Уровень жизни населения и проблема бедности. Возможные пути её решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы — выявление качественных характеристик достойного уровня жизни населения страны и Пермского края в трансформационный период развития общества и определение путей его регулирования.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
1) раскрыть динамичность содержания понятия «уровень жизни» как социально-экономической категории общества;
2) дать анализ уровня и качества жизни населения России в переходной экономике;
3) выявить причины бедности малообеспеченных слоев населения в Пермском крае и определить меры по их устранению

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ.. 5
1.1 Экономические категории «уровень жизни»: понятие, структуры, методы 5
1.2 Взаимосвязь показателей уровня жизни и доходов населения: кривая Лоренца 7
1.3 Дифференциация населения по уровню жизни 10
2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ. 14
2.1 Показатели уровня и границ бедности. 14
2.2 Государственные формы социальной защиты населения 17
2.3 Реализация социальных программ в Пермском крае 20
3. НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

Итоговый вариант.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

На основе данных кривой Лоренца определяется децильный коэффициент, коэффициент дифференциации доходов. Он показывает, во сколько раз 10% самых богатых семей превосходят по уровню дохода 10% самых бедных семей. График достаточно нагляден и удобен для анализа динамики доходов в целом, сопоставимого анализа различающихся по времени или странам конкретных результатов распределения доходов.

Недостатком характеризуемого коэффициента является то, что он представляет распределения доходов среди «средних» групп населения [5, с.564].

 

 

1.3 Дифференциация  населения по уровню жизни

По сравнению с 2007, в 2008 г. уровень социально-экономической дифференциации Пермского края несколько снизился, несмотря на рост уровня бедности. В 2008 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 31,77% всего денежного дохода (в 2007 г. – 31,96%), на такую же долю наименее обеспеченного – 1,76% (1,74%) [8].

По степени поляризации  населения по уровню денежных доходов (индекс Джини) и по отношению доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного  населения Пермский край среди регионов Приволжского федерального округа занимает третье место. Самые высокие показатели дифференциации в Самарской области (0,448 и 20,3) и в Республике Башкортостан (0,436 и 18,5). Самые низкие значения этих показателей отмечены в Удмуртской республике (0,359 и 10,7) [8].

Разрыву между бедными и богатыми способствует и то обстоятельство, что цены на коммунальные услуги, а также на продукты и товары, которые покупают малообеспеченные граждане, растут быстрее, чем на «товары для богатых». Это, в частности, хлеб, молоко, которые составляют основу продуктовой корзины малообеспеченных россиян, каждый месяц дорожает сильнее, чем например, осетрина, икра, ананасы и др., которые присутствуют на столе людей обеспеченных. По подсчетам специалистов, потребительская корзина бедняков дорожает на 5-7 % быстрее, чем набор продуктов людей обеспеченных [8].

Пермский край характеризуется  высокой стоимостью минимального набора продуктов питания, это подтверждается тем, что из 20 схожих по уровню социально-экономического развития регионов он уступает лишь Свердловской и Самарской областям. В сравнении с аналогичным показателем по России, стоимость минимального набора в Пермском крае на 1,73% выше [21]. В первую очередь это сказывается на наиболее бедных слоях населения, для которых расходы на продукты питания и предметы первой необходимости практически равны совокупным доходам.

Необходимо отметить, что показать бедности, основанный на показателе прожиточного минимума, в некотором смысле является манипулируемым, так как уровень прожиточного минимума устанавливается и корректируется Правительством. В Европе используется иной показатель относительной бедности: в эту категорию попадают люди с доходами ниже 60% от среднедушевого дохода в стране. Если оценивать Пермский край с этих позиций, то за чертой бедности окажется около половины населения.

Денежные доходы, полученные населением Пермского края в 2008 г., сложились в сумме 519632,8 млн. рублей (15959 рублей в среднем на душу в месяц) и увеличились по сравнению с 2007 на 17,9%.

Денежные расходы населения  в 2008 г. увеличились по сравнению с 2007 на 23,3 % и составили 463708,1 млн. рублей (14242 рубля в среднем за месяц в расчете на душу населения).

Потребительские расходы  в целом по Пермскому краю возросли по сравнению с 2007 г. на 24,1% и составили 356942,0 млн. рублей (10963 рубля на душу в месяц)

На приобретение валюты и накопление сбережений население  направило 9,5% своих доходов. Прирост вкладов уменьшился в 8,9 раз [16, с.210].

Таким образом, доходы населения  Пермского края находятся на относительно высоком уровне, и существует тенденция их роста. Однако из-за высокой дифференциации рост среднедушевых доходов не приводит к пропорциональному росту качества жизни населения. Кроме того, существует значительное территориальное различие в уровне жизни: между развитым региональным центром и такими территориями как Кизеловский угольный бассейн, Коми-Пермяцкий округ [8].

В структуре денежных доходов населения оплата труда  является наиболее значимой статьей. При  этом в 2009 г. Пермский край по величине заработной платы занимает второе место в Приволжском федеральном округе, а из рассматриваемых субъектов уступает также Свердловской и Челябинской областям. Однако, различие по средней заработной плате существенно уже на уровне округов, по которым Приволжский федеральный округ уступает всем, кроме Южного. Оплата труда в крае сильно рознится в зависимости от экономической деятельности, достигая максимума (33959 руб.) в финансовой деятельности и минимума – в сельском хозяйстве (6986 руб.) [8] – т.е. практически пятикратный разрыв. Также, лидерами по заработной плате являются традиционные для края отрасли: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, химическое и целлюлозно-бумажное производство. Уровень заработной платы косвенным образом характеризует конкурентоспособность предприятий данных отраслей в крае, поэтому для сбалансированного развития экономики некоторые отрасли, имеющие стратегическое значение для экономики требуют государственной поддержки.

По данным выборочного обследования потребительских ожиданий населения за 4 квартал 2008 г. 58,6% опрошенных оценили свое материальное положение как среднее, 29,9% как плохое, и лишь 0,1% оценил личное материальное положение как очень хорошее [18].

Зарплата с учетом выплат социального характера в 2008 г. сложилась в размере 15008,3 рублей и возросла по сравнению с предыдущим годом на 24,1%. Таким образом, характер среднемесячной зарплаты в целом по краю на 98,4% сформировался за счет выплат из фонда заработной платы и на 1,6% - выплат социального характера [16, c.211].

За 2008 г. увеличение задолженности по зарплате составило 11,5 млн. рублей или 19,4%. Общая сумма задолженности на 99,9% вызвана отсутствием у предприятий и организаций собственных средств на погашение долгов по зарплате.

Пермский край является одним из крупнейших промышленных регионов страны, экономика которого связана в первую очередь с добывающими и перерабатывающими отраслями. Предприятия этих отраслей обеспечивают значительно более высокий уровень заработной платы по сравнению со средним значением показателя в регионе, что усиливает эффект расслоения населения по доходам. Для успешного перехода от экспортно-сырьевой к инновационной модели роста Пермский край должен изменить приоритеты промышленной политики, осуществляя поддержку субъектов малого предпринимательства и инициатив в сфере новых технологий. Однако данные меры в большей степени направлены на диверсификацию и повышение эффективности экономической деятельности и принесут результаты в социальную сферу лишь в долгосрочной перспективе.

 

2. АНАЛИЗ УРОВНЯ  ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

2.1 Показатели  уровня и границ бедности

Определение "бедности" было введено Ч. Бутом в конце XIX века в Великобритании. Для ее определения используются разные критерии: прожиточный минимум, абсолютная и относительная бедность, уровень дохода, "черта бедности", фактический доход и удовлетворение элементарных нужд, бедность в условиях экономического роста. В категорию бедных попадают: безработные, частично занятые, пожилые, больные, инвалиды, члены больших семей, или семьи, где только один родитель [9].

Термин «стоимость жизни» в большой степени соответствует  содержанию уровня жизни населения, его благосостоянию. Для расчета  индекса стоимости жизни фиксируется  набор потребительских благ - или  «потребительская корзина».

Различают рациональный (оптимальный) и минимальный состав предметов  «потребительской корзины». Рациональный состав формируется, исходя из научно обоснованных норм потребления. Минимальный состав определяет тот уровень удовлетворения потребностей в питании, одежде, жилище, ниже которого существование человека недопустимо. Набор продуктов питания в «продовольственной корзине» определяется по нормативам, разработанным Институтом питания академии медицинских наук Российской Федерации.

В расчете рационального и минимального состава «потребительской корзины» используются наборы продуктов для двенадцати половозрастных групп населения: дети в возрасте 1-3 года, 4-6, 7-10 и 11-13 лет; девушки в возрасте 14-17 лет; юноши в возрасте 14-17 лет; мужчины в возрасте 18-59 лет, 60-74 года, 75 лет и старше; женщины в возрасте 18-54, 55-74 и 75 лет и старше [19]. Структура потребления в различных группах населения существенно дифференцирована. Поэтому необходимо обеспечить построение научно обоснованной «потребительской корзины» материальных благ и услуг для каждой из них с выделением отдельных категорий населения: престарелые, инвалиды, одинокие женщины с детьми, многодетные семьи.

31 марта 2006 г. был принят Федеральный закон № 44 - ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» [13], в котором сообщалось, что потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации должна определяется не реже одного раза в пять лет. Был определен определенный набор продуктов, который включает:

Продукты питания: хлебные продукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца; масло растительное, маргарин; прочие продукты (соль, чай, специи). Пример: минимальный объем потребления хлебопродуктов для трудоспособного населения - 152 кг в год; для пенсионеров - 119 кг; для детей - 96 кг.

Непродовольственные товары: верхняя пальтовая группа; верхняя костюмно-платьевая группа; белье; чулочно-носочные изделия; головные уборы и галантерейные изделия; обувь; школьно-письменные товары; постельное белье; товары культурно-бытового и хозяйственного назначения; предметы первой необходимости, санитарии и лекарства. Нормативы устанавливаются с учетом сроков износа. Пример: объем потребления обуви на 1 человека трудоспособного возраста - 6 пар на 3,2 года; для пенсионеров - 6 пар на 3,5 года; для детей - 7 пар на 1,8 года.

Услуги: жилье; центральное отопление; холодное и горячее водоснабжение и водоотведение.

Особое значение имеет обоснование  стоимости жизни и соответствующей «потребительской корзины», которая признается в качестве минимального прожиточного минимума. Величина этого минимума - одна из основных характеристик жизненного уровня населения, необходимый ориентир при разработке мер по его социальной защите.

Денежная величина прожиточного минимума, согласно Росстату, в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года №134 - ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [14] определяется как стоимость набора товаров и услуг, признанного минимально необходимым для удовлетворения потребностей в питании на уровне физиологических минимальных норм потребления (для взрослых, детей, лиц пожилого возраста), непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. Все это включается в минимальную «потребительскую корзину».

Правительство Пермского  края установило величину прожиточного минимума в расчете на душу населения  на I квартал 2010 года. В среднем он составит 5535 рублей. Для трудоспособного населения размер прожиточного минимума – 5941 руб., пенсионеров – 4379 руб., детей – 5342 руб., в т. ч. детей до 6 лет – 4748 руб., от 7 до 15 лет – 5815 руб. [21]. Величина прожиточного минимума устанавливается краевым правительством ежеквартально. Она рассчитывается на основе ежемесячных данных Пермьстата о потребительских ценах на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

Наборы продуктов и  услуг, входящих в «потребительскую корзину», должны систематически пересматриваться. При этом принципиальное значение для определения стоимости «потребительской корзины» имеет выбор цен на товары и услуги.

 

2.2 Государственные  формы социальной защиты населения

В ст. 7 Конституции РФ предусмотрено, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Социальный характер современной России выражается в социальных гарантиях гражданам в сфере трудовой деятельности, образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты на основе формирования социально ориентированной рыночной экономики.

Основным определяющим признаком социального государства является создание экономических условий для самостоятельного решения каждым трудоспособным гражданином своих материальных проблем за счет собственных усилий. Разумеется, такое понимание социального государства предполагает наличие высокого уровня социальной защиты и государственной помощи гражданам, не способным обеспечивать себя самостоятельно, а для этого должны быть определены количественные параметры ответственности государства за обеспечение определенного уровня потребления населением товаров первой необходимости и услуг в сферах здравоохранения, образования и культуры. За годы реформ не решена проблема  обеспечения базовых нужд значительной части населения на минимальном уровне, а также адресной социальной поддержки нуждающихся [8].

Одна из наиболее актуальных проблем социальной политики на современном этапе – помощь малоимущим. Потребность в такой помощи возросла в неполных и многодетных семьях, так как оказались урезанными суммы, поступавшие этим лицам через фонды общественного потребления (бесплатное оздоровление детей, бесплатное предоставление медицинской помощи и др.). Общество столкнулось с необеспеченностью во многих случаях семей, поскольку работающие члены семьи оказались в положении бедняков из-за невыплаты зарплаты. При этом новую форму приобрела существовавшая и прежде скрытая безработица. Если раньше значительная часть работающего населения получала хотя бы скромную заработную плату, то теперь они оказались зачастую вообще без средств к существованию. Но при всей недостаточности средств в социальной сфере они расходуются вполне рационально.

При оказании социальной помощи «по групповому» признаку, ее получают нередко то, кто в  ней не нуждается или, во всяком случае, способен без нее обойтись. При организации социальной поддержки нуждающихся основное внимание должно быть обращено на усилие адресности на основе учета существующего положения заявителя и размеров семейного дохода. Домашние хозяйства с наибольшими располагаемыми ресурсами, по данным Росстатагенства, получают до 20% общей величины социальных трансфертов, а с наименьшими располагаемыми ресурсами – всего 3,2%. Ведущими формами социальной защиты населения в настоящее время являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание. Рассмотрим их поподробнее.

Информация о работе Уровень жизни населения и проблема бедности. Возможные пути её решения