Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 11:09, курсовая работа
В начале 90-х годов к научному поиску в данной области подключились отечественные социологи. За короткий промежуток времени были проведены эмпирические исследования и сделаны попытки теоретического осмысления данной проблем, и все же систематического подхода к изучению бедности отечественная социология не имеет. Как полагает B.C. Сычева, причиной этому служит многолетнее отставание в ее изучении и неожиданный прорыв, явно заставший исследователей врасплох.
Введение 2 Глава 1. Социальное неравенство и неравномерность доходов 4
1.1 Социальное неравенство
1.2 Дифференциация доходов
1.3 Кривая Лоренца и коэффициент Джини
Глава 2. Бедность в России 13
2.1 Измерение бедности
2.2 Причины и факторы бедности
2.3 Методы борьбы с бедностью
2.4 Подходы к сглаживанию неравенства
Заключение 34
Список литературы 37
П. Ларок утверждает, что социальное обеспечение непрерывно определяет уровень жизни для трудящихся масс, и во всех случаях обеспечение соответствующего минимального уровня жизни посредством перераспределения доходов, основываясь на принципе солидарности, гарантирует такой уровень жизни.
Можно
сказать, что определения даваемые
учеными понятию социального
обеспечения весьма разнообразны. Однако
основное значение и цель социального
обеспечения они видят в
Юристы и правоведы считают,
что цель социального
Принимая во внимание эти тенденции, можно определить понятие социального обеспечения следующим образом: Социальное обеспечение в узком смысле означает, что государство, имеющее целью социальной политики обеспечение минимального уровня жизни общества, гарантирует каждую личность от основных опасностей, угрожающих потере средств к существованию - таких как болезнь, несчастный случай на производстве, преклонный возраст, безработица, бедность; в широком смысле социальное обеспечение означает систему, которая через государство и общественные организации предоставляет ресурсы на проживание и сервис нуждающимся, для того чтобы человек жил по-человечески, и через перераспределение дохода стремится к социальному равенству и полному равновесному развитию.
Международная Ассоциация Социального Обеспечения классифицирует различные формы системы
социального обеспечения следующим образом: социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание.
Можно
считать, что основой системы
социального обеспечения
а)пенсионное страхование: б)медицинское страхование: в)страхование несчастных случаев на производстве: г) страхование по безработице.
Социальная помощь подразделяется следующим образом: а)охрана жизни: б)медицинская помощь: в)поддержка военным инвалидам. г)спасение от стихийных бедствий.
Особенностью социальной помощи является то, что для получения пособия должна подтверждаться ее необходимость. Это является главным отличием социальной помощи от социального страхования.
Таким образом, все условия связанные с жизнью населения как-то: обеспечение дохода, медицина, здравоохранение, образование, наем, жилье - являются объектами социального сервиса.
Самой
важной функцией системы социального
обеспечения является, безусловно,
обеспечение приемлемого уровня
жизни населения. Структура такой
системы такова: нетрудоспособным оказывается
социальная помощь; трудоспособным предоставляется
возможность социального
Второй
важнейшей функцией можно назвать
функцию перераспределения
Третьей основной функцией социального обеспечения, является функция экономической стабилизации.
В
Федеральном законе "О государственной
социальной помощи" четко сформулированы
цели предоставления государственной
социальной помощи: это "поддержание
уровня жизни малоимущих семей, а
также малоимущих одиноко проживающих
граждан, среднедушевой доход которых
ниже величины прожиточного минимума",
а также "адресное и рациональное
использование бюджетных
Подчеркивается, что получателями государственной социальной помощи могут быть только те малоимущие, чьи среднедушевые доходы не достигают прожиточного уровня по не зависящим от них причинам (ч. 2 ст. 6). В ст. 5 также определены источники оказания государственной социальной помощи. При этом отмечается, что "в случае недостаточности средств субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы" (ч. 2 ст. 5).
Важным
представляется положение, в соответствии
с которым государственная
Другой существенной новацией
является то, что Закон предусматривает
возможность проведения
Закон весьма подробно указывает причины отказа в государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 9), а также основания для прекращения таковой (п. 1 ст. 10). При этом Закон устанавливает обязанности не только государственных органов, оказывающих социальную помощь от имени государства (как это обычно делается в социальных законах), но и обязанности получателей социальной помощи.
Таким
образом, последние социальные законы
свидетельствуют о желании
Методы
борьбы с бедностью
Независимо от различного трактования этого понятия, бедность затронула все слои населения, приняв широчайшие масштабы в РФ.
Согласно стандартам
Главное
направление преодоления
Первым шагом политики в области преодоления бедности является построение (уточнение) типологии бедных семей и определение их целевых групп – полные низкодоходные семьи, многодетные семьи, семьи с инвалидами, семьи с безработными. Тщательный анализ причин бедности в разрезе этих групп, осуществление дифференцированного подхода к этим группам.
Необходима обязательная
1)
совокупные доходы семьи
2)
стоимость личного имущества
находится ниже некоторого
Только
одновременное соблюдение данных двух
условий может считаться
Если задача совокупных
Обеспечение большей избирательности при оказании социальной помощи, преимущественно заявительный ее характер и адресный характер социальных выплат – один из наиболее эффективных способов борьбы с бедностью. Здесь важно расставить приоритеты, какие, и какое количество ресурсов распределять в виде социальной помощи, кому отдать эти ресурсы – бедным, детям, пенсионерам, безработным; в какой пропорции их делить, выработать критерии их «дележа».
При выборе среди социально
уязвимых групп населения
Особого внимания заслуживает
изучение проблемы детской
Важной задачей социальной
Действующая система выявления
и социальной поддержки бедных
семей и населения в виде
многочисленных пособий, льгот,
Подходы
к сглаживанию
неравенства
Имеется
два подхода к проблеме выравнивания
доходов. Сторонники первого считают,
что при достижении полного равенства
доходов общество добивается максимального
удовлетворения нужд потребителей. Действительно,
степень удовлетворения потребностей
можно оценить по предельной полезности
того или иного товара (в основе
использования теории предельной полезности
для исследования спроса потребителей
лежит предположение, что поведение
индивидуального покупателя на рынке
отдельного товара зависит от того,
как удовлетворяются его
Если
полагать все остальные факторы,
влияющие на предельные полезности товаров
и услуг, неизменными, то можно считать,
что условием максимизации общей
полезности от потребления товаров
покупателями A и B явится условие:
где MUa – предельная полезность товаров и услуг для покупателя A, Ya – его доход, а MUb и Yb – соответствующие показатели для покупателя B. Поскольку по принятым начальным условиям, MUa и MUb зависят только от дохода, то вышестоящее равенство удовлетворится лишь в том случае, когда Ya = Yb. Действительно, пусть доход А превысит доход В, то есть Ya > Yb. Но в этом случае предельная полезность MUa товаров и услуг в расчете на последний рубль дохода А понизится, а MUb увеличится. Иными словами, в нашем равенстве числители и знаменатели изменятся в противоположных направлениях, усиливая неравенство. Добиться равенства можно только одним способом: выровнять доходы Ya = Yb, при этом совпадут и предельные полезности потребляемых товаров и услуг MUa = MUb.
Итак,
согласно этому подходу, максимальная
полезность потребления товаров
и услуг достигается при
Сторонники второй точки зрения считают, что в основе идеи равенства доходов лежит ложное допущение, согласно которому существует постоянный объем распределяемого дохода. На самом деле, как они утверждают, объем производимого и распределяемого дохода зависит от способа распределения дохода. Представим, например, что изначально А получал 1 млн. дол. в год, а В – 5 млн. дол. Если государство посредством налоговой политики перераспределит доход и сделает его равным (Ya = Yb = 3 млн. дол), то, скорее всего, на следующий год для индивида В значительно снизятся стимулы получать высокий доход - зачем это делать, коль все равно большую часть дохода изымет государство. Одновременно у А тоже исчезнут стимулы повышать свой доход – за него это делает государство посредством налоговой политики. Стремление государства уравнять доходы с очень большой долей вероятности приведет к тому, что на следующий год доход А не изменится, а доход В сократится; в итоге суммарный распределяемый доход сократится. Значит, попытка выравнивать доходы может привести к снижению эффективности производства: индивиду В не интересно работать высокопродуктивно и много зарабатывать (государство все равно изымет значительную часть дохода), а индивид А вообще может не работать (его доход 1 млн. дол, а государство доплачивает еще 2 млн. дол.). Это и является главной идеей второй точки зрения: неравенство доходов необходимо, чтобы сохранить стимулы для повышения эффективности производства.