Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 08:02, курсовая работа
Цель моей работы - раскрыть экономическое содержание спроса, предложения и их взаимодействия, показать, что основным элементом экономической теории, с помощью которого познаются закономерности рыночного механизма, являются понятия спроса и предложения и их графическая интерпретация. Описать подход к исследованию зависимости спроса и предложения от влияющих на них факторов и проанализировать, каким образом в самом общем случае покупатели и поставщики взаимодействуют друг с другом, т.е., как спрос влияет на предложение, а предложение - на спрос.
Введение 3
1. Теории спроса и предложения 6
1.1. Спрос и его изменения. График спроса. 6
1.2. Предложение и его изменения. График предложения 12
2. Равновесие спроса и предложения. 17
2.1Методы воздействия государства на рыночное равновесие 17
2.2. Рыночное равновесие. Равновесная цена 20
3. Эластичность спроса и предложения 23
Заключение 27
Список литературы
Динамические модели предложения
Рассмотрим взаимодействие потребителей и производителей на рынке. Изобразим это в виде модели пересечения графиков спроса и предложения.
Для понимания функции предложения большое значение имеет фактор времени (то есть мы с Вами сейчас изучим предложение в виде динамической модели). Обычно различают краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В краткосрочном периоде все факторы производства постоянны (то есть их количество и состояние не меняется - просто ничего не успевает измениться), в среднесрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном - все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).
В условиях краткосрочного рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рисунок 1).
В условиях среднесрочного периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (рисунок 2).
В
условиях длительного (долгосрочного)
периода увеличение спроса приводит
к значительному росту
2.Равновесие спроса и предложения
Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения точка (Е). Она соответствует определенному уровню цены (Ре), отмеченной на оси ординат, по которой продается определенное количество товаров (Qe), отмеченное на оси абсцисс.
Как показано на рисунке, любой излишек товара на рынке (выше точки Е) оказывает «понижающее» давление на его равновесную цену. И наоборот, наличие дефицита (ниже точки Е,) будет оказывать «повышающее» давление на цену недостающего товара до тех пор, пока не установится равновесная цена.
P
0 Qe
Равновесие спроса и предложения
d — спрос; s — предложение;
Рыночное равновесие на любом конкурентном рынке может иметь место лишь относительно некоторого фиксированного момента времени, например в течение дня, недели, месяца и т.д. В каждый последующий момент равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной цены. Однако данное равновесие всегда остается таким состоянием конкурентного рынка, при котором Qd = Qs. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение рыночные силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит, когда Qd > Qs, или излишек товарного предложения, когда Qd < Qs.
Уравновешивающая функция цены стимулирует рост предложения при дефиците и сдерживает предложение, разгружая рынок при избытке товаров.
2.1 Методы воздействия государства на рыночное равновесие
Для
решения важнейших
Монопольное вмешательство государства в ценовое равновесие и механизм конкурентного рынка — это лишь одна разновидность вмешательства, которое внешне осуществляется для регулирования (как правило, снижения) цен на так называемые социально значимые товары или ресурсы. Это могут быть как потребительские товары первой необходимости (хлеб, молоко, соль и др.), так и производственные товары в виде сырьевых или топливно-энергетических ресурсов.
Подобное вмешательство представляет собой принудительное ценообразование и поэтому всегда осуществляется на законодательной основе, подтверждающей правомочие власти и ее обязанность действовать в интересах незащищенных социальных групп населения или в общенациональных интересах.
Например, если государство вмешивается в ценообразование для защиты малообеспеченных социальных групп населения, то цены на потребительские продукты устанавливаются на уровне ниже рыночного равновесия.
Принудительное понижение цен и тарифов может осуществляться государством и на сырьевые или энергетические ресурсы под влиянием лоббирования заинтересованных производственных компаний в законодательных органах.
Однако любые вмешательства подобного рода способны блокировать и даже разрушить ценовой механизм конкурентного рынка, не решая при этом ни социальных, ни общенациональных проблем, ради которых они якобы применялись.
При государственном вмешательстве ценовой механизм разрушается потому, что совокупный спрос не ограничивается спросом тех потребителей, ради которых государство устанавливает принудительно низкие цены или тарифы. Однако этот искусственно заниженный уровень цен может вызвать «понижательную» тенденцию производства, т.е. выпуска и предложения социально значимых товаров. Предприятия и фирмы не заинтересованы выпускать товары по таким ценам, которые не возмещают издержек и не приносят прибыли. Начавшееся снижение выпуска товаров, а вслед за этим дефицитность и очереди, теневая экономика и спекуляция — это явления, которые выгодны монополистам для взвинчивания цен и получения сверхприбыли. В подобных случаях социальная напряженность будет распространяться на все слои населения.
Дефицитные товары «уходят» в теневые сферы, где они продаются по спекулятивным ценам, еще более недоступным, чем до государственного вмешательства. При этом особенностью теневых структур производства и торговли является то, что они неуловимы также для государственного налогообложения.
Следовательно, сокращается реальная возможность наполнения государственного бюджета для выплаты пенсий, пособий, стипендий. Потребуются новые правительственные полномочия и карательные меры, которые в конечном итоге способны сформировать полицейское государство вместо эффективной экономики.
Налогообложение — это еще один способ государственного вмешательства в рыночное ценообразование. В данном случае не происходит нарушения механизма формирования цен по законам спроса и предложения; в этом его отличие от принудительного ценообразования.
Однако любой налог создает предпосылки для роста цен через формирование равновесия спроса и предложения на новом, более высоком уровне. Это происходит потому, что налог использован государством, как инструмент воздействия на функцию предложения. Например, целью его применения может быть ограничение рынка от избыточного выпуска товаров данного вида. Как правило, сферой подобного использования государством налогов может быть аграрный сектор, если существует угроза избытка сельскохозяйственных продуктов. В этом случае государство применяет налог на продажи избыточной продукции с целью ограничить ее производство (посевы) в предстоящий период.
Но такая упреждающая мера уместна лишь в условиях устойчиво высокой урожайности, вызывающей трудности продажи продукции, убытки аграрных фирм и субсидии им со стороны государства.
Во всех иных случаях применение прямых и косвенных налогов, хотя внешне и не нарушает законов конкурентного ценообразования, отрицательно сказывается как на потребителях, так и на производителях товаров. Налог непосредственно платит государству фирма, производитель товаров путем вычета из торговой выручки от продаж. Однако большая его часть перекладывается на покупателя путем увеличения цены товара, попавшего под налогообложение. Следовательно, покупатель подорожавшего товара либо вынужден делать вычет из своих доходов в пользу государства при покупке этих товаров, либо ограничивать свое потребление, поскольку не может оплачивать покупку товаров по возросшим от налогов ценам.
Отрицательные социальные последствия неизбежны, как и в любом другом случае, способствующем повышению цен. Поскольку на конкурентном рынке сформировались равновесные цены в соответствии со спросом и предложением, то налоговая «прибавка» к цене первоначально вызовет сокращение количества покупок, а вслед за этим произойдет соответствующее сокращение выпуска и предложения товаров по новой, возросшей цене.
2.2 Рыночное равновесие. Равновесная цена
Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, что, в конечном счете, предполагает определенное соотношение спроса и предложения. Анализ спроса и предложения на отдельных рынках рассматривает микроэкономика, спрос и предложение во всей рыночной экономике, на всем национальном рынке исследует макроэкономика.
Если интересы производителей и потребителей совпадают, достигается равновесие рынка. Его можно определить как ситуацию на рынке, когда величины предложения и спроса совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене. Экономический смысл данного равновесия заключается в том, что оно отражает единство продавцов и покупателей, равенство их возможностей и желаний.
Равновесие
– закон для каждого
В
силу увеличения или уменьшения спроса
и/или предложения происходят изменения
в равновесных количествах
Если рыночная цена выше цены равновесия, тогда возникает избыток товаров, при котором объем, предложения превышает объем спроса.
Например, при цене картофеля 850 руб. за 1 кг величина предложения превысит величину спроса. Это означает, что будет продано только 200 кг из 1350, предлагаемых на рынке. Продавцам придется понизить цену, чтобы повысить величину спроса на свой товар. При этом часть продавцов покинет рынок, потому что издержки для них превысят цену.
Когда рыночная цена ниже равновесной то возникает дефицит, при котором величина спроса превышает величину предложения.
Предположим, цена понизится до 250 руб. за 1 кг. Тогда спрос превысит предложение: не всякий, кто хочет купить картофель по такой цене, сможет это сделать. Возникнет хорошо нам знакомая ситуация дефицита и очередей. Это будет побуждать продавцов увеличивать цены, что в свою очередь привлечет на рынок новых продавцов и увеличит предложение.
Таким образом, равновесная цена – это цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос. Другими словами, равновесная цена – это цена, при которой величина спроса со стороны покупателей совпадает с величиной предложения со стороны продавцов.
Например, предположим, что цена установилась на уровне 450 руб. за 1 кг. При этой цене величина спроса равна величине предложения. Это означает, что каждый, кто хочет купить картофель по такой цене, сможет осуществить свое желание. С другой стороны, каждый продавец, желающий продать свой товар по такой цене, обязательно найдет покупателей. Ни избытка, ни дефицита товаров при данной цене не будет.
Когда же рыночная цена выше цены равновесия, тогда возникает избыток товаров, при котором объем, предложения превышает объем спроса.
Например, покупатель, готовый купить картофель не дороже 350 руб. за 1 кг, покинет рынок с пустыми руками. Аналогично продавец, для которого издержки настолько высоки, что он не готов продать свой картофель дешевле, чем за 550 руб. за 1 кг, увезет с рынка весь свой товар непроданным.
В
отличие от других цен на картофель
равновесная цена 450 руб. за 1 кг является
сравнительно устойчивой. Во всяком случае,
она может держаться до тех пор, пока не
сдвинутся кривые спроса и предложения.
Если цена оказывается меньше равновесной,
она, вероятно, скоро повысится, а если
она превышает равновесный уровень, то
можно смело прогнозировать ее снижение
в ближайшем будущем.
Информация о работе Закон предложения, закон спроса, равновесие предложения и спроса