Анализ конкурентных преимуществ фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание

Принципиально важную роль в информационно-аналитическом обеспечении любой конкурентной стратегии - будь то наступательной или оборонительной - играют, во-первых, улавливание сигналов об уязвимости конкурента или, напротив, о его подготовке к наступательным действиям; во-вторых, их всесторонний анализ; в-третьих, синтезирование сведений, способствующих принятию обоснованных предпринимательских решений.

Содержание

Введение
1 Понятие конкурентных преимуществ
2 Методика конкурентного анализа
2.1 Понятие движущих сил конкуренции и ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе
2.2 Анализ форм и интенсивности конкуренции
2.3 Определение положения конкурентов
3 Анализ конкурентных преимуществ страхового предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

конкурентный анализ.doc

— 351.00 Кб (Скачать документ)


                                                                         

«Тульский институт экономики и информатики»

Негосударственная образовательная организация

              Высшего профессионального образования некоммерческое партнерство

 

                  

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему «Анализ конкурентных преимуществ фирмы»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Выполнила: Бражникова Т.В

 

                                                                         Руководитель: Басов К.В.

 

 

 

 

 

                                                            

                                                        Тула  2011год

Содержание

 

 

Введение

1              Понятие конкурентных преимуществ

2              Методика конкурентного анализа

2.1              Понятие движущих сил конкуренции и ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе

2.2              Анализ форм и интенсивности конкуренции

2.3              Определение положения конкурентов

3              Анализ конкурентных преимуществ страхового предприятия

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

В условиях стремительной глобализации рынков и выхода российских компаний российских компаний на международный рынок, большую значимость стало приобретать обеспечение долгосрочной конкурентоспособности фирм и формирование стратегии, обеспечивающей эту конкурентоспособность. Поиск устойчивых конкурентных преимуществ фирм является центральным вопросом теории стратегического управления.

Соответственно одним из важнейших показателей эффективности предпринимательства становится конкурентоспособность, пронизывающая всю систему рыночного хозяйства. Она обеспечивается повышенными потребительскими свойствами предлагаемых на рынок товаров и услуг, конкурентными преимуществами соответствующих фирм и отраслей и, наконец, благоприятными позициями национальной экономики в системе международных отношений.

Поэтому вступающим в рынок предпринимателям важно овладеть средствами обретения конкурентных преимуществ - способностью лучше других преодолевать силы конкуренции и находить способы обеспечения высоких качественных показателей предоставляемых товаров и услуг при минимальном уровне издержек на их производство.

В странах с давно уже сложившейся рыночной экономикой для создания и поддержания конкурентного преимущества используют различные конкурентные стратегии, выбор которых определяют с учетом, во-первых, состояния отрасли, которая может находиться в стадии подъема или, напротив, стагнации; а во-вторых - конкурентных возможностей фирмы, которая также может занимать разные позиции, будучи лидером или, напротив, пребывая в кризисной ситуации. Разработка той или иной стратегии предполагает оценку как общей отраслевой ситуации, так и конкурентной позиции фирмы. Подобные оценки невозможны без соответствующей информационно-аналитической поддержки.

Установлено, что любая деятельность фирмы по обеспечению конкурентного преимущества неизбежно сопровождается потреблением и производством информации в виде заявок на регистрацию создаваемых в ходе НИОКР объектов интеллектуальной собственности, заказов на необходимые в производстве материалы и оборудование, рекламных проспектов о новой продукции и т. д. Анализ подобной информации позволяет оценить как наличие или отсутствие конкурентного преимущества своей фирмы, так и соответствующие показатели ее соперников.

Поэтому принципиально важную роль в информационно-аналитическом обеспечении любой конкурентной стратегии - будь то наступательной или оборонительной - играют, во-первых, улавливание сигналов об уязвимости конкурента или, напротив, о его подготовке к наступательным действиям; во-вторых, их всесторонний анализ; в-третьих, синтезирование сведений, способствующих принятию обоснованных предпринимательских решений.

 


1            Понятие конкурентных преимуществ

Как организация может обеспечивать свое выживание в долгосрочной перспективе, что должно быть ей присуще, чтобы она могла справляться со своими задачами? Ответ на этот вопрос совершенно очевиден: организация должна производить продукт, который стабильно будет находить покупателей. Это означает, что продукт должен быть, во-первых, интересен покупателю настолько, что он готов отдать за него деньги, и, во-вторых, интересен покупа­телю более, чем аналогичный или схожий по потребительским ка­чествам продукт, производимый другими фирмами. Если продукт обладает этими двумя свойствами, то говорят, что продукт имеет конкурентные преимущества.

Следовательно, фирма успешно существовать и развиваться может только в том случае, если ее продукт обладает конкурентны­ми преимуществами. Создавать же конкурентные преимущества призвано стратегическое управление.

Рассмотрение вопроса создания и удержания конкурентных преимуществ предполагает анализ отношений и соответственно взаимодействия трех субъектов рыночной среды[1]. Первый субъект — это «наша» фирма, производящая определенный продукт. Второй субъект — это покупатель, который может этот продукт купить, а может и не купить. Третий субъект — это конкуренты, которые готовы продать покупате­лю свои продукты, которые могут удовлетворить ту же его потреб­ность, что и продукт, производимый «нашей» фирмой. Главным в этом рыночном «любовном» треугольнике является покупатель. Поэтому и конкурентные преимущества продукта — это заключен­ная в продукте ценность для покупателя, побуждающая его этот продукт купить. Конкурентные преимущества отнюдь не обяза­тельно возникают из сравнения продукта «нашей» фирмы с про­дуктами конкурентов. Может быть так, что на рынке нет фирм, предлагающих конкурентный продукт, тем не менее продукт «нашей» фирмы не продается. Это значит, что у него нет достаточ­ной ценности для покупателя или конкурентных преимуществ.

Что же создает конкурентные преимущества? Считается, что для этого есть две возможности. Во-первых, конкурентные преимуще­ства может иметь сам продукт. Один вид конкурентных преиму­ществ продукта — это его ценовая характеристика. Очень часто покупатель приобретает товар только потому, что он дешевле дру­гих товаров, обладающих аналогичными потребительскими свойст­вами. Иногда продукт покупается только потому, что он очень де­шевый. Такие покупки могут происходить, даже если продукт не имеет потребительской полезности для покупателя.

Второй вид конкурентных преимуществ — это дифференциация. В данном случае речь идет о том, что продукт обладает отличитель­ными особенностями, делающими его привлекательным для поку­пателя. Дифференциация совсем не обязательно связана с потреби­тельскими (утилитарными) качествами продукта (надежность, про­стота использования, хорошие функциональные характеристики и т.п.). Она может достигаться за счет таких характеристик, которые не имеют никакого отношения к его утилитарным потребительским свойствам, например за счет марки.

Во-вторых, кроме того, что фирма создает конкурентные пре­имущества в продукте, она может пытаться создать своему продук­ту конкурентное преимущество в его положении на рынке. Достига­ется это за счет закрепления покупателя или же, говоря иначе, за счет монополизации части рынка. В принципе такая ситуация про­тиворечит рыночным отношениям, так как в ней покупатель лишен возможности выбора. Однако в реальной практике многим фирмам удается не только создать для своего продукта такое конкурентное преимущество, но и удерживать его достаточно долго.

На основе анализа теоретических источников по конкурентным преимуществам фирм и факторам их формирования, а также собственном исследовании факторов рыночного успеха европейских фирм-призеров Европейской премии в области качества автором предлагается следующая классификация конкурентных преимуществ (табл. 1).

 

Таблица 1 - Типы конкурентных преимуществ[2]

Тип конкурентных преимуществ

Источник преимущества

Содержание конкурентного преимущества

Факторы формирования конкурентных преимуществ

Получение приверженности потребителя

обеспечение дополнительной ценности продукта для потребителя

Большая доля рынка;

Высокая степень лояльности к брэнду

Обеспечение дифференцированности продукта;

Доступ к потребителю;

Высокий уровень обслуживания;

Лучшая операционная эффективность

более низкая стоимостная составляющая продукта

Более низкие издержки, снижение цены при сопоставимом качестве

Высокая эффективность организационных процессов;

Компетентность персонала (включая руководство);

Эффективная структура фирмы;

Лучшее расположение

Инновационность

Лучшая адаптация к изменениям среды, реализация права «первопроходца»

Технологические, организационные инновации; Организационное обучение

Инновационные организационные процессы;

Патентная защита;

Информационные и организационные системы

Репутационное преимущество

обеспечение дополнительной ценности продукта для потребителя

Высокая степень лояльности к брэнду

Экологичность производства;

Взаимодействие с обществом;

Социальная ответственность;

Поддержание стабильного уровня потребительской ценности продукта

 

Из табл. 1 видно, что основными факторами, обеспечивающими формирование конкурентных преимуществ, являются специфические активы фирмы либо отличительные характеристики организационных процессов. Эти факторы наиболее глубоко рассматриваются в рамках ресурсного подхода к формированию стратегии.

Существует три стратегии создания конкурентных преимуществ[3]. Первая стратегия — это лидерство в цене. При данной стратегии центром внимания фирмы при разработке и производстве продук­та являются издержки. Основными источниками создания ценовых преимуществ являются:

• рациональное ведение дел на основе накопленного опыта;

• экономия на масштабе за счет снижения издержек на едини­цу продукции при росте объема производства;

• экономия на разнообразии как результат снижения издержек за счет синергического эффекта, возникающего при производстве различных продуктов;

• оптимизация внутрифирменных связей, способствующая сни­жению общефирменных затрат;

• интеграция распределительных сетей и систем поставки;

• оптимизация деятельности фирмы во времени;

• географическое размещение деятельности фирмы, позволяю­щее добиваться снижения издержек за счет использования местных особенностей.

Проводя в жизнь ценовую стратегию создания конкурентных преимуществ у продукта, фирма не должна забывать, что ее про­дукт в то же время должен соответствовать определенному уровню дифференциации. Только в этом случае ценовое лидерство может принести существенный эффект. Если же качество продукта ценового лидера существенно ниже качества аналогичных продук­тов, то для создания ценового конкурентного преимущества может потребоваться столь сильное снижение цены, что оно может привести к отрицательным последствиям для фирмы. Тем не менее следует иметь в виду, что стратегия лидерства в цене и стратегия дифференциации не должны смешиваться и уж тем более не следу­ет пытаться реализовывать их одновременно.

Дифференциация является второй стратегией создания конку­рентных преимуществ. При данной стратегии фирма старается при­дать продукту что-то отличительное, необычное, что может нравиться покупателю и за что покупатель готов платить. Стратегия дифферен­циации направлена на то, чтобы сделать продукт не таким, каким его делают конкуренты. Чтобы добиться этого, фирме приходится выхо­дить за пределы функциональных свойств продукта.

Фирмы совсем не обязательно используют дифференциацию для получения надбавки к цене. Дифференциация может способст­вовать расширению объема продаж за счет увеличения количества реализованных продуктов либо же за счет стабилизации потребле­ния вне зависимости от колебаний спроса на рынке.

Информация о работе Анализ конкурентных преимуществ фирмы