Анализ и повышение квалификации персонала на предприятии (на примере ТД «Русьимпорт»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:56, дипломная работа

Описание

Тема «Анализ и повышение квалификации персонала» выбрана мной из-за того, что в современных условиях именно этот вопрос является актуальным для любого предприятия.

Повышение квалификации на предприятии - практически непрерывный процесс, который может заключаться как в новых концепциях, например концепции «обучающегося предприятия», так и в стандартных подходах… как например, различные семинары, обучение в институтах повышения квалификации высшего персонала или переподготовка рабочих.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА 6
ВИДЫ И ЦЕЛЬ ОБУЧАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
Подготовка кадров рабочих 9
Переподготовка рабочих кадров 16
Повышение квалификации кадров 20
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ 21
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ 25
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 26
Самообразование и образование управленческого персонала. 26
Управление знаниями. 28
НЕОБХОДИМОСТЬ АНАЛИЗА КАДРОВ 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА АНАЛИЗА КАДРОВ В ТД «РУСЬИМПОРТ» 32
Развитие процедуры аттестации в компании «Русьимпорт» 33
ВНЕДРЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОЦЕДУРУ 35
Оценка профессиональных знаний, навыков, умений 42
Оценка в системе «сотрудник-сотрудник» 44
ГЛАВА 3. НОВШЕСТВА В СИСТЕМАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 48
Что такое обучающаяся организация? 48
Групповое обучение 52
Личное совершенствование: 53
ВНЕДРЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ «ОБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ» В КОМПАНИИ «АРСЕНАЛ». 53
ГЛАВА 4. ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 66
Подготовка компетентных менеджеров 66
Как готовить компетентного руководителя 67
ПРОГРАММЫ КОРПОРАТИВНОГО ТРЕНИНГА 71
Корпоративные учебные центры 72
Виды и уровень тренингов 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 515.00 Кб (Скачать документ)

 
Май - июль 2001 г. - подготовительная работа в группе менеджеров

 

Проведена подготовительная работа перед стратегическим планированием развития организации  на год. Перед менеджерами компании были поставлены следующие цели:

  1. Создать проект стратегического плана организации;
  2. Научиться пользоваться моделью стратегического планирования Института Тренинга;
  3. Создание более сплоченной команды менеджеров;
  4. Укрепление навыка вести диалог в команде;
  5. Развить творческую активность в команде руководителей.

Работа происходила на регулярных еженедельных встречах. В начале работы команде менеджеров была представлена модель стратегического развития организации Института Тренинга (г. Санкт-Петербург). Далее каждый руководитель в соответствии с данной моделью представил модель развития своего направления деятельности. Следующие встречи были посвящены обратной связи, обсуждению совместных идей и согласованию планов.

 
В результате работы создан проект стратегического  плана на год, отношения в команде  менеджеров стали позитивнее, появился больший интерес к работе, уверенность в достижимости результатов при совместной работе и в ценности консультирования.

 
4-6 августа 2000 года

 
Проведена "Праздничная" сессия, посвященная 9-летию Арсенала. При  организации мероприятия также  были поставлены цели:

  1. Вовлечение всех сотрудников в работу по развитию организации;
  2. Развития навыка у менеджеров по ведению конструктивного диалога внутри своего коллектива
  3. Развитие сплоченности в коллективе в целом.

Руководители  каждого направления представили всем сотрудникам проект стратегии развития отдельных направлений деятельности на год. Совместно с сотрудниками своего направления проведена доработка стратегических представлений менеджеров. Работа велась по методу мозгового штурма, а также по методике творчества Уолта Диснея. В такой совместной работе, но уже всего коллектива определилась окончательная стратегия каждого отдела компании. Результаты работы:

  1. Получена обратная связь от всех сотрудников, входивших в роли критика, реалиста, мечтателя;
  2. Сотрудники каждого отдела получили более определенное видение будущего, которое было согласовано с планами всей организации;
  3. Создано много новых идей, проектов, что подтвердило закрепление навыка совместного творчества и конструктивного диалога;
  4. Команда менеджеров получила опыт успешной реализации проекта, то есть опыт подготовки и проведения сессии.

Ноябрь 2000 года - март 2001 года

 
Повышается стремление коллектива организации к саморазвитию, компания становится все более живой. Об этом говорит тот факт, что команда менеджеров без всяких предложений со стороны руководства и консультанта решила продолжать активную совместную работу по изменению корпоративной культуры организации. На одном из собраний принято решение о создании команды, которая названа "Группой прорыва" - в нее могли входить не только менеджеры, но и активные сотрудники организации. В течение пяти месяцев "Группа прорыва" собиралась не менее одного раза в неделю в нерабочее время.

Основная  цель работы группы - дальнейшие действия по корректировке и укреплению новой корпоративной культуры обучающейся организации. Анализ текущего состояния компании, ее жизнедеятельности, выявление тенденций в происходящем и разработка конкретных действий, которые необходимо предпринять в связи с этим.

 
В соответствии с этим планом группа поставила перед собой следующие задачи:

  1. Формирование ресурса для создания видения организации на 2 и 5 лет вперед;
  2. Создание ответственной сплоченной группы менеджеров, готовых брать на себя ответственность и разделять ее с генеральным директором;
  3. Дальнейшее развитие способности осознания интеллектуальных моделей и отношений внутри организации, развитие способности ставить самостоятельно вопросы о том, что происходит в организации;
  4. Создание дисциплинированной организации, - введение и выработка новых правил взаимодействия (закрепления отношения сотрудничества)

Группа  достаточно точно определила как  позитивные, так и негативные интеллектуальные модели и тенденции в компании. Создан долгосрочный план работы, реализация которого постоянно контролировалась.

Что было сделано "Группой  прорыва":

  1. Определены правила, по которым группа работает, которые в итоге стали правилами работы команды менеджеров. Четко обозначено разделение ответственности.
  2. Подготовлена коллективная поездка сотрудников "Арсенала" в Париж во время новогодних каникул. Группа прорыва разделилась на две команды ("Парижская" и "Московская") и работала над созданием видения организации на 2 - 5 лет вперед. После возвращения наработки двух групп были совмещены и дописаны. Проведена презентация видения для всех сотрудников Школы менеджеров "Арсенал".
  3. Участие всего менеджерского состава в тренинге "Технология Успеха" в роли волонтеров (добровольных помощников тренера). В результате члены команды менеджеров начали более четко понимать ценности ключевого продукта Школы "Арсенал".
  4. Сформулированы более четкие регламент и правила работы с персоналом - "Критерии стратегичности персонала", где определены необходимые качества сотрудников для реализации задуманного видения.
  5. Продумана процедура аттестации персонала, создана система адаптации нового сотрудника (ознакомление с должностной инструкцией, план адаптации в начале работы, план знакомства с "Арсеналом", система наставничества)
  6. Повысилась степень включенности сотрудников и руководителей в процесс развития компании. Наблюдается большая приверженность видению, его понимание, что вызвало активизацию и повышенную энергичность в работе коллектива компании, развитие новых продуктов, сотрудничество с новыми партнерами.
  7. Организована первая внутренняя конференция, посвященная книге "Рубежи менеджмента" Розабет Кантер. Организация решила, что ей не хватает активных собственных форм обучения и мониторинга открытий в области менеджмента. Сотрудники предложили обсудить идеи книги и то, как они могут быть реализованы внутри "Арсенала".
  8. Для поддержания корпоративной культуры организации для более свободного доступа к информации был создан внутренний корпоративный сайт. На нем были размещены основные цели организации на год, миссия организации, интересные статьи, новости.
  9. Введена традиция проведения тематических утренников - 20-минутных сообщений сотрудников на различные темы, проводящихся до начала рабочего дня.

 
Период: апрель 2001 - настоящее время

 
Итак, на протяжении одного года были сделаны  следующие шаги в сторону развития:

  • навыков Группового обучения;
  • навыков выявления интеллектуальных моделей;
  • воспитания самостоятельной активности сотрудников;
  • формирования сильного и обоснованного общего видения организации на 2 - 5 лет вперед.

В работе по развитию сотрудников компании использован системный подход, то есть, выбрана точка приложения усилий - работа с командой менеджеров и через нее работа со всеми сотрудниками. В дальнейших процедурах работы с персоналом, например таких как…

  • определение критериев, по которым теперь производится набор в компанию;
  • развитие процедуры адаптации, аттестации сотрудников;

… производилось  закрепление культуры обучения в  корпоративной культуре компании, среди  пришедших новых специалистов.  
Главной задачей следующего периода было продолжение работы в организации по изменению корпоративной культуры в соответствии с ключевыми задачами года - ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ, ТЕМП, ОРГАНИЗОВАННОСТЬ.

Такими  вспомогательными задачами по поддержанию  корпоративной культуры стали:

  • Изменение состава команды руководителей под новую задачу и формы ее работы;
  • Планомерная работа по достижению удельного веса сотрудников, удовлетворяющих критериям стратегичности;
  • Создание Личных планов развития для каждого сотрудника, планов развития менеджерских компетенций для команды менеджеров.

Сильным моментом работы со всем персоналом, помогающим ему в личном совершенствовании, развитии и ориентированности в  сторону обучающейся организации, явился тренинг «Технология Успеха», который в настоящее время рекомендуется для прохождения каждому сотруднику Школы менеджеров «Арсенал».

 
Благодаря выбору направления своего развития (в сторону обучающейся  организации) в течение 2 лет в  компании были получены великолепные результаты:

  • Штат компании увеличился на 43 %. В основном это творческие и дисциплинированные сотрудники, умеющие работать в команде, соответствующие критериям, которые позволяют реализовывать видение организации;
  • Достигнута финансовая стабильность;
  • Появились новые партнеры, расширился ассортимент программ, появился новый продукт - бизнес-курс "Практический маркетинг"
  • Появились новые интересные ориентиры в обучении. Принципиальное развитие получила идея бенчмаркинга.
  • Сотрудники Школы в декабре встречались с Кьеллом Нордстремом. Подход, изложенный в его книге, - "Бизнес в стиле Фанк", является одним из главных интереснейших подходов к работе всего коллектива компании на сегодняшний момент.
  • Разработан совершенно новый (можно сказать "фанковый") продукт, не имеющий аналогов, по крайней мере, в нашей стране, - это организация для компаний-клиентов театрализованных представлений. Фактически при этом в компании клиента создается театральная труппа, которая может работать дальше самостоятельно. Это работа на стыке консалтинга и тренинга, с одной стороны, и театра, с другой. Она весьма мощно развивает компании, их человеческую систему, - и очень мощно содействует развитию их бизнеса.
  • 10-летие компании отмечено настоящим спектаклем в жанре Performance, в котором играли сотрудники и выпускники Школы.
  • Создан новый внешний сайт "Арсенала", который отражает подход слушания мира - на его страницах есть ориентиры, которые связывают "Арсенал" с более обширной внешней средой - миром не только менеджмента, но и музыки, литературы, архитектуры, кинематографа и т. д. Идея бенчмаркинга получила свое максималистское развитие.
  • За один день в Музее архитектуры был создан Музей "Арсенала".
  • Как отражение духа энергичности, спортивности и здоровья, который важен в любом бизнесе, всем коллективом совершен спортивный пробег-эстафета от старого офиса у метро "Молодежная" до нового - у метро "Семеновская".

У компании есть задачи на следующий год, есть нерешенные вопросы, но удалось добиться главного для обучающейся организации - коллектив сотрудников стремится к развитию, энергичен, нацелен на будущее, - и это привлекает сильных сотрудников, партнеров и продвинутых клиентов.

 

"Истинное  обучение ведет  прямо в центр  человеческого существования.  Обучаясь, мы воспроизводим,  заново творим  самих себя. Обучаясь, мы получаем способность делать нечто такое, чего никогда не умели. Обучаясь, мы заново воспринимаем мир и нашу связь с ним. Обучаясь, мы расширяем нашу способность творить, быть частью плодотворного мира. В этом и заключается основной смысл "Обучающейся организации" - она постоянно расширяет свою способность создавать собственное будущее".

          "Пятая  дисциплина. Искусство  и практика самообучающейся  организации". Питер  М. Сенге 

 

Если  индивидуальные интеллектуальные модели находятся в процессе постоянного  формирования и переформирования под  воздействием новых задач, если обмен  аккумулированными в организации знаниями и навыками происходит эффективно, если производственные коллективы всегда остаются целыми и сохраняют силу, то организация является обучающей.

 
 

    Глава 4. Инструменты развития менеджмента

Где искать резервы повышения производительности труда? Отмечая недостаточный уровень производительности даже на лучших предприятиях страны, специалисты по управлению — аналитики и практики — выделяют два типа причин: 1) недоразвитость рыночной инфраструктуры и 2) недостаток управленческой культуры, навыков организации труда, отсутствие опыта коммерческой деятельности в условиях рыночной конкуренции, низкую квалификацию менеджеров2 . Если первый тип причин связан с макроэкономическими условиями, то с причинами второго типа нужно работать в масштабах самого предприятия. Итак, необходимо развитие менеджмента и развитие менеджеров.

Подготовка  компетентных менеджеров

Директор  крупной компьютерной фирмы говорит:

«Все  наши менеджеры выпускники престижных вузов  — МГУ, МФТИ, МАИ, МВТУ и т. д. Они — высококлассные технические специалисты с замечательным интеллектом, прекрасно информированы, много читают. Но это не значит, что готовы к ролевой позиции менеджера. Есть разрыв между их знаниями и реальной позицией. К роли менеджера многие из них попросту еще не готовы».

На первый взгляд, задача развития менеджеров ясна: повышать культуру и навыки управления. Однако не все так просто. Вот  как формулирует запрос к обучению менеджеров этой же фирмы директор по персоналу:

«Наших  менеджеров с самого начала тренинга нужно проблематизировать — добиться, чтобы они поняли, чего они не понимают. Ведь их основная проблема в том, что они не понимают, не видят своей собственной проблемы. Они — классные специалисты, и мышление у них чисто техническое. Они видят техническую задачу и бросаются ее решать. Им легче сделать самим, чем организовать других людей. То есть они не понимают, что они в позиции организатора работы. С самого начала тренинга нужно что-то, что помогло бы им понять, что у них есть проблема».

Обычно  менеджеры с заметной напряженностью относятся к тому, что:

  • они что-то не знают или не умеют;
  • кто-то чему-то их научит;
  • в первом им придется признаваться, а во втором участвовать на глазах у своих коллег-членов группы.

Как готовить компетентного  руководителя

Пример: «Дилемма руководителя или Как повышать квалификацию?»

В ходе курса по руководству проектами  менеджер проекта, в недавнем прошлом  компьютерный специалист, говорит: «Я с большим трудом успеваю следить  за последними изменениями, отстаю от тех, кем руковожу. Мои сотрудники так быстро продвигаются. … Мне хочется не потерять квалификацию, но заниматься приходится совсем другими вопросами. . . »

В приведенном  примере ключевое слово — квалификация. О какой квалификации идет речь? В чем состоит рост квалификации руководителя? Этот вопрос задается не из отвлеченного познавательного интереса, он всерьез встает в корпоративной практике.

Пример: «Кто будет руководителем?»

Рассмотрим  типичную ситуацию: в компании начинается новый проект. Если это разработка нового компьютерного продукта, то кого назначат руководителем? Ответ ясен: компьютерного специалиста, понимающего суть дела и характер разработки. Если это компания, производящая электротехническое оборудование, ответ также ясен: руководить проектом будет компетентный специалист-инженер.

Итак, в  приведенных (и в большинстве  других аналогичных) случаях руководить будет технический специалист. Однако принятие решений, общение с носителями разнонаправленных интересов — все эти задачи так далеки от тех, которые он привык решать… так что именно здесь происходят самые серьезные сбои.

Информация о работе Анализ и повышение квалификации персонала на предприятии (на примере ТД «Русьимпорт»)