Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:27, курсовая работа
Повышение благосостояния населения – важнейшая задача экономической и социальной политики. В данной курсовой работе благосостояние населения является одним из основных объектов исследования. Целью же исследования является четкое определение проблем народного благосостояния в России и способы их решения. Именно по этому проблема уровня жизни особенно актуальна именно в наше время и именно в нашей стране.
Введение....................................................................................................3 - 5
Глава 1. Основные показатели уровня жизни населения России
Доходы населения: виды, источники, формирование. Номинальные и реальные доходы…………………………………………………….6 - 8
Понятие и показатели уровня жизни населения…………………………………........................................9 - 11
Совокупные показатели потребления…………………………………………..…….............12 - 14
Глава 2. Анализ уровня жизни населения России:
2.1. Анализ доходов и благосостояния населения……………………………………........................................15 - 18
2.2. Анализ дифференциации доходов населения……………………………………........................................19 - 20
2.3. Анализ потребления……………………………………………………………21 - 23
2.4 Анализ влияния финансового кризиса (2008 г.) на уровень жизни населения России…………………………………………………………………24 - 31
Глава 3. Программы повышения уровня жизни населения России:
3.1. Программа повышения уровня жизни населения………………………..……................................................32 - 33
3.2. Основные цели и мероприятия повышения уровня жизни населения………………………………………………………………34 - 38
3.3. Экономическая эффективность мероприятий повышения уровня жизни населении………………………………………………………………39 - 42
Заключение……………………………………………………………43 - 45
Список используемой литературы………………………………………………………….…46 - 47
За рассматриваемый период (2008-2009 гг.) величина индекса потребительских цен за 2009 г. по предварительным данным сократилась до 8,8-9% (в 2008 г. - 13,3%). Снижение инфляции отразилось на пересмотре оценок большинства социальных показателей.
С учётом уточненных данных на 14,9 п.п. в 2009 г. по сравнению с 2008 г. уменьшился размер реальной заработной платы до 96,6%. Величина реальных располагаемых доходов населения в 2009 г. по сравнению с 2008 г. уменьшилась на 2,2 п.п. и составила 100,7%. Тем не менее имеет место повышение темпа роста реальных располагаемых доходов населения в 2009 г., что обусловлено как ростом пенсий и социальных пособий, так и значительной продажей населением иностранной валюты.
В связи с изменением индекса потребительских цен и уточненными данными величины прожиточного минимума за I-III кварталы 2009 г., несколько скорректирована оценка прожиточного минимума населения на 2009 г. - 5 185 руб. (5 323 руб. по предварительной оценке).
На основе
данных текущей статистики по итогам
2009 г. численность занятых в
В результате снижения величины прожиточного
минимума и более высоких темпов роста
доходов населения доля населения с доходами
ниже величины прожиточного минимума
в 2009 г. составила около 15% (порядка 21,1 млн.
человек), тогда как в 2008 г. значение данного
показателя составляло 13,1% (18,5 млн. человек),
что не идёт ни в какое сравнение с ситуацией
1990 г. - 1,6% (2,3 млн. человек).
Преобразования последних лет в России не просто затронули различные аспекты развития страны, но и привели к серьезным изменениям в экономической и социальной сферах. В силу обрушавшегося осенью 2008 г. на страну кризиса социальные проблемы стали настолько глубоки, что очевидной становится необходимость систематического и последовательного их разрешения, возникла потребность вмешательства государства. Необходимо отметить, что правительством России был предпринят ряд антикризисных мер, среди которых разработка и введение в силу пакета антикризисных законов, предоставление гражданам возможности досрочного использования материнского капитала, возможность реструктуризации кредитов для лиц, потерявших работу, увеличение суммы имущественного вычета при исчислении НДФЛ при покупке жилья с 1 до 2 млн. руб., увеличение пенсий и пособий и другие.
Так в 2009 г. правительство четыре раза индексировало пенсии. В результате к концу 2009 г. средний размер трудовой пенсии составил 6 280 руб. В 2010 г. средний размер трудовой пенсии составит 7 902 руб.
Но многие вопросы,
которые требуют
Таблица 4
Рост основных тарифов ЖКХ для населения в 2010 г. (в среднем по России)
Показатели | Рост тарифов ЖКХ в 2010г,% |
Электроэнергия | 10 |
Природный газ | 15 ( в два этапа с 1 января и с 1 апреля ) |
Тепловая энергия | 15 |
И все многочисленные
«пенсионные усилия»
Реальные
денежные доходы населения и в
лучшие-то годы отставали от темпов
роста тарифов (таблица 5), а теперь и подавно.
Казалось бы, в условиях кризиса тарифы
можно было бы притормозить, чтобы дать
передышку населению. Но этого не случилось.
Таблица 5
Прирост тарифов ЖКХ и реальных денежных доходов населения РФ за 2004-2009 гг.
год | Рост тарифов ЖКХ (в % к предыдущему году | Рост реальных денежных доходов населения (в % к предыдущему году) |
2004 | 23,5 | 11 |
2005 | 32,7 | 12 |
2006 | 17,9 | 14 |
2007 | 13,8 | 13 |
2008 | 16,4 | 2,9 |
2009 | 19,4 | 0,7 |
Кроме того если посмотреть на темпы, с какими происходит ежегодное удорожание тарифов на услуги ЖКХ, можно заметить, что эти темпы намного опережают инфляцию в стране. Так, в 2008 г. инфляция, согласно данным Росстата, составила 13,3%, в 2009 г., по предварительным итогам, - будет составлять около 9%. В то же время тарифы на коммунальные услуги подорожали за минувший год в среднем на 20-25%.
За последнее время народ стал все больше приходит к убеждению, что большинство реформ, проводимых государством и особенно в период кризиса, направлено не на реальное улучшение жизни населения, а на укрепление крупного частного капитала. Государственные чиновники, многие из которых являются совладельцами огромных капиталов увещевают о том, что повышение тарифов на коммунальные услуги связано с ростом цен на энергоносители и в первую очередь на газ. А цены на газ повышаются потому, что согласно действующей программе они должны быть постепенно приведены к уровню мировых.
Не в худшем положении и нефтяные магнаты. Рост цен на бензин ежедневно ощущают миллионы владельцев транспортных средств. И здесь нас без устали убеждают нефтяные монополисты, что снижению цен на заправках препятствуют конъюнктура мировых цен на углеводороды. Но возникает вполне оправданный вопрос: почему в США вслед за значительным удешевлением нефти розничные цены на бензин к декабрю 2008 г. упали более чем в 2 раза, достигнув в ряде штатов отметки в пересчете на российскую валюту 12-13 руб. за литр. Ничего подобного не произошло в России.
Не меньшую озабоченность вызывает в стране ситуация с постоянным ростом цен на фармацевтическом рынке. Здесь, как ни в одной другой области, сказывается неимоверное число посредников при продаже лекарств.
А вопиющий разрыв в доходах, разве это не показатель качества и уровня жизни российских граждан. Вот уже более десяти лет не стихает в стране разговор на эту тему. До сих пор не введены налоги на сверхприбыли и роскошь, не создан надежный заслон в России перед потоком незаконных денег, уходящих на заграничные счета и в оффшоры. Народ не знает, кто является истинным, а не подставным владельцем сотен банков, отмывающих откаты и коррупционные накопления. Если в 1990 г. доходы 10% высоко- и малообеспеченного населения различались в 4,4 раза, то сегодня, это различие возросло до 14 раз (по официальным данным). По некоторым данным всего лишь 5% наших сограждан контролирует 80% всей собственности РФ, получая от неё огромные доходы, которые впоследствии оседают на счетах в зарубежных банках.
Эти и
другие рыночные явления негативно
влияют на качество и уровень жизни
населения нашей страны. Рынок
в настоящее время не является
единственным регулятором экономики,
необходимо в ряде случаев активное
вмешательство государства. Бытующее
же пока суждение о ненужности и даже вредности
государственного вмешательства в экономику
и в первую очередь в ценообразование
и тарифную политику в условиях глобального
кризиса является несостоятельным и весьма
опасным.
Глава 3. Программа повышения уровня жизни населения России.
3.1. Программа
повышения уровня жизни
Программа
социально-экономического развития Российской
Федерации на среднесрочную перспективу,
проект которой опубликован на официальном
сайте Правительства РФ, направлена
на обеспечение устойчивого повышения
уровня жизни населения и высоких темпов
экономического роста, снижение социального
неравенства, дальнейшее утверждение
экономической и политической роли страны
в мировом сообществе.
Цели и задачи деятельности Министерства
на 2007-2009 годы определены на исходя из
посланий Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации
и Программы социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2006-2008 годы), утвержденной
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 19 января 2006г. № 38-р, и направлены
на обеспечение достижения следующих
целей Правительства Российской Федерации:
- повышение
материального уровня жизни
- повышение уровня здоровья населения;
- обеспечение
потребностей в социальном
- обеспечение
продуктивной занятости и
- воспроизводство
и развитие потенциала
Миссия
Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации в свете
реализации конституционных гарантий
и прав граждан Российской Федерации на
базе положений посланий Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации и Программы социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2006-2008 годы) заключается в
содействии улучшению демографической
ситуации, росту уровня и качества жизни
через повышение доходов населения, улучшению
здоровья, созданию условий для достойного
труда и продуктивной занятости, усилению
социальной защиты уязвимых групп населения.
3.2. Основные мероприятия повышения уровня жизни населения.
С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, главными направлениями работы в социальной сфере в предстоящий период будут:
-решение
демографических проблем на
-реализация
приоритетного национального
-поддержка
старшего поколения на основе
повышения уровня пенсионного
обеспечения и эффективности
предоставляемой социальной
Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с другими мерами социальной направленности, прежде всего по повышению заработной платы и увеличению занятости населения, будут способствовать решению главной задачи – последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности основных социальных услуг.
1. Цель – улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Данная цель направлена на постепенную стабилизацию численности населения страны на основе создания условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и упорядочения миграции населения на оказание помощи и поддержки семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; на защиту прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения цели потребуется повысить эффективность деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования демографических процессов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, улучшения здоровья населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, миграции населения и иных аспектов демографического развития.
2. Цель – повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.
Данная
цель носит межведомственный
характер и требует четкого
заимодействия различных
Достижение данной цели в полном объеме возможно только при устойчивом экономическом росте, снижении темпов инфляции, проведении сбалансированной налоговой политики. Уровень достижения цели зависит также от своевременного выделения в полном объеме бюджетных средств (как из федерального, так и из региональных бюджетов), предусмотренных на реализацию соответствующих программ, средств государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации).