Закон предложения, закон спроса, равновесие предложения и спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 08:02, курсовая работа

Описание

Цель моей работы - раскрыть экономическое содержание спроса, предложения и их взаимодействия, показать, что основным элементом экономической теории, с помощью которого познаются закономерности рыночного механизма, являются понятия спроса и предложения и их графическая интерпретация. Описать подход к исследованию зависимости спроса и предложения от влияющих на них факторов и проанализировать, каким образом в самом общем случае покупатели и поставщики взаимодействуют друг с другом, т.е., как спрос влияет на предложение, а предложение - на спрос.

Содержание

Введение 3

1. Теории спроса и предложения 6

1.1. Спрос и его изменения. График спроса. 6

1.2. Предложение и его изменения. График предложения 12

2. Равновесие спроса и предложения. 17

2.1Методы воздействия государства на рыночное равновесие 17

2.2. Рыночное равновесие. Равновесная цена 20

3. Эластичность спроса и предложения 23

Заключение 27

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономики.doc

— 398.00 Кб (Скачать документ)

         

       3.   Эластичность спроса и предложения

       Эластичность  спроса

       Измерения спроса и предложения выступают  важным инструментом экономического анализа и применяются на практике для оценки их влияния на торговую выручку. Важным моментом является эластичность — реакция спроса на изменение рыночной цены. В наиболее общем виде эластичность спроса по цене можно определить, как 1%-ное изменение количества продаж товаров к 1%-му изменению его цены. Подобным методом могут быть определены коэффициенты эластичности по каждому фактору влияния, как на спрос, так и на предложение. Например, может быть определена эластичность спроса при изменяющихся доходах покупателей или эластичность предложения при изменяющихся технологиях производства и т.п.

       Торговая  выручка определяется как произведение рыночной цены товаров на общее количество их продаж по этой цене. Показатель торговой выручки напрямую зависит от степени эластичности спроса. Для улучшения этого показателя, а также для ускорения товарооборота предприниматели проводят соответствующую ценовую политику на рынках своих товаров.

       Например, если при 1%-ном снижении цены товара количество его продаж возрастает более  чем на 1%, то имеет место эластичный спрос, позволяющий увеличить товарооборот и торговую выручку.

       Если же 1%-ное снижение цены вызывает увеличение продаж также на 1%, то имеет место единичная эластичность спроса, ускоряющая товарооборот, но не приносящая роста торговой выручки.

       Может иметь место и неэластичный спрос, когда при 1 %-ном снижении цены количество продаж не достигает даже 1 %, не ускоряя товарооборот и вызывая снижение торговой выручки.

              Например, с эластичностью спроса сталкивается каждая фирма, которая собирается изменить цену на свой продукт. Предположим, что владелец кафе решает вопрос, стоит ли ему повысить цену на чашку кофе со 150 до 200 руб. Ответ на этот вопрос зависит от эластичности спроса на кофе в этом кафе. Предположим, что при цене 150 руб. в день продавалось 300 порций кофе. При возросшей цене величина спроса упала до 250 чашек в день. Подсчитав свою выручку (валовой доход), владелец убедился, что она возросла, несмотря на некоторое падение величины спроса.

       К товарам с эластичным спросом  обычно относятся:

  1. предметы роскоши (шампанское, драгоценности, деликатесы);
  2. товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель,     телевизор);
  3. легко заменяемые товары (отдельные виды мяса, фруктов).

       Товары  с неэластичным спросом включают:

  1. предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электроэнергия);
  2. товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаш, зубная щетка);
  3. труднозаменяемые товары (электрические лампочки, бензин, билет на интересный концерт).

       Конечно, каждой фирме хочется, чтобы спрос на ее продукцию был как можно менее эластичным — это дает возможность назначать сравнительно высокие цены. Для этого необходимо воспитывать у покупателя "преданность" изделиям данной фирмы, ее торговой марке.

       Чем круче наклонена кривая спроса, тем  меньше его эластичность. Чем положе кривая спроса, тем эластичность больше:

       

       Рис. 1. Эластичность спроса:

       d1 — неэластичный спрос; d2 — единичная эластичность спроса;

       d3— эластичный спрос 
 

       Эластичность  предложения

       Эластичность  предложения измеряется как относительное  изменение количества товаров и  их цен, характеризуя степень эффективности производственной и маркетинговой политики.

       Таким образом, эластичное предложение — это ситуация так называемого мгновенного равновесия, когда 1%-ное увеличение цены товаров вызывает увеличение выпуска товаров более чем на 1 % под влиянием кратковременно возросшего спроса, а не производственных причин.

       Например, предположим, что городские власти хотят привлечь на работу дополнительное количество дворников.

       Чтобы увеличить предложение услуг  по уборке улиц, они повышают заработную плату дворников (т.е. цену их услуг) на 10 тыс. руб. в месяц. Вполне возможно, что эта мера приведет к желаемому результату, особенно если в этом городе достаточно много неработающих матерей с детьми, пенсионеров или студентов, для которых такой приработок может иметь существенное значение. В этом случае предложение услуг по уборке улиц будет эластичным.

       Единичная эластичность возникает, когда повышение цены на 1 % вызывает рост выпуска товаров также на 1%. Такая ситуация возможна и из-за непродолжительного повышения спроса, вследствие которого производство отреагирует лишь увеличением переменного капитала.

       При неэластичном предложении 1% повышения цен вызывает рост выпуска менее чем на 1%, показывая, что спрос уже приспособился к возросшей цене, которая сохранится на длительную перспективу, определяя масштабы капиталовложений (т.е. инвестиции основного капитала) в производство товаров данного вида.

       Например, если те же городские власти захотят тем же способом привлечь врачей в местную больницу, у них это вряд ли получится, потому что издержки для возможных претендентов на эту должность будут слишком высоки и не окупятся дополнительными 10 тыс. руб. в месяц. Врачи, у которых уже есть хорошо оплачиваемая работа в этом городе, не захотят ее покидать. Для иногородних, могут оказаться слишком велики издержки на переезд в этот город или на ежедневные поездки на работу. Наконец, представители других профессий явно не захотят переквалифицироваться и изучить медицину (это требует очень больших затрат времени и сил и больших издержек упущенной возможности) для того, чтобы занять место врача в городской больнице. Таким образом, предложение врачебных услуг, скорее всего окажется неэластичным.

       

       Рис. 2. Эластичность предложения:

       S1 — неэластичное предложение; S2 — единичная эластичность предложения; S3 — эластичное предложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

        На основе всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

        1. Рынок это обмен: купля и  продажа товаров с помощью  денег. 

         2. Основные элементы рынка товар и деньги. Товар это продукция, изготовленная для продажи, а не для собственного потребления. Деньги это эквивалент всех физических товаров и услуг и тоже товар.

       3. Основные действующие лица на  рынке продавец (поставщик) и покупатель (потребитель).

       Современная экономика любой страны не может  функционировать, не опираясь на основные компоненты рынка. В противном случае это была бы экономика чисто натурального хозяйства, которое прекратило свое существование несколько столетий назад.

       Рынок это следствие общественного  разделения труда, т.е. изготовления продукции  с целью обмена. В свою очередь, обмен обусловил возникновение денег и денежного обращения. Особенность развития неуправляемых рыночных отношений- это передача предприятиям от бывших министерств и ведомств права распоряжаться своим имуществом, управлять деятельностью, и нести ответственность за результаты своей работы, а также передача всего объема технической, финансовой, правовой и прочей информации, которая ранее использовалась вышестоящим органом, а в условиях рыночной стихии должна накапливаться и самостоятельно использоваться предприятием.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  литературы

  1. Экономическая теория. Учебник для экономических вузов. Под редакцией В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. Издательство «Юрайт» Москва 2005.
  2. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А.С. Булатова. Издательство  БЕК. Москва 1995.
  3. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика: Пер. с англ. Учеб. пособие.— 15 изд.— М.: БИНОМ, 1997.
  4. Микро-, макроэкономика: Практикум: / Под общ. ред. Ю.А. Огибина. - СПб.: Литера плюс, Санкт Петербург оркестр, 1994.
  5. М.И. Беляев, "МИЛОГИЯ" 1999-2007год.
  6. Самуэльсон П.А. Экономика. М.: Алфавит, 1993.
  7. Микроэкономика. Уч. пособие /Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн.; БГЭУ. 2000.
  8. Баликоев В.З., Общая экономическая теория: Учебное пособие / М.: Изд-во ПРИОР; Новосибирск: Изд-во ЮКЭА, 1999.

Информация о работе Закон предложения, закон спроса, равновесие предложения и спроса