Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 21:38, курсовая работа
Принципиально важную роль в информационно-аналитическом обеспечении любой конкурентной стратегии - будь то наступательной или оборонительной - играют, во-первых, улавливание сигналов об уязвимости конкурента или, напротив, о его подготовке к наступательным действиям; во-вторых, их всесторонний анализ; в-третьих, синтезирование сведений, способствующих принятию обоснованных предпринимательских решений.
Введение
1 Понятие конкурентных преимуществ
2 Методика конкурентного анализа
2.1 Понятие движущих сил конкуренции и ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе
2.2 Анализ форм и интенсивности конкуренции
2.3 Определение положения конкурентов
3 Анализ конкурентных преимуществ страхового предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Критический сравнительный анализ взглядов на конкурентные условия российского страхового рынка позволяет сделать вывод, что на нем существует двухуровневая система страховых организаций, которые по-разному относятся к условиям международной конкуренции. Первая группа – это компании с крупным уставным капиталом, разветвленной филиальной сетью, квалифицированным персоналом, качественной системой бизнес-процессов, позволяющей предлагать на рынке страховые продукты практически для всех групп потребителей. Эта группа немногочисленна и включает не более 20-25 страховщиков, имеющих, как правило, строение вертикально интегрированных холдингов. Их основным конкурентным преимуществом является учет в стратегических планах ориентиров на работу в странах СНГ и Западной Европы. Реализация этой цели вынуждает их менеджмент работать в направлении увеличения капитализации своих предприятий, проведения IPO и предложений акций своих компаний на внутреннем и внешнем фондовых рынках. Эти страховые операторы уже имеют высокий рейтинг финансовой надежности и платежеспособности отечественных рейтинговых агентств и предпринимают попытки получить рейтинговую оценку международных оценщиков. Входящие в эту группу операторы работают с крупными отечественными предприятиями, которые либо относятся к естественным монополиям, либо имеют устойчивую конкурентную позицию в отечественной экономике. Именно эта группа компаний обусловливает олигопольные характеристики современного российского страхового рынка. Допуская высокую убыточность по страховым операциям за счет больших издержек в части оплаты комиссионного агентского вознаграждения в кратковременном периоде (до года), они в этот период «выдавливают» с рынка компании, которые не обладают такой высокой финансовой устойчивостью. Иными словами, они диктуют свои условия относительно цены страхового продукта. Отличительным свойством этой группы страховых операторов является быстрое восприятие организационных особенностей строения бизнеса и каналов продвижения страховых продуктов, которые в основном используются на западных страховых рынках. Некоторые из них уже конкурируют с европейскими страховыми компаниями на их территориях.
Во вторую группу включаются все остальные страховые компании.
В сценариях развития событий учтены три важные составляющие: последствия взаимодействия всей российской экономики с глобальным мировым сообществом, динамика платежеспособного спроса физических и юридических лиц, которые являются основными поставщиками страховых премий, а также реакция отечественных страховщиков на новые условия конкуренции с иностранными партнерами. В результате последовательного анализа каждого из выделенных аспектов можно сделать вывод о том, что отечественная экономика имеет немалый потенциал, для того чтобы рыночными, а не только протекционистскими мерами стимулировать развитие своего страхового рынка. Отечественные страховщики имеют возможности для увеличения всего спектра страховых продуктов и услуг, которые могут быть востребованы обществом. Процессы покупки отечественных компаний западными страховщиками доказывают это со всей очевидностью. Страховая отрасль не может быть более развитой, чем национальная экономика.
Для разработки жизнеспособной стратегии необходимо основательное исследование отрасли и конкурентной ситуации, так как отраслевые экономические характеристики, условия конкуренции и их предполагаемые изменения позволяют прогнозировать прибыльность отраслей, в которых работает или планирует работать компания. Можно выделить семь ключевых факторов конкуренции в отрасли:
1) основные экономические характеристики отрасли;
2) движущие силы конкуренции;
3) ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе;
4) общая привлекательность отрасли;
5) формы и интенсивность конкуренции;
6) самые сильные и слабые конкуренты;
7) вероятные последующие действия конкурентов.
Ключевые факторы успеха (КФУ) — это элементы, обеспечивающие успех организации; все, что способствует повышению прибыли. К числу КФУ относятся:
удачная стратегия;
свойства товаров, определяющие выбор потребителями той или иной марки или того или иного производителя;
ресурсы и возможности, обеспечивающие компании победу в конкурентной борьбе;
профессиональный опыт, производительность, действия по достижению устойчивого конкурентного преимущества.
В основе подхода, предложенного профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером для анализа формы и интенсивности конкуренции, лежит утверждение, что на состояние конкуренции в отрасли влияют пять основных факторов:
1) конкуренция между компаниями — действующими участниками отрасли;
2) вероятность появления новых конкурентов;
3) конкуренция со стороны производителей субститутов (товаров-заменителей) из других отраслей;
4) конкурентное давление со стороны поставщиков;
5) конкурентное давление со стороны потребителей.
Модель, предложенная М. Портером, позволяет всесторонне проанализировать характер конкуренции в конкретной отрасли, оценить степень влияния каждого фактора, природу создаваемого им конкурентного давления и общую структуру конкуренции. Как правило, чем сильнее общее воздействие факторов конкуренции, тем ниже уровень прибыли всех компаний-конкурентов.
Следующий этап анализа конкуренции в отрасли — определение положения конкурентов на рынке. Он реализуется на основе построения карты стратегических групп. Для того, чтобы превзойти соперников, надо понимать их стратегию, отслеживать и прогнозировать их действия.
К основным способам получения информации, необходимой для анализа конкурентов, относят:
- наблюдение за ситуацией на рынке;
- анализ высказываний менеджеров конкурирующих компаний;
- изучение ежегодных финансовых отчетов, отчетов независимых аналитиков, статей в отраслевых изданиях, пресс-релизов, информации на интернет-сайтах;
- посещение экспозиций конкурентов на выставках;
- беседы с клиентами конкурентов, их поставщиками, бывшими работниками и т.д.
Изучение состояния конкурентов и их перспектив помогает спрогнозировать их дальнейшие действия. Как правило, конкуренты, удовлетворенные своим положением, не меняют стратегию и вносят в нее лишь незначительные изменения. Положение дел компаний-неудачников может оказаться столь отчаянным, что это толкнет их на решительные наступательные или оборонительные действия. Хорошо налаженный сбор информации о конкурентах позволяет предугадать их действия, подготовить эффективные контрмеры, разработать оптимальный план действий для своей компании.
2
[1] Тренев Н.Н. Стратегическое управление. Учебное пособие. – М.: Приор, 2008. – С. 167.
[2] Менеджмент. Учебник / Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – С. 205.
[3] Винокуров В. А. Организация стратегического управления на предприятии. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. – С. 189.
[4] Винокуров В. А. Организация стратегического управления на предприятии. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. – С. 189.
[5] Ищенко А. Стратегическое управление в условиях внешних изменений // Генеральный директор. – 2008. - № 5. – С. 14-18.
[6] Кравец Л., Обрезанов С. Современный механизм обеспечения конкурентных преимуществ в сфере предпринимательства // Промышленная собственность. – 2008. - № 11. – С. 18-25.
[7] Кравец Л., Обрезанов С. Современный механизм обеспечения конкурентных преимуществ в сфере предпринимательства // Промышленная собственность. – 2008. - № 11. – С. 18-25.
[8] Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2007. – С. 378.
[9] Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2007. – С. 215.
[10] Волков В.В. Ключевые тенденции развития страхового рынка России. Cборник материалов Международной научно-практической конференции молодых ученых “Новая экономика: движущие силы и факторы». – Ярославль, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2008. – С. 189-195.
[11] Волков В.В. Факторы стратегического развития страхового бизнеса в России// Финансы. Деньги. Инвестиции. – 2008. - № 1. – С. 18-25.
[12] Волков В.В. Факторы стратегического развития страхового бизнеса в России// Финансы. Деньги. Инвестиции. – 2008. - № 1. – С. 18-25.