификации, физических и интеллектуальных способностей, повышением работоспособности и эффективности труда. Следует понимать, что указанные типы воспроизводства в чистом виде не существуют, но взаимно дополняют друг друга [14, с.114].

Показатели, характеризующие использование  трудовых ресурсов, можно рассматривать с двух позиций: с позиции распределения занятых в народном хозяйстве по видовым признакам и с позиции эффективного применения трудового потенциала в экономическом и социальном секторах экономики. О распределении трудовых ресурсов дает представление показатель – структура.

Структура выражает соотношение конкретных социально- демографических и профессионально-квалификационных групп населения в составе  занятых в экономике и формируется  под влиянием множества факторов: структурных сдвигов в экономике, состояния рынка труда, институциональных изменений в собственности, благосостояния семей и др.

Структура трудовых ресурсов многогранна. Она включает распределение людей по определенным классификационным признакам – по полу, возрасту, образованию, месту жительства (город, село), общественным группам, профессиям, сферам приложения труда и др.

Изучение структуры по полу (мужчины  и женщины) и по возрасту (подростки, пожилые) имеет важное значение для формирования рабочих мест в экономике (в региональном и отраслевом разрезах) с учетом состояния и развития рынка труда. Особо значимой, Качественной характеристикой является структура по образованию, поскольку она характеризует состояние интеллектуального развития трудовых ресурсов. Уровень образования определяют три показателя: среднее число лет обучения, численность учащихся и студентов, удельный вес специалистов с высшим и средним специальным образованием.

Показатели структуры трудовых ресурсов непосредственно связаны с динамикой трудовых ресурсов, т.е. с их движением.

Количественные изменения в  составе численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темп роста, темп прироста трудовых ресурсов.

Абсолютный прирост трудовых ресурсов определяется по формуле:

Тпр = Rn — Ro,

где Тпр—абсолютный прирост трудовых ресурсов в рассматриваемом периоде (квартале, году, за ряд лет); Rn и Ro — численность трудовых ресурсов соответственно на конец и начало календарного периода.

Темп роста — отношение абсолютной величины численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале периода.

Темп прироста можно рассчитать по формуле:

Абсолютный прирост, темп роста  и прироста позволяют отслеживать влияние на структуру трудовых ресурсов естественного движения населения, связанного с рождением и смертностью, механического движения, определяемого миграцией, а также общего изменения численности трудовых ресурсов, связанного и с естественным, и с механическим движением.

Степень эффективности применения труда в любых видах и сферах деятельности в конечном счете измеряется временем, затрачиваемым работником на изготовление продукции или производство услуг с учетом соблюдения требований технологии и качества; при этом эффективность оценивается с позиции минимизации затрат времени на единицу результата труда. В материальном производстве эффективность применения труда оценивается показателем производительности труда. В нематериальной сфере (в образовании, здравоохранении, обслуживании и др.) в соответствии с конечными результатами таких видов деятельности применяются различные показатели [14, с.115].

Одной из важных сторон изучения трудовых ресурсов с позиции их распределения  и рационального применения является учет региональных особенностей их формирования и использования, позволяющий оценить эффективность политики государства в сфере социально-трудовых отношений

на региональном уровне.

 

 

      2.2. Специфика проявления в современных условиях

Возможности человеческих ресурсов как  фактора экономического развития в пространстве и во времени могут быть большими (меньшими). В этом плане изучение состояния трудового потенциала общества, территории, предприятия имеет очень важное практическое значение для сбалансирования ресурсов живого труда и числа рабочих мест с учетом всех изменений как в численности и составе трудового потенциала, так и в сфере приложения труда, происходящих под влиянием социально-демографических процессов, совершенствования структуры экономики и производства, территориального размещения и других факторов.

Поскольку трудовой потенциал существенно  влияет на спрос и предложение  на рынке труда, возникает вопрос о возрастном ограничении состава трудового потенциала – об определении нижней и верхней границ дееспособности населения, юридически имеющего право на деятельность и отвечающего за свои поступки.

Нижние границы трудового потенциала до сих пор не определены; российские нормы, ограничивающие прием на работу некоторых групп населения, не являются эталоном. Верхние границы трудового потенциала в зависимости от сохранения работоспособности людьми можно распределить на три группы: от 60 до 65 лет (данная группа сохраняет работоспособность на 65—70%); 65— 70 лет (работоспособность сохраняется на 50,1 – 60%); 70 – 75 лет и старше (эта группа людей сохраняет трудоспособность примерно на 35-40%).

Конечно, такое распределение достаточно условно, но все-таки обеспечивает дифференцированный подход к трудовому потенциалу на региональном уровне.

В настоящее время в России официальный  статистический учет в исследованиях экономически активного населения ограничен возрастной группой 15 лет – 72 года. О состоянии трудового потенциала России дает представление коэффициент демографической нагрузки (табл. 1).

Таблица 1- Коэффициент демографической нагрузки по Российской

                Федерации (количество лиц нетрудоспособного возраста,

                 приходящееся на 1000 лиц трудоспособного возраста)

Годы

Всего

В том числе лиц в  возрасте

Моложе трудоспособного

Старше трудоспособного

1996

744

388

356

2001

660

319

341

2005

604

277

330

2010

590

267

323


 

Количественная характеристика трудового  потенциала может быть представлена численностью среднегодовых работников (число человеко-лет труда). Для более детального анализа трудовой потенциал можно определить как фонд ресурсов труда (ФРТ) путем умножения среднегодовой численности на среднюю продолжительность рабочего времени (год, месяц, день, час):

ТП = Рсрчислраб • Т ра6 врем

где ТП – трудовой потенциал; Рсрчислраб - среднегодовая численность работников; Т ра6 врем  -средняя продолжительность рабочего времени.

Тогда фонд ресурсов труда будет  выражаться в человеко-месяцах, человеко-днях, человеко-часах.

Располагая фондом ресурсов труда  и числом рабочих мест, можно довольно точно рассчитать потребную численность персонала с учетом коэффициента загруженности рабочих мест, результатов их паспортизации, рационализации и аттестации в масштабе не только предприятия, но и региона.

Качественный аспект трудового  потенциала можно исследовать с  помощью показателей уровня квалификации работников и полезности их знаний для производства (предприятия, фирмы).

Следовательно, качественная характеристика трудового потенциала выражается в степени профессиональной и квалификационной пригодности людей к выполнению работы, а это зависит от общеобразовательной и профессиональной подготовки, навыков в труде и личных способностей работников [15, с.177].

Информация о работе Труд. Его качественное и количественное измерение