Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:56, дипломная работа
Тема «Анализ и повышение квалификации персонала» выбрана мной из-за того, что в современных условиях именно этот вопрос является актуальным для любого предприятия.
Повышение квалификации на предприятии - практически непрерывный процесс, который может заключаться как в новых концепциях, например концепции «обучающегося предприятия», так и в стандартных подходах… как например, различные семинары, обучение в институтах повышения квалификации высшего персонала или переподготовка рабочих.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА 6
ВИДЫ И ЦЕЛЬ ОБУЧАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
Подготовка кадров рабочих 9
Переподготовка рабочих кадров 16
Повышение квалификации кадров 20
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ 21
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ 25
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 26
Самообразование и образование управленческого персонала. 26
Управление знаниями. 28
НЕОБХОДИМОСТЬ АНАЛИЗА КАДРОВ 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА АНАЛИЗА КАДРОВ В ТД «РУСЬИМПОРТ» 32
Развитие процедуры аттестации в компании «Русьимпорт» 33
ВНЕДРЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОЦЕДУРУ 35
Оценка профессиональных знаний, навыков, умений 42
Оценка в системе «сотрудник-сотрудник» 44
ГЛАВА 3. НОВШЕСТВА В СИСТЕМАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 48
Что такое обучающаяся организация? 48
Групповое обучение 52
Личное совершенствование: 53
ВНЕДРЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ «ОБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ» В КОМПАНИИ «АРСЕНАЛ». 53
ГЛАВА 4. ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 66
Подготовка компетентных менеджеров 66
Как готовить компетентного руководителя 67
ПРОГРАММЫ КОРПОРАТИВНОГО ТРЕНИНГА 71
Корпоративные учебные центры 72
Виды и уровень тренингов 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
Май - июль 2001 г. -
подготовительная работа
в группе менеджеров
Проведена подготовительная работа перед стратегическим планированием развития организации на год. Перед менеджерами компании были поставлены следующие цели:
Работа происходила на регулярных еженедельных встречах. В начале работы команде менеджеров была представлена модель стратегического развития организации Института Тренинга (г. Санкт-Петербург). Далее каждый руководитель в соответствии с данной моделью представил модель развития своего направления деятельности. Следующие встречи были посвящены обратной связи, обсуждению совместных идей и согласованию планов.
В результате работы создан проект стратегического
плана на год, отношения в команде
менеджеров стали позитивнее, появился
больший интерес к работе, уверенность
в достижимости результатов при совместной
работе и в ценности консультирования.
4-6 августа 2000
года
Проведена "Праздничная" сессия,
посвященная 9-летию Арсенала. При
организации мероприятия также
были поставлены цели:
Руководители
каждого направления
Ноябрь 2000 года - март 2001 года
Повышается стремление коллектива
организации к саморазвитию, компания
становится все более живой. Об этом
говорит тот факт, что команда менеджеров
без всяких предложений со стороны руководства
и консультанта решила продолжать активную
совместную работу по изменению корпоративной
культуры организации. На одном из собраний
принято решение о создании команды, которая
названа "Группой прорыва" - в нее
могли входить не только менеджеры, но
и активные сотрудники организации. В
течение пяти месяцев "Группа прорыва"
собиралась не менее одного раза в неделю
в нерабочее время.
Основная цель работы группы - дальнейшие действия по корректировке и укреплению новой корпоративной культуры обучающейся организации. Анализ текущего состояния компании, ее жизнедеятельности, выявление тенденций в происходящем и разработка конкретных действий, которые необходимо предпринять в связи с этим.
В соответствии с этим планом группа поставила
перед собой следующие задачи:
Группа достаточно точно определила как позитивные, так и негативные интеллектуальные модели и тенденции в компании. Создан долгосрочный план работы, реализация которого постоянно контролировалась.
Что было сделано "Группой прорыва":
Период: апрель 2001 -
настоящее время
Итак, на протяжении одного года были сделаны
следующие шаги в сторону развития:
В работе по развитию сотрудников компании использован системный подход, то есть, выбрана точка приложения усилий - работа с командой менеджеров и через нее работа со всеми сотрудниками. В дальнейших процедурах работы с персоналом, например таких как…
… производилось
закрепление культуры обучения в
корпоративной культуре компании, среди
пришедших новых специалистов.
Главной задачей следующего периода было
продолжение работы в организации по изменению
корпоративной культуры в соответствии
с ключевыми задачами года - ПРОФЕССИОНАЛИЗМ,
ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ, ТЕМП, ОРГАНИЗОВАННОСТЬ.
Такими вспомогательными задачами по поддержанию корпоративной культуры стали:
Сильным
моментом работы со всем персоналом, помогающим
ему в личном совершенствовании,
развитии и ориентированности в
сторону обучающейся
Благодаря выбору направления своего
развития (в сторону обучающейся
организации) в течение 2 лет в
компании были получены великолепные
результаты:
У компании
есть задачи на следующий год, есть
нерешенные вопросы, но удалось добиться
главного для обучающейся организации
- коллектив сотрудников
"Истинное обучение ведет прямо в центр человеческого существования. Обучаясь, мы воспроизводим, заново творим самих себя. Обучаясь, мы получаем способность делать нечто такое, чего никогда не умели. Обучаясь, мы заново воспринимаем мир и нашу связь с ним. Обучаясь, мы расширяем нашу способность творить, быть частью плодотворного мира. В этом и заключается основной смысл "Обучающейся организации" - она постоянно расширяет свою способность создавать собственное будущее".
"Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации". Питер М. Сенге
Если индивидуальные интеллектуальные модели находятся в процессе постоянного формирования и переформирования под воздействием новых задач, если обмен аккумулированными в организации знаниями и навыками происходит эффективно, если производственные коллективы всегда остаются целыми и сохраняют силу, то организация является обучающей.
Где искать
резервы повышения
Директор крупной компьютерной фирмы говорит:
«Все наши менеджеры выпускники престижных вузов — МГУ, МФТИ, МАИ, МВТУ и т. д. Они — высококлассные технические специалисты с замечательным интеллектом, прекрасно информированы, много читают. Но это не значит, что готовы к ролевой позиции менеджера. Есть разрыв между их знаниями и реальной позицией. К роли менеджера многие из них попросту еще не готовы».
На первый взгляд, задача развития менеджеров ясна: повышать культуру и навыки управления. Однако не все так просто. Вот как формулирует запрос к обучению менеджеров этой же фирмы директор по персоналу:
«Наших менеджеров с самого начала тренинга нужно проблематизировать — добиться, чтобы они поняли, чего они не понимают. Ведь их основная проблема в том, что они не понимают, не видят своей собственной проблемы. Они — классные специалисты, и мышление у них чисто техническое. Они видят техническую задачу и бросаются ее решать. Им легче сделать самим, чем организовать других людей. То есть они не понимают, что они в позиции организатора работы. С самого начала тренинга нужно что-то, что помогло бы им понять, что у них есть проблема».
Обычно менеджеры с заметной напряженностью относятся к тому, что:
- они что-то не знают или не умеют;
- кто-то чему-то их научит;
- в первом им придется признаваться, а во втором участвовать на глазах у своих коллег-членов группы.
Пример: «Дилемма руководителя или Как повышать квалификацию?»
В ходе курса по руководству проектами менеджер проекта, в недавнем прошлом компьютерный специалист, говорит: «Я с большим трудом успеваю следить за последними изменениями, отстаю от тех, кем руковожу. Мои сотрудники так быстро продвигаются. … Мне хочется не потерять квалификацию, но заниматься приходится совсем другими вопросами. . . »
В приведенном примере ключевое слово — квалификация. О какой квалификации идет речь? В чем состоит рост квалификации руководителя? Этот вопрос задается не из отвлеченного познавательного интереса, он всерьез встает в корпоративной практике.
Пример: «Кто будет руководителем?»
Рассмотрим типичную ситуацию: в компании начинается новый проект. Если это разработка нового компьютерного продукта, то кого назначат руководителем? Ответ ясен: компьютерного специалиста, понимающего суть дела и характер разработки. Если это компания, производящая электротехническое оборудование, ответ также ясен: руководить проектом будет компетентный специалист-инженер.
Итак, в приведенных (и в большинстве других аналогичных) случаях руководить будет технический специалист. Однако принятие решений, общение с носителями разнонаправленных интересов — все эти задачи так далеки от тех, которые он привык решать… так что именно здесь происходят самые серьезные сбои.