Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:09, курсовая работа
Цель моей курсовой работы – рассмотреть следующие вопросы:
1. Анализ особенностей рынка рабочей силы и рыночного механизма;
2. Особенности формирования рынка труда в России;
3. Виды и причины трудовой миграции;
4. Положительные и отрицательные стороны трудовой миграции;
5. Государственное урегулирование процессов трудовой миграции.
Введение…………………………………………………………………………..….. 2
I. Рынок труда в национальной экономике
1.1. Особенности рынка рабочей силы и рыночный механизм………………..… 4
1.2. Конкурентные модели и равновесие на рынке рабочей силы…………….…. 9
1.3. Особенности формирования рынка труда в России ………………………..…15
II. Влияние миграции на рынок труда в России
2.1 Виды трудовой миграции…………………...……………………………...…… 22
2.2. Экономические эффекты для национальной экономики от привлечения иностранной рабочей силы………………………………………………………….. 25
2.3. Современное направление урегулирования миграционных процессов и миграционное законодательство………………………………………………..…. 33
Заключение …………………………………………………………………………. 52
Список литературы ………………………………………………………………… 56
Важнейшее следствие реализации этих признаков состоит в объективной невозможности для агентов спроса (фирм) и агентов предложения (работников) устанавливать контроль за рыночной ценой труда, т.е. принудительно диктовать уровень заработной платы.
Рассмотрим сначала динамику предложения труда и спроса на него на рынке совершенной конкуренции применительно к отдельно взятой фирме (рис. 3).
График показывает, что в данном случае:
во-первых, предложение труда абсолютно эластично (прямая SL параллельна оси абсцисс);
во-вторых, предельные издержки на трудовой ресурс (MRQ постоянны и равны цене труда, т.е. ставке заработной платы (Wo).
Причины такого вида графика предложения очевидны: фирма — совершенный конкурент столь мала, что изменения спроса на труд с ее стороны не оказывают никакого влияния на рынок. Сколько бы она ни наняла работников, ей придется платить им одну и ту же — уже установившуюся на рынке — зарплату и, следовательно, нести при каждом новом принятии на работу одного сотрудника одни и те же предельные издержки.
На уровне целой отрасли, действующей в условиях совершенной конкуренции, графики спроса и предложения труда принимают другой вид (рис. 4). Хорошо видно пересечение разнонаправленных кривых спроса и предложения в точке равновесия, где формируются равновесная ставка заработной платы и равновесное число занятых работников. Именно эта складывающаяся на уровне отрасли цена труда выступает по отношению к фирме в качестве рыночной реальности или данности, которую той приходится безропотно принимать.
В условиях совершенной конкуренции непосредственно проявляется действие классических законов саморегуляции рынка. В точке равновесия одинаково отсутствуют и избыток, и дефицит рабочей силы (спрос точно равен предложению). А это значит, что в экономике нет ни безработицы с ее негативными социальными последствиями, ни нехватки рабочих рук, которая ведет к снижению мотивации труда, уменьшению требований руководства фирм к персоналу и т.п. Равновесие устойчивое: обратные связи гасят случайные отклонения от него. Например, повышение цены труда (на графике до уровня W,) ведет к увеличению предложения (до величины Ls) и сокращению спроса на труд (до величины LD). Возникает избыток предложения рабочей силы. Часть желающих поступить на работу не находят себе места, начинается конкуренция за вакансии, в ходе которой работники соглашаются на пониженную зарплату, лишь бы быть нанятыми. Постепенно цена труда снижается до исходного уровня.
Все это достигается без каких-либо внешних (например, государственных) интервенций: каждая фирма нанимает ровно такое число работников, какое нужно для максимизации прибыли, и потому не заинтересована его изменять.
В реальной практике хозяйствования строгое выполнение условий свободной конкуренции на рынке труда наблюдается редко. Применительно к России, хотя и с известной долей условности, к рынкам совершенной конкуренции сегодня можно отнести рынки продавцов, строителей, шоферов, уборщиков, рабочих-ремонтников разного профиля, специализирующихся на ремонте жилья, офисов, бытовой техники, мебели и обуви, и подсобных рабочих. Спрос здесь представлен множеством мелких и мельчайших фирм, порой и домашних хозяйств, а предложение — неорганизованной массой работников, владеющих этими сравнительно простыми профессиями. Другими словами, как и положено при совершенной конкуренции, структура спроса и предложения атомистична (субъекты многочисленны и малы по размерам).
Рис. 3. Предложение труда Рис. 4 Предложение труда и спрос
и спрос на него для отдельной фирмы на него для отрасли в условиях
в условиях совершенной конкуренции совершенной конкуренции
Для современного рынка труда, существующего в условиях как высокоразвитой рыночной, так и переходной экономики, более характерна несовершенная конкуренция с элементами монопсонии и монополии.
Монопсония на рынке труда означает наличие на нем единственного покупателя трудовых ресурсов. Единственный работодатель противостоит здесь многочисленным независимым наемным работникам.
К основным признакам монопсонии следует отнести:
- сосредоточение основной части (или даже всех) занятых отрасли на одной фирме;
- полное (или почти полное) отсутствие мобильности работников, не имеющих реальной возможности сменить работодателя при продаже своего труда;
- отсутствие профсоюзов или иных форм объединения занятых.
Результатом существования таких условий становится, установление монопсонистом (единственным работодателем) контроля за ценой труда в интересах максимизации прибыли.
Главное, что отличает ситуацию при монопсонии от ситуации при совершенной конкуренции,— это рост ставок заработной платы при найме увеличивающегося числа работников. Другими словами, если для фирмы — совершенного конкурента предложение труда абсолютно эластично, и она может нанять любое нужное ей число работников по одной и той же ставке заработной платы, то при монопсонии график предложения имеет обычный вид — он поднимается вверх с ростом цен. И это понятно: монопсонист — фактически фирма-отрасль. Увеличение его спроса на труд автоматически означает и рост обшеотраслевого спроса. Чтобы привлечь дополнительных рабочих, их приходится переманивать из других отраслей. Соотношение спроса и предложения в экономике меняется, и цены на труд растут.
Монопсония на рынке труда выражается также в том, что для фирмы-монопсониста предельные издержки, связанные с оплатой трудовых ресурсов, растут быстрее ставки заработной платы.
Активно содействовать ограничению монопсонии обязано государство. Обязано по той причине, что стихийные силы рынка с этой проблемой справиться не в состоянии. Ведь они действуют лишь в условиях конкуренции, которой при монопсонии по сути нет.
В этом случае государственное вмешательство — вовсе не антирыночная мера. Установление государством минимальной заработной платы для монопсониста — то же самое, что установление максимальной цены для монополиста: обе указанные политики заставляют фирму вести себя так, как если бы перед ней был конкурентный рынок,— пишет крупный американский специалист по микроэкономике Х.Р. Вэриан.
И все-таки не только государству необходимо вмешиваться в формирование конкурентного рынка труда. Особую роль здесь играют профсоюзы.
Профсоюзы представляют собой объединения (ассоциации) наемных работников, создаваемые для защиты их экономических интересов и улучшения условий труда. По составу объединяемых трудящихся они могут иметь узкопрофессиональный, отраслевой, региональный, национальный и даже международный характер.
Хорошо известно, что на любом рынке (кроме рынка совершенной конкуренции) могут возникать объединения, как агентов спроса, так и агентов предложения. Создаваемые в целях получения экономических преимуществ и выгод для своих членов, эти объединения порождают определенные ограничения свободы конкуренции со всеми вытекающими отсюда последствиями в области ценообразования.
Что касается рынка трудовых ресурсов, то здесь наемные работники далеко не всегда занимают равноправную позицию по отношению к работодателям. Ведь на стороне работодателей имеются такие преимущества, как богатство, организационные возможности предприятия, а нередко и политическое влияние. В связи с этим у наемных работников появляется естественная потребность противопоставить покупателям труда объединенную силу его продавцов.
Профсоюзы как раз и должны играть роль такой силы. Их сверхзадача заключается в защите наемных работников от возможной эксплуатации со стороны предприятий, предъявляющих спрос на труд и оплачивающих его по низкой цене.
Поэтому профсоюзы организуют коллективные формы продажи труда взамен индивидуальных. Они пытаются обеспечить повышение заработной платы, рост численности занятых, улучшение условий труда для работающих и социальные гарантии безработным.
Наряду с выполнением чисто экономических задач профсоюзы часто вмешиваются в политическую жизнь своих стран. Экономическая деятельность профсоюзов может строиться по нескольким моделям, характерным для отдельных стран и различных временных периодов.
Самая распространенная в наше время модель сориентирована на увеличение заработной платы, достигаемое под прямым давлением профсоюзов. Как правило, ее реализуют мощные, открытые (т.е. доступные для всех желающих вступить в них) отраслевые или общенациональные профсоюзы, которые, например, под угрозой массовой забастовки в состоянии заставить предприятия пойти на желательный для профсоюзов рост ставок заработной платы.
Особого внимания заслуживает тот факт, что повышение заработной платы в результате профсоюзной активности происходит за счет сокращения занятости в отрасли. Это и понятно. В рыночной экономике профсоюзы могут влиять на предложение труда, но не на спрос на него. А по высоким ставкам зарплаты спрос на труд неминуемо меньше, чем по низким. Отсюда можно сделать вывод о противоречивости результатов борьбы профсоюзов за увеличение оплаты наемного труда, поскольку само это увеличение нередко сопряжено с уменьшением численности работающих. Иными словами, следствием роста заработной платы становится безработица. Очевидно, что в отдельных случаях профсоюзы, опираясь на свою монопольную власть единственных поставщиков труда какой-либо неконкурирующей группы, могут допускать и монополистические злоупотребления. Последнее особенно часто происходит при существовании узкопрофессиональных профсоюзов специалистов, играющих какую-то особую роль в экономике (например, профсоюза врачей скорой помощи, операторов атомных электростанций). Обычно в таких ситуациях государство законодательно запрещает забастовки, лишая профсоюзы главного рычага эгоистического давления. Но одновременно государство берет на себя роль посредника в трудовых спорах, обеспечивая выполнение справедливых требований профсоюзов.
Сознавая потенциальную опасность узкоэгоистических действий профсоюзов для экономики, следует, однако иметь в виду, что одностороннее господство профсоюзов на рынке труда — весьма редкое явление. Гораздо чаще на практике сильные профсоюзы противостоят гигантским корпорациям, ни в чем не уступающим им по своей мощи (а порой и превосходящим их). Такая рыночная ситуация получила в экономической теории название взаимной, или двусторонней, монополии. Монополия, представляющая собой сосредоточение монополистических начал одновременно на обоих полюсах рынка (спроса и предложения), частично компенсирует отсутствие конкуренции за счет противостояния интересов этих могущественных сторон, когда субъекты рынка перестают, по сути, господствовать на нем и более не в силах односторонне навязывать ему свою волю и цены.
1.3. Особенности формирования рынка труда в России
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица - как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу "кто не работает, тот не ест". Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий.
Но и тогда реалии жизни вступали в противоречие с господствующей философией всеобщности труда. Об этом свидетельствовало наличие трудоизбыточных районов прежде всего в республиках Средней Азии и Закавказья. Наряду с вынужденной незанятостью в одних регионах существовала сверхзанятость в других. Это касалось европейской части РСФСР и республик Прибалтики.
Как статистические данные, так и результаты многочисленных социологических исследований, свидетельствуют о больших изменениях в спросе на рынке труда на квалифицированные кадры. На начальной стадии макроэкономической трансформации в 1991-1992 гг. высвобождаемая рабочая сила представляла большей частью слой мало- и среднеквалифицированных рабочих и служащих. Сравнительно высокая безработица не стала социально взрывоопасной в этот период благодаря относительно низкой доле в ней высококвалифицированных специалистов. Однако при учащении банкротств государственных предприятий среди уволенных работников стремительно растет число квалифицированных рабочих и специалистов, особенно со средним специальным и профессиональным образованием. Этот процесс определяет специфику безработицы в ряде российских регионов.
Если сравнить структуру российского рынка труда со структурой рынка труда развитых стран, можно отметить, что российская ситуация характеризуется принципиально иными тенденциями. В отличие от стран Запада в России работники с высшим образованием представляют одну из наименее социально защищенных групп (об этом можно судить как по уровню их оплаты, так и по имеющимся у них гарантиям занятости).
Сравнительно высокодоходной, а потому быстро набирающей социальный престиж категорией рабочей силы являются занятые в сфере торговли и услуг на работах, не требующих специального образования и профессиональной подготовки. В развитых же странах эта категория занятых составляет наименее благополучный сегмент (если отбросить лиц, утрачивающих связь с рынком).
Информация о работе Влияние миграции на рынок труда в России