Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 01:26, курсовая работа
Объектом и предметом исследования в курсовой работе является уровень жизни населения.
Цель курсовой работы – рассмотреть сущности уровня жизни, его показателей, факторов роста и выявление основных направлений повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.
В работе дается характеристика понятию «уровень жизни», его показателей, определяются факторы, способствующие повышению благосостояния населения, рассматривается понятие «качества жизни» и дается его оценка, уделяется внимание повышению уровня жизни и особенностям политики социальной защиты.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Уровень качества жизни как основа благосостояния населения……………….6
1.1 Уровень жизни населения и его составляющие…………………………..6
1.2 Качество жизни и его оценка…………………………………………….12
2. Показатели уровня и качества жизни в современных
условиях в Республике Беларусь………………………………………………15
2.1 Уровень жизни и денежные доходы населения…………………………15
2.2 Социальная составляющая уровня и качества жизни…………………..20
3 Основные направления повышения уровня и качества жизни
в Республике Беларусь…………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………….………..30
Список использованных источников…………………………………….………32
Приложения……………………………………………………………………..…34
В
анализируемом периоде
Наибольший
рост доходов населения был
Рост денежных доходов сопровождался снижением уровня малообеспеченности. Доля населения со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже бюджета прожиточного минимума во II квартале 2007 г. снизилась по сравнению с 1 кварталом на 0,7 л.и. и составила 10,4%. В группе наименее обеспеченных граждан по-прежнему остаются семьи с детьми, жители сельской местности и малых городов. В течение анализируемого периода несколько вырос уровень дифференциации доходов населения: во II квартале соотношение располагаемых ресурсов в высшей и низшей квинтильных группах составило 4.6 раза (в 1 квартале 2007 г. - 4,3 раза).
В январе-сентябре 2007 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников составила 682,5 тыс. руб., в том числе в сентябре — 713,4 тыс., в бюджетном секторе - соответственно 601,4 и 603,4 тыс. руб. [рис.1, В]. Рост номинальной заработной платы работников в среднем по республике за 9 месяцев текущего года по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. составил 18,4%, в бюджетном секторе экономики - 14,3%.
В январе-сентябре 2007 г. в Республике Беларусь темпы роста номинальной начисленной заработной платы в большинстве отраслей экономики соответствовали прогнозным показателям 115.6 -118.8%. Однако так же, как во II квартале 2007 г. сохранилась тенденция отставания от прогнозных показателей темпов роста номинальной начисленной заработной платы в бюджетном секторе. В большинстве отраслей бюджетной сферы номинальная заработная плата в январе-августе оставалась ниже среднереспубликанского уровня: в здравоохранении на 14.6%. в отрасли образования ─ на 22.5, в учреждениях культуры на 23.4. искусства на 17.7, социального обеспечения на 34,9 [рис. 2, Г].
На предприятиях и в организациях материальною производства в среднем по Республике Беларусь номинальная начисленная заработная плата в январе-сентябре 2007 г. превышала среднереспубликанский уровень, в том числе на предприятиях промышленности на 10.9%, в отраслях связи - на 12.5, транс-порта на 16,9. в отраслях строительства - более чем на 26 %. Ниже среднерес-публиканских значений в январе-сентябре по-прежнему была номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве (62% от средней по республике), лесном хозяйстве (93), торговле (83%).
Межрегиональная дифференциация в оплате труда осталась практически на том же уровне, что и в соответствующем периоде предыдущего года, и составила 1,5 раза. Самая низкая номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников за январь-сентябрь 2007 г. отмечена в Брестской области (601,7 тыс. руб.), самая высокая — в Минске (883.9 тыс. руб.).
Покупательная
способность номинальной
Реальная заработная плата в среднем по Республике Беларусь за девять месяцев 2007 г. увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. на 10% (прогноз на 2007 г. по отношению к 2006 г. - 109%).
На динамику заработной платы существенное влияние оказал ряд факторов. В частности, с начала года ни разу не были пересмотрены размеры минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда, произошло отставание уровня минимальной заработной платы от бюджета прожиточного минимума - в сентябре 2007 г. их соотношение составило 97%. Некоторое замедление темпов роста реальной заработной платы в рассматриваемом периоде по сравнению с предыдущими обусловлено стремлением привести ее рост в соответствие с результативностью и эффективностью труда, выражающихся в росте его производительности (темп роста реальной заработной платы в январе-августе 2007 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 110,2%, темп роста производительности труда - 107.9%, коэффициент их соотношения - 1,02).
Для выхода на прогнозируемые параметры роста заработной платы в 2007 г. намечается ряд мер по совершенствованию тарифной системы, и в первую очередь - увеличение в IV квартале размера тарифной ставки первого разряда. Прогнозируемый уровень номинальной заработной платы в среднем по экономике составит (по оценке) на конец 2007 г. 346.3 долл. США, в бюджетной сфере - 302,3 долл. США.
Показатели
пенсионного обеспечения в
В сентябре произведен перерасчет трудовых пенсий с увеличением их размера в среднем на 7.5%. Среднемесячный размер пенсии по возрасту в январе-сентябре 2007 года по сравнению с соответствующим периодом 2006 года увеличился на 17.3% (по прогнозу ─ 15.3 - 18.5%) и составил 295.2 тыс. руб. Средний размер пенсии по возрасту в сентябре составил 316 тыс. руб., ее реальное содержание в январе-сентябре возросло, по оценке, на 8.8% (по прогнозу 7.8 – 8.7%).
Среднемесячный размер минимальной пенсии по возрасту в январе-сентябре 2007 г. увеличился на 1 3.3% (по прогнозу - 8.6 - 9.3%) и составил 1 68,6 тыс. руб. в том числе в сентябре 179.2 тыс. руб. Соотношение среднемесячного минимального размера пенсии по возрасту и бюджета прожиточного минимума пенсионера в январе-сентябре составило 108.4% (по прогнозу - 105%). в том числе в сентябре─ 10.5%.
На дальнейшее совершенствование пенсионной системы направлены раз-рабатываемые правовые нормы. Подготовлен законопроект «О профессиональном пенсионном страховании», основная цель которого ─ освобождение Фонда социальной защиты населения от нагрузки по выплате досрочных пенсий и формирование специальной профессиональной пенсионной системы для занятых на работах с вредными условиями труда. В настоящее время в Беларуси в таких условиях трудятся около 520 тыс. чел, а на выплату досрочных пенсий ежегодно направляется около 300 млрд. руб. Вступление в силу данного законопроекта позволит финансировать выплачу досрочных пенсий за счет средств, перечисляемых нанимателем на каждого работающего во вредных условиях.
На усиление социальной защищенности граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, удовлетворение спроса на социальные услуги, предоставляемые для них учреждениями социального обслуживания, направлена Программа развития и оптимизации сечи учреждений социального обслуживания до 2010 г., проект которой одобрен Советом Министров Республики Беларусь в сентябре 2007 г. Выделенные на финансирование Программы средства к размере 213,5 млрд. руб. пойдут на укрепление материально-технической базы и качественное совершенствование сети стационарных учреждений социального обслуживания, создание свыше двух тысяч дополни тельных мест для нуждающихся, обеспечение эффективного функционирования и развития внутренней структуры нестационарных учреждений [8].
Денежные расходы и сбережения населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и добровольные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные организации, проценты, уплаченные за предоставленные кредиты, и др.), изменение задолженности по кредитам, покупку иностранной валюты, накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, сальдо покупки-продажи иностранной валюты.
В 2004 г. денежные расходы и сбережения населения составили 29 330 млрд. р., в том числе покупка товаров и оплата услуг - 24 448 млрд. р. (83,4 %), оплата обязательных платежей и добровольных взносов - 3673 млрд. р. (12,5 %), накопление сбережений в депозитах и ценных бумагах, покупка валюты и другие расходы - 1209 млрд. р. (4,1 %). По данным табл. 2.1.2 приложения 3, в структуре расходов населения в 1995-2004 гг. резких изменений не произошло.[13, с. 658]
Более существенные изменения в период 1995-2004 гг. произошли в структуре потребительских расходов населения (по данным обследования домашних хозяйств). Если в 1995 г. в общей сумме потребительских расходов продукты питания составляли 60 %, то в 2004 г. — лишь около 44 %. Питание вне дома составило 1,5 % (1995 г.) и 1,9 % (2004 г.), расходы на непродовольственные товары возросли с 23,5 % (1995 г.) до 29,7 % (2004 г.), почти в 2 раза увеличились расходы на оплату услуг - с 11,6 до 21,7 %.
Определенные изменения происходят и в потреблении основных продуктов питания в натуральном выражении (в расчете на душу населения): мяса и мясных продуктов (2000 г. - 50 кг, 2004 г - 57 кг), молока и молочных продуктов (2000 г. - 316 кг, 2004 г. - 283 кг), яиц (2000 г. - 192 шт., 2004 г. - 188 шт.), хлебных продуктов (2000 г. - 117 кг, 2004 г. - 106 кг). Возросло потребление овощей (2000 г. - 83 кг, 2004 г.- 86 кг), плодов и ягод (2000 г. - 36 кг2004 г.- 43 кг), рыбы и рыбопродуктов (2000 г. - 13 кг, 2004 г. - 16 кг), растительного масла (2000 г. - 10 кг, 2004 г. – 11 кг). Потребление картофеля и сахара оставалось в этот период приблизительно на том же уровне (100 кг и 26 кг соответственно).[13, с. 659]
В
целом уровень достижения рациональных
норм и нормативов потребления на душу
населения по большинству товаров составляет
около 60-70 %. Высокая доля потребления продуктов
питания (около 50 %) в общем объеме потребления
обычно ассоциируется с низким уровнем
жизни населения. По данным международной
статистики, нормой считается уровень
расходов на питание в структуре потребительских
расходов, не превышающий 30 %.
2.2 Социальная составляющая уровня и качества жизни
Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни, является качество здоровья населения. С сожалением приходится констатировать, что здоровье белорусской нации ухудшается: начиная с 1993 г. впервые за последние 50 лет в Беларуси отмечено уменьшение абсолютной численности населения, которое было вызвано снижением рождаемости и ростом смертности. Уровень рождаемости уже давно не обеспечивает даже простого возобновления поколений, а население страны сократилось более чем на 340 тыс. человек и составляет на 01.01.2004 г. 9849,1 тыс. Наблюдается неуклонный рост заболеваемости. Только за 1990—2002 гг. она возросла почти на 1/3, а количество онкологических заболеваний, болезней системы кровообращения, нервной системы — более чем в 1,5 раза, психических расстройств — почти вдвое. Высокая заболеваемость имеет много негативных последствий: ограничение жизнедеятельности, снижение социальной активности и пр. Здоровье населения, таким образом, является комплексной проблемой, затрагивающей все аспекты человеческой деятельности — производство, образование, культуру, — а, следовательно, всеобъемлющей с точки зрения как государства, так и отдельного человека [4, с. 109].
В 1998 г. в Республике Беларусь была принята Концепция развития здравоохранения, в соответствии с которой приоритетным направлением является развитие первичной медико-санитарной помощи через территориальные программы медицинского обслуживания населения. Их реализация связана с необходимостью увеличения государственных расходов на эти цели. Между тем доля расходов консолидированного бюджета на здравоохранение в расчете на душу населения составила в 2004 г. 4,9 %. Инвестирование данной отрасли позволит повысить оснащенность отечественного здравоохранения, что будет способствовать более полному и качественному удовлетворению потребностей населения в данном виде услуг и через определенный временной лаг окажет существенное влияние на качество здоровья населения. Непременным условием решения этой задачи является переориентация отечественной системы здравоохранения на принципы медицинского страхования, что позволит устранить диспропорции в распределении ресурсов (по видам медицинской помощи, по территории, в разрезе города и села) и преодолеть затратный принцип функционирования.
Удовлетворение потребностей населения в образовании является важнейшей составляющей уровня и качества жизни населения. Система образования в республике развивается довольно стабильно: уровень грамотности взрослого населения составляет 99,6 %. Базовое, общее среднее и профессиональное образование имеет 98 % занятого населения. По данным переписи населения 1999 г., 37,7 % мужчин и 41,7 % женщин в возрасте 25 лет и старше имели законченное образование третьей ступени. В 2004 г. в республике функционировало 137 лицеев с численностью учащихся 99,5 тыс. человек, а всеми видами дифференцированного обучения охвачено более 38 % школьников (в старших классах — каждый второй). Число изучающих два иностранных языка и более за 1994—2004 гг. увеличилось на 120 %. Численность студентов на 10 тыс. населения составила 324 человека. Во многом благодаря развитию образовательного потенциала Беларусь продолжает удерживать лидирующие позиции среди стран СНГ и входит в группу государств с высоким уровнем развития человеческого потенциала [4, 111].
Вместе с тем переход ведущих стран к так называемой «новой экономике» требует дальнейшего совершенствования системы образования Беларуси по линии дошкольное образование — общеобразовательная школа — вуз.
С 2002/03 учебного года начался переход базовой школы на 10-летний срок обучения, который планируется завершить к 2008 г. К 2010 г. завершится переход к 12-летнему полному среднему образованию. Этот процесс соответствует планируемому к 2008—2010 гг. переходу европейской высшей школы к четырехлетнему высшему образованию, осуществляемому на базе 12—13-летней школы. Предусмотрено развитие контрактной формы подготовки специалистов и кредитование обучения. Проведение образовательной реформы сдерживается недостаточностью бюджетного финансирования, составляющего 7 % ВВП вместо 10 % по закону об образовании.