Внешнеэкономическая деятельность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в анализе проблем воспроизводства, качества экономического роста, инновационности и конкурентоспособности отечественной экономики условиях глобализации и выявление комплекса стратегических направлений внешнеэкономической политики, способствующих наиболее эффективной интеграции российской экономики в современную мировую хозяйственную систему.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 213.50 Кб (Скачать документ)

     Введение

     Актуальность  темы исследования обусловлена следующими проблемами:

  • глобальный экономический кризис, связанный с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему;
  • высокая зависимость от экспорта природных ресурсов;
  • недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Отсюда, значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий;
  • недостаточная развитость финансового сектора, банков. Кредиты российской банковской системы дороже, сроки кредитования - меньше.

     Цель  курсовой работы заключается в анализе  проблем воспроизводства, качества экономического роста, инновационности  и конкурентоспособности отечественной экономики условиях глобализации и выявление комплекса стратегических направлений внешнеэкономической политики, способствующих наиболее эффективной интеграции российской экономики в современную мировую хозяйственную систему.

     Задачи  работы:

  • дать теорию внешнеэкономической политики и выявить современные особенности развития системы международных экономических отношений;
  • рассмотреть экономические связи и оценить развитие России, обосновать значимость внешнеэкономического фактора в ее обеспечении в условиях глобализации;
  • выделить комплекс приоритетных задач внешнеэкономической политики России и определить ее стратегические пути взаимодействия с ведущими мировыми центрами, исходя из приоритетов ее национальных и экономических интересов.

     Теоретическую базу курсовой работы составили работы ведущих российских и иностранных экономистов по данной проблематике. Широко использовались разработки Законодательства Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации. В работе учтены и использованы результаты исследования проблем внешнеэкономической деятельности и её воздействия на экономику страны, полученные российскими научно-исследовательскими организациями. В данном профиле работают десятки исследователей специализированных научно-исследовательских институтов, среди которых Институт внешнеэкономических исследований, Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт, Всероссийский научно-исследовательский институт внешнеэкономических связей. В плане научного обобщения выделяется научные работы академика Н.П. Шмелева, О.С. Федченко, С.Ю. Глазьева, доктора экономических наук В.М. Кудрова и известного экономиста Е.Т. Гайдара.

 

Глава 1. Внешнеэкономическая  политика: сущность, функции и инструменты

     Чтобы понять саму суть внешнеэкономической политики, мы рассмотрим комплекс экономической политики. Экономическая политика - это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.

     Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:

  1. устойчивый рост национального производства;
  2. поддержание эффективного размера занятости;
  3. стабилизацию уровня цен;
  4. обеспечение внешнеторгового баланса.

     Можно выделить следующие направления  государственного регулирования экономики:

  1. регулирование капиталовложений;
  2. регулирование сбыта;
  3. регулирование рынка рабочей силы;
  4. стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

     Через регулирование капиталовложений государство  оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

     Система сбыта регулируется государством через  государственные закупки (государственное  потребление) и через потребительский  кредит, который довольно широко развит в странах Западной Европы. Система  потребительского кредита расширяет  емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.

     Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений:

  1. установление максимальной продолжительности рабочей недели;
  2. установление минимальной величины заработной платы;
  3. установление порядка взносов на нужды социального страхования;
  4. государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров.

     Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет  поддерживать высокое государственное  стимулирование профессионального  обучения и переподготовки кадров. Оно же позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Помимо этого можно также выделить еще и такие формы, как система экономического программирования, регулирование мелкого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного производства и т.д.

     К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся: фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, внешнеэкономическая  политика, социальная политика. Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и дополняет другие. Система дает эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и ее составляющие не противоречат друг другу.

     Фискальная  (налогово-бюджетная) политика-это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Через правительственные расходы осуществляется финансирование государственного сектора, системы социального обеспечения, делаются закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг. Они оказывают большое влияние на динамику ВНП.

     Денежная  политика - довольно тонкий инструмент, поскольку, влияя на денежную массу, государство может оказывать непосредственное воздействие на процентную политику, а тем самым на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объемы и динамику ВНП. Большую роль денежная политика играет в системе антиинфляционных мер.

     Политика  регулирования доходов - один из основных инструментов борьбы с инфляцией, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и предприятий.

     Социальная  политика, включающая в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума и т.п., направлена прежде всего на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения и их защиту от разрушительных последствий инфляции. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным семьям, регулирование отношений в области занятости.

     Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность) [1,Ст.1]. Виды внешнеэкономической деятельности:    

  • экспорт товаров (работ, услуг);  
  • реэкспорт товаров (экспорт импортных товаров);  
  • импорт товаров (работ, услуг);  
  • реимпорт товаров (импорт ранее экспортированных товаров);  
  • бартерные операции;   
  • арендные операции;
  •   продажа лицензий;
  •   оказание информационно-консультационных услуг;
  •   оказание рекламных услуг;
  •   транспортно-экспедиционные услуги;
  •    другие услуги.

     ВЭД в России охватывает производственно-хозяйственную, организационно-экономическую и коммерческую сферы (приложение 1).

    Внешнеэкономические связи - комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики. Внешнеэкономические связи представляют собой систему экономических отношений, возникающих при движении ресурсов всех видов между государствами и экономическими субъектами разных государств [8,С.208]. Эти отношения охватывают производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность государства. Сущность внешнеэкономических связей как экономической категории проявляется в их функциях:

  1. Организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной форме;
  2. Международное признание потребительной стоимости продуктов, международного разделения труда;
  3. Организация международного денежного обращения [4,С.474].

     Внешнеэкономическая политика — это политический курс действий субъектов внешнеэкономических отношений и деятельности. Недостаток этого определения заключается в том, что оно, в сущности, сводится к политической стратегии субъекта в реализации его внешнеэкономических интересов. Субъектами внешнеэкономической деятельности являются государственные органы, осуществляющие ее регулирование, а также носители, выразители и исполнители экономических интересов (физические и юридические лица и образуемые ими союзы и объединения). В свою очередь, объекты внешнеэкономической деятельности – это сами процессы, связанные с функционированием внешней экономики государства.

     В целом внешнеэкономическая политика – это форма политической организации публичной материальной возможности и возможности социального субъекта формировать и реализовывать его внешнеэкономические интересы и цели в сфере международных отношений. 
Следовательно, внешнеэкономическая политика государства – политика в области экспорта, импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала, вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов. Ей принадлежит значительная роль в обеспечении эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике.

     Международная координация в этой сфере предполагает установление международных режимов: выработку договоренностей, определяющих нормы, правила и процедуры, которых обязуются придерживаться договаривающиеся стороны при решении каких-либо проблем. Международные режимы, содержащие общепринятые стандарты и правила, в свою очередь, могут оказывать влияние на национальное регулирование.

     Цель  внешнеэкономической политики –  улучшение положения страны в  мировом хозяйстве, участие в  международном разделении труда, поддержание отечественных товаропроизводителей на мировых рынках и рынках других стран и их защита на внутреннем рынке.

     Главная стратегическая задача внешнеэкономической  политики – создание благоприятных  внешнеэкономических условий для расширенного воспроизводства внутри страны. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности охватывает сферу внешнеэкономического сотрудничества, сферу внешней торговли, валютную политику государства.

     Внешнеторговая  политика - составная часть внешнеэкономической политики государства, направленная на регулирование его внешней торговли. Известны два основных направления внешнеторговой политики: протекционизм и фритредерство (политика свободной торговли). Протекционизм направлен на защиту собственной промышленности или сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке, для чего используются таможенные тарифы и другие барьеры, призванные не допустить иностранные товары на внутренний рынок или ухудшить их конкурентоспособность. В противоположность этому фритредерство предполагает отмену ограничений на пути иностранных товаров. Для политики свободной торговли должны быть характерны низкие таможенные пошлины или полная их отмена, ликвидация различных ограничений импорта и т.д. [7,С.157].

     В условиях глобализации мирового хозяйства вызывает обострение проблем эффективного сочетания свободной торговли и протекционизма. Например, внешнеторговые противоречия непосредственно возникают и у России в ее отношениях с другими странами. Участившиеся случаи дискриминации и ущемления интересов России на мировых товарных рынках, слабость защитного механизма, обострение торговых противоречий с основными торговыми партнерами, как в дальнем зарубежье, так и в СНГ определили важность изучения проблемы выработки эффективного соотношения свободы торговли и протекционизма [10,С.97].

     Имеется обширный набор инструментов внешнеэкономической  политики – это меры стимулирования экспортёров (кредитование экспорта, льготы, таможенные и налоговые освобождения экспорта, субсидирование, государственные гарантии под экспортные поставки), импортные или экспортные ограничения (таможенные тарифы, квоты, антидемпинговые расследования, установление технологических и экологических нормативов и стандартов), меры по привлечению или ограничению доступа иностранных инвестиций в экономику страны, изменение торговых пошлин, членство в международных экономических организациях, создание особых таможенных режимов и преференций, таможенные союзы.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность России