Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:42, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена проблеме безработицы и инфляции, как они влияют друг на друга, что делает государство для решения этих проблем. В настоящее время это очень актуально. Безработица является своего рода зеркальным отражением циклических колебаний экономики и при своих значительных масштабах оказывается наиболее тяжелым следствием экономической рецессии для людей, потерявших работу. Знать причины и виды безработицы необходимо для нахождения путей ее решения.
Введение……………………………………………………………4
I. Социально-экономическая сущность безработицы.
1.1. Безработица как экономическая сущность………6
1.2. Виды и причины безработицы……………………..7
1.3. Последствия безработицы………………………..11
II. Сущность и причины инфляции. Взаимосвязь инфляции и безработицы.
2.1. Сущность и причины инфляции…….….………...14
2.2. Последствия инфляции……………………………18
2.3. Взаимосвязь инфляции и безработицы.………..21
III. Роль государства в реализации эффективной занятости трудоспособного населения и стабилизации инфляции в обеспечении долгосрочного равновесия и обеспечения роста экономики.
3.1. Государственное регулирование в создании рабочих мест………………………………………..23
3.2. Антиинфляционная политика……………………30
3.3. Обзор безработицы и инфляции в городе Перми………………………………………………..33
Заключение…………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………..41
Приложение……………………………………………………43
Свертывание инвестиционной деятельности. Помимо отрицательного воздействия инфляции на благосостояние населения, она в не меньшей степени оказывает негативное влияние на производство, хозяйственную деятельность в целом. Под воздействием инфляции происходит обесценивание, с одной стороны, амортизационных отчислений, с другой -фонда накопления. В результате и валовые, и чистые инвестиции существенным образом «усыхают» и не позволяют реализовать запланированные проекты и мероприятия, связанные с технической реконструкцией производства, обновлением и модернизацией используемого оборудования, новым строительством. Это ведет к ограничению предложения товаров и услуг.
Одновременно происходит истощение и другого источника финансовых ресурсов - обесценивание и изъятие населением и юридическими лицами своих сбережений. Кроме того, в условиях неопределенности и нестабильности раскручивание инфляционной спирали существенно понижает склонность к сбережению, что также подрывает финансовую основу развития и совершенствования производства. Кроме того, быстрое обесценивание денежных сбережений подталкивает их владельцев к слабо продуманным и чрезмерным расходам денежных ресурсов, нарушению межотраслевых пропорций, расхищению финансовых средств.
Что касается кредитных отношений, то так как выплаты ссуд происходят в неизменных ценах, кредиторы оказываются в весьма затруднительном положении.
В связи с тем, что в государственном секторе цены как на ресурсы, так и на выпускаемые товары пересматриваются реже, чем в частном секторе, технически сложно наладить регулирование цен, не говоря уже о достижении ценовой стабильности. В результате увеличивается дисбаланс частного и общественного секторов, а государство теряет свой потенциал и утрачивает возможность адекватного воздействия на экономику. Данный эффект особо опасен при переходе от административно-командной системы хозяйствования к регулируемой рыночной экономике.
Подрыв предпринимательской и трудовой активности. Инфляция существенно подрывает мотивацию к активной предпринимательской и трудовой деятельности. Для предпринимательских кругов, особенно в сфере производства. неопределенность в механизме ценообразования значительно увеличивает степень риска при реализации тех или иных инвестиционных проектов. Одновременно им все сложнее становится получать кредиты. Это не может не сказаться на производстве и сокращении предложения товаров и услуг.
Что касается лиц наемного труда, то при высокой инфляции происходит обесценивание их доходов в результате роста цен и сокращение реальных возможностей на приобретение необходимых потребительских благ, а поэтому значительно снижается усердие и прилежность работников.
Последствия подавленной инфляции. Вышеперечисленные механизмы подавленной инфляции формируют экономику хронического товарного дефицита. Как показала практика борьбы с командно-административными методами с товарным дефицитом, устранение дефицита одних товаров сопровождается формированием дефицита других. К тому же дефицит может сопровождаться даже перепроизводством продукции, так как потребители, имея возможность приобрести товар, отказываются покупать его из-за низкого качества.
В конечном счете, можно заключить, что все три направления развертывания подавленной инфляции сориентированы на формирование дефицитных инфляционных ожиданий, которые оказывают наиболее пагубное воздействие на экономику. Дефицитные ожидания проявляются в мощных приливах ажиотажного текущего спроса, продиктованных не столько прогнозами, что товары подорожают, сколько опасениями, что их не будет вовсе. В таких случаях «сметаются», закупаются впрок буквально все товары в ожидании сокращения их предложения при одновременном росте цен на них. Данную ситуацию мы могли наблюдать в начале 90-х гг. у себя в стране в условиях ожидания перехода к рыночной экономике. Мы получили «перекрестный» инфляционный эффект, ибо всплеск ожидаемого спроса был обусловлен,
во-первых, ожидаемым свертыванием производства,
во-вторых, предполагаемым «взрывом» цен,
в-третьих, угадыванием неизбежности обесценивания сбережений.
Необходимо особо подчеркнуть, что административный контроль за ценами не представляет собой абсолютное зло. В странах с высокоразвитой рыночной экономикой такой контроль устанавливается за ценами на товары предприятий-монополистов вне зависимости от их форм собственности, а также с целью оказания поддержки тем или иным отраслям или сферам хозяйственной деятельности (например, сельскому хозяйству). Тем более без него вряд ли можно обойтись в период формирования современного рыночного хозяйства, особенно если это относится к такой сверхмонополизированной экономике, как наша. Наличие монополистических, олигополистических структур объективно обусловливает необходимость использования административных методов вмешательства в экономику.
2.3. Взаимосвязь безработицы и инфляции.
Зависимость между инфляционным ростом цен и сокращением безработицы была выведена в 1958 году английским экономистом А.Филлипсом. Закономерность заключается в том, чем ниже уровень инфляции, тем выше уровень безработицы, и наоборот. И это можно объяснить. С повышением уровня безработицы уменьшается покупательная способность населения. Безработица отрицательно сказывается на уровне оплаты труда. В итоге уровень инфляции снижается. Этот процесс наглядно представлен в виде кривой Филлипса. Используя данные статистики Великобритании за 1861-1956гг. он построил кривую, отражающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы. Теоретическую базу под расчеты А. Филлипса подвел экономист Р. Липси. В дальнейшем американские экономисты П.Самуэльсон и Р.Солоу модифицировали кривую Филлипса, заменив ставки заработной платы на темпы роста товарных цен.
Р
U
где P - темп роста товарных цен;
U - уровень безработицы, где
число безработных
Уровень безработицы =
Исходя из кривой Филипса, возникают два варианта для разного практического сочетания взаимосвязанных величин:
Или низкая безработица и высокая инфляция; или низкая инфляция и высокая безработица . Так, при президенте США Р. Рейгане удалось обуздать инфляцию путем повышения уровня безработицы до рекордной величины.
Между тем кривая Филипса отражает взаимосвязь инфляции и безработицы только в краткосрочном периоде. Если взять длительные периоды (5-10) лет, то при высоком уровне безработицы цены продолжают повышаться. Так обстояло дело в США в 70-е и 80-е годы.
То, что кривая Филипса не срабатывает в долгосрочном периоде, объясняется следующими обстоятельствами. Во второй половине 20 века заработная плата, а тем самым и пособия по безработице, систематически повышались даже во время спада производства, что обусловлено ростом квалификации и стоимости рабочей силы. Как правило, предприниматели и работники заключают долгосрочные договоры о величине заработной платы. Более того, из-за инфляционных ожиданий предприниматели увеличивают оплату труда в порядке компенсации будущего роста цен.
В итоге возникает такое явление, как инфляция издержек.
Инфляция издержек – рост цен, который вызван повышением производственных расходов (увеличением оплаты труда и удорожанием сырья, энергоносителей и др.). Стало быть, при инфляции издержек цены повышаются вместе с увеличением безработицы.
В таком случае цена борьбы с инфляцией путем увеличения уровня безработицы становится очень высокой. По расчетам зарубежных экономистов, чтобы инфляция могла снизиться на 1%, безработица должна превысить свой «естественный уровень» на 2%. Но от этого реальный валовой национальный продукт уменьшится на 4% по сравнению с потенциальной его величиной (в 1985 г. в США такие потери дохода страны составили бы 160 млрд. долл.).
Отметим , что зависимость снижения (стабилизации) инфляции ценою роста безработицы лежит в основе многих государственных антиинфляционных программ (США, Великобритания, Польша, Венгрия и, похоже, СНГ).
3. Роль государства в реализации эффективной занятости трудоспособного населения и стабилизации инфляции в обеспечении долгосрочного равновесия и обеспечения роста экономики.
3.1.Государственное регулирование в создании рабочих мест.
Монетаристы выступили против истолкования кривой Филлипса как простого и доступного решения проблемы выбора целей экономической политики. Инфляция не рассматривается ими как "неизбежная плата" за достижение высокого уровня занятости. В 1967 году М.Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.
С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор Кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя "бессмысленность" политики стимулирования спроса, Фридмен считал нерациональным достижение полной занятости.
Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсиаиской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее Монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения госинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.
Однако при всех своих положительных чертах теория естественной нормы безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет нехватку рабочих мест результатом "свободного выбора" людей, добровольно отказывающихся участвовать в производственном процессе.
Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Они обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Они предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства.
Какие же шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы?
Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Используя опыт ряда иностранных государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
1.) Улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным.
В нашей стране из 96,9 % желающих найти работу 65,5 % обращались за помощью в службу занятости, но лишь! 5,7 % - "вполне довольны", "не совсем довольны" - 67,2 %, "не довольны" - 16,4 % (остальные затруднились ответить). К минусам работы службы занятости относят:
• низкую заработную плату по вакансиям;
• неприемлемые условия труда предполагаемой работы;
• отсутствие у работников должного отношения к обратившимся. (18, ст.70)
2.)Устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства;
в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки. В Перми в течение 9 месяцев 2001г. областной службой занятости было направлено на профессиональное обучение 4253 человек (55%) относится к категории слабозащищенных: 1905 - молодежь, впервые выходящая на рынок труда, 670 - одинокие и многодетные родители, воспитывающие детей инвалидов и детей дошкольного возраста, 224 —инвалиды, имеющие показания к труду, 207 - уволенные с военной службы, 140 ~ лица, освобожденные из мест лишения свободы.