Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 01:26, курсовая работа
Объектом и предметом исследования в курсовой работе является уровень жизни населения.
Цель курсовой работы – рассмотреть сущности уровня жизни, его показателей, факторов роста и выявление основных направлений повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.
В работе дается характеристика понятию «уровень жизни», его показателей, определяются факторы, способствующие повышению благосостояния населения, рассматривается понятие «качества жизни» и дается его оценка, уделяется внимание повышению уровня жизни и особенностям политики социальной защиты.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Уровень качества жизни как основа благосостояния населения……………….6
1.1 Уровень жизни населения и его составляющие…………………………..6
1.2 Качество жизни и его оценка…………………………………………….12
2. Показатели уровня и качества жизни в современных
условиях в Республике Беларусь………………………………………………15
2.1 Уровень жизни и денежные доходы населения…………………………15
2.2 Социальная составляющая уровня и качества жизни…………………..20
3 Основные направления повышения уровня и качества жизни
в Республике Беларусь…………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………….………..30
Список использованных источников…………………………………….………32
Приложения……………………………………………………………………..…34
Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности.
Рациональные потребности отвечают
научным представлениям о потреблении
благ и услуг, необходимых для поддержания
здорового образа жизни человека и гармоничного
развития личности. Это общественно полезные
потребности, трудно поддающиеся количественной
оценке. Их можно определить условно с
помощью рациональных норм и нормативов
(кроме рациональных норм потребления
продуктов питания, устанавливаемых на
основе данных науки о питании). Иррациональные
потребности выходят за рамки разумных
норм, принимают гипертрофированные формы.
Преодолеть их можно путём активного формирования
разумных потребностей. Средства формирования
потребностей — это рычаги, с помощью
которых государство и общество целенаправленно
воздействуют на процессы развития потребностей
[5, с. 25].
Для изучения уровня жизни населения и его основных компонентов необходимо охарактеризовать основные потребности человека и особенности их удовлетворения.
Одна их первейших потребностей, удовлетворение которой составляет основу физической жизни человека и обеспечивает воспроизводство его как биологического существа, — потребность в пище. Это естественная физическая потребность. Подавляющая часть потребностей в пище удовлетворяется торговлей, общественным питанием, а у сельских жителей и личным подсобным хозяйством. Полнота и степень удовлетворения этой потребности зависит от уровня развития общественного производства вообще, и сельскохозяйственного в частности.
Потребность в одежде — одна из важнейших материальных потребностей человека. Основной источник финансирования её удовлетворения — семейный бюджет. Из него берутся средства на приобретение предметов одежды — процент всего совокупного дохода семьи.
Потребность в ведении домашнего хозяйства — одна из материальных потребностей, связанных с необходимостью сохранения и поддержания домашнего очага. Удовлетворяется путём трудовой деятельности в рамках домашнего хозяйства, предприятий службы быта.
Потребность в передвижении — одна из естественных потребностей. Удовлетворяется она путём развития пассажирского транспорта — как общественного, так и индивидуального.
Потребность в жилье — также одна из первейших
потребностей человека, носящая одновременно
и материальный, и социальный характер.
От её удовлетворения зависит, в конечном
счете, и удовлетворение всех других потребностей.
Степень удовлетворения потребности населения
в жилье свидетельствует о социальном
развитии государства, о том, насколько
полно соблюдаются в нём принципы социальной
справедливости.
Потребность в
труде — одна из основных социальных
потребностей. Она обеспечивается правом
граждан на труд, закреплённым Конституцией
Республики Беларусь, и реализуется в
процессе самого труда.
Потребность в
отдыхе — это физиологическая потребность
человека и одновременно важная социальная
потребность. Конкретным средством реализации
права на отдых является трудовое законодательство
Республики Беларусь, которое устанавливает
продолжительность рабочего дня и рабочей
недели, а также продолжительность оплачиваемого
ежегодного отпуска. Помимо его существуют
и другие виды оплачиваемых отпусков:
по беременности и родам, по уходу за больным
ребёнком, учебные отпуска и некоторые
другие.
Среди интеллектуальных — потребности в образовании и культуре являются важнейшими социальными потребностями. От степени и качества их удовлетворения зависит формирование и совершенствование главной производительной силы общества — человеческого капитала.
Потребность в охране и укреплении здоровья
в основе своей выступает как естественная
физическая потребность человека. Удовлетворение
её служит, в конечном счете, продлению
его активной жизни. Но она рассматривается
и как социальная, так как здоровье — один
из факторов повышения эффективности
общественного производства, совершенствования
человеческого капитала [7].
В соответствии
с систематикой потребностей выделяют
следующие основные компоненты уровня
жизни населения: денежные доходы и расходы
населения, оплата труда; социальная защита
населения, включая пенсионное обеспечение
и социальные выплаты; здоровье; питание;
потребление непродовольственных товаров
и услуг; жилище; труд и занятость; домашнее
имущество; условия образовательного
и культурного развития, включая образование
и культуру; использование свободного
времени, включая физическую культуру
и спорт, туризм и отдых; социально-бытовая
обстановка (антиобщественные явления,
преступность); обобщающие индикаторы
уровня жизни и др. Каждый из названных
компонентов имеет собственные показатели
и обеспечивается потреблением товаров
и услуг. Потребление населением определяется
ресурсами (доходами и имуществом). Поэтому
уровень жизни населения чаще всего рассматривается
в экономической системе «ресурсы — потребление»[11].
Важную роль для повышения уровня жизни населения играют социальные нормы и нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Они являются основой для выработки мер государственного воздействия на повышение уровня жизни населения и развитие социальной сферы.
Для определения уровня жизни фактическое потребление необходимо сравнивать с социальными нормами и нормативами потребления, определяя, таким образом, степень удовлетворения потребностей. Важная роль среди социальных нормативов принадлежит системе потребительских бюджетов: прожиточному минимуму, минимальному потребительскому бюджету и бюджету высокого достатка.
В зависимости от соотношения фактического потребления и обеспечивающих его текущих денежных доходов с потребительскими бюджетами могут быть выявлены слои с разным уровнем материального достатка: бедные — с доходами и потреблением ниже прожиточного минимума; низкообеспеченные — с доходами ниже минимального потребительского бюджета, но выше прожиточного минимума; средние — с доходами выше минимального потребительского бюджета, но ниже бюджета высокого достатка, а также относительно обеспеченные (состоятельные) и богатые, у которых текущее потребление и доходы выше бюджета высокого достатка [7].
В Беларуси же оценка уровня жизни осуществляется по трем направлениям.
1. Распределение и дифференциация населения по уровню доходов (ряд распределения населения по размеру среднедушевого денежного дохода, кривая Лоренца, индекс Джини, коэффициент фондов, децильный коэффициент дифференциации).
2. Уровень и распределение низких доходов (величина прожиточного минимума, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, дефицит дохода, индекс глубины бедности, индекс остроты бедности).
3. Исследование Баланса денежных доходов и расходов населения (доходы и их структура, расходы и их структура, превышение расходов над доходами, и наоборот) [4, с. 101].
1.2 Качество жизни и его оценка
В середине 1950-х гг. в мировом обиходе появился термин «качество жизни». Стало очевидным, что понятие уровня жизни не в полной мере отражает изменившиеся условия жизнедеятельности человека: загрязнение окружающей среды, кризисы, урбанизацию и т.д.
В странах с развитой рыночной экономикой происходит переоценка представлений об уровне жизни и ее качестве, а также о месте этих категорий в системе социально-экономических отношений.
Одними из первых к изучению качества жизни приступили американские ученые. По их мнению, качество жизни связано с интерпретацией высших потребностей личности — достоинством, самоуважением, свободой и т.д. Исследованием данной проблемы занимались и советские ученые. Интересен тот факт, что, когда в 1991 г. Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ) было проведено первое социологическое исследование по проблеме качества жизни, выяснилось, что само это понятие в сознании людей не получило адекватного отражения. На первый план ими выдвигались материальные потребности, которым отдавалось предпочтение по сравнению с потребностями более высокого порядка. Это типично для общества, где высок удельный вес людей с низким уровнем материального достатка, и свидетельствует о том, что при достижении определенного приемлемого уровня жизни человек постепенно все большее внимание уделяет качественной ее составляющей.
Категория качества жизни является предметом дискуссии среди ученых.
Американский исследователь О. Тоффлер рассматривает данную категорию как логическое и историческое следствие стандарта жизни, переход от удовлетворения «основных материальных нужд потребителя» к этапу удовлетворения «утонченных, видоизмененных личных потребностей потребителя в красоте, престиже, индивидуализации и чувственных отношениях». В целом его точка зрения на категорию качества жизни сводится к равновесию между человеком и окружающей средой.
В интерпретации И.О. Потаповой качество жизни является, наряду с уровнем, одной из составляющих образа жизни.
Вместе с тем наиболее распространенная точка зрения состоит в том, что качество жизни — это уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей людей.
Качество
и уровень жизни тесно
Вместе с тем потребности субъективны. Каждый человек имеет свою шкалу предпочтений, вследствие чего одна и та же степень удовлетворения конкретной потребности по-разному оценивается разными индивидами. Поэтому определить удовлетворенность людей качеством их жизни на данном этапе развития человеческой цивилизации не представляется возможным.
Белорусские ученые предлагают при исследовании качества жизни опираться на следующие характеристики, дополняющие количественные показатели уровня жизни:
* состояние здоровья — физические и умственные возможности людей, их самочувствие, длительность и тяжесть болезней;
* качество питания — его состав, ценность, вкусовые качества, свежесть и экологическая чистота продуктов, регулярность питания;
* состояние образования и культуры — уровень обучения, степень овладения научными знаниями, доступность библиотек, музеев и т.п.;
* качество жилья — удобство планировки и благоустройство населенных пунктов, обустройство и обстановка жилища;
* условия и характер труда — его напряженность и эффективность, уровень производственного травматизма, свобода в выборе профессии и специальности и др.;
* качество свободного времени и условия отдыха — разнообразие занятий в свободное время, характер просмотра телепередач, наличие и характер хобби, время на самообразование, смысл свободного времени, достаточная продолжительность отдыха, доступность домов отдыха и санаториев;
* благополучие семейной жизни — ощущение личного счастья и удовлетворенности.
В рамках международных сопоставлений особый интерес представляет система оценки качества жизни, предложенная в 1997 г. Мировым банком, согласно которой качество жизни в разных странах можно сопоставить посредством сравнения следующих показателей: 1) плотность населения (чел. на км2); 2) ВВП в долларах на душу населения: а) в долларах по курсу и б) в долларах по покупательной способности; 3) бедность — процент населения, имеющего доход менее 1 дол. в сутки на человека; 4) уровень детской смертности — число умерших на 1000 родившихся; 5) общая фертильность женщин — число рождений на 1 женщину; 6) доля грамотного населения старше 15 лет (в %); доля населения, имеющего доступ к санитарии, защите от эпидемии, пользующегося коммунальными удобствами.
Несмотря на разнообразие показателей,
оценивающих качество жизни, следует заметить,
что эта категория носит исторический
характер и может варьироваться как в
разрезе отдельных стран, так и по временным
промежуткам. Рост общественного производства
и уровня развития производительных сил
изменяет потребности людей, их предпочтения
и представления об окружающем мире, а
следовательно, должны изменяться и параметры
измерения качества жизни [4, с. 101]
2 ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В III квартале 2007 г. осуществлялись целенаправленные меры по повышению уровня жизни населения, обеспечению роста реального содержания денежных доходов населения и заработной платы, снижению уровня малообеспеченности.
В 2004 г. денежные доходы населения составили 29 537 млрд р. (в 2000 г. - 5577 млрд р.), в том числе оплата труда - 16 461 млрд р. (55,7 %), социальные трансферты - 6178 млрд р. (20,9 %), доходы от собственности - 481 млрд р. (1,6 %), доходы от официально неучтенной предпринимательской деятельности и другие - 6417 млрд р. (21,8 %).
Анализ динамики денежных доходов населения за 1990 - 2004 гг. (таблица 1, А) показывает, что наиболее четкие тенденции сложились в области снижения доли оплаты труда в денежных доходах населения с 73,1 % (1990 г.) до 55,7 % (2004 г.) и увеличения доходов от предпринимательства с 8,3 % (1990 г.) и 9,8 % (1995 г.) до 21,8 % (2004 г.).[13, с. 658]