Уровень жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 01:26, курсовая работа

Описание

Объектом и предметом исследования в курсовой работе является уровень жизни населения.
Цель курсовой работы – рассмотреть сущности уровня жизни, его показателей, факторов роста и выявление основных направлений повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.
В работе дается характеристика понятию «уровень жизни», его показателей, определяются факторы, способствующие повышению благосостояния населения, рассматривается понятие «качества жизни» и дается его оценка, уделяется внимание повышению уровня жизни и особенностям политики социальной защиты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Уровень качества жизни как основа благосостояния населения……………….6
1.1 Уровень жизни населения и его составляющие…………………………..6
1.2 Качество жизни и его оценка…………………………………………….12
2. Показатели уровня и качества жизни в современных
условиях в Республике Беларусь………………………………………………15
2.1 Уровень жизни и денежные доходы населения…………………………15
2.2 Социальная составляющая уровня и качества жизни…………………..20

3 Основные направления повышения уровня и качества жизни
в Республике Беларусь…………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………….………..30
Список использованных источников…………………………………….………32
Приложения……………………………………………………………………..…34

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая уровень жизни!!.doc

— 265.50 Кб (Скачать документ)

     В анализируемом периоде сохранилась  тенденция высоких темпов роста денежных доходов населения: за 8 месяцев 2007 г. они увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. на 24,9%. реальные денежные доходы - на 16,2 % (прогноз на 2007 г. – 7.5-8.5 %). Среднемесячные денежные доходы на душу населения в январе-августе 2007 г. составили 477.0 тыс. руб. и превысили минимальный потребительский бюджет (МПБ) в 1,7, бюджет прожиточного минимума (БПМ) - в 2,6 раза.

     Наибольший  рост доходов населения был обеспечен  за счет повышения размеров социальных трансфертов, а также роста доходов от неучтенной предпринимательской деятельности, доля которых в структуре денежных доходов в январе-августе 2007 г. составила соответственно 20,4 и 18,9 %. Доля оплаты труда в структуре доходов практически не изменилась по сравнению со вторым кварталом нынешнего года и составила в январе-августе 2007 г. 58.8  %. В целях совершенствования структуры доходов населения требуются дальнейшие целенаправленные меры по созданию условий для активизации трудовой деятельности, в том числе индивидуального предпринимательства и самостоятельной занятости населения, легализации доходов от скрытой экономической деятельности, роста доходов от собственности, повышения размеров государственных гарантий в области оплаты груда и социального обеспечения.

    Рост  денежных доходов сопровождался снижением уровня малообеспеченности. Доля населения со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже бюджета прожиточного минимума во II квартале 2007 г. снизилась по сравнению с 1 кварталом на 0,7 л.и. и составила 10,4%. В группе наименее обеспеченных граждан по-прежнему остаются семьи с детьми, жители сельской местности и малых городов. В течение анализируемого периода несколько вырос уровень дифференциации доходов населения: во II квартале соотношение располагаемых ресурсов в высшей и низшей квинтильных группах составило 4.6 раза (в 1 квартале 2007 г. - 4,3 раза).

    В январе-сентябре 2007 г. номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата работников составила 682,5 тыс. руб., в том числе в сентябре 713,4 тыс., в бюджетном секторе - соответственно 601,4 и 603,4 тыс. руб. [рис.1, В]. Рост номинальной заработной платы работников в среднем по республике за 9 месяцев текущего года по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. составил 18,4%, в бюджетном секторе экономики - 14,3%.

    В январе-сентябре 2007 г. в Республике Беларусь темпы роста номинальной начисленной заработной платы в большинстве отраслей экономики соответствовали прогнозным показателям 115.6 -118.8%. Однако так же, как во II квартале 2007 г. сохранилась тенденция отставания от прогнозных показателей темпов роста номинальной начисленной заработной платы в бюджетном секторе. В большинстве отраслей бюджетной сферы номинальная заработная плата в январе-августе оставалась ниже среднереспубликанского уровня: в здравоохранении на 14.6%. в отрасли образования ─ на 22.5, в  учреждениях культуры на 23.4. искусства на 17.7, социального обеспечения на 34,9 [рис. 2, Г].

    На  предприятиях и в организациях материальною производства в среднем по Республике Беларусь номинальная начисленная заработная плата в январе-сентябре 2007 г. превышала среднереспубликанский уровень, в том числе на предприятиях промышленности на 10.9%, в отраслях связи - на 12.5, транс-порта на 16,9. в отраслях строительства - более чем на 26 %. Ниже среднерес-публиканских значений в январе-сентябре по-прежнему была номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве (62% от средней по республике), лесном хозяйстве (93), торговле (83%).

    Межрегиональная дифференциация в оплате  труда  осталась практически на том же уровне, что и в соответствующем периоде предыдущего года, и составила 1,5 раза. Самая низкая номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников за январь-сентябрь 2007 г. отмечена в Брестской области (601,7 тыс. руб.), самая высокая — в Минске (883.9 тыс. руб.).

    Покупательная способность номинальной начисленной  заработной платы в сентябре 2007 г. не изменилась по сравнению с июнем 2007 г. и составила в среднем по республике около 2.5 набора товаров и услуг, входящих в минимальный потребительский бюджет.

    Реальная  заработная плата в среднем по Республике Беларусь за девять месяцев 2007 г. увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. на 10% (прогноз на 2007 г. по отношению к 2006 г. - 109%).

    На  динамику заработной платы существенное влияние оказал ряд факторов. В частности, с начала года ни разу не были пересмотрены размеры минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда, произошло отставание уровня минимальной заработной платы от бюджета прожиточного минимума - в сентябре 2007 г. их соотношение составило 97%. Некоторое замедление темпов роста реальной заработной платы в рассматриваемом периоде по сравнению с предыдущими обусловлено стремлением привести ее рост в соответствие с результативностью и эффективностью труда, выражающихся в росте его производительности (темп роста реальной заработной платы в январе-августе 2007 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 110,2%, темп роста производительности труда - 107.9%, коэффициент их соотношения - 1,02).

    Для выхода на прогнозируемые параметры  роста заработной платы в 2007 г. намечается ряд мер по совершенствованию  тарифной системы, и в первую очередь - увеличение в IV квартале размера тарифной ставки первого разряда. Прогнозируемый уровень номинальной заработной платы в среднем по экономике составит (по оценке) на конец 2007 г. 346.3 долл. США, в бюджетной сфере - 302,3 долл. США.

    Показатели  пенсионного обеспечения в январе-сентябре 2007 г. соответ-ствовали намеченным параметрам годового прогноза.

    В сентябре произведен перерасчет трудовых пенсий с увеличением их размера  в среднем на 7.5%. Среднемесячный размер пенсии по возрасту в январе-сентябре 2007 года по сравнению с соответствующим периодом 2006 года увеличился на 17.3% (по прогнозу ─ 15.3 - 18.5%) и составил 295.2 тыс. руб. Средний размер пенсии по возрасту в сентябре составил 316 тыс. руб., ее реальное содержание в январе-сентябре возросло, по оценке, на 8.8% (по прогнозу 7.8 – 8.7%).

    Среднемесячный размер минимальной пенсии по возрасту в январе-сентябре 2007 г. увеличился на 1 3.3% (по прогнозу - 8.6 - 9.3%) и составил 1 68,6 тыс. руб. в том числе в сентябре 179.2 тыс. руб. Соотношение среднемесячного минимального размера пенсии по возрасту и бюджета прожиточного минимума пенсионера в январе-сентябре составило 108.4% (по прогнозу - 105%).  в том числе в сентябре─  10.5%.

    На  дальнейшее совершенствование пенсионной системы направлены раз-рабатываемые правовые нормы. Подготовлен законопроект «О профессиональном пенсионном страховании», основная цель которого ─ освобождение Фонда социальной защиты населения от нагрузки по выплате досрочных пенсий и формирование специальной профессиональной пенсионной системы для занятых на работах с вредными условиями труда. В настоящее время в Беларуси в таких условиях трудятся около 520 тыс. чел, а на выплату досрочных пенсий ежегодно направляется около 300 млрд. руб. Вступление в силу данного законопроекта позволит финансировать выплачу досрочных пенсий за счет средств, перечисляемых нанимателем на каждого работающего во вредных условиях.

    На  усиление социальной защищенности граждан, находящихся  в трудной жизненной ситуации, удовлетворение спроса на социальные услуги, предоставляемые для них учреждениями социального обслуживания, направлена Программа развития и оптимизации сечи учреждений социального обслуживания до 2010 г., проект которой одобрен Советом Министров Республики Беларусь в сентябре 2007 г. Выделенные на финансирование Программы средства к размере 213,5 млрд. руб. пойдут на укрепление материально-технической базы и качественное совершенствование сети стационарных учреждений социального обслуживания, создание свыше двух тысяч дополни тельных мест для нуждающихся, обеспечение эффективного функционирования и развития внутренней структуры нестационарных учреждений [8].

    Денежные  расходы и сбережения населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и добровольные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные организации, проценты, уплаченные за предоставленные кредиты, и др.), изменение задолженности по кредитам, покупку иностранной валюты, накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, сальдо покупки-продажи иностранной валюты.

    В 2004 г. денежные расходы и сбережения населения составили 29 330 млрд. р., в том числе покупка товаров и оплата услуг - 24 448 млрд. р. (83,4 %), оплата обязательных платежей и добровольных взносов - 3673 млрд. р. (12,5 %), накопление сбережений в депозитах и ценных бумагах, покупка валюты и другие расходы - 1209 млрд. р. (4,1 %). По данным табл. 2.1.2 приложения 3, в структуре расходов населения в 1995-2004 гг. резких изменений не произошло.[13, с. 658]

    Более существенные изменения в период 1995-2004 гг. произошли в структуре потребительских расходов населения (по данным обследования домашних хозяйств). Если в 1995 г. в общей сумме потребительских расходов продукты питания составляли 60 %, то в 2004 г. — лишь около 44 %. Питание вне дома составило 1,5 % (1995 г.) и 1,9 % (2004 г.), расходы на непродовольственные товары возросли с 23,5 % (1995 г.) до 29,7 % (2004 г.), почти в 2 раза увеличились расходы на оплату услуг - с 11,6 до 21,7 %.

    Определенные  изменения происходят и в потреблении  основных продуктов питания в натуральном выражении (в расчете на душу населения): мяса и мясных продуктов (2000 г. - 50  кг, 2004 г - 57 кг), молока и молочных продуктов (2000 г. - 316 кг, 2004 г. - 283 кг), яиц (2000 г. - 192 шт., 2004 г. - 188 шт.), хлебных продуктов (2000 г. - 117 кг, 2004 г. - 106 кг). Возросло потребление овощей (2000 г. - 83 кг, 2004 г.- 86 кг), плодов и ягод (2000 г. - 36 кг2004 г.- 43 кг), рыбы и рыбопродуктов (2000 г. - 13 кг, 2004 г. - 16 кг), растительного масла (2000 г. - 10 кг, 2004 г. – 11 кг). Потребление картофеля и сахара оставалось в этот период приблизительно на том же уровне (100 кг и 26 кг соответственно).[13, с. 659]

    В целом уровень достижения рациональных норм и нормативов потребления на душу населения по большинству товаров составляет около 60-70 %. Высокая доля потребления продуктов питания (около 50 %) в общем объеме потребления обычно ассоциируется с низким уровнем жизни населения. По данным международной статистики, нормой считается уровень расходов на питание в структуре потребительских расходов, не превышающий 30 %. 
 

2.2 Социальная составляющая уровня и качества жизни

     Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни, является качество здоровья населения. С сожалением приходится констатировать, что здоровье белорусской нации ухудшается: начиная с 1993 г. впервые за последние 50 лет в Беларуси отмечено уменьшение абсолютной численности населения, которое было вызвано снижением рождаемости и ростом смертности. Уровень рождаемости уже давно не обеспечивает даже простого возобновления поколений,  а население страны сократилось более чем на 340 тыс. человек и составляет на 01.01.2004 г. 9849,1 тыс. Наблюдается неуклонный рост заболеваемости. Только за 1990—2002 гг. она возросла почти на 1/3, а количество онкологических заболеваний, болезней системы кровообращения, нервной системы — более чем в 1,5 раза, психических расстройств — почти вдвое. Высокая заболеваемость имеет много негативных последствий: ограничение жизнедеятельности, снижение социальной активности и пр. Здоровье населения, таким образом, является комплексной проблемой, затрагивающей все аспекты человеческой деятельности — производство, образование, культуру, — а, следовательно, всеобъемлющей с точки зрения как государства, так и отдельного человека [4, с. 109].

      В 1998 г. в Республике Беларусь была принята Концепция развития здравоохранения, в соответствии с которой приоритетным направлением является развитие первичной медико-санитарной помощи через территориальные программы медицинского обслуживания населения. Их реализация связана с необходимостью увеличения государственных расходов на эти цели. Между тем доля расходов консолидированного бюджета на здравоохранение в расчете на душу населения составила в 2004 г. 4,9 %. Инвестирование данной отрасли позволит повысить оснащенность отечественного здравоохранения, что будет способствовать более полному и качественному удовлетворению потребностей населения в данном виде услуг и через определенный временной лаг окажет существенное влияние на качество здоровья населения. Непременным условием решения этой задачи является переориентация отечественной системы здравоохранения на принципы медицинского страхования, что позволит устранить диспропорции в распределении ресурсов (по видам медицинской помощи, по территории, в разрезе города и села) и преодолеть затратный принцип функционирования.

     Удовлетворение потребностей населения в образовании является важнейшей составляющей уровня и качества жизни населения. Система образования в республике развивается довольно стабильно: уровень грамотности взрослого населения составляет 99,6 %. Базовое, общее среднее и профессиональное образование имеет 98 % занятого населения. По данным переписи населения 1999 г., 37,7 % мужчин и 41,7 % женщин в возрасте 25 лет и старше имели законченное образование третьей ступени. В 2004 г. в республике функционировало 137 лицеев с численностью учащихся 99,5 тыс. человек, а всеми видами дифференцированного обучения охвачено более 38 % школьников (в старших классах — каждый второй). Число изучающих два иностранных языка и более за 1994—2004 гг. увеличилось на 120 %. Численность студентов на 10 тыс. населения составила 324 человека. Во многом благодаря развитию образовательного потенциала Беларусь продолжает удерживать лидирующие позиции среди стран СНГ и входит в группу государств с высоким уровнем развития человеческого потенциала [4, 111].

      Вместе с тем переход ведущих стран к так называемой «новой экономике» требует дальнейшего совершенствования системы образования Беларуси по линии дошкольное образование — общеобразовательная школа — вуз.

      С 2002/03 учебного года начался переход базовой школы на 10-летний срок обучения, который планируется завершить к 2008 г. К 2010 г. завершится переход к 12-летнему полному среднему образованию. Этот процесс соответствует планируемому к 2008—2010 гг. переходу европейской высшей школы к четырехлетнему высшему образованию, осуществляемому на базе 12—13-летней школы. Предусмотрено развитие контрактной формы подготовки специалистов и кредитование обучения. Проведение образовательной реформы сдерживается недостаточностью бюджетного финансирования, составляющего  7 %  ВВП вместо 10 % по закону об образовании.

Информация о работе Уровень жизни населения