Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:13, курсовая работа
В данной работе рассмотрим роль государственного регулирования в рыночной экономике. В том числе, как с помощью политики налогов, штрафов, прямых запретов решаются проблемы отрицательных внешних эффектов (экстерналий), а использование дотаций, субсидий, бесплатного предоставления товаров и услуг государством расширяет использование ресурсов, производство и потребление благ в отраслях с положительными внешними эффектами, стимулируя при этом благосостояние общества.
Введение
Глава 1. Примеры внешних эффектов в рыночной экономике
Глава 2 Факторы, обусловливающие необходимость государственного регулирования экономики
2.1. Недостатки рыночных взаимоотношений
2.2. Обоснования вмешательства государства в рыночную среду
Глава 3 Практика применения государственного регулирования внешних эффектов в рыночной экономике и его формы
3.1 Административные методы регулирования внешних эффектов
3.2. Экономические методы
3.3. Взаимодействие методов регулирования
Заключение
Список литературы
Во-первых, жесткий государственный контроль монопольных рынков.
Во-вторых, регулирование внешних эффектов и их последствий для окружающей среды. В этой сфере экономические регуляторы недостаточны и неэффективны, так как если погублено озеро или лес, то никакие финансовые санкции их не воскресят. Необходимы административные меры: консервация части национальных ресурсов, исключающая их коммерческую эксплуатацию, выделение природоохранных зон, в которых недопустимы определенные виды производственной деятельности, прямое запрещение использования экологически вредных технологий.
В-третьих, разработка экологических стандартов, гарантирующих населению экологически безопасную жизнь, национальных стандартов и других, а также контроль за их соблюдением.
В-четвертых,
определение и поддержание
В-пятых, защита национальных интересов в системе мирового хозяйства, например, лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала.
В странах с развитой рыночной экономикой административные методы давно превратились в неотъемлемую часть хозяйственного механизма, и нигде не ставится задача заменить их чем-то другим. Мировая и отечественная практика свидетельствуют о том, что администрирование опасно, когда не имеет экономического обоснования. Напроч отвергать его - значит, неточно представлять себе устройство современной рыночной экономики.
Хотя мировая хозяйственная практика знает немало комбинаций различных методов регулирования их внутренняя структура, как правило, остается неизменной. Одни методы (как экономические, так и административные) выполняют в экономике роль несущей конструкции, направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов, предназначены для гашения негативных эффектов, неизбежно сопровождающих государственное регулирование рыночной экономике.
Заключение
Рыночная экономика определяется как совокупность таких экономических отношений, при которых управление хозяйственной жизнью, решение о том, что, как и для кого производить, реализуются сами по себе посредством конкуренции, спроса и предложения, свободных цен, прибылей и убытков. В ныне господствующей экономической литературе утверждается, что рыночная экономика позволяет эффективно использовать ресурсы, формировать оптимальную структуру народного хозяйства, оптимальный спектр товаров и услуг при минимальных издержках производства и обращения, и максимальной прибыли. При этом рыночная экономика предполагает отсутствие, либо минимальное текущее вмешательства государства в экономическую жизнь.
История
экономических отношений в
В приведённой работе на примерах показано, что внешние эффекты от рыночной экономики имеют отрицательную полярность, положительные моменты, как правило, возникают после вмешательства в рыночные отношения государства. Само по себе государство – политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом и которая одновременно является официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.
Однако
противопоставлять
В действительности план и рынок — это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие друг друга инструменты. Любая экономическая система будет иметь перспективу, если сумеет выстроить плановую экономику с хорошо настроенным на выполнение плана рыночным механизмом. В качестве доказательства сошлемся на мнение действительного экономиста, автора японского экономического чуда С. Окита высказанное им незадолго до смерти профессору А. Динкевичу: «Часто можно слышать, что провозглашенный в СССР и странах Восточной Европы переход к рыночным механизмам является убедительным доказательством превосходства рыночной экономики над централизованно планируемой. Я полагаю, что это заблуждение… Проблема состоит в том, чтобы соединить, согласовать, объединить в едином механизме начала этих двух систем, найти эффективный путь комбинирования рыночных механизмов и государственного планирования и регулирования».
Таким образом, в действительности план и рынок — это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие друг друга инструменты. Перспективу будут иметь те государства, экономика которых станет плановой в рамках обеспечения на достойном уровне демографически обусловленных потребностей населения, с хорошо настроенным на выполнение плана рыночным механизмом.
Практика
жизни показывает и подтверждает,
что те общества, которые в большей
степени сумели реализовать этот принцип
в своей экономике, меньше других страдают
от всевозможных финансовых и экономических
кризисов.
Список литературы
1.Мамедов О.Ю. От модели классического рынка к модели смешанной экономики. Ростов Н/Д, «Феникс», 1999.
2. Энклунд Клас. Эффективная экономика- шведская модель: Пер. со швед.- М.: Экономика, 1991.
3.
Андриянов В. Национальное
4. Богачев В.Н. К вопросу теории и методологии национального богатства / ИЭ РАН. М., 1995. – 207 с.
5. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азилияна. – 2-е изд. доп. и перераб. – М., 1997. – 820 с.
6. Бухвальд Е. М. Национальное богатство в условиях формирования рыночных отношений. Наука, 1994. – 192 с.
7.
Ефимова М.Р., Галченко О.Н., Петрова.
Е.В. Практикум по общей
8. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие. / Под ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова.— М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007. — 1040с.
9.
Курс социально-экономической
10. Курс экономики: Учебник для экономических вузов / Под ред. Б.А. Разберга. – М.: Центр, 1999. – 715 с.
11. Макроэкономика. Учебное пособие для вузов / под ред. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 319с.
12. Национальное счетоводство: Учебник. – 2-е изд. / Под ред. Б.И. Башкатова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 608 с.
13.
Национальная экономика:
14.
О национальном богатстве
15.
Российский статистический
16. Статистический словарь / Под ред. Ю.А. Юркова. – М.: Финстатинформ, 1996. – 498 с.
17.
Учебник по основам
18. Экономика. Учебник./ Под ред. Доктора эк. Наук, проф. А.С. Булатова - М.: Юрист, 2007 - 846с.
19. Экономическая статистика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 736 с.
20. Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова, - М.: ИНФРА-М, 2000. – 480 с.
21.
Яров П. Особенности
22.
Сайт государственной
23.
СНС – новости и комментарии
– www.imf.org/external/pubs/
24. http://www.kpe.ru/biblioteka/.
Информация о работе Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование