Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:56, дипломная работа
Тема «Анализ и повышение квалификации персонала» выбрана мной из-за того, что в современных условиях именно этот вопрос является актуальным для любого предприятия.
Повышение квалификации на предприятии - практически непрерывный процесс, который может заключаться как в новых концепциях, например концепции «обучающегося предприятия», так и в стандартных подходах… как например, различные семинары, обучение в институтах повышения квалификации высшего персонала или переподготовка рабочих.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА 6
ВИДЫ И ЦЕЛЬ ОБУЧАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
Подготовка кадров рабочих 9
Переподготовка рабочих кадров 16
Повышение квалификации кадров 20
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ 21
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ 25
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 26
Самообразование и образование управленческого персонала. 26
Управление знаниями. 28
НЕОБХОДИМОСТЬ АНАЛИЗА КАДРОВ 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА АНАЛИЗА КАДРОВ В ТД «РУСЬИМПОРТ» 32
Развитие процедуры аттестации в компании «Русьимпорт» 33
ВНЕДРЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОЦЕДУРУ 35
Оценка профессиональных знаний, навыков, умений 42
Оценка в системе «сотрудник-сотрудник» 44
ГЛАВА 3. НОВШЕСТВА В СИСТЕМАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 48
Что такое обучающаяся организация? 48
Групповое обучение 52
Личное совершенствование: 53
ВНЕДРЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ «ОБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ» В КОМПАНИИ «АРСЕНАЛ». 53
ГЛАВА 4. ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 66
Подготовка компетентных менеджеров 66
Как готовить компетентного руководителя 67
ПРОГРАММЫ КОРПОРАТИВНОГО ТРЕНИНГА 71
Корпоративные учебные центры 72
Виды и уровень тренингов 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
Аналогичный бланк заполняет сотрудник на себя. Критерии остаются теми же, но переформулированными для работника, за исключением пункта 11, который изменен на: «Степень Вашей удовлетворенности работой в компании».
Таким образом, на каждый критерий мы получаем три оценочных значения:
Ор – оценка руководителя
Ос – оценка сотрудника
Р - рейтинг сотрудника в группе по оценке руководителя.
Кр – коэффициент рассогласования
При анализе результатов можно наблюдать не только количественную оценку отношений, но и количественную оценку рассогласования позиций руководителя и сотрудника.
(Ор1 – Ос1) + (Ор2 – Ос2) +…+ (Ор11 – Ос11) = Кр
Была выявлена прямая связь между величиной Кр и рейтингом сотрудника. Чем выше Кр, тем, как правило, был ниже рейтинг сотрудника в группе, по оценке руководителя. Следовательно, Кр позволял выявлять конфликты, на ранних стадиях их зарождения (подчас даже тогда, когда стороны, еще не вступили в открытую, «горячую» стадию).
Возможность сотрудника указать в бланке свое мнение и оценку деятельности совей, руководителя, коллег позволяли судить о проблемах и настроениях данного сотрудника. Так примерно 15% сотрудников, отмечали нежелание продолжать профессиональное образование, 45% сотрудников, из числа тех, кто хотел продолжать свое развитие, не смогли пояснить, каких именно знаний им не хватает.
Именно
это и подтолкнуло компанию более
тщательно подойти к
Данный этап проводится в виде экзаменов. Они необходимы для того, чтобы определить уровень профессиональной подготовки сотрудника и необходимость его дальнейшего обучения (чему и в какие сроки необходимо учить сотрудника).
Отдельным
пунктом в экзаменационную
Экзаменационные задания разрабатывались на основе анализа деятельности различных категорий сотрудников, выделения основных компетенций, необходимых знаний, навыков, умений. Так для торгового представителя это выглядело следующим образом (См. табл. 2):
Таблица 2
|
На основе
такого анализа деятельности были составлены
программы экзаменов для
Соответственно, для каждой категории сотрудников разработана своя программа, и по мере роста категории, эта программа усложняется. Данная работа продолжается и в настоящий момент (для вспомогательных категорий).
Экзаменационные программы розданы сотрудникам, для того, чтобы они могли самостоятельно готовиться к экзаменам.
Параллельно, с ними, в течение аттестационного периода, проводятся занятия по всем курсам, выносимым на экзамены.
Возможно несколько попыток сдачи экзамена. Первая сдача – бесплатно (так как учебный центр, который организует прием экзаменов, работает по хозрасчетной схеме), повторные попытки – платные.
Итак, мы получаем еще один показатель по аттестации - интегральную экзаменационную оценка.
Третья часть аттестации - оценка сотрудниками друг-друга. Такаяоценка необходима, так как позволяет ввести в аттестацию третью оценочную ось – мнение коллектива.
Для проведения взаимной оценки был разработан бланк, который должен заполнить каждый сотрудник. Бланк содержит 14 оценочных критериев. (см. табл. ниже)
Бланк оценки сотрудника коллегами
[Иллюстративный пример, некоторые параметры изменены, таблица не полная]
|
Задача сотрудника - обвести тот балл (по каждому критерию), которого по его мнению заслуживает каждый сотрудник, включая руководителя подразделения. Несмотря на кажущуюся простоту бланка, он оказался достаточно информативным. После того, как все бланки обработаны, мы получаем:
Таким образом, помимо очередной аттестационной оценки, мы получаем достаточно большое количество информации не только о каждом сотруднике, но и подразделении в целом.
По окончанию процедуры аттестации, рассчитывается интегральная аттестационная оценка, которая включает в себя:
Итоговая оценка утверждается аттестационной комиссией. Затем интегральная оценка переводится в 10-ти балльную шкалу. Таким образом, каждый сотрудник может набрать от 1 до 10 баллов. В зависимости от набранных баллов определяются изменения в заработной плате, планируется карьерный рост сотрудника.
При разработке новой методики проведения аттестации, руководствовались следующими принципами:
Первые результаты применения данного метода проведения аттестации обнадеживают, мы получили большое количество информации, которая оказалась весьма полезной для руководителей всех подразделений.
Вместе с тем выявились некоторые сложности:
Правильно построенная процедура, позволяет собрать значительное количество ценного материала, позволяющего решать вопросы построения системы карьерного роста, развития сотрудников, предупреждения конфликтов, снижения напряжения в рабочих группах. Она позволяет руководителям, со стороны взглянуть на свое место в коллективе, более объективно подойти к оценке своего вклада в деятельность подразделения, по-новому взглянуть на себя глазами своих сотрудников. Аттестация выступает достаточно мощным стимулирующим фактором для повышения активности подчиненных.
Следует
отметить, что проблемы повышения
квалификации всегда тесно связаны
с проблемой мотивации
Среди наиболее многообещающих новшеств в этой (относительно малоосвещаемой) отрасли менеджмента, следует особенно отметить концепцию т.н. «обучающейся организации», позволяющую проводить повышение квалификации персонала с максимальной эффективностью. Идея «обучающейся организации» и вытекающие из нее реальные возможности претворения в жизнь этого подхода внутри российских компаний, появилась только в последние годы с развитием рыночных отношений, формированием иных подходов к бизнесу, признания ведущей роли персонала среди имеющихся ресурсов компаний, а также с переводом книги Питера Сенге "Пятая Дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации".
Можно даже сказать, что концепция «обучающейся организации» - это воплощенная мечта менеджера по персоналу. Просто потому, что едва ли не важнейшая ее задача – непрерывно повышать как свой общий уровень, так и квалификацию своих работников. Удивительно, но в современных условиях это уже сегодня является одним из важнейших условий победы (например, в области информационных технологий или телекоммуникаций).
Такую
организацию называют, прежде всего,
живой организацией – так как процесс
обучения и жизнь связаны напрямую. Процесс
обучения по-другому можно определить
как процесс гармоничной трансформации
при взаимодействии со средой. Живая организация,
как и живой человек, откликается, меняется,
то есть обучаема средой, с которой она
взаимодействует, при этом не разрушаясь,
а сохраняя свое внутреннее главное сущностное
состояние (или видение). Можно дать такое
определение:
Обучающаяся организация - это команда
объединенных единым видением и ценностями
сотрудников, которые имеют способность
развивать, усовершенствовать рабочий
процесс (а тем самым и продукт этого процесса),
отношения, в нем возникающие, а также
свое собственное понимание ситуации
через постоянное получение обратной
связи от своих коллег, клиентов, партнеров,
руководителей, то есть от внешней и внутренней
среды.