Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 22:31, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в анализе проблем воспроизводства, качества экономического роста, инновационности и конкурентоспособности отечественной экономики условиях глобализации и выявление комплекса стратегических направлений внешнеэкономической политики, способствующих наиболее эффективной интеграции российской экономики в современную мировую хозяйственную систему.
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена следующими проблемами:
Цель курсовой работы заключается в анализе проблем воспроизводства, качества экономического роста, инновационности и конкурентоспособности отечественной экономики условиях глобализации и выявление комплекса стратегических направлений внешнеэкономической политики, способствующих наиболее эффективной интеграции российской экономики в современную мировую хозяйственную систему.
Задачи работы:
Теоретическую базу курсовой работы составили работы ведущих российских и иностранных экономистов по данной проблематике. Широко использовались разработки Законодательства Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации. В работе учтены и использованы результаты исследования проблем внешнеэкономической деятельности и её воздействия на экономику страны, полученные российскими научно-исследовательскими организациями. В данном профиле работают десятки исследователей специализированных научно-исследовательских институтов, среди которых Институт внешнеэкономических исследований, Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт, Всероссийский научно-исследовательский институт внешнеэкономических связей. В плане научного обобщения выделяется научные работы академика Н.П. Шмелева, О.С. Федченко, С.Ю. Глазьева, доктора экономических наук В.М. Кудрова и известного экономиста Е.Т. Гайдара.
Глава 1. Внешнеэкономическая политика: сущность, функции и инструменты
Чтобы понять саму суть внешнеэкономической политики, мы рассмотрим комплекс экономической политики. Экономическая политика - это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.
Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:
Можно выделить следующие направления государственного регулирования экономики:
Через регулирование капиталовложений государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.
Система сбыта регулируется государством через государственные закупки (государственное потребление) и через потребительский кредит, который довольно широко развит в странах Западной Европы. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.
Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений:
Государственное
регулирование сферы НИОКР
К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся: фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика, социальная политика. Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и дополняет другие. Система дает эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и ее составляющие не противоречат друг другу.
Фискальная (налогово-бюджетная) политика-это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Через правительственные расходы осуществляется финансирование государственного сектора, системы социального обеспечения, делаются закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг. Они оказывают большое влияние на динамику ВНП.
Денежная политика - довольно тонкий инструмент, поскольку, влияя на денежную массу, государство может оказывать непосредственное воздействие на процентную политику, а тем самым на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объемы и динамику ВНП. Большую роль денежная политика играет в системе антиинфляционных мер.
Политика регулирования доходов - один из основных инструментов борьбы с инфляцией, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и предприятий.
Социальная политика, включающая в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума и т.п., направлена прежде всего на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения и их защиту от разрушительных последствий инфляции. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным семьям, регулирование отношений в области занятости.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность) [1,Ст.1]. Виды внешнеэкономической деятельности:
ВЭД в России охватывает производственно-хозяйственную, организационно-экономическую и коммерческую сферы (приложение 1).
Внешнеэкономические связи - комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики. Внешнеэкономические связи представляют собой систему экономических отношений, возникающих при движении ресурсов всех видов между государствами и экономическими субъектами разных государств [8,С.208]. Эти отношения охватывают производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность государства. Сущность внешнеэкономических связей как экономической категории проявляется в их функциях:
Внешнеэкономическая политика — это политический курс действий субъектов внешнеэкономических отношений и деятельности. Недостаток этого определения заключается в том, что оно, в сущности, сводится к политической стратегии субъекта в реализации его внешнеэкономических интересов. Субъектами внешнеэкономической деятельности являются государственные органы, осуществляющие ее регулирование, а также носители, выразители и исполнители экономических интересов (физические и юридические лица и образуемые ими союзы и объединения). В свою очередь, объекты внешнеэкономической деятельности – это сами процессы, связанные с функционированием внешней экономики государства.
В
целом внешнеэкономическая политика
– это форма политической организации
публичной материальной возможности и
возможности социального субъекта формировать
и реализовывать его внешнеэкономические
интересы и цели в сфере международных
отношений.
Следовательно, внешнеэкономическая политика
государства – политика в области экспорта,
импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений,
привлечения иностранного капитала, вывоза
капитала за рубеж, внешних займов, предоставления
экономической помощи другим странам,
осуществления совместных экономических
проектов. Ей принадлежит значительная
роль в обеспечении эффективного использования
внешнего фактора в национальной экономике.
Международная координация в этой сфере предполагает установление международных режимов: выработку договоренностей, определяющих нормы, правила и процедуры, которых обязуются придерживаться договаривающиеся стороны при решении каких-либо проблем. Международные режимы, содержащие общепринятые стандарты и правила, в свою очередь, могут оказывать влияние на национальное регулирование.
Цель внешнеэкономической политики – улучшение положения страны в мировом хозяйстве, участие в международном разделении труда, поддержание отечественных товаропроизводителей на мировых рынках и рынках других стран и их защита на внутреннем рынке.
Главная
стратегическая задача внешнеэкономической
политики – создание благоприятных
внешнеэкономических условий
Внешнеторговая политика - составная часть внешнеэкономической политики государства, направленная на регулирование его внешней торговли. Известны два основных направления внешнеторговой политики: протекционизм и фритредерство (политика свободной торговли). Протекционизм направлен на защиту собственной промышленности или сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке, для чего используются таможенные тарифы и другие барьеры, призванные не допустить иностранные товары на внутренний рынок или ухудшить их конкурентоспособность. В противоположность этому фритредерство предполагает отмену ограничений на пути иностранных товаров. Для политики свободной торговли должны быть характерны низкие таможенные пошлины или полная их отмена, ликвидация различных ограничений импорта и т.д. [7,С.157].
В условиях глобализации мирового хозяйства вызывает обострение проблем эффективного сочетания свободной торговли и протекционизма. Например, внешнеторговые противоречия непосредственно возникают и у России в ее отношениях с другими странами. Участившиеся случаи дискриминации и ущемления интересов России на мировых товарных рынках, слабость защитного механизма, обострение торговых противоречий с основными торговыми партнерами, как в дальнем зарубежье, так и в СНГ определили важность изучения проблемы выработки эффективного соотношения свободы торговли и протекционизма [10,С.97].
Имеется обширный набор инструментов внешнеэкономической политики – это меры стимулирования экспортёров (кредитование экспорта, льготы, таможенные и налоговые освобождения экспорта, субсидирование, государственные гарантии под экспортные поставки), импортные или экспортные ограничения (таможенные тарифы, квоты, антидемпинговые расследования, установление технологических и экологических нормативов и стандартов), меры по привлечению или ограничению доступа иностранных инвестиций в экономику страны, изменение торговых пошлин, членство в международных экономических организациях, создание особых таможенных режимов и преференций, таможенные союзы.