Уровень жизни и его показатели в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание

Повышение благосостояния населения – важнейшая задача экономической и социальной политики. В данной курсовой работе благосостояние населения является одним из основных объектов исследования. Целью же исследования является четкое определение проблем народного благосостояния в России и способы их решения. Именно по этому проблема уровня жизни особенно актуальна именно в наше время и именно в нашей стране.

Содержание

Введение....................................................................................................3 - 5
Глава 1. Основные показатели уровня жизни населения России
Доходы населения: виды, источники, формирование. Номинальные и реальные доходы…………………………………………………….6 - 8
Понятие и показатели уровня жизни населения…………………………………........................................9 - 11
Совокупные показатели потребления…………………………………………..…….............12 - 14
Глава 2. Анализ уровня жизни населения России:
2.1. Анализ доходов и благосостояния населения……………………………………........................................15 - 18
2.2. Анализ дифференциации доходов населения……………………………………........................................19 - 20
2.3. Анализ потребления……………………………………………………………21 - 23
2.4 Анализ влияния финансового кризиса (2008 г.) на уровень жизни населения России…………………………………………………………………24 - 31
Глава 3. Программы повышения уровня жизни населения России:
3.1. Программа повышения уровня жизни населения………………………..……................................................32 - 33
3.2. Основные цели и мероприятия повышения уровня жизни населения………………………………………………………………34 - 38
3.3. Экономическая эффективность мероприятий повышения уровня жизни населении………………………………………………………………39 - 42
Заключение……………………………………………………………43 - 45
Список используемой литературы………………………………………………………….…46 - 47

Работа состоит из  1 файл

курсач по эк.теории.doc

— 259.50 Кб (Скачать документ)

Повышение благосостояния населения в значительной степени связано с ситуацией  на рынке труда и занятостью населения.

Главными  тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в достижении вышеуказанной цели являются:

-содействие  росту заработной платы;

-содействие  улучшению пенсионного обеспечения  и развитию пенсионного страхования;

-развитие  системы государственной поддержки  граждан, нуждающихся в социальной  защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Конечным  результатом мероприятий, реализуемых  в рамках данной стратегической цели задач, должно стать существенное сокращение бедности, снижение дифференциации в денежных доходах как между группами населения, так и между регионами.

3. Цель  – повышение качества и доступности  медицинской помощи, лекарственного  обеспечения, особенно для малоимущих  групп населения, обеспечение  санитарно-эпидемиологического благополучия. 

В рамках реализации указанной цели предусматривается решить следующие тактические задачи: 

-повышение  эффективности функционирования  системы здравоохранения; 

-обеспечение  доступности и качества медицинской  помощи;

-улучшение состояния здоровья детей и матерей;

-обеспечение  качественными и безопасными  лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

-предупреждение  болезней и других угрожающих  жизни и здоровью состояний.

Показателями  задачи «Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения» являются: объем амбулаторно-поликлинической помощи; объем стационарной помощи; объем помощи в дневных стационарах всех типов; объем оказанной скорой медицинской помощи; уровень госпитализации; длительность пребывания в круглосуточных стационарах; доля финансирования здравоохранения через систему ОМС в общем объеме государственного финансирования здравоохранения.

Мероприятия по решению данной задачи будут включены: в подпрограммы «Сахарный диабет», «Туберкулез», «Инфекции, передаваемые половым путем», «Вакцинопрофилактика», «Анти-ВИЧ/СПИД», «Артериальная гипертония» проекта федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимых заболеваний (2007-2011 гг.)»; ведомственные целевые программы «Модернизация и обеспечение деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Санитарный щит страны)», «Организация и обеспечение деятельности системы контроля за соблюдением прав потребителей в Российской Федерации (Защита прав потребителей)», «Организация и ведение социально-гигиенического мониторинга (Соцгигмониторинг)», «Профилактика массовых неинфекционных заболеваний обусловленных влиянием факторов среды обитания человека (Гигиена и здоровье)», «Профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний (Стоп инфекция)», «Совершенствование профилактики, усиление мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа в Российской Федерации (СПИДу - нет)», «Санитарная охрана территории Российской Федерации (Санохрана)», «Модернизация и обеспечение функционирования системы предупреждения вредного влияния факторов среды обитания на здоровье населения» («Регистрация для здоровья»), «Обеспечение функционирования системы государственного регулирования деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (Лицензирование для здоровья)», «Программа модернизации и совершенствования профессионального отбора работников для особо опасных производств ядерно-энергетической и оборонных отраслей», «Научная и промышленная база производства в Российской Федерации лекарственных средств профилактики и лечения поражений радиационной и химической природы».

4. Цель  – повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания граждан, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов.

Тактическими  задачами Министерства, направленными на реализацию вышеуказанной цели, являются:

-оптимизация  системы оказания социальных  услуг, развитие организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания;

- повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

-осуществление  обязанностей государства по  оказанию мер социальной поддержки  отдельным категориям граждан. 
 
 
 
 
 

3.3. Экономическая  эффективность мероприятий повышения  уровня жизни населения.

Министерством решается задача улучшения показателей  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, включение в  них социальных параметров, влияющих на повышение уровня и качество жизни населения. На среднесрочную перспективу предлагается прогнозировать показатели денежных доходов населения, оплаты труда работников бюджетной сферы, размеров пенсий и важнейших социальных пособий, минимального размера оплаты труда, соотношения заработной платы и пенсий с величиной прожиточного минимума.

Основными показателями, характеризующими уровень достижения поставленных целей, являются: Год Значение
Цель 1. Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Число родившихся, чел. на 1000 человек населения 2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

целевое значение

10,4

10,2

10,3

10,5-10,6

10,8 -11,0

11,0 -11,4

17,0

Число умерших, чел. на 1000 человек населения 2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

целевое значение

16,0

16,1

16,3-16,0

16,3 -15,8

16,3 -15,6

16,4 -15,4

10,0

Цель 2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства  по денежным доходам населения
Удельный  вес населения с доходами ниже прожиточного минимума (в % от общей  численности населения) 2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

целевое значение

17,6%

18,4%

15,8%

14,3%

12,4%

11,2%

8-10%

Цель 3. Повышение качества и доступности  медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
Ожидаемая продолжительность жизни при  рождении, лет 2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

целевое значение

65,3

65,3

66,0

66,1

66,2

66,3

70

Средняя продолжительность жизни больных  с хронической патологией после  установления заболевания, лет 2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

целевое значение

8,5

10

11,5

12,5

13,5

14

15

Цель 4. Повышение эффективности системы  социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов
Удельный  вес граждан пожилого возраста и  инвалидов, получивших услуги учреждений социального обслуживания, от общего числа обратившихся граждан пожилого возраста и инвалидов, % 2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

целевое значение

67,2%

70,6%

75,9%

81%

85%

88%

100%

Цель 5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда
Уровень общей безработицы, в % к экономически активному населению 2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

целевое значение

8,3%

7,7%

7,6%

7,4%

7,3%

7,0%

6-7%

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Итак, рассмотрев все вышеуказанные вопросы можно  сказать, что уровень жизни населения  России постоянно изменяется. Но если смотреть тенденции этого изменения, то видно явное снижение уровня жизни населения России в последние годы.

На основании  изложенного сделаем ряд выводов:

Во-первых, несмотря на то, что и доходы и  расходы населения с каждым годом  растут, разница между доходами и расходами снижается. Это далеко не положительно влияет на благосостояние населения России.

Во-вторых, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России имеет  несколько отраслей, важнейшей из которых является статистика домашних хозяйств населения. Показатели, изучаемые в данной отрасли, используются в изучении мероприятий по социальной защите населения России.

В-третьих, с помощью экономико-статистического  анализа можно изучать обеспеченность населения социальными благами, то есть достаточно ли в том или ином регионе России работников здравоохранения, лечебных учреждений, а также существует ли необходимое число учреждений отдыха, театров, музеев необходимых для поддержания высокого культурного уровня населения России.

В-четвёртых, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России проводится для того, чтобы улучшать те или иные условия жизни населения. Но, в настоящее время, в нынешней нестабильной экономической ситуации делать это становится все сложнее.

Обеспечение сельскохозяйственных предприятий трудовыми ресурсами и их рациональное использование, рост производительности труда и, на этой основе, повышение оплаты труда – важнейшее условие успешного развития сельского хозяйства и превращение его в высокоэффективную и высокопроизводительную отрасль.

Уровень жизни и социальная защита населения  являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность  регулирования в этой сфере возлагается  на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.

Анализ  изменений в уровне жизни населения  России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует  ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации. Все большее число граждан, общественно-политических сил выступают за смену курса социально-экономических преобразований в стране.

Финансирование  данной сферы явно недостаточно. Для  решения этой проблемы необходим  перевод теневой экономики в  легальное положение, в том числе  и за счет снижения налогов. Необходимо оздоровление экономики, повышение  уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и следовательно увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.

При нынешней скудности финансовых ресурсов необходимо перейти от принципа социальной помощи всем гражданам к адресной помощи тем, кто в ней действительно  нуждается. Должен быть усилен контроль за использованием средств внебюджетных целевых фондов, усилена ответственность за нарушение законодательства. Следует надеяться, что политика в области социальной защиты населения будет более грамотной, что приведет к повышению уровня жизни граждан, обеспечению достойной жизни пенсионеров, сирот, инвалидов и других социально незащищенных слоев населения.

В этих целях первоочередное значение приобретает  поэтапное доведение минимальных  и других фиксированных доходов  населения до величины прожиточного минимума. Именно такой подход, заложен в Федеральном законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», принятом Государственной Думой в апреле 1997 года (отклонён Советом Федерации). Необходимо также принять экстренные правовые, экономические и административные меры по ликвидации имеющейся задолженности по заработной плате, введению механизма возмещения материального ущерба при задержках с выплатой заработной платы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Зайцева А.Н. Социально-экономические проблемы развития современной России: Сборник статей. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2001. - 144с.
  2. Журнал «Эксперт», №14(700), 12-18 апреля 2010г. – статья: « Кухни без окон и туфли из кожзаменителя» А. Грамматчиков, С. Инкижинова, Л. Москаленко, И. Ступин, с.32-38
  3. Журнал «Pro et contra», №5-6 (43), сент.-дек. 2008г. – статья:  «Региональная проекция кризиса» Н. Зубаревич,  с.48-62
  4. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. - М., Дело, 1994.
  5. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. /под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2006. – 688с.
  6. Пространственная экономика. Научный журнал/ Гл.ред. П.А. Минакир - №4(20) 2009. – с. 27-28
  7. Ревайкин А.С. Уровень жизни населения - М.: Наука, 1999. - 118с.
  8. Российский экономический журнал/ Гл.ред. А.Ю. Мелентьев - №11-12, 2009г. –  статья: «Экономика РФ в 2009 году» М. Ершов, В. Лохмачев, В. Татузов, А. Танасова,  с.3-12
  9. Социально-экономические проблемы развития современной России: сборник статей. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2001. – 144с.
  10. Федоряк Л.М. Качество жизни и познавательная активность. Монография. – СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2004. – 296 с.
  11. Финансовый кризис в России и в мире/ Под. ред. Е.Т. Гайдара – М.: Проспект, 2009. – 256с.
  12. Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник/ Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 480 с.
  13. Экономическая теория: Учебник: В 2 ч. / Науч. ред. В.В. Ильяшенко, А.Ю. Коковихин. – Екатеринбург, 2008
  14. Официальный сайт Минэкономразвития http://www.economy.gov.ru.
  15. Официальный сайт Федеральной службы государственной  статистики [Электронный ресурс]  http://www.gks.ru/bgd/free/B10_00/IssWWW.exe/Stg/d03/6-0.htm
  16. Российская газета  [Электронный ресурс]   http://www.rg.ru/2010/03/23/reg-privolzhe/zhkh.html
  17. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]    http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/49470
  18. Экономика. Скрытая безработица [Электронный ресурс]  http://www.newsru.com/finance/01apr2010/withjob_rus.html
  19. Экономика. Новости [Электронный ресурс]    http://www.gzt.ru/topnews/economics/-v-rossi-stanovitsya--vse-boljshe-nischih----/294325.html
  20. Юрий Крупнов. Качество жизни [Электронный ресурс]   http://www.kroupnov.ru/5/178_1.shtml.
  21.      Экономическая теория. Учебник./Под ред. В.Д.Камаева. – 8-е изд. – М., 2002.
  22.      Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера Госкомстата РФ от 10 июля 1995 г. N 89.
  23.      www.programa-gov.ru
  24.     «Российский экономический журнал», -  №7, 2000 г.
  25. Видяпин, В.И. Экономическая теория/ под ред. В.И. Видяпина – М.: ИНФРА-М., - 2003 г.

Информация о работе Уровень жизни и его показатели в России