Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание

В данной работе рассмотрим роль государственного регулирования в рыночной экономике. В том числе, как с помощью политики налогов, штрафов, прямых запретов решаются проблемы отрицательных внешних эффектов (экстерналий), а использование дотаций, субсидий, бесплатного предоставления товаров и услуг государством расширяет использование ресурсов, производство и потребление благ в отраслях с положительными внешними эффектами, стимулируя при этом благосостояние общества.

Содержание

Введение


Глава 1. Примеры внешних эффектов в рыночной экономике


Глава 2 Факторы, обусловливающие необходимость государственного регулирования экономики

2.1. Недостатки рыночных взаимоотношений

2.2. Обоснования вмешательства государства в рыночную среду


Глава 3 Практика применения государственного регулирования внешних эффектов в рыночной экономике и его формы

3.1 Административные методы регулирования внешних эффектов

3.2. Экономические методы

3.3. Взаимодействие методов регулирования


Заключение


Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Внешние эффекты в экономике и их гос регулирование.doc

— 182.00 Кб (Скачать документ)

       Во-первых, жесткий государственный контроль монопольных рынков.

     Во-вторых, регулирование внешних эффектов и их последствий для окружающей среды. В этой сфере экономические регуляторы недостаточны и неэффективны, так как если погублено озеро или лес, то никакие финансовые санкции их не воскресят. Необходимы административные меры: консервация части национальных ресурсов, исключающая их коммерческую эксплуатацию, выделение природоохранных зон, в которых недопустимы определенные виды производственной деятельности, прямое запрещение использования экологически вредных технологий.

     В-третьих, разработка экологических стандартов, гарантирующих населению экологически безопасную жизнь, национальных стандартов и других, а также контроль за их соблюдением.

     В-четвертых, определение и поддержание минимально допустимых параметров благосостояния населения - гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработице и т.п.

     В-пятых, защита национальных интересов в  системе мирового хозяйства, например, лицензирование экспорта или государственный  контроль над импортом капитала.

     В странах с развитой рыночной экономикой административные методы давно превратились в неотъемлемую часть хозяйственного механизма, и нигде не ставится задача заменить их чем-то другим. Мировая и отечественная практика свидетельствуют о том, что администрирование опасно, когда не имеет экономического обоснования. Напроч отвергать его - значит, неточно представлять себе устройство современной рыночной экономики.

     Хотя  мировая хозяйственная практика знает немало комбинаций различных  методов регулирования их внутренняя структура, как правило, остается неизменной. Одни методы (как экономические, так и административные) выполняют в экономике роль несущей конструкции, направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов, предназначены для гашения негативных эффектов, неизбежно сопровождающих государственное регулирование рыночной экономике.

 

Заключение

     Рыночная  экономика определяется как совокупность таких экономических отношений, при которых управление хозяйственной  жизнью, решение о том, что, как и для кого производить, реализуются сами по себе посредством конкуренции, спроса и предложения, свободных цен, прибылей и убытков. В ныне господствующей экономической литературе утверждается, что рыночная экономика позволяет эффективно использовать ресурсы, формировать оптимальную структуру народного хозяйства, оптимальный спектр товаров и услуг при минимальных издержках производства и обращения, и максимальной прибыли. При этом рыночная экономика предполагает отсутствие, либо минимальное текущее вмешательства государства в экономическую жизнь.

     История экономических отношений в обществе через экономические и социальные кризисы доказала иллюзорность общественной полезности саморегуляции рынка. Напротив, коммерциализация смысла человеческой деятельности и культивирование «общества потребления» ради получения все большей прибыли может привести к необратимым экологическим последствиям. В этой алгоритмике человечество неуклонно приближается к глобальной биосферно-экологической и социальной катастрофе поскольку рыночная саморегуляция ориентируется прежде всего на не считающиеся с разрушением биосферы сверхприбыли.

     В приведённой работе на примерах показано, что внешние эффекты от рыночной экономики имеют отрицательную полярность, положительные моменты, как правило, возникают после вмешательства в рыночные отношения государства. Само по себе государство – политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом и которая одновременно является официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

     Однако  противопоставлять административные методы управления экономикой и абсолютизацию государственного планирования экономических процессов рыночному механизму не правильно.

     В действительности план и рынок —  это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие друг друга инструменты. Любая экономическая система будет иметь перспективу, если сумеет выстроить плановую экономику с хорошо настроенным на выполнение плана рыночным механизмом. В качестве доказательства сошлемся на мнение действительного экономиста, автора японского экономического чуда С. Окита высказанное им незадолго до смерти профессору А. Динкевичу: «Часто можно слышать, что провозглашенный в СССР и странах Восточной Европы переход к рыночным механизмам является убедительным доказательством превосходства рыночной экономики над централизованно планируемой. Я полагаю, что это заблуждение… Проблема состоит в том, чтобы соединить, согласовать, объединить в едином механизме начала этих двух систем, найти эффективный путь комбинирования рыночных механизмов и государственного планирования и регулирования».

     Таким образом, в действительности план и рынок — это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие друг друга инструменты. Перспективу будут иметь те государства, экономика которых станет плановой в рамках обеспечения на достойном уровне демографически обусловленных потребностей населения, с хорошо настроенным на выполнение плана рыночным механизмом.

     Практика  жизни показывает и подтверждает, что те общества, которые в большей степени сумели реализовать этот принцип в своей экономике, меньше других страдают от всевозможных финансовых и экономических кризисов.  
 

 

Список  литературы

     1.Мамедов О.Ю. От модели классического рынка к модели смешанной экономики. Ростов Н/Д, «Феникс», 1999.

     2. Энклунд Клас. Эффективная экономика- шведская модель: Пер. со швед.- М.: Экономика, 1991.

     3. Андриянов В. Национальное богатство,  природные и трудовые ресурсы  России. / / Общество и экономика. – 2003. – N 4-5. – С. 127-196

     4. Богачев В.Н. К вопросу теории  и методологии национального  богатства / ИЭ РАН. М., 1995. –  207 с.

     5. Большой экономический словарь  / Под ред. А.Н. Азилияна. – 2-е  изд. доп. и перераб. – М., 1997. – 820 с.

     6. Бухвальд Е. М. Национальное богатство в условиях формирования рыночных отношений. Наука, 1994. – 192 с.

     7. Ефимова М.Р., Галченко О.Н., Петрова.  Е.В. Практикум по общей теории  статистики - М.: «Финансы и статистика», 2005 -336с.. Кириченко В.Н., Национальное богатство СССР, М., 1964. – 184 с.

     8. Курс экономической теории: Общие  основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной  экономики: Учебное пособие. / Под  ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В.  Ломоносова.— М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007. — 1040с.

     9. Курс социально-экономической статистики / Под ред. М.Г. Назарова. – М.: Финстатинформ: ЮНИТИ, 2000. – 771 с.

     10. Курс экономики: Учебник для  экономических вузов / Под ред.  Б.А. Разберга. – М.: Центр, 1999. –  715 с.

     11. Макроэкономика. Учебное пособие для вузов / под ред. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 319с.

     12. Национальное счетоводство: Учебник.  – 2-е изд. / Под ред. Б.И. Башкатова.  – М.: Финансы и статистика, 2002. – 608 с.

     13. Национальная экономика: Учебник  / Под общей ред. акад. В.А. Шульги. – М.: изд-во Рос. экон. акад., 2002. – 592 с.

     14. О национальном богатстве России. / / Свободная мысль. – 2004. –  N 1. – С. 41-56

     15. Российский статистический ежегодник:  Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2002. - С. 10-22

     16. Статистический словарь / Под  ред. Ю.А. Юркова. – М.: Финстатинформ, 1996. – 498 с.

     17. Учебник по основам экономической  теории (экономика) / В.Д. Камаев и  др. – М.: Владос, 1994. – 151 с.

     18. Экономика. Учебник./ Под ред. Доктора  эк. Наук, проф. А.С. Булатова - М.: Юрист, 2007 - 846с.

     19. Экономическая статистика: Учебник.  – 3-е изд., перераб. и доп. / Под  ред. проф. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 736 с.

     20. Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник / Под ред. Ю.Н.  Иванова, - М.: ИНФРА-М, 2000. – 480 с.

     21. Яров П. Особенности воспроизведения  национального богатства в начале XXI века. Издательство: Наука, 2006. – 241 с.

     22. Сайт государственной статистики. Россия в цифрах: www.gks.ru

     23. СНС – новости и комментарии  – www.imf.org/external/pubs/ft/sna/rus/25rus.pdf

     24.  http://www.kpe.ru/biblioteka/.

Информация о работе Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование