Уровень жизни и его показатели в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание

Повышение благосостояния населения – важнейшая задача экономической и социальной политики. В данной курсовой работе благосостояние населения является одним из основных объектов исследования. Целью же исследования является четкое определение проблем народного благосостояния в России и способы их решения. Именно по этому проблема уровня жизни особенно актуальна именно в наше время и именно в нашей стране.

Содержание

Введение....................................................................................................3 - 5
Глава 1. Основные показатели уровня жизни населения России
Доходы населения: виды, источники, формирование. Номинальные и реальные доходы…………………………………………………….6 - 8
Понятие и показатели уровня жизни населения…………………………………........................................9 - 11
Совокупные показатели потребления…………………………………………..…….............12 - 14
Глава 2. Анализ уровня жизни населения России:
2.1. Анализ доходов и благосостояния населения……………………………………........................................15 - 18
2.2. Анализ дифференциации доходов населения……………………………………........................................19 - 20
2.3. Анализ потребления……………………………………………………………21 - 23
2.4 Анализ влияния финансового кризиса (2008 г.) на уровень жизни населения России…………………………………………………………………24 - 31
Глава 3. Программы повышения уровня жизни населения России:
3.1. Программа повышения уровня жизни населения………………………..……................................................32 - 33
3.2. Основные цели и мероприятия повышения уровня жизни населения………………………………………………………………34 - 38
3.3. Экономическая эффективность мероприятий повышения уровня жизни населении………………………………………………………………39 - 42
Заключение……………………………………………………………43 - 45
Список используемой литературы………………………………………………………….…46 - 47

Работа состоит из  1 файл

курсач по эк.теории.doc

— 259.50 Кб (Скачать документ)

За рассматриваемый  период (2008-2009 гг.) величина индекса потребительских цен за 2009 г. по предварительным данным сократилась до 8,8-9% (в 2008 г. - 13,3%). Снижение инфляции отразилось на пересмотре оценок большинства социальных показателей.

С учётом уточненных данных на 14,9 п.п. в 2009 г. по сравнению с 2008 г. уменьшился размер реальной заработной платы до 96,6%. Величина реальных располагаемых доходов населения в 2009 г. по сравнению с 2008 г. уменьшилась на 2,2 п.п. и составила 100,7%. Тем не менее имеет место повышение темпа роста реальных располагаемых доходов населения в 2009 г., что обусловлено как ростом пенсий и социальных пособий, так и значительной продажей населением иностранной валюты.

В связи  с изменением индекса потребительских  цен и уточненными данными  величины прожиточного минимума за I-III кварталы 2009 г., несколько скорректирована  оценка прожиточного минимума населения  на 2009 г. - 5 185 руб. (5 323 руб. по предварительной оценке).

На основе данных текущей статистики по итогам 2009 г. численность занятых в экономике  составила 69,7 млн. человек (в 2008 г. -70,9 млн. человек). Общая безработица, рассчитанная по методологии МОТ, в 2009 г. составила 6,5 млн. человек или 8,9% (рис. 1) экономически активного населения (в 2008 г. - 4,8 млн. человек или 6,4%). 
В результате снижения величины прожиточного минимума и более высоких темпов роста доходов населения доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2009 г. составила около 15% (порядка 21,1 млн. человек), тогда как в 2008 г. значение данного показателя составляло 13,1% (18,5 млн. человек), что не идёт ни в какое сравнение с ситуацией 1990 г. - 1,6% (2,3 млн. человек).

Преобразования  последних лет в России не просто затронули различные аспекты  развития страны, но и привели к  серьезным изменениям в экономической  и социальной сферах. В силу обрушавшегося  осенью 2008 г. на страну кризиса социальные проблемы стали настолько глубоки, что очевидной становится необходимость систематического и последовательного их разрешения, возникла потребность вмешательства государства. Необходимо отметить, что правительством России был предпринят ряд антикризисных мер, среди которых разработка и введение в силу пакета антикризисных законов, предоставление гражданам возможности досрочного использования материнского капитала, возможность реструктуризации кредитов для лиц, потерявших работу, увеличение суммы имущественного вычета при исчислении НДФЛ при покупке жилья с 1 до 2 млн. руб., увеличение пенсий и пособий и другие.

Так в 2009 г. правительство четыре раза индексировало  пенсии. В результате к концу 2009 г. средний размер трудовой пенсии составил 6 280 руб. В 2010 г. средний размер трудовой пенсии составит 7 902 руб.

Но многие вопросы, которые требуют непосредственного  вмешательства государства, остаются открытыми. Так в начале 2010 г. ожидается  очередной рост тарифов на услуги ЖКХ. В зависимости от региона  и населённого пункта он составит от 10 до 30% (в среднем 20-25%) (таблица 4).

Таблица 4

Рост  основных тарифов ЖКХ для населения  в 2010 г. (в среднем по России)

Показатели Рост тарифов  ЖКХ в 2010г,%
Электроэнергия 10
Природный газ 15 ( в два этапа  с 1 января и с 1 апреля )
Тепловая  энергия 15
 

 И все многочисленные «пенсионные усилия» правительства  аннулируются одним-единственным повышением тарифов ЖКХ, которое поглотит все  надбавки, если не больше.

Реальные  денежные доходы населения и в  лучшие-то годы отставали от темпов роста тарифов (таблица 5), а теперь и подавно. Казалось бы, в условиях кризиса тарифы можно было бы притормозить, чтобы дать передышку населению. Но этого не случилось. 
 

Таблица 5

Прирост тарифов ЖКХ и реальных денежных доходов населения РФ за 2004-2009 гг.

год Рост тарифов ЖКХ (в % к предыдущему году Рост реальных денежных доходов населения (в % к  предыдущему году)
2004 23,5 11
2005 32,7 12
2006 17,9 14
2007 13,8 13
2008 16,4 2,9
2009 19,4 0,7
 

 Кроме того если посмотреть на темпы, с какими происходит ежегодное удорожание тарифов на услуги ЖКХ, можно заметить, что эти темпы намного опережают инфляцию в стране. Так, в 2008 г. инфляция, согласно данным Росстата, составила 13,3%, в 2009 г., по предварительным итогам, - будет составлять около 9%. В то же время тарифы на коммунальные услуги подорожали за минувший год в среднем на 20-25%.

За последнее  время народ стал все больше приходит к убеждению, что большинство  реформ, проводимых государством и  особенно в период кризиса, направлено не на реальное улучшение жизни населения, а на укрепление крупного частного капитала. Государственные чиновники, многие из которых являются совладельцами огромных капиталов увещевают о том, что повышение тарифов на коммунальные услуги связано с ростом цен на энергоносители и в первую очередь на газ. А цены на газ повышаются потому, что согласно действующей программе они должны быть постепенно приведены к уровню мировых.

Не в  худшем положении и нефтяные магнаты. Рост цен на бензин ежедневно ощущают  миллионы владельцев транспортных средств. И здесь нас без устали убеждают нефтяные монополисты, что снижению цен на заправках препятствуют конъюнктура мировых цен на углеводороды. Но возникает вполне оправданный вопрос: почему в США вслед за значительным удешевлением нефти розничные цены на бензин к декабрю 2008 г. упали более чем в 2 раза, достигнув в ряде штатов отметки в пересчете на российскую валюту 12-13 руб. за литр. Ничего подобного не произошло в России.

Не меньшую  озабоченность вызывает в стране ситуация с постоянным ростом цен  на фармацевтическом рынке. Здесь, как ни в одной другой области, сказывается неимоверное число посредников при продаже лекарств.

А вопиющий разрыв в доходах, разве это не показатель качества и уровня жизни  российских граждан. Вот уже более  десяти лет не стихает в стране разговор на эту тему. До сих пор  не введены налоги на сверхприбыли и роскошь, не создан надежный заслон в России перед потоком незаконных денег, уходящих на заграничные счета и в оффшоры. Народ не знает, кто является истинным, а не подставным владельцем сотен банков, отмывающих откаты и коррупционные накопления. Если в 1990 г. доходы 10% высоко- и малообеспеченного населения различались в 4,4 раза, то сегодня, это различие возросло до 14 раз (по официальным данным). По некоторым данным всего лишь 5% наших сограждан контролирует 80% всей собственности РФ, получая от неё огромные доходы, которые впоследствии оседают на счетах в зарубежных банках.

Эти и  другие рыночные явления негативно  влияют на качество и уровень жизни  населения нашей страны. Рынок  в настоящее время не является единственным регулятором экономики, необходимо в ряде случаев активное вмешательство государства. Бытующее же пока суждение о ненужности и даже вредности государственного вмешательства в экономику и в первую очередь в ценообразование и тарифную политику в условиях глобального кризиса является несостоятельным и весьма опасным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Программа повышения уровня жизни населения России.

3.1. Программа  повышения уровня жизни населения.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, проект которой опубликован на официальном  сайте Правительства РФ, направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе.  
Цели и задачи деятельности Министерства на 2007-2009 годы определены на исходя из посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006г. № 38-р, и направлены на обеспечение достижения следующих целей Правительства Российской Федерации:

- повышение  материального уровня жизни населения;

- повышение  уровня здоровья населения;

- обеспечение  потребностей в социальном обслуживании  и социальной поддержке;

- обеспечение  продуктивной занятости и достойных  условий труда;

- воспроизводство  и развитие потенциала трудовых  ресурсов.

Миссия  Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в свете реализации конституционных гарантий и прав граждан Российской Федерации на базе положений посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) заключается в содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Основные  мероприятия повышения уровня  жизни населения.

С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, главными направлениями работы в социальной сфере в предстоящий период будут:

-решение  демографических проблем на основе  повышения рождаемости и сокращения  смертности;

-реализация  приоритетного национального проекта  в сфере здравоохранения в целях повышения доступности и качества медицинской помощи;

-поддержка  старшего поколения на основе  повышения уровня пенсионного  обеспечения и эффективности  предоставляемой социальной помощи.

Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с другими мерами социальной направленности, прежде всего по повышению заработной платы и увеличению занятости населения, будут способствовать решению главной задачи – последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности основных социальных услуг.

1. Цель  – улучшение демографической  ситуации и положения семей  с детьми, а также детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации.

Данная  цель направлена на постепенную стабилизацию численности населения страны на основе создания условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и упорядочения миграции населения на оказание помощи и поддержки семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; на защиту прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.

Для достижения цели потребуется повысить эффективность  деятельности федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и  органов  местного самоуправления в сфере регулирования демографических процессов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, улучшения здоровья населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, миграции населения и иных аспектов демографического развития.

2. Цель  – повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.

Данная   цель   носит   межведомственный   характер  и  требует  четкого  заимодействия различных федеральных  органов исполнительной власти, а  также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Достижение  данной цели в полном объеме возможно только при устойчивом экономическом  росте, снижении темпов инфляции, проведении сбалансированной налоговой политики. Уровень достижения цели зависит  также от своевременного выделения в полном объеме бюджетных средств (как из федерального, так и из региональных бюджетов), предусмотренных на реализацию соответствующих программ, средств государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации).

Информация о работе Уровень жизни и его показатели в России