Анализ внешней среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание

В данной работе рассматривается внутренняя и внешняя среда организации на примере Тюменского хлебокомбината

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……5
1.1.Понятие и основные элементы внешней среды предприятия………………...5
1.2.Понятие и основные элементы прямого воздействия внешней среды предприятия………………………………………………………………………...10
1.3.Понятие и основные элементы косвенного воздействия внешней среды предприятия………………………………………………………………………...21
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТ ОАО «ТЮМЕНСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»………………...29
2.1. Характеристика предприятия как объекта исследования…………………...29
2.2 Исследование факторов макросреды предприятия…………………………..31
2.3 Анализ факторов микросреды предприятия…………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………42
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….44

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ.doc

— 304.50 Кб (Скачать документ)

       Во-вторых, это то, что степень воздействия  отдельных компонент макроокружения на различные организации различна. В частности, степень влияния проявляется по-разному в зависимости от размера организации, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и т. п. Например, считается, что крупные организации испытывают большую зависимость от макроокружения, чем мелкие. Чтобы учитывать это при изучении  макроокружения, организация должна определить для себя, какие из внешних факторов, относящихся к каждой из компонент макроокружения, оказывают значительное влияние на ее деятельность. Кроме того, организация должна составить список тех внешних факторов, которые являются потенциальными носителями угроз для организации. Также необходимо иметь список тех внешних факторов, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для организации.[ 20, c. 123]

       Для того чтобы организация могла  результативно изучать состояние  компонент макроокружения, должна быть создана специальная система  отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов. Наиболее распространенными способами наблюдения являются:

    • Анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях;
    • Участие в профессиональных конференциях;
    • Анализ опыта деятельности организации;
    • Изучение мнения сотрудников организации;
    • Проведение внутриорганизационных собраний и обсуждений.[ 3, c. 13]

       Изучение  компонент макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они  пребывали ранее или же в каком состоянии они находятся на данный момент времени. Необходимо также вскрыть те тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных фактов и попытаться предсказать направление развития этих факторов с тем, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать организацию и какие возможности могут открыться перед ней в будущем.

       Система анализа макроокружения дает необходимый  эффект только в том случае, если она поддерживается высшим руководством и дает ему необходимую информацию, если она тесно связана с системой планирования в организации и, наконец, если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые в состоянии проследить связь между данными о состоянии макроокружения и стратегическими задачами организации и оценивать эту информацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализации стратегии организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОАО «ТЮМЕНСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ» 

     2.1 Характеристика предприятия как объекта исследования 

     Полное  фирменное наименование эмитента: Открытое акционерное общество "Тюменский хлебокомбинат"

     Сокращенное фирменное наименование эмитента: ОАО "Тюменский хлебокомбинат" и/или ОАО "ТХК"

     ОАО «Тюменский хлебокомбинат» -это крупная промышленная фирма, в составе которой 4 производственных цеха и 3 филиала пекарни.

     Создание  хлебокомбината в г.Тюмени началось с 1934 года, когда по ул.Ленина,д.57 были смонтированы пять двухъярусных печей Никольского с выработкой хлеба в объеме 35-40 тн в сутки.

     В декабре 1935 года был  создан хлебокомбинат, в состав которого входили хлебозавод по ул. Ленина,д.57 и пекарня №1 по ул. Урицкого, д.48, пекарня №2 по ул. Республики, д.36. В 1978 году согласно генерального плана развития города Тюмени предприятие было перенесено на новую производственную площадку по ул. Демьяна Бедного, д.5.

В 1989 году предприятие было реорганизовано и разделено на два  государственных предприятия "Тюменский хлебокомбинат" и "Булочно-кондитерский комбинат".

     В 1994 году  согласно плану приватизации правопреемником  государственного предприятия "Тюменский хлебокомбинат" стало акционерное общество открытого типа "Тюменский хлебокомбинат, затем   переименованное в открытое акционерное общество "Тюменский хлебокомбинат".[24]

     История предприятия насчитывает 80 летний опыт работы на Российском рынке производства хлебобулочных и кондитерских изделий. Комбинат имеет в своей структуре четыре крупных производственных цеха, в которых трудится более 700 человек.

     На  предприятии регулярно производится интенсивное техническое переоснащение  и модернизация производства , закупается и устанавливается современное оборудование, позволяющее расширять и обновлять ассортимент выпускаемой продукции, чутко реагировать на запросы покупателей.

     Хлебокомбинат выпускает более 300 наименований хлебобулочных, мучнистых кондитерских изделий, бисквитно- кремовых изделий. Ежедневно на полки магазинов города и области поступает более 50 тонн разнообразной продукции нашего производства. Долю производства по годам можно посмотреть в приложении 2.[22]

     В широком ассортименте продукция  предприятия представлена как в  крупных торговых сетях города и области, так и в небольших магазинах. География поставок продукции комбината обширна. Она обхватывает не только г. Тюмень, но и всю Тюменскую область, а так же осуществляем поставки продукции в соседние области: Курганскую и Свердловскую.

     Тюменский хлебокомбинат ежегодно принимает  участие в различных выставках, конкурсах городского, областного, международного уровня. Большой ассортимент  выпускаемой продукции удостоен наградами.

     В планах на будущее – работа по созданию новых сортов хлеба по уникальным рецептам, направленных для поддержания здоровья, работоспособности и активного долголетия населения России.[24]

     Перечень  продукции, которая завоевала тюменскую  марку:

     - Хлеб «Дворянский» из смеси  ржаной и пшеничной 1 сорта;

     -Хлебцы  «Докторские»;

     - Батон «столичный»;

     - Хлебобулочные и булочные изделия:  «8 злаков», халы плетеные,булочка «смак»;

     - Торты бисквитные :«Саше», «Капучино», «Сладкая долина»,«Тропикано»

     Основные  виды продукции отражены в приложении 1.[22] 
 

       Таблица 1

     Результаты финансово-хозяйственной деятельности комбината.

Наименование  показателя 2004 год 2005

год

2006 год 2007 год 2008 

год

1кв.2009 года
Выручка, тыс. руб. 284838 256958 293178 333014 415228 94992
Валовая прибыль, тыс. руб. 26484 4288 50264 45026 56863 13062
Чистая  прибыль,

тыс. руб.

746 3888 5173 5821 4701 2494
Рентабельность  собственного капитала, % - 10 12,7 - 11 5,5
Рентабельность  активов, % - 6,3 8,5 - 5,9 3,1
Коэффициент чистой прибыли, % 0,3 1,5 1,7 - 1,1 2,6
Рентабельность  продукции (продаж),% - 1,7 4,3 0,3 3,4 3,3
Оборачиваемость капитала, % 8,1 6,7 6,9 9 9,4 2
Сумма непокрытого убытка на отчетную дату, тыс. руб. -4585 -1315      0 - 1803 - -
Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и валюты баланса, % 8,0 0,02 - 43 - -
 

     Численность работающих за 2009 год составила 267 человек, в том числе промышленно - производственного персонал - 213 человек; управленческий персонал - 54 человека. [24] 

     2.2 Исследование факторов макросреды предприятия 

     Макроокружение  создаёт общие условия нахождения организации во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительно к отдельно взятой организации. Хотя степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна, что связано с различиями, как в сферах деятельности, так и с внутренним потенциалом организаций.

       Для оценки экономической компоненты макроокружения организации необходимо рассмотреть  основные показатели, характеризующие  экономическое положение Тюменской области в настоящее время, так как в целом, наметившиеся тенденции в регионе совпадают с общероссийскими, отличаясь лишь темпами.

       Чтобы оценить влияние происходящих экономических  процессов на ОАО «Тюменский хлеблкомбинат», нужно рассмотреть сложившееся положение дел в той отрасли, к которой относится эта организация. Так, анализируя ситуацию в пищевой промышленности, а конкретно Хлебопекарный сектор пищевой отрасли  за январь-сентябрь 2009 года в целом по области с учетом оценки объемов производства малых и совместных предприятий, ежегодно вырабатывается 270 тыс. т. хлеба и хлебобулочных изделий и 31 тыс. т. кондитерских изделий. [23]

       Хлеб и хлебобулочные изделия являются товаром широкого потребления, в структуре расходов населения на продовольственные товары, расходы на них составляют существенную часть  - 18,7%. Использование среднегодовой мощности за последние годы по выпуску хлеба и хлебобулочных изделий крупными и средними предприятиями Тюменской области недостаточно и составляет около 38%.  В пищевой промышленности в 2011 году произведено хлеба и хлебобулочных изделий 287тонн или 89,6% к уровню 1квартала 2010года, кондитерских изделий – 11,6тонн (116% к уровню 1квартала 2010года) [25]

     Необходимо  также отметить, что в экономике  сохраняются инфляционные процессы. По данным Тюменьстата, за январь 2011 года потребительские цены выросли на 3%. Цены на продовольственные товары в увеличились на 3,3%, на непродовольственные товары – на 1,3%, на платные услуги населению – на 5%. Из продовольственных товаров в Тюменской области наиболее заметно подорожала крупа и бобовые (на 11,2%), сливочное масло (на 10,4%), сахар-песок (на 7,9%). Из непродовольственных товаров – телерадиотовары (на 5,9%), бензин (на 5%).[25] 

     В декабре 2010 года ситуация на рынке хлеба  характеризуется следующими показателями. Продолжительный рост отпускных цен на зерновые влечет изменение отпускных цен на муку и хлеб. ОАО «Тюменский хлебокомбинат» поднял цены на хлеб социально значимых сортов, повышение составило 1 процент. Рост цеп является ожидаемым явлением, так как в ноябре мукомольные компании осуществили повышение цен па свою продукцию. За 2010 год рост цен на хлеб из пшеничной муки у ОАО «Тюменский хлебокомбинат» составил 11 %, на хлеб из ржаной муки 9 %.[23]

     Отпускная цена с НДС по состоянию на 15 марта 2011 года на хлеб 1 сорта за кг. составляла 29 рублей 84 копейки, на хлеб «Дарницкий» 26 рублей 50 копеек. [25]

     При анализе экономической компоненты макроокружения нужно рассмотреть финансовую деятельность организаций, которая представлена в табл. 1.[24]

     По  данным ежемесячного отчета за 1 квартал 2009 года  чистой прибыли получено 2494 тыс. руб, что в 1,9 раз меньше, чем за соответствующий период 2008 года, и в 2,3 меньше периода 2007 года. Данное снижение прибыли можно объяснит сложной экономической ситуацией в стране, высокими темпами инфляции и быстро возросшими ценами на зерновую продукцию.  Но, не смотря на эту отрицательную динамику, на предприятии снизилась сумма непокрытого убытка, если в 2007 году она составляла 1803 тыс.руб., то в 2008 и 2009 годах предприятие погасило ее до 0 рублей. [22]

     Комбинат не осуществляет внешнеторговой деятельности, весь  объем выпускаемой продукции приходится на внутренний  рынок, поэтому хлебокомбинат не имеет рисков, связанных с изменением цен на внешних рынках. Существующий на данный момент темп роста инфляции не оказывает значительного влияния на финансово-хозяйственную деятельность. В случае значительного роста инфляции возможно повышение цены на выпускаемую продукцию, что приведет  к снижению ожидаемых доходов  от производственной деятельности в условиях инфляции.[25]

     Риск снижения финансовой  устойчивости: возможность нарушения равновесия финансового развития комбината в результате нарушения структуры капитала (значительное увеличение дебиторской задолженности, доли заемных средств и т.п.).Форс-мажорные риски: возникновение непредвиденных ситуаций, которые могут привести к потере доходов и активов предприятия. Возникновение рисков финансовой устойчивости и форс-мажорных рисков может привести к значительным изменениям в финансовом положении общества .

     Политическую  компоненту макроокружения организации  на данный этап времени в целом  по стране можно охарактеризовать как  относительно стабильную. Это результат прихода к власти на президентских выборах Д.А. Медведева, в лице которого как большинство россиян, так и мировая общественность видят своего рода гаранта политической стабилизации в РФ. Этому предшествовала длинная череда частых смен Правительств в стране, что не могло не отразиться отрицательным образом на проводимую ими экономическую политику, в частности на возникающие кризисы в финансовой сфере, вызывающие за собой ухудшение состояния экономики в целом. Поэтому стабилизация ситуации в политической сфере в этом году привела к общему улучшению ситуации и в других сферах, в том числе и экономической, а, следовательно, появились возможности для более эффективного использования своего потенциала всеми субъектами хозяйствования.

Информация о работе Анализ внешней среды предприятия