Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:56, дипломная работа
Тема «Анализ и повышение квалификации персонала» выбрана мной из-за того, что в современных условиях именно этот вопрос является актуальным для любого предприятия.
Повышение квалификации на предприятии - практически непрерывный процесс, который может заключаться как в новых концепциях, например концепции «обучающегося предприятия», так и в стандартных подходах… как например, различные семинары, обучение в институтах повышения квалификации высшего персонала или переподготовка рабочих.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА 6
ВИДЫ И ЦЕЛЬ ОБУЧАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
Подготовка кадров рабочих 9
Переподготовка рабочих кадров 16
Повышение квалификации кадров 20
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ 21
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ 25
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 26
Самообразование и образование управленческого персонала. 26
Управление знаниями. 28
НЕОБХОДИМОСТЬ АНАЛИЗА КАДРОВ 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА АНАЛИЗА КАДРОВ В ТД «РУСЬИМПОРТ» 32
Развитие процедуры аттестации в компании «Русьимпорт» 33
ВНЕДРЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОЦЕДУРУ 35
Оценка профессиональных знаний, навыков, умений 42
Оценка в системе «сотрудник-сотрудник» 44
ГЛАВА 3. НОВШЕСТВА В СИСТЕМАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 48
Что такое обучающаяся организация? 48
Групповое обучение 52
Личное совершенствование: 53
ВНЕДРЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ «ОБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ» В КОМПАНИИ «АРСЕНАЛ». 53
ГЛАВА 4. ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 66
Подготовка компетентных менеджеров 66
Как готовить компетентного руководителя 67
ПРОГРАММЫ КОРПОРАТИВНОГО ТРЕНИНГА 71
Корпоративные учебные центры 72
Виды и уровень тренингов 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
Обучающаяся организация – это организация, которая, получая обратную связь, использует ее как для корректировки рабочего процесса в соответствии с заданной технологией, (это делают или, по крайней мере, должны делать все организации), так и для совершенствования своих способностей на будущее (это делают только обучающиеся организации).
Все организации состоят из людей
или индивидуумов, которые порождают
интеллектуальные модели или укоренившиеся
типы мировоззрения, сформированные опытом
и формирующие опыт каждой отдельной личности.
Именно люди со своими отношениями и взглядами
делают организацию живой… либо замедляют
ее развитие. Если организация находится
в плену отдельных интеллектуальных моделей,
то она не формирует новое понимание ситуации
в активно изменяющихся условиях рынка.
Поэтому в обучающейся организации необходимо
постоянное личностное развитие – совершенствование
(то есть получение обратной связи и изменение
себя).
Для того чтобы быть живой, организация
и ее сотрудники должны уметь отслеживать
свои собственные точки торможения, ошибок,
регрессии. Таковыми в организации являются:
При этом организация должна сохранять свою уникальность, идентичность, способность к движению – а значит, должно быть нечто, объединяющее весь коллектив, та причина, из-за которой люди хотят что-то делать вместе; некая единая идея, закрепленная особенностями корпоративной культуры. Общая мечта. Именно это общее видение позволяет сохранять целостность и концентрированность усилий.
Организацию можно назвать обучающейся, если она подходит к осмыслению себя и развивается через формирование следующих элементов:
Для закрепления и сохранения навыка обучающейся организации необходимо создать культуру обучения. Эта культура представляет собой накопление предшествующего обучения на основе прежних решений. Принятые исходные установки развития, которые работают достаточно хорошо для того, чтобы считаться действительными для данной конкретной компании, изобретаются, открываются или разрабатываются определенной группой сотрудников организации в процессе решения проблем. Эти основные установки постоянного обучения, трансформации и развития должны быть преподаны новым членам организации в качестве правильного способа восприятия, мышления и правильного отношения к этим проблемам.
Обучение происходит в организации, когда люди обмениваются своими интеллектуальными моделями, исследуют их и взаимодействуют друг с другом. В соответствии с этим в компании должны поддерживаться на постоянном уровне такие методы обучения в процессе работы, как:
Некоторые принципы системного мышления:
Способ обучения через ведение диалога, причем диалог в данном случае понимается не как защита отдельных мнений, а как сбор и синтез всех точек зрения в одну, максимально вбирающую в себя все высказанное. Цель диалога состоит в выходе за пределы индивидуального понимания ситуации, развитии и расширении этого понимания. В данном процессе важно как рассматривается обучение участвующими в нем сотрудниками. Подходы к обучению, использующиеся в Школе менеджеров "Арсенал" (ниже мы более подробно остановимся на опыте Школы менеджеров «Арсенал»):
В процессе обучения решено придерживаться следующих методов или правил:
Навык правильной постановки вопросов перед собой помогает людям замедлять процесс мышления затем, чтобы глубже осознать свои интеллектуальные модели.
У каждого есть собственный цикл
индивидуального обучения, состоящий
из:
Этот пример я считаю одним из самых показательных в данной дипломной работе. Дело в том, что компания «Арсенал», занимающая одну из лидирующих позиций на рынке корпоративного обучения, столкнулась с такими трудностями в свой работе, что сама была вынуждена обратиться за консультацией в области анализа и повышения квалификации персонала. Повысить эффективность компании удалось в первую очередь за счет внедрения программы «Обучающейся организации» - этот подход решил не только проблему повышения квалификации, но и улучшил отношения персонала внутри компании. Как и говорилось выше, проблемы повышения профессиональног уровня сотрудников тесно связаны с проблемой их мотивации – что лишний раз подтверждено данным примером. Важную роль в подготовке программы для компании «Арсенал» сыграли методы, подробно описанные в книге Питера М. Сенге «Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации».
В компании сложилась следующая ситуация. Наряду с достижениями, такими как оригинальные разработки программ, лидерство в ассортименте, качестве тренинговых программ - в частности, предпринимательского тренинга «Технология Успеха» - появились и замедляющие развитие компании «Арсенал» тенденции.
Так, прослеживалось отсутствие слаженности в работе, недисциплинированность сотрудников, нечеткость в распределении обязанностей, неструктурированность отношений, усталость, как рядовых сотрудников, так и руководителей, эмоциональные, имеющие историю отношения в коллективе, которые иногда не позволяют работать и обсуждать дела конструктивно.
Особенно значимыми чертами ухудшения ситуации стали:
Практика
обращения к внешней
Конечно, интересным являлся вопрос, -
насколько эффективно для организации,
по сути работающей в сфере консалтинга
(контекст услуг по проведению тренингов,
программ обучения и развития, а также
рекрутмента, - это и есть консалтинг) обращение
к другому внешнему консультанту. Но, поскольку
Школа менеджеров является организацией,
то она подлежит консалтингу так же, как
и любая другая.
Необходимость изменений в компании назрела, и при обсуждении консультанта с генеральным директором перспектив развития одними из главных задач дальнейшей работы признавались:
Эти задачи можно решить с помощью применения модели развития обучающейся организации. Необходимо было обязательно учесть, что шаги по развитию должны быть постепенными, понятными и поддерживаемыми сотрудниками. Такая модель развития помогала обозначить для сотрудников пути изменения, сделать их активными участниками изменений.
Был выбран путь от простого к сложному
- от создания инициативной группы и
через сотрудничество с ними и
их поддержку - изменение корпоративной
культуры. Итак, какие же шаги были предприняты…
ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
Апрель 2001 - Собрание коллектива "Арсенала"
Проведено собрание с презентацией книги "Пятая Дисциплина", на котором сотрудникам были рассказаны основные идеи книги, а также рекомендовано ее прочтение. В процессе общего обсуждения даны пояснения к основным понятиям Обучающейся организации: групповое обучение, интеллектуальные модели, видение компании и др. В результате встречи часть конструктивно настроенных сотрудников проявило интерес к книге и решило ее прочитать, часть сотрудников восприняло информацию пассивно.
1-3 мая 2000 года - Сессия стратегического планирования
Проведена групповая выездная сессия,
на которой все сотрудники компании
были разбиты на группы. Каждой группе
дано задание написать:
Второй частью работы был обмен созданными материалами, а также рассмотрение работы каждой группы, находясь в ролях критиков, реалистов, мечтателей. (Методика, известная как «методика творчества Уолта Диснея»).
Итог работы: осознание сотрудниками модели стагнации, торможения, развития, не приверженности, начало формулирования идей видения компании, опыт коллективной групповой работы, развитие дистинкции диалога, а не спора, слушания друг друга. Сотрудники самостоятельно смогли определить часть негативных моментов, мешающих развитию организации. Таким образом, постановка проблемы стала не диагнозом консультанта и не видением генерального директора, а совместно определенным состоянием организации. Менеджеры организации стали готовы к началу совместной работы по развитию команды. Возникло доверие к консультанту.