Анализ деятельности коммерческого и сберегательного банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 19:12, курсовая работа

Описание

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Содержание

Введение 4
1. Общая часть 5
1.1 Понятие коммерческого банка и рынка банковских услуг
1.2 Критерии классификации и типы предоставляемых услуг, предоставляемых 6
коммерческими банками
1.2.1 Специфические и неспецифические услуги коммерческого банка 8
1.3 Понятие и сущность сберегательного банка 10
2. Специальная часть 13
2.1 Анализ операций и услуг, предоставляемых коммерческим банком 13
2.2 Анализ операций и услуг, предоставляемых сберегательным банком 17
2.3 Развитие услуг коммерческих и сберегательных банков 21
2.4 Проблемы совершенствования банковского обслуживания населения 26
Заключение 28
Библиографический список 29
Приложение 30

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 414.00 Кб (Скачать документ)

          Помимо предоставления кредитов Октябрьское ОСБ № 5410/078 осуществляет вкладные операции (см. таблицу 6).

Таблица 6 - Ресурсная база банка

 
Источники
1.01.2004 1.01.2005 1.01.2006 1.01.2007
сумма (в тыс. р.) уд. вес  (в %) сумма (в тыс. р.) уд. вес  (в %) сумма

(в тыс. р.)

уд. вес  (в %) сумма

(в тыс.  р.)

уд. вес  (в %)
1.Собственные  средства  
170
 
4,8
 
150
 
1,8
 
300
 
3,4
 
312
 
4,3
2.Привлеченные  средства  
5899
 
99,4
 
9435
 
99,5
 
9564
 
98,1
 
13804
 
99,7

       В структуре привлеченных средств  наибольший удельный вес занимают вклады и депозиты населения (см. таблицу 7).

Таблица 7 - Привлечение средств во вклады и депозиты

 
Ресурсы
1.01.04 1.01.05 1.01.06 1.01.07 1.01.06 1.01.07
сумма (в тыс. р.) уд. вес  (в %) сумма (в тыс. р.) уд. вес  (в %) сумма (в тыс. р.) уд. вес  (в %) сумма (в тыс. р.) уд. вес  (в %)
Привлеченные ресурсы, всего:  
6463
 
100
 
9766
 
100
 
9122
 
100
 
1344
 
100
 
Вклады  граждан
 
6211
 
98
 
9677
 
96
 
9976
 
100
 
13771
 
100
Депозиты юридических лиц  
605
 
9
 
889
 
8,7
 
422
 
5,5
 
665
 
6,2

      Общий объем средств населения, привлеченных банком на 1.01.2004 года равен 6463 тыс. р. Вклады населения составили 98 % привлеченных средств.

       Депозиты  же юридических лиц составляют незначительный объем в общей сумме привлеченных средств, происходит снижение удельного веса депозитов в структуре привлечённых средств по состоянию  на 1 января 2006 года по сравнению  с периодом 2004 года с 9 % до 6,2 %.

       Основной  формой привлечения средств являются вклады физических лиц. Их удельный вес составил 100 % (см. таблицу 8).

Таблица 8 - Привлечение средств физических лиц                                                                                              

 
Формы привлечения
2005 2006 2007
сумма (в тыс. р.) уд. вес    ( в %) сумма  (в  тыс. р.) уд. вес  (в %) сумма (в тыс. р.) уд. вес  (в %)
 
1.Вклады  населения
19466 99,9 1887 99,9 26597 100
 
2.Ценные  бумаги
416 3,3 189 3,1 42 1,2
 

Банк, привлекая  временно свободные денежные средства во вклады, предлагает определенные правила: он определяет конкретные условия для вкладчика по конкретному виду вклада. При внесении денежных средств во вклад оформляется Договор банковского вклада (см. Приложение).

       Банк  обязуется выплатить конкретный доход, если его условия будут выполнены.

       Условия по вкладам предусматривают срок хранения вклада, процедуру открытия счета, возможность приходных и расходных операций, определение дохода по вкладу, особые условия по вкладу и т.д.  

    2.3 Развитие услуг коммерческих и сберегательных банков

 

                  В законе «О банках и банковской деятельности» банк характеризуется как кредитная организация, заинтересованная в получении прибыли от своей операционной деятельности. И ничего не сказано о клиентской базе, без которой невозможно выполнение каких-либо операций. Между тем, клиент банка — не тот, кто просто пользуется услугами банка, а лицо, заключающее с ним контракт на открытие счета, а затем пользующийся его услугами. И для установления отношений с банком важно, как именно они устанавливаются, когда банк принимает предложение клиента. Однако наличие клиентского счета существенно.

          При этом не важно, сколько было совершено сделок между банком и физическим лицом, это лицо не станет клиентом, пока не будет принято его заявление об открытии счета, то есть пока не будут установлены договорные отношения.

Несмотря на это, банк, его сотрудники могут выполнять  определенные обязанности (финансовые, учётно-аналитические, консультации и т.п.) в отношении какого-либо юридического или физического лица ещё до момента открытия счёта. Банк должен выполнять такие контрактные обязательства перед этим лицом, как если он уже был клиентом.

Таким образом, отношения между банками и  их клиентами, при всех прочих условиях, являются договорными, контрактными. Это, по существу, отношения между банком и его клиентом, между кредитором и заёмщиком и, наоборот, между клиентом и банком, когда банкир оформляет кредит заёмщику. Они регулируются различными категориями правовых положений. Правовые нормы, относящиеся к предложению банкира и его принятию, или подлежащие удовлетворению редко становятся предметом дискуссии в банковском деле. Они прямо связаны с созданием и развитием отношений между банками и клиентами. Так, например, открытие счета – это одно из правовых норм, подтверждающий наличие предложения и его принятия в реальной жизни. При этом заявление клиента является неким предложением банку, который вправе его принять или отвергнуть. Встречное удовлетворение также представляет собой услуги, предлагаемые банками в обмен на уплату клиентом банковских комиссионных и разрешение использовать его деньги банком по своему усмотрению, при этом обеспечивая оплату действительных чеков.

Наиболее примечательным в природе кредитных отношений (на контрактной основе) между банкиром и клиентом является его неформальность. Контракт заключается без подписания соглашений, путем устных переговоров и регулируется административными формами, банковскими обычаями и практикой.

Одним из важных вопросов, относящихся к отношениям между банкирами и клиентами, является осведомленность клиента о своих правах и обязанностях, которые возникают при заключении контракта. Не все клиенты бывают осведомлены об этом в самом начале установления отношений между банком и его клиентами. Это особенно необходимо при использовании кредитных карточек и других форм банковских технологий. Соглашение о кредитных карточках подробно информирует клиента об условиях их выдачи и ответственности их держателя, а применение электронных технологий в банковском деле способствует совершенствованию и развитию этих тенденций, особенно в отношении ограничений банковской ответственности за финансовые результаты.

Большая часть  отношений между банками и  клиентами возникают при:

  • заключении агентского договора;
  • сдаче на хранение имущества;
  • установление связей банковской практики с законодательством, регулирующим эти отношения.

Следовательно, между банком и клиентом существует какой-то более сложный контракт, по которому на банк возлагается много обязанностей, схожих с обязанностями обычного агента. Они вместе с соответствующими правилами уже вошли в банковскую практику и подкреплены Гражданским кодексом, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», многими другими правовыми актами.

Всё это свидетельствует  о том, что в условиях дальнейшего  расширения услуг банков по ответственному хранению имущества станет необходимым принятие специального закона «Об ответственном хранении имущества». Даже в этом случае банкир скорее будет нести ответственность в отношении хранения собственности по такому гражданскому правонарушению, как присвоение собственности. Оно может быть совершено различными способами, но наиболее чаще встречающиеся – это незаконное завладение имуществом, умышленное нанесение ущерба или порчи, незаконное использование или отказ расстаться с ним после востребования собственности кем-то, кто имеет на неё право.

           В развитии отношений между банками и их клиентами особая роль отводится правилам банковской практики, соблюдение которых, как это отмечается в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», позволяет раскрыть сущность банка как кредитной организации. Характер этих правил сводится к следующему: банк не может выполнять отдельные банковские операции в тот или иной момент, тогда как каждый отдельный клиент может пользоваться ограниченным кругом услуг, но от этого конкретный банк не перестаёт быть банком. Сущность банка абстрактна, выражает совокупную характеристику своей реальной деятельности. Поэтому сущность банка, его отношения с клиентами целесообразно рассматривать с учётом его роли в развитии экономики в целом.

Отношения банка  с клиентами должны быть объективными: независимо от многообразия форм и  типов самих банков (коммерческий, эмиссионный, специализированный, универсальный и т.п.).

Сущность банка, его отношения с клиентами  требует определения присущих ему специфических черт, особенностей, отличающих его от других экономических объектов.

В этом смысле банк является таким предприятием, которое  производит продукт отличающийся от любого другого продукта сферы материального  производства. Банк производит не просто продукт, а товар особого рода в виде денег. Деньги, выпущенные банком как единственным монополистом среди многих хозяйствующих субъектов, обслуживают как сферу производства, так и распределения, обмена и потребления и тем самым способствуют развитию денежно-кредитных отношений с клиентами.

Во всех этих сферах банк выполняет операции и  услуги, направленные на увеличение банковской продукции, реализация, сбыт которой требует изучения различных сегментов рынка, где могут быть реализованы банковские продукты. К ним относятся: рынок кредитных услуг; рынок операционных услуг; рынок инвестиционных услуг; рынок посреднических услуг; рынок прочих услуг.

В рамках каждого  сегмента рынка изучается клиентская база, состоящая из юридических и  физических лиц, банковских корреспондентов и различных учреждений. При этом банк выделяет наиболее интересующие его группы предприятий, населения или правительственных учреждений и работает с ними для максимального привлечения вкладов, наилучшего размещения кредитов, продажи наибольшего количества прочих услуг.

Важное значение для каждого банка имеют также  единицы географической сегментации, расположенные в различных районах и зонах. Банк изучает, прежде всего, возможности близлежащих сегментов рынка и укрепляется на них.

           Результаты практической деятельности банка на тех или иных сегментах рынка реализации банковских услуг или прогнозных расчетов по изучению рынка всегда фиксируется в специальной информационной картотеке банка. Указанная информация в последующем служит основой маркетингового анализа всего комплекса отношений банка с клиентами.

Для банка и  его клиентам (юридическим и физическим лицам) очень важно знать значение понятий: банковские товары, банковские продукты, банковские услуги и банковские операции.

Банковским товаром  считается часть банковских продуктов  и услуг, подлежащих реализации клиентам на различных сегментах банковского сектора экономики.

Информация о работе Анализ деятельности коммерческого и сберегательного банка