Ввиду
несовершенной структуры внешней торговли
в условиях глобального кризиса следует
ожидать дальнейшего усиления давления
на Россию с целью открытия ее рынков.
По заключению экспертов Всемирного экономического
форума (ВЭФ), «российская экономика остается
одной из самых закрытых в мире и продолжает
возводить барьеры, препятствующие ее
широкому участию в мировой торговле».
Об этом говорится в докладе ВЭФ о вовлеченности
стран в международную торговлю в 2009 году
(The Global Enabling Trade Index 2009). В рейтинге открытости
экономики Россия заняла 109 место из 121
возможного. По мнению экспертов ВЭФ, хотя
она занимает восьмое место в мире по объему
экономики, но является наименее открытой
и привлекательной как для импорта, так
и для экспорта.
Вывод.
Оживление российской экономики, на мой
взгляд, начнется с экспортных производств,
которые, также как это было в начале 2000-х
годов, запустит внутренний спрос. Девальвация
рубля – явная поддержка экспортеров
топлива, сырья и материалов. В то же время
она затруднит модернизацию импортозамещающих
производств и особенно тех, которые работают
на импортных материалах и компонентах.
Так что в ближайшие 2–3 года следует ожидать
вынужденного акцента на ресурсные отрасли
и сокращения вложений в модернизацию
и инновации. Кризис остановит «перетекание»
российской экономики в европейскую Россию.
Глава
3. Внешнеэкономическая
политика в Российской
Федерации
В
настоящее время складывается качественно
новая ситуация в мировом хозяйстве,
обусловленная усилением торгово-политического
воздействия зарубежных государств
на международную торговлю и необходимостью
перехода к инновационной модели
социально-экономического развития.
В
октябре 2008 г. Правительство Российской
Федерации одобрило Внешнеэкономическую
стратегию страны до 2020 года, подготовленную
Минэкономразвития России при активном
участии других министерств и
ведомств, а также бизнеса. В Стратегии
впервые за последние годы зафиксированы
отраслевые и географические приоритеты
внешнеэкономической политики России
в увязке с долгосрочными целями внутренней
политики страны.
В
соответствии с этой целью в Концепции
сформулированы:
- основные
направления долгосрочного экономического
развития страны с учетом вызовов предстоящего
периода;
- цели и принципы
внешнеэкономической политики для достижения
поставленных задач;
- приоритетные
направления внешнеэкономической политики
России;
- географическая
диверсификация внешнеэкономических
связей России.
1.
Дальнейшее усиление воздействия
глобальных тенденций на социально-экономическое
развитие России будет происходить
на фоне ужесточения конкуренции,
повышения роли инновационных
факторов в странах-лидерах и
перестройки мирового экономического
порядка. Наиболее важные ожидаемые сдвиги:
- изменение
соотношения сил между различными центрами
в мировой экономике, усиление влияния
быстрорастущих стран с формирующимся
рынком;
- усиление
напряженности баланса спроса и предложения
на глобальных рынках энергоносителей
и продовольствия, смещение центра тяжести
этих рынков в сторону развивающихся государств;
- изменение
глобального баланса международных финансовых
потоков, что может повлечь за собой трансформацию
мировой финансовой системы;
- существенное
возрастание роли инноваций и технологий,
качества человеческого капитала и социальной
среды в глобальной экономической конкуренции [6].
Для
России трансформация мировой экономики
создает новые возможности для
развития внешнеэкономической интеграции,
укрепления и расширения позиций на мировых
рынках, импорта технологий и капитала.
Кризисные явления в мировой экономике
обусловливают необходимость повышения
устойчивости экономики России и ее способности
нейтрализовать негативные воздействия
мировых рынков. Динамика курсов акций
и цен на сырьевые товары повышают актуальность
перехода России на инновационный тип
экономического развития, а также формирования
в стране самостоятельной мощной финансовой
системы. Для России наличие научно-исследовательского
потенциала и высокотехнологичных производств
создает условия для обеспечения технологического
лидерства по ряду важнейших направлений.
Формирования комплекса высокотехнологичных
отраслей и расширения позиций на мировых
рынках наукоемкой продукции, увеличения
стратегического присутствия России на
рынках высокотехнологичной продукции
и интеллектуальных услуг, модернизации
традиционных отраслей экономики, в том
числе за счет развертывания глобально
ориентированных специализированных
производств. Необходимость укрепления
потенциала российского топливно-энергетического
комплекса, его модернизации, развития
ресурсной базы и инфраструктуры требует
значительных финансовых ресурсов, что
может привести к повышению уровня издержек
в экономике.
2.
Целью внешнеэкономической политики в
долгосрочной перспективе является создание
условий для достижения лидирующих позиций
России в мировой. Достижение этой цели
предполагает:
- специализацию
России в мировом разделении труда на
высокотехнологичных товарах, интеллектуальных
услугах и товарах с высокой степенью
переработки;
- достижение
лидирующих позиций в поставках энергоресурсов
на мировые рынки на основе географической
и продуктовой диверсификации экспорта,
участия в формировании глобальной энергетической
инфраструктуры и выработке правил функционирования
мировых энергетических рынков;
- реализацию
имеющихся конкурентных преимуществ в
сфере транспорта, аграрном секторе и
сфере переработки сырья;
- усиление
позиций России на мировом рынке в качестве
экспортера аграрной продукции, снижение
зависимости от импорта сельскохозяйственной
продукции и продовольствия;
- обеспечение
глобальной конкурентоспособности обрабатывающих
отраслей с использованием инструментов
таможенно-тарифной политики, регулирования
внутренних рынков, привлечения иностранного
капитала и формирования в отраслях центров
компетенции, встроенных в мировые цепочки
производства добавленной стоимости;
- создание
интегрированного евразийского экономического
пространства совместного развития, превращение
России в один из мировых финансовых центров;
- выстраивание
стабильных диверсифицированных связей
с мировыми экономическими центрами, обеспечивающих
устойчивость развития российской экономики
в долгосрочной перспективе при растущих
глобальных рисках;
- усиление
роли России в решении глобальных проблем
и формировании мирового экономического
порядка.
Основные
принципы внешнеэкономической политики
Российской Федерации:
- обусловленность
внешней экономической политики целевыми
ориентирами и приоритетными направлениями
внутренней экономической политики;
- перевод экономики
на инновационный путь развития;
- активное
обеспечение реализации национальных
интересов во внешнеэкономической сфере,
включая поддержку экспорта и прямых инвестиций
российских компаний за рубежом, защиту
интересов российского бизнеса в случае
дискриминации или нарушения его прав;
- открытость
российской экономики, расширение возможностей
доступа товаров, услуг, капиталов и рабочей
силы на внешние рынки на основе взаимности
и справедливой конкуренции;
- предсказуемость
условий привлечения иностранного капитала
в Россию, установление четких и понятных
ограничений для иностранных инвесторов
в отношении сфер, имеющих стратегический
характер;
- специализация
России в глобальной экономике на основе
реализации сравнительных преимуществ
как в традиционных сферах (энергетика,
транспорт, переработка сырья), так и в
области высоких технологий и экономики
знаний;
- географическая
диверсификация внешнеэкономических
связей, обеспечивающая закрепление позиций
российских экспортеров и инвесторов
на традиционных рынках, а также освоение
новых рынков в соответствии с приоритетами
долгосрочного социально-экономического
развития;
- активное
участие в решении глобальных проблем
с использованием гуманитарного, инновационного
и технологического потенциала России
при оказании содействия международному
развитию;
- расширение
участия предпринимательского сообщества
в выработке и реализации внешнеэкономической
политики.
3.
Первое направление - обеспечение
ведущих позиций России на мировых рынках
высокотехнологичных товаров и услуг
в соответствии с ее специализацией в
глобальной научно-технологической сфере.
Второе
направление - содействие экспорту и
достижению глобальной конкурентоспособности
обрабатывающих отраслей и сферы услуг.
Третье
направление - интеграция России в глобальную
транспортную систему и реализация транзитного
потенциала российской экономики.
Четвертое
направление - повышение роли России
в обеспечении глобальной энергетической
безопасности и укрепление ее позиций
на рынке углеводородов.
Пятое
направление - формирование интегрированного
евразийского экономического пространства.
Шестое
направление - создание в России международного
финансового центра, превращение рубля
в региональную резервную валюту и расширение
использования рубля во внешнеторговом
обороте.
Седьмое
направление - усиление роли России
в решении глобальных вопросов и формировании
мирового экономического порядка (например:
обеспечение ведущих позиций в Организации
Объединенных Наций, Международном валютном
фонде, Всемирной торговой организации).
5.
Достижение поставленных целей предусматривает
реализацию следующих региональных и
страновых приоритетов внешнеэкономической
политики России в среднесрочной и долгосрочной
перспективе.
С
Содружеством независимых государств
будет продолжена работа по направлениям:
- реализация
экономического потенциала Содружества
Независимых Государств как региональной
организации;
- создание
экономических условий для эффективного
строительства Союзного государства;
- дальнейшее
укрепление Евразийского экономического
сообщества как ядра экономической интеграции,
создание таможенного союза и Единого
экономического пространства в формате
"тройки" (Белоруссия, Казахстан и
Россия) с подключением к этой работе других
государств по мере их готовности;
- развитие
торгово-экономического сотрудничества
на двусторонней основе.
Страны
дальнего зарубежья.
Значение торгово-экономических отношений
с Китаем и Индией будет определяться
не только их потенциалом для развития
внешней торговли России в целом, но и
особой растущей геополитической ролью
этих государств в мире. Масштабная реструктуризация
национальных экономик Китая и Индии,
модернизация имеющейся промышленной
базы, подкрепленная растущими финансовыми
ресурсами, позволяет российским компаниям
претендовать на участие в крупнейших
проектах в энергетике, металлургии, машиностроении
и наращивать продажи российской наукоемкой
продукции в этих государствах. В этой
связи Россия стоит перед необходимостью
создания адекватного экспортного потенциала
на азиатском направлении и формирования
комплекса мер по его реализации.
Перспективным
направлением взаимодействия с США предполагается
решение следующих задач:
- концентрация
усилий на поиске новых и использовании
существующих на рынке США возможностей
для поставок инновационных товаров и
технологий при сохранении ранее занятых
позиций по ряду видов высокотехнологичных
товаров;
- создание
условий для расширения взаимных инвестиций;
- устранение
действующих в США ограничений в торговле
и в сфере технологического обмена с Россией.
Быстроразвивающиеся
страны Азии:
- увеличение
российского экспорта путем наращивания
поставок энергоносителей, изделий целлюлозно-бумажной
и химической промышленности, продукции
энергетического и сельскохозяйственного
машиностроения, электронных компонентов
и телекоммуникационного оборудования;
- расширение
участия российских компаний в строительстве
новых и модернизации построенных объектов,
увеличение поставок комплектного оборудования,
в том числе в сфере энергетики, водно-энергетического
хозяйства и железнодорожной инфраструктуры;
- наращивание
экспорта специальной техники, объектов
промышленной собственности для организации
сборочного производства по российским
лицензиям, а также других товаров и услуг
в рамках строительства промышленных
объектов;
- расширение
российских инвестиций в создание сбытовой
и сервисной сети для реализации машин
и оборудования, а также совместных сборочных
предприятий на территории этих государств
(на основе российских комплектующих);
- развитие
сотрудничества в научно-технической
сфере (прежде всего в мирном освоении
космоса и альтернативной энергетике),
учреждение совместных научно-внедренческих
парков;
- наращивание
экспорта сельскохозяйственных товаров
и продовольствия;
- расширение
экспорта образовательных услуг.
Страны
Латинской Америки и Карибского
бассейна:
- укрепление
присутствия России в государствах региона
путем расширения номенклатуры экспортных
поставок машин и оборудования, продукции
химической промышленности, компонентов
авто- и авиатранспортных средств, спецтехники
и др.;
- расширение
поставок оборудования для строительства
объектов "под ключ" и организации
сборочного производства по российским
лицензиям товаров, а также оказание услуг
в рамках строительства промышленных
и энергетических объектов;
- развитие
инвестиционного сотрудничества, направленного
на производство продукции, поставляемой
как на рынки латиноамериканских, так
и других стран в сфере электроэнергетики,
строительства нефте- и газопроводов,
авиатехники, железнодорожного транспорта,
космической индустрии, горнорудной и
нефтедобывающей промышленности, автомобилестроения
и военной техники;
- создание
представительств крупных российских
компаний и организация региональных
центров по обслуживанию российской техники;
- создание
совместных предприятий по добыче и переработке
промышленного сырья и сельскохозяйственной
продукции;