Закон предложения, закон спроса, равновесие предложения и спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 08:02, курсовая работа

Описание

Цель моей работы - раскрыть экономическое содержание спроса, предложения и их взаимодействия, показать, что основным элементом экономической теории, с помощью которого познаются закономерности рыночного механизма, являются понятия спроса и предложения и их графическая интерпретация. Описать подход к исследованию зависимости спроса и предложения от влияющих на них факторов и проанализировать, каким образом в самом общем случае покупатели и поставщики взаимодействуют друг с другом, т.е., как спрос влияет на предложение, а предложение - на спрос.

Содержание

Введение 3

1. Теории спроса и предложения 6

1.1. Спрос и его изменения. График спроса. 6

1.2. Предложение и его изменения. График предложения 12

2. Равновесие спроса и предложения. 17

2.1Методы воздействия государства на рыночное равновесие 17

2.2. Рыночное равновесие. Равновесная цена 20

3. Эластичность спроса и предложения 23

Заключение 27

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономики.doc

— 398.00 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное учреждение высшего 

профессионального образования 

«Новосибирский  государственный медицинский университет 

Федерального  агентства по здравоохранению и  социальному развитию»

(ГОУ  ВПО НГМУ Росздрава) 
 

                                                          Факультет

                                                          Экономики и управления

                                                          в здравоохранении 

                                                          (заочное образование) 
 

Кафедра экономики и управления в здравоохранении 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономическая теория»

      по  теме: Закон предложения, закон спроса, равновесие предложения и спроса. 
 
 
 
 

Выполнил: студент гр. ЭУЗ

                  

          Проверила: ст.преподаватель 

                             

                   Дата:  ______________

                   Оценка: ____________

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2009г.

 

       

             Содержание:

Введение                                                                                                                       3                                              

1. Теории  спроса и предложения                                                                               6                                       

    1.1. Спрос и  его изменения. График спроса.                                                   6

    1.2. Предложение и его изменения. График предложения                            12          

2. Равновесие  спроса и предложения.                                                                     17

    2.1Методы воздействия государства на рыночное равновесие                    17             

    2.2. Рыночное равновесие. Равновесная цена                                                 20   

3. Эластичность спроса и предложения                                                                  23

Заключение                                                                                                                27

Список литературы                                                                                                   28               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       «Люди, никогда систематически не изучавшие экономическую теорию, похожи на глухих, которые пытаются оценить звучание оркестра».

       П.Самуэльсон

       Есть области знаний и жизненного опыта, о которых, кажется, может судить любой из нас. Кроме политики, к таким сферам относятся медицина и, конечно же, экономика. Это не случайно, ведь экономика - наука эмпирическая, связанная с практикой непосредственно. Каждый из нас, независимо от подготовки, повседневно сталкивается с экономическими явлениями. Все мы трудимся - создаем ценности или повышаем свою квалификацию, получаем доходы, обращаемся к рынку, следим за ценами, являемся потребителями.

       Экономика изучает «homo ecoonomics» - экономического человека, его действия и интересы. И также как в медицине, где для постановки диагноза нужно хорошо знать функционирование здорового организма, необходимо, прежде всего, разобраться в законах функционирования здоровой экономики.

       Экономическая наука призвана определять, как максимально  эффективно использовать ограниченные ресурсы - природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Подробно всем другим отраслям знаний, экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. И в этом узком смысле она не может быть национальной, также как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения, с ростом дохода происходит уменьшение потребляемой его части и возрастание накопляемой.

       Но  у экономики есть принципиальное отличие от точных и естественных наук она имеет дело не с отдельным  человеком на необитаемом острове, но с членом общества, подверженного воздействию традиций, национального менталитета и политических институтов. Инструментарий экономиста, имеет, поэтому национальную специфику.

       Наука формируется примерно так же, как растет дерево или строится здание. Великие экономисты прошлого заложили фундамент, создали теорию, называемую микроэкономикой. В качестве исходного пункта для анализа здесь берется хозяйство предпринимателя и фермера.

       Микроэкономика изучает отношения между предпринимателями (конкуренция), предпринимателями и наемными работниками, продавцами и покупателями. Она формулирует законы спроса и предложения, редкости, убывающей доходности, предельной производительности труда или капитала. Микроэкономика непосредственно связана с предпринимательской деятельностью, является как бы справочником, руководством для бизнеса.

       Рынок косвенное, опосредованная взаимосвязь  между производителями и потребителями  продукции в форме купли-продажи  товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок основа рыночной экономики.

       Рынок- это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.

       Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.

       Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить  два фундаментальных понятия: спрос и предложение.

       Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями) соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

       Спрос и предложение - два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей. Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы - продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов, как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром, а на предложение - уровень развития технологии в данной отрасли.

       Поскольку стремления покупателей и продавцов удовлетворяются друг за счет друга, то они неизбежно встречаются друг с другом, образуется так называемый рынок, система экономических отношений между покупателями и поставщиками товара, в результате которых между ними совершаются сделки.

       Цель моей работы - раскрыть экономическое содержание спроса, предложения и их взаимодействия, показать, что основным элементом экономической теории, с помощью которого познаются закономерности рыночного механизма, являются понятия спроса и предложения и их графическая интерпретация. Описать подход к исследованию зависимости спроса и предложения от влияющих на них факторов и проанализировать, каким образом в самом общем случае покупатели и поставщики взаимодействуют друг с другом, т.е., как спрос влияет на предложение, а предложение - на спрос.  
 
 

       1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ  СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

       Анализ  спроса и предложения, их изменений, механизма образования цены равновесия дает возможность объяснить функционирование рынка, определить экономическую свободу как важнейшее условие развития рыночных отношений.

       В данной главе решается задача - выявления секретов действия механизма спроса и предложения на конкурентном рынке, объяснения установления рыночного равновесия и влияния на него факторов спроса и предложения.

       Введение  в анализ понятия эластичности позволяет  более детально рассмотреть зависимость  объема спроса и предложения соответствующей  рыночной цены товара. В целом концепция  эластичности широко используется при  разработке ценовой стратегии фирмы.

       Данная  тема выполняет также задачи вооружения начинающих изучать микроэкономику категориальным аппаратом, без которого не постигаются азы данного структурного раздела “Экономическая теория”.

    1. Спрос и его изменения.

    График спроса.

       Спрос – это обобщающий термин, описывающий фактических и потенциальных покупателей товаров. Спрос можно рассматривать как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая подкреплена покупательной способностью людей, т.е. денежным эквивалентом. Можно иметь потребности, но не иметь денег, тогда нет особого смысла говорить о покупательском спросе. Таким образом, предполагается, что покупатели имеют не только желание, но и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии.

       Нередко спросом называют то количество товара, которое будет куплено потребителями по данной цене в определенных условиях места и времени.

       Для объяснения функционирования рыночного механизма используется более точное определение — объем спроса.

       Объем спроса — это количество товара, которое покупатели в данный период времени по заданной цене могут приобрести на рынке.

       Поведение покупателей определяет объем спроса на товар и ведущая роль в нем принадлежит цене. Как правило, при прочих равных условиях, покупатель приобретет товара больше, если цена будет ниже. Наоборот, повышение цены уменьшит количество спрашиваемого товара.

       Спрос, являясь платежеспособной потребностью, на практике может принимать различные виды:

       Нерегулярный  – спрос, основанный на сезонной, почасовой  потребности, например, не загруженность транспорта днем, перегруженность в часы "пик".

       Нерациональный  – спрос на товары, которые вредны для здоровья или антисоциальны (сигареты, наркотики, огнестрельное оружие).

       Отрицательный – спрос, когда большая часть  рынка недолюбливает товар или  услугу (прививки, медицинские операции).

       Скрытый – спрос, возникающий тогда, когда  многие потребители испытывают желание  в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль).

       Падающий  спрос – явление постоянное (снижается  посещаемость музеев, театров и т.п.).

Информация о работе Закон предложения, закон спроса, равновесие предложения и спроса