Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:40, курсовая работа
В работе были рассмотрены стратегии в экономике с позиции военных стратегий. Подобный подход позволил нам расклассифицировать уровни стратегии и сами стратегии, ввести понятие операции и корректно указать субъекта стратегии. Мы показали, что экономические и военные стратегии очень похожи с точностью до замены топографического пространства на информационное пространство в ландшафте, однако указали и на отличия.
Итак, мы можем рассмотреть стратегии непрямого действия, среди которых выделим: темпы операций (или темподинамические стратегии), геометродинамические и информационные стратегии. Все эти стратегии изначально роднит только факт «отхода» от прямого столкновения с противником в пользу применения действий, направленных на создание ситуаций, когда противник «абстрактно», должен сдаться. Можно обобщить, сказав, что всякая аналитическая стратегия вынуждена искать «рычаг», при помощи которого она «перевернет мир». Причем рычаг в такой стратегии может быть в одном из трех внешних ресурсов: времени, физическом ландшафте или информационном ландшафте.
Наиболее простыми являются информационные стратегии. Формально говоря, почти все техники работы с прессой или рекламой можно определить одной формулой: создание мифа о структуре. Не очень важна степень соответствия мифа реальности, однако важно, чтобы миф не мог быть фальсифицирован (опровергнут) в реальном времени.
К примеру, фраза «наши ученые (вариант — в наших лабораториях) разработали для вас Z» есть типичный миф. Проблема даже не в «наших» (очень часто работа выполняется сторонними конторами на заказ), сколько в «разработали» и «для вас». В современном мире правильно было бы сказать, «приспособили к продаже». Ведь сама необходимость товара для покупателя, который вообще не знал, что у него есть потребность в таком товаре, неочевидна.
Более удобен другой вид экономических информационных стратегий: «брэндование». С военной точки зрения, брэндование есть «захват господствующей высоты», создание информационного образа фирмы, при котором знак начинает оказывать воздействие на информационный ландшафт.
Лучшим примером брэндования будет история Харлея Девидсона. Их мотоцикл, который по современным меркам относится к разряду «доисторических динозавров», неэкономичен и труден в управлении, до сих пор имеет знаковое наполнение «американской мечты».
Отметим далее, что информационное пространство в современном мире «простроено» множеством названий и реклам, которые пытаются навязать покупателю свои индивидуальные мифы. То есть информационные стратегии в экономике это стратегии прямого действия (в терминологии Б. Х. Лиддел Гарта). Со всеми вытекающими трудностями: ресурсоемкостью и неочевидной ценностью полученного результата. Дело может обстоять и так, что реклама создает миф не у покупателя, а у рекламодателя. Последний случай распространен в российской рекламе, очень часто цель рекламы объяснить рекламодателю, «какой он крутой, что его реклама размещена в телевизоре, радио, на бигборде».
Огромная «вязкость» информационного пространства означает, что наиболее успешными будут только очень концентрированные действия, ведь «бог за артиллерию самого большого калибра». Альтернативное решение — концепция «уникального торгового предложения» (продвижение такого свойства продукта, которое не может быть получено из продукции конкурентов) — есть род непрямого действия.
Темподинамические
стратегии представлены в экономике так
называемыми «стратегиями роста». В учебниках
указываются стратегия концентрированного
роста и стратегия дифференцированного
роста (в зависимости от перевода названия
могут варьироваться). Речь всего лишь
идет о подходе к способу воздействия
на рынок. При концентрированном продвижении
усилия прикладываются наиболее предметно,
однако при этом создается «нишевая» позиция,
уйти с которой сложно. В противовес этому
дифференцированный рост (особенно сопряженный
с грамотным брэндованием) приводит к
созданию образа «ширины» охвата. Первая
стратегия, таким образом, хороша для проникновения
на рынок, вторая же — для расширения захваченой
доли рынка.
Другой темподинамической стратегией является стратегия создания нового рынка. Дело в том, что настоящая монополия в современном «плотном» экономическом пространстве может быть только на том рынке, который ты сам и создал. Что означает, что структура, создавшая новый рынок (фактически, выдумавшая новую потребность), будет иметь существенные преференции.
Характерным примером такой темподинамической стратегии будет стратегия США в 90-х годах XX века. США, обладая колоссальной военной мощью, занялись «управлением кризисами» на внешних рынках, являясь таким образом, государством-монополистом.
Неприятностью всех темповых игр является то, что они не дают настоящего ресурсного выигрыша: они всего лишь позволяют «здесь и сейчас» использовать успехи будущего (кстати, примитивнейшим примером темподинамической операции является взятие кредита на открытие нового дела). Однако, взятые ресурсы еще следует корректно реализовать, чтобы суметь «отдать кредит будущему».
Геометродинамические стратегии в экономике имеют существенно меньший вес, чем в военной стратегии. Вызвано это, прежде всего, отсутствием управления ландшафтными коммуникациями. У фирмы нет способов «блокировать» коммуникации для противников. Таким образом, геометрия пространства может играть лишь вспомогательную роль, исключая случаи инфраструктурных стратегий.
Инфраструктурной стратегией являлась индустриализация СССР. Перестройка формата экономики с аграрного на индустриальный потребовала напряжения всех сил государства, однако результат достигнут: была создана инфраструктура индустриального рывка государства.
Лучшей из
инфраструктурных стратегий является
паро-инфраструктурная, когда некоторое
количество интересов балансируются созданием
взаимной инфраструктурности. Такую схему
применял Муссолини в фашистской Италии,
особенно при прокладке дорог (формально
полотно дороги принадлежало одному капиталисту,
бензоколонки другому, провода третьему,
но для функционирования нужны были они
все).
У нас, правда, распространен
метод «инфраструктурного шантажа»,
когда владелец инфраструктуры, например
электросети, способен шантажировать
остальных отключением этой инфраструктуры.
6. Хаотические
стратегии
Стратегии, которые
подразумевают риск поражения, известны
в экономике очень давно, страховой
бизнес появился в XVII веке, существенно
раньше математических теорий, которые
его научились адекватно
Основой наших представлений о рисках является понятие вероятности, как меры встречаемости заданного события в достаточно большой серии испытаний. Следует подчеркнуть, что достаточно большая серия для разных типов испытаний может отличаться довольно сильно. Для бросания монеты вероятность выпадения решки становится статистически достоверной уже в третьем порядке (то есть из 1000 бросков отклонение от 500 будет вполне невелико). Для атомов же газа «достаточно большое» представляет собой число Авогадро.
Следует понимать, что чем сложнее система и чем многообразнее набор факторов, определяющий результат, тем больше должно быть число испытаний, для достижения статистически достоверных результатов. Заметим далее, что вероятностные законы не имеют запретительной силы: даже события с нулевой вероятностью регулярно происходят, событиями же с малой вероятностью являются почти все события в сложных системах. Теория вероятности принципиально не имеет дело с единичными испытаниями, работая только с сериями.
Важным статистическим законом хаотических стратегий является «обобщенный закон сохранения энергии». Закон сохранения энергии гласит, что в изолированной системе количество энергии не изменяется. В применении к системе со множеством вероятных исходов, однако, закон приходится переформулировать как «среднее значение энергии по всем исходам не изменяется». Представим себе, что возможных исходов только два, и в одном из них энергия падает в два раза, а в другом возрастает в полтора (таким образом, величина изменения энергии в обоих случая одинакова, отличаясь только знаком). Тогда мы можем заведомо утверждать, что вероятность каждого исхода ровно 50%, в среднем энергия не изменилась.
Заметим, что обобщенный закон сохранения энергии сразу же «убивает» легенду о том, что страхование «демпфирует» негативные альтернативы развития. Дело в том, что в любой случае, средний результат не может быть изменен, при этом часть полезной работы тратится страховщиком на свою деятельность. Тем не менее, страховая деятельность вполне оправдана: дело в том, что ряд альтернатив всегда «гибельны» для системы, их возникновение приводит к демонтажу части структур и обеднению экономики в целом. Страхование дает выигрыш за счет того, что оно позволяет уменьшить число возникновений/уничтожений экономических субъектов.
Первоначально страховали суда, объекты большой ценности, приносившие сверхприбыли, но и обладающие большой себестоимостью. Понятно, что общее число построенных/уничтоженных кораблей слабо зависело от деятельности страховщиков (как деятельность второго порядка — страховщик требовал соблюдения некоторых норм безопасности, уменьшая потери), но за счет уменьшения числа банкротств увеличивая оборот в экономике.
Таким образом, мы приходим к стратегии риска в экономике: в ситуации, когда существует механизм, ослабляющий самые негативные (и, естественно, самые позитивные) варианты развития, крайне разумным является выбор операций с некоторой степенью риска. Еще раз отметим, что экономическая деятельность происходит не «в абстрактном математическом принципе», поэтому результат однократного риска не может быть точно предсказан.
Может показаться,
что страхование рисков нарушает закон
сохранения энергии для всей экономики
в целом. Но тут следует заметить, страхование
предотвращает гибель не только дееспособных
экономических субъектов, но и недееспособных.
Страхование уменьшает скорость развития
системы, что считается умеренной платой.
Альтернативой стратегии риска является стратегия чуда. Дело в том, что в антропных системах теория вероятности всегда наталкивается на препятствие в виде множества неучтенных факторов, которые, хотя и дают почти нулевой вклад в средний результат, способны породить локальные заметные отклонения от средней величины. Речь идет о том, что неучтенные факторы порождают явление, известное как «невероятная серия».
Причина их возникновения заключена в том, что деятельность такого фактора проявляется не равномерно по всему периоду наблюдения, а сконцентрирована на локальном отрезке времени. Это приводит к парадоксальному, но не противоречащему случайной природе, явлению: некоторое событие, воспринимаемое как случайное, происходит только в виде серий (отметим, что случайные события имеют некоторые шансы образовать серию просто в силу своей статической природы).
В результате имеется смешивание серий двух видов — статистических и неопознанных. Это смешение привело к тому, что множество людей до сих пор верит в закон серии, как в статистический закон и очень удивляется, что этот закон не работает при игре в рулетку (в системе игры в казино фактически нет неизвестных факторов).
В теории,
очень хотелось бы научится рефлектировать
такие неопознанные факторы, которые привели
к серии, но в реальном времени это почти
никогда не возможно. Стратегия чуда подходит
к задаче с другой стороны: она предусматривает
мониторинг удачных серий и созданий условий
для их возникновения.
7. Странные стратегии
Мы разделили стратегии на аналитические и неаналитические по вопросу отношениям базовым правилам игры. Но ведь стратегия есть высшая форма деятельности, которая и устанавливает эти сами правила игры. В принципе, у стратегического управления всегда есть возможность нарушить свои собственные установки.
Заметим, что такой подход крайне опасен: изменение «правил игры» в процессе функционирования сложной системы фактически означает прекращение нормального процесса, и появление не просто неучтенных хаотических факторов, но и даже более неприятных факторов «сопротивления» системы типа сил Ле-Шателье-Брауна.
Стратегии, которые подменяют правила игры мы называем «странными», указывая на их почти полную не изученность. Странные стратегии не изучались военной мыслью, тем более, не представлены они и в литературе экономической.
Наиболее простой формой странной стратегии является подмена критерия «победы». В современном бою выигрывает та сторона, которая дольше всех сможет не признать себя побежденной. Фирма остается прибыльной пока она может делать вид, что она прибыльна. История с скандальным делом она вполне показательна: в системе американских экономических отношений подмена настоящей прибыльности фиктивной может продолжаться весьма длительное время.
Более сложной формой странных стратегий является изменение своей позиции в отношении противников/союзников. В военной стратегии такие примеры военной дипломатии встречаются (при этом неуспешных примеров больше, чем успешных), но найти подобные действия в экономической стратегии не удается.
Вообще,
странные стратегии следует рекомендовать
только в случае, когда в ситуации нет
ни шансов на победу, ни воли к победе —
и нельзя воспользоваться ни аналитическими,
ни хаотическими стратегиями.